Файл: Одноралов Н.В. Гальванотехника в декоративном искусстве [учеб. пособие].pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.06.2024

Просмотров: 90

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Такое неравномерное распределение металла по поверхности рельефа свидетельствует о наращивании его на объемную модель:

гальванопластические отложения металла всегда

резко неравно­

мерны по толщине на сложнопрофилированных

рельефах — они

всегда тоньше в углублениях и толще в выпуклых местах.

В кистях рук ангелов, выполненных гальванопластическим пу­ тем, медь имеет толщину, едва достигающую 0,4—0,5 мм. С внут­ ренней стороны металл не имеет ни дендритов, ни выраженных вкраплений, тогда как с внешней стороны имеются дендритные об­ разования.

Это подтверждает вывод о способе гальванопластического от­ ложения не в форму, а непосредственно на отдельные детали скульптуры.

Таким же образом поверху изготовлены и светильники. Корпуса, представляющие наиболее грубопрофилированные

части скульптур, которые состоят, как уже отмечено выше, из мно­ гочисленных больших складок, спадающих к плинту, изготовлены медночеканной техникой. Они, видимо, были вычеканены на спе­ циальных твердых формах-моделях, которые могли быть изго­ товлены из дерева, баббита или цинкового сплава.

Эта часть скульптур не нуждалась в точном репродуцировании, да и была сложна для техники гальванопластики того времени. Здесь скульптор применил листовую 3-мм медь в комбинации с листовым свинцом такой же толщины.

Часть корпусов скульптур с волнами больших и сложных складок была целиком изготовлена из мягкого листового свинца.

Интересным примером в технике художественной обработки металла того времени служит прием, которым придавалась более высокая жесткость листовому свинцу в дополнение к нагартованию его во время чеканных работ. Указанные свинцовые детали после получения окончательной скульптурной формы были гальвани­ чески покрыты толстым слоем меди с двух сторон; это придало им дополнительную жесткость, а скульптурам — однородность тона.

Аналогичная техника художественной обработки металла при­ менялась при изготовлении скульптур ангелов под аттиком собора и ряда настенных скульптур внутри собора.

ГАЛЬВАНОПЛАСТИЧЕСКАЯ САДОВО-ПАРКОВАЯ СКУЛЬПТУРА

Образцы гальванопластической садово-парковой скульптуры широко и разнообразно представлены в Екатерининском парке города Пушкина. Гальванопластические скульптуры установлены на балюстраде террасы парка, на аллее парка, вблизи пруда и

у самого пруда.

Приведенные образцы гальванопластической скульптуры раз­ личны по сложности и размерам. Уникальные образцы скульптуры античных мастеров репродуцированы в 1840—1853 гг. Таковы

18


3

6. Гальваноскульптура. 50-е годы XIX века

J9


«Аполлон

Бельведерский» — копия со скульптуры Леохара (IV в.

до и. э.),

«Силен с малюткой Дионисом» — копия со скульптуры

Лизиппа

(IV в до н. э.) и др.

Скульптуры сохранились и находятся в удовлетворительном состоянии; лишь некоторые из них требуют частичных реставраци­ онных работ. Все они изготовлены комбинированной техникой: гальванопластической и медночеканной. Только часть деталей, на­ пример кисти рук у отдельных фигур, выполнена из литой бронзы (можно предположить, что литые детали изготовлены при рестав­ рации) .

Скульптура выполнена в полтора-два раза больше натуральной величины.

Плинты скульптур изготовлены из листовой меди толщиной 1,5—2 мм, спаянной оловянно-свинцовым припоем встык. Ввиду легкости скульптуры плинты прикреплены к каменным основаниям скобами.

Отдельные детали скульптуры соединены пайкой оловянно-свин­ цовым припоем встык с накладкой меди на швы изнутри.

На скульптуре заметны следы опиловки и грунтовки специаль­ ной шпаклевкой.

Формовка деталей и, следовательно, сборка их в скульптуре производились преимущественно по горизонтальным линиям. От­ дельные горизонтальные швы видны на бедрах некоторых скуль­ птурных фигур, например «Юноша с эстафетой», «Апоксиоме-

на» и др.

Головы скульптур собраны из трех-четырех спаянных дета­ лей; кисти рук из двух частей: верхней и нижней, спаянных между собой и с запястьем, пайка имеется также в плечевой части. Лице­ вая и тыльная части рук также изготовлены отдельно и спаяны между собой.

В торсах, ногах и других деталях скульптур толщина гальвано­ пластической меди равна 1—1,5 мм. Исключение составляют кисти рук, которые имеют толщину меди всего в 0,3—0,4 мм. Недостаточ­ ная толщина металла в кистях рук, видимо, и была причиной их поломки у тех скульптурных фигур, кисти которых заменены литы­ ми из бронзы. Детали скульптур, не требовавшие абсолютно точно­ го репродуцирования, например складки одежды, выполнены мед­ ночеканной техникой в скульптурах «Молодая женщина», «Диана», «Римский император Нерва», «Венера с амуром» и др.

Гальванопластической техникой выполнены опоры 1 скульптур, а плинты изготовлены, как уже упомянуто выше, в некоторых слу­ чаях из листовой меди, даже с фактурой камня, например скульп­ тура «Римский император Нерва». В скульптурах имеются отвер­ стия (диаметром 2,5—3 мм) для стока воды, собирающейся от дождей и тающего снега внутри скульптур. Благодаря наличию

1 Опоры в гальванопластических скульптурах придают скульптурам конст­ руктивную жесткость и фактически играют ту же роль, что и в мраморных ори­ гиналах.

20


сточных отверстий предотвращается возможность скопления воды внутри скульптур, чем устраняется опасность вздутий или разрыва швов скульптур при замерзании воды. Сточные отверстия сделаны в непросматриваемых деталях скульптур, например в локтях, со­ гнутых руках, под складками одежды и т. п.

Скульптуры выполнены с высокой точностью гальванопластического репродуцирования. Способом бронзового литья даже по восковой модели, который широко применялся в то время, нельзя было бы достигнуть таких результатов без дополнительных чекан­ ных работ. Кроме того, метод литья в той или иной мере вызывает усадку металла в процессе его остывания. Металл может дефор­ мироваться не только в процессе литья, но и в процессе паяния твердыми припоями (например, латунными или серебряными), в случае применения которых необходим прогрев больших площадей до высоких температур (в пределах 800—1000°).

Особенно значительным деформациям подвержен при высоких температурах тонкий металл. Поэтому для пропаивания швов в тонкостенной скульптуре применялись низкоплавкие (свинцово­ оловянные) мягкие припои, что исключало возможность искажения их форм.

РОЛЬ РУССКОЙ ГАЛЬВАНОТЕХНИКИ В РАЗВИТИИ ДЕКОРАТИВНОЙ

ГАЛЬВАНОСКУЛЬПТУРЫ

Приведенные выше образцы монументально-декоративной и парковой скульптуры характеризуют высокий уровень русской художественной гальванопластики середины XIX в.

Отличное качество русских образцов .гальванопластических репродукций оказало огромное влияние на развитие гальвано­ скульптуры в странах Европы, особенно во Франции, Италии и впоследствии в Германии.

Значительное количество скульптур, декоративных, архитектур­ ных деталей и изделий изготовил методом гальванопластики па­ рижский завод Кристофля. Другой завод, Удри, даже декорировал чугунные столбы для уличных фонарей и фонтаны наращиванием меди по предварительно нанесенной специальной восковой мастике.

Русская гальванопластика, будучи самой передовой в мире, создала многочисленные художественные шедевры, которые не раз демонстрировались на различных международных выставках, в том числе на Лондонской выставке 1851 г. и на Всемирной выстав­ ке в Париже 1867 г., где, как мы уже отмечали выше, сам Б. С. Якоби демонстрировал образцы русской гальванопластики и выступал с сообщением о ее достижениях.

Но со времени смерти Б. С. Якоби (1874) и до Великой Ок­ тябрьской социалистической революции художественная гальвано­ пластика находилась в полном упадке. Советская художественная гальванопластика явилась истинной продолжательницей дела вы-

21


7. Гальваноскульптура. 50-е годы XIX века

22

дающегося русского изобретателя. В эпоху социализма стали соз­ давать превосходные образцы декоративной и монументальной скульптуры с использованием новых, усовершенствованных мето­ дов гальванопластики. Много сделано в этой области заводом «Мо-

нументскульптура» и лабораторией Московского

института

при­

кладного и декоративного искусства.

мастеров

вая­

Ряд работ лучших, талантливейших советских

ния— М. Г. Манизера, В. И. Мухиной, Е. В. Вучетича,

Н. В. Том­

ского и других — репродуцирован с сохранением всей

глубины и

тонкости их мастерства при помощи гальванопластической техники. Эти гальванорепродукции свидетельствуют о высоких достижениях советской гальванопластики и дают представление о тех путях, по которым она должна развиваться в дальнейшем.

Г Л А В А II

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГАЛЬВАНОТЕХНИКИ

Классификационные признаки художественной гальваноскульптуры

Основным назначением художественной гальванопластики яв­

ляется воспроизведение

(репродуцирование)

скульптуры. Под р е-

п р о д у ц и р о в а н и е м

понимают изготовление копий со скульп­

туры, выполняемое с полным сохранением

объемных размеров и

фактуры.

 

 

Следует отметить, что скульптурой называют как оригинал, из­ ваянный скульптором, так и полученную с него в каком-либо мате­ риале копию. Исходную скульптуру называют моделью в отличие от промежуточных копий и от окончательной копии, которую назы­ вают репродукцией. Если репродукция изготовлена в металле при

помощи гальванопластики,

ее

называют гальванорепродукцией

(в частности, когда речь

идет

о скульптуре, — гальваноскульп­

турой) .

 

 

Термин «скульптура» применяют не только к крупным монумен­ тальным произведениям (например, статуям), но и к промёжуточным по размерам — настольным (например, бюстам) и к мел­ ким (например, медалям).

С точки зрения техники репродуцирования важнейшее значение имеет пространственный («объемный») характер очертаний скульп­ туры. По этому признаку скульптуры можно прежде всего разде­ лить па односторонние и многосторонние.

Односторонняя скульптура предназначена для рассматривания

с мест, расположенных на центральной оси,

перпендикулярной к

плоскости фона (барельефы), или отчасти

и с боковых сторон

(горельефы).

ѵ

Многосторонняя скульптура, обычно называемая круглой (ста­ туи), может рассматриваться с любого места и со всех сторон, но чаще имеет главную, фасадную сторону.

Промежуточной между односторонней и многосторонней явля­ ется медальерная скульптура. Она обычно сочетается из двух одно­ сторонних скульптур, одна из которых представляет лицо (аверс),, вторая — оборотную сторону (реверс); реверс медали очень часто снабжается только текстом. Медальерную скульптуру можно рас-

24