Файл: Одноралов Н.В. Гальванотехника в декоративном искусстве [учеб. пособие].pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.06.2024

Просмотров: 92

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
8. Схема разъемности очертания:
а — разъемное, б — неразъемное

сматривать с мест, расположенных по обе стороны на централь­

ной оси.

В дальнейшем изложении нередко придется описывать приемы работы при гальваническом репродуцировании раздельно для каждой из указацных групп.

Не менее существенное значение имеет разделение скульптур по признаку разъемности. Очертание называется разъемным, если перемещение его параллельно самому себе не встречает препятствий ни в одной точке. Так, на рис. 8 очертание «а» является разъемным в -направлении, указанном стрелками, а очер­ тание «б» не обладает разъемностью ни в каком направ­ лении.

Обычно очертание можно разделить на части, каждая из которых является разъемной. На рис. 8 показано, как очерта­ ние «б» можно разделить на три части — разъемные в раз­ ных направлениях.

Приведенные примеры от­ носятся к двухмерным очерта­ ниям, так как они яснее выра­ жаются на рисунках, в практи­

ке же речь обычно идет о трехмерной (т. е. пространственной, а не плоской) разъемности, однако по существу от этого ничего не ме­ няется.

Пространственные очертания, при разделении которых затруд­ нения не возникают, называются простыми (идущими на выход). Напротив, пространственные очертания, которые имеют поднутре­ ния, создающие «замки», и потому не могут быть разделены, на­ зываются сложными (замковыми).

В процессе контактного копирования копируемый предмет по­

крывают слоем того или иного материала,

а отделив

затем этот

материал, получают рельеф, обратный копируемому.

Контактное

копирование с обратного рельефа снова дает прямой рельеф.

Все рельефы принято характеризовать по отношению к исход­

ным моделям, а не друг к другу: прямым

рельефом

(позитивом)

называют копию, имеющую такой же вид, как модель,

а обрат­

ным рельефом (негативом) — копию, обратную модели,

подобно

слепку с нее.

 

 

 

Очертание, обладающее разъемностью в позитиве, всегда обла­ дает ею и в неТативе. Однако если для придания разъемности при­ шлось разделить очертание в позитиве на некоторое число элемен­ тов по определенным границам, то не во всех случаях принятые границы и даже выбранное число элементов оказываются наиболее удобными и в негативе.

25

/


Общая схема репродуцирования скульптуры

Ввиду изложенного способ разбивки скульптуры на отдельные элементы и правильное установление их границ оказывают решаю­ щее влияние на успешность последующих работ по репродуциро­ ванию.

На рис. 9 показан пример разбивки скульптуры на отдельные элементы для последующего гальванопластического копирования. Непосредственно с модели, как правило, не снимают гальваниче­ ских'копий, так как это привело бы к серьезному повреждению или непоправимой порче скульптуры.

При помощи формовочной техники с модели изготовляют одну или несколько промежуточных копий. С копий снимают формы, которые используют для гальванического воспроизведения скульп­

туры.

Формы делают из гипса, восковой композиции, пластмассы, легкоплавкого сплава и пр.

Как материал для изготовления форм, служащих для последую­ щего воспроизведения скульптуры в металле, чаще всего применя­

ется гипс.

В пластилине без перевода в гипс остаются лишь эскизные модели или варианты основной скульптуры. Такую скульптуру для предохранения от разрушения при длительном хранении покрыва­ ют снаружи тонким и ровным предохранительным слоем металла, зрительно не нарушающим форму и фактуру модели. Такой способ покрытия моделей называется работой «по верху».

Техника изготовления форм зависит от их материала.

Формы из гипса изготовляют общепринятыми формовочными

9. Разметка границ элементов, на которых будут стыки кожухов кусковых форм

26

приемами ’, т. е. изготовляют черно-

|

вые или кусковые формы.

 

I

Со скульптур, выполненных в I

глине или пластилине, обычно сни-

I

мают черновые формы. Черновая

I

форма (рис. 10)

 

обычно состоит из

I

двух (реже трех)

раковин. С отдель-

I

ных раковин

снимают

гальваниче-

I

ские копии, из которых составляется

I

репродукция.

 

которые

должны

I

Со скульптур,

I

быть обязательно сохранены, пред-

I

варительно снимают кусковые фор-

I

мы (рис. 11); они состоят из значи-

I

тельного числа

 

отдельных

кусков,

I

плотно

укладываемых

в

гипсовый

I

кожух в требуемом порядке. На рис.

I

11 а видим швы разъема кусков, на

I

рис. 11 б показана укладка всех гип­

 

совых кусков в кожух.

 

 

 

На кусковые формы обычно не­

 

посредственно

не наращивают ме­

 

талл,

как

на

раковины

черновых

 

форм. Они служат вспомогательными формами для изготовленияі набивкой глиняных или пластилиновых копий модели, с которых за­ тем снимают так называемые монолитные формы, уничтожая при этом копию модели. Последние отличаются от кусковых и черновых тем, что представляют собой одну цельную гипсовую раковину, из которой копию глиняной или пластилиновой модели удаляют, раз­ рушая ее.

Способ изготовления форм, помимо материала скульптур, за ­ висит также от сложности их очертаний.

Так, при воспроизведении сложнопрофилированной скульптуры, всегда имеющей «замки», обычно требуется предварительная ку­ сковая формовка для того, чтобы перейти на глиняную копию мо­ дели с последующим изготовлением черновых или монолитных форм (рис. 17).

Таким образом, независимо от того, применяют ли черновую или кусковую форму, гальваническое наращивание приходится вести по гипсу (по черновой форме — в первом случае, по моно­ литной— во втором).

Приготовленные гипсовые формы проходят тщательную сушку, затем для устранения гигроскопичности — пропитку в озокерите.

Формы из воска наиболее удобны в гальванопластике, и приме- - нение их обеспечивает высокую степень точности репродукции.1

1 Способы формовки скульптур см.: Б рой д о Д.,

Руководство по гипсовой

формовке художественной скульптуры, М., «Искусство»,

1937; М е л ю к о в И. Н.

Техника скульптурно-формовочных работ в архитектуре, изд. Академии архитек­ туры СССР, 1946.

27


Ы. Кусковая форма с кожухом

I Восковые формы изготовляют исключительно с барельефной ме­ таллической скульптуры, формирующейся на выход. Формы из воска могут применяться как для изготовления миниатюрной медальер­ ной скульптуры, так и для крупных барельефов. На рис. 12 по­ казаны: модель, форма, снятое с формы изделие и готовый ме­

дальон '.

Пластические массы (целлулоид, акрилат) и металлы (алюми­ ний, свинец, легкоплавкие сплавы, медь) обычно применяют при репродуцировании медальерной и, реже, барельефной скульп­

туры.

Формы из пластических масс изготовляют методом горячего прессования, алюминиевые — распылением, свинцовые — прессова­

нием или обкладкой, из легкоплавких сплавов — отливкой,

мед­

ные — гальванопластикой.

восковые или пластмассовые

Чтобы использовать гипсовые,

формы для гальванического копирования, необходимо сделать

их

поверхность электропроводящей,

что осуществляется нанесением

проводящего слоя. Нанесение такого слоя на формы из диэлектри­ ков является одной из основных операций технологии гальвано­ пластики. От этой операции зависит скорость начальной стадии процесса электролиза, определяющая качество поверхности нара­ щиваемого металла. Для получения электропроводящего слоя фор­ му натирают графитом или химически осаждают на ее поверхность серебряную, золотую или медную пленку, или наносят тонкий слой золота или серебра катодным распылением.1

1 На снимках рельефов вследствие нестер'еоскопичности снимков глаз обычно не улавливает выпуклости или вогнутости всей поверхности, что как раз и является определяющим для суждения о том, показан ли на снимке рельеф или контр­ рельеф; мы придерживались правила освещать при съемке все подобные объекты так, чтобы свет падал сверху. При таком условии позі*тивы кажутся освещенны­ ми сверху, а негативы снизу.

28

Металлические формы, конечно, не требуют нанесения электропроводящего слоя (как гипсовые, восковые, пластмас­ совые) , что существенно упрощает техно­

логический процесс.

После нанесения проводящего слоя выполняют собственно гальваническое

наращивание.

/ Процесс гальванопластики является ■частью прикладной электрохимии, а именно электрометаллургии водных раст­ воров солей металлов. Процесс основан на выделении металла под действием электрического тока из водных растворов солей металлов (электролитов). Выде­ ляемый металл может отлагаться на лю­ бом теле, проводящем ток, если это тело погрузить в электролит и соединить с от­ рицательным полюсом. Роль такого тела и выполняют в процессе гальванопласти­ ки формы, на которых откладывается металл желаемой толщины.

Если рабочей поверхностью является сторона, которая была обращена к фор­ ме, наращивание называют гальванопластическим, а если рабочей является сто­ рона, не примыкающая к форме, наращи­ вание называют гальваностегическим.

В результате наращивания получают отдельные элементы гальваноскульп­ туры.

Снятый с форм гальванические копии можно использовать и в качестве метал­ лических форм для дальнейшего размно­ жения. Такие формы называют контр­ рельефом.

По окончании наращивания произво­ дят монтировочные работы, которыми за­ вершают процесс изготовления репро­ дукций.

К монтировочным работам относятся: удаление грата, образующегося в про­ цессе наращивания металла; последую­ щая опиловка края, с которого срезан облой; подгонка отдельных деталей для сое­ динения в требуемом порядке; спайка со­ единяемых частей.

За монтировочными следуют отделоч­ ные работы.

12. Модель, восковая форма, репродукция с облоем, готовый медальон. (Зоя Космодемьянская, художник Жуков)

29



13. Стадии уменьшения барельефа (А. С. Пуш­ кин, скульптор А. Туманов)

К отделочным работам относится тонирование скульптуры химическим путем (для получения па­ тины) или гальваностегическое нанесение золота, серебра или других деко­ ративных металлов.

Такова общая схема работ по репродуцирова­ нию скульптуры.

Другие виды применения гальванотехники

в декоративном искусстве

Применение гальвано­ техники в декоративном искусстве не ограничива­ ется репродуцированием скульптуры.

Возможности приме­ нения гальванопластики в художественной промыш­ ленности обширны и раз­ нообразны.

Гальванопластически

.могут быть изготовлены 'йе только законченные скульптурные произведе­ ния, но и отдельные деко­ ративные элементы, на­ пример орнаменты для дверных ручек, торшеров, люстр, фризов, мемори­ альных досок, письмен­ ных приборов и пр.

Примером своеобраз­ ного применения гальва­ нотехники может служить обработка кружев пу­ тем гальванопластического наращивания и гальваностегического покрытия с последующим вмонтированием их в изделия в ка­ честве декоративного элемента.

30

В отдельных случаях может представить интерес уменьшение изделий путем использования усадочных свойств восковой компо­ зиции. На рис. 13 показано постепенное уменьшение модели за счет усадки восковой композиции. Форма, отлитая из восковой компо­ зиции, остывая, получает равномерную усадку. При каждой усадке размер уменьшается на 2,5—3%, усадка возрастает с повышением температуры-, при которой производят заливку. После усадки на форму наращивают металл, снимают его и снова отливают с него восковую форму. После усадки второй восковой формы на нее опять наращивают металл. Так ведут процесс, пока не получится репродукция требуемого уменьшенного размера. С такой же целью можно использовать для изготовления форм фарфоровую массу, тоже получающую усадку. Однако применение ее менее доступно, чем применение восковой композиции.

Художественные гальванопластические детали можно также с успехом использовать для декорирования изделий из стекла и ке­ рамики. Металлические детали крепят к стеклу и керамике припаиванием к серебряному слою, нанесенному вжиганием.

Наконец, гальванотехнику можно применять в реставрацион­ ных работах для укрепления каких-либо металлических музейных деталей или изделий. Для этого их с лицевой стороны временно покрывают воском, лаком или другим изолирующим составом, на оборотную сторону наращивают металл.