Файл: Одноралов Н.В. Гальванотехника в декоративном искусстве [учеб. пособие].pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.06.2024
Просмотров: 90
Скачиваний: 2
Такое неравномерное распределение металла по поверхности рельефа свидетельствует о наращивании его на объемную модель:
гальванопластические отложения металла всегда |
резко неравно |
мерны по толщине на сложнопрофилированных |
рельефах — они |
всегда тоньше в углублениях и толще в выпуклых местах. |
В кистях рук ангелов, выполненных гальванопластическим пу тем, медь имеет толщину, едва достигающую 0,4—0,5 мм. С внут ренней стороны металл не имеет ни дендритов, ни выраженных вкраплений, тогда как с внешней стороны имеются дендритные об разования.
Это подтверждает вывод о способе гальванопластического от ложения не в форму, а непосредственно на отдельные детали скульптуры.
Таким же образом поверху изготовлены и светильники. Корпуса, представляющие наиболее грубопрофилированные
части скульптур, которые состоят, как уже отмечено выше, из мно гочисленных больших складок, спадающих к плинту, изготовлены медночеканной техникой. Они, видимо, были вычеканены на спе циальных твердых формах-моделях, которые могли быть изго товлены из дерева, баббита или цинкового сплава.
Эта часть скульптур не нуждалась в точном репродуцировании, да и была сложна для техники гальванопластики того времени. Здесь скульптор применил листовую 3-мм медь в комбинации с листовым свинцом такой же толщины.
Часть корпусов скульптур с волнами больших и сложных складок была целиком изготовлена из мягкого листового свинца.
Интересным примером в технике художественной обработки металла того времени служит прием, которым придавалась более высокая жесткость листовому свинцу в дополнение к нагартованию его во время чеканных работ. Указанные свинцовые детали после получения окончательной скульптурной формы были гальвани чески покрыты толстым слоем меди с двух сторон; это придало им дополнительную жесткость, а скульптурам — однородность тона.
Аналогичная техника художественной обработки металла при менялась при изготовлении скульптур ангелов под аттиком собора и ряда настенных скульптур внутри собора.
ГАЛЬВАНОПЛАСТИЧЕСКАЯ САДОВО-ПАРКОВАЯ СКУЛЬПТУРА
Образцы гальванопластической садово-парковой скульптуры широко и разнообразно представлены в Екатерининском парке города Пушкина. Гальванопластические скульптуры установлены на балюстраде террасы парка, на аллее парка, вблизи пруда и
у самого пруда.
Приведенные образцы гальванопластической скульптуры раз личны по сложности и размерам. Уникальные образцы скульптуры античных мастеров репродуцированы в 1840—1853 гг. Таковы
18
3
6. Гальваноскульптура. 50-е годы XIX века
J9
«Аполлон |
Бельведерский» — копия со скульптуры Леохара (IV в. |
до и. э.), |
«Силен с малюткой Дионисом» — копия со скульптуры |
Лизиппа |
(IV в до н. э.) и др. |
Скульптуры сохранились и находятся в удовлетворительном состоянии; лишь некоторые из них требуют частичных реставраци онных работ. Все они изготовлены комбинированной техникой: гальванопластической и медночеканной. Только часть деталей, на пример кисти рук у отдельных фигур, выполнена из литой бронзы (можно предположить, что литые детали изготовлены при рестав рации) .
Скульптура выполнена в полтора-два раза больше натуральной величины.
Плинты скульптур изготовлены из листовой меди толщиной 1,5—2 мм, спаянной оловянно-свинцовым припоем встык. Ввиду легкости скульптуры плинты прикреплены к каменным основаниям скобами.
Отдельные детали скульптуры соединены пайкой оловянно-свин цовым припоем встык с накладкой меди на швы изнутри.
На скульптуре заметны следы опиловки и грунтовки специаль ной шпаклевкой.
Формовка деталей и, следовательно, сборка их в скульптуре производились преимущественно по горизонтальным линиям. От дельные горизонтальные швы видны на бедрах некоторых скуль птурных фигур, например «Юноша с эстафетой», «Апоксиоме-
на» и др.
Головы скульптур собраны из трех-четырех спаянных дета лей; кисти рук из двух частей: верхней и нижней, спаянных между собой и с запястьем, пайка имеется также в плечевой части. Лице вая и тыльная части рук также изготовлены отдельно и спаяны между собой.
В торсах, ногах и других деталях скульптур толщина гальвано пластической меди равна 1—1,5 мм. Исключение составляют кисти рук, которые имеют толщину меди всего в 0,3—0,4 мм. Недостаточ ная толщина металла в кистях рук, видимо, и была причиной их поломки у тех скульптурных фигур, кисти которых заменены литы ми из бронзы. Детали скульптур, не требовавшие абсолютно точно го репродуцирования, например складки одежды, выполнены мед ночеканной техникой в скульптурах «Молодая женщина», «Диана», «Римский император Нерва», «Венера с амуром» и др.
Гальванопластической техникой выполнены опоры 1 скульптур, а плинты изготовлены, как уже упомянуто выше, в некоторых слу чаях из листовой меди, даже с фактурой камня, например скульп тура «Римский император Нерва». В скульптурах имеются отвер стия (диаметром 2,5—3 мм) для стока воды, собирающейся от дождей и тающего снега внутри скульптур. Благодаря наличию
1 Опоры в гальванопластических скульптурах придают скульптурам конст руктивную жесткость и фактически играют ту же роль, что и в мраморных ори гиналах.
20
сточных отверстий предотвращается возможность скопления воды внутри скульптур, чем устраняется опасность вздутий или разрыва швов скульптур при замерзании воды. Сточные отверстия сделаны в непросматриваемых деталях скульптур, например в локтях, со гнутых руках, под складками одежды и т. п.
Скульптуры выполнены с высокой точностью гальванопластического репродуцирования. Способом бронзового литья даже по восковой модели, который широко применялся в то время, нельзя было бы достигнуть таких результатов без дополнительных чекан ных работ. Кроме того, метод литья в той или иной мере вызывает усадку металла в процессе его остывания. Металл может дефор мироваться не только в процессе литья, но и в процессе паяния твердыми припоями (например, латунными или серебряными), в случае применения которых необходим прогрев больших площадей до высоких температур (в пределах 800—1000°).
Особенно значительным деформациям подвержен при высоких температурах тонкий металл. Поэтому для пропаивания швов в тонкостенной скульптуре применялись низкоплавкие (свинцово оловянные) мягкие припои, что исключало возможность искажения их форм.
РОЛЬ РУССКОЙ ГАЛЬВАНОТЕХНИКИ В РАЗВИТИИ ДЕКОРАТИВНОЙ
ГАЛЬВАНОСКУЛЬПТУРЫ
Приведенные выше образцы монументально-декоративной и парковой скульптуры характеризуют высокий уровень русской художественной гальванопластики середины XIX в.
Отличное качество русских образцов .гальванопластических репродукций оказало огромное влияние на развитие гальвано скульптуры в странах Европы, особенно во Франции, Италии и впоследствии в Германии.
Значительное количество скульптур, декоративных, архитектур ных деталей и изделий изготовил методом гальванопластики па рижский завод Кристофля. Другой завод, Удри, даже декорировал чугунные столбы для уличных фонарей и фонтаны наращиванием меди по предварительно нанесенной специальной восковой мастике.
Русская гальванопластика, будучи самой передовой в мире, создала многочисленные художественные шедевры, которые не раз демонстрировались на различных международных выставках, в том числе на Лондонской выставке 1851 г. и на Всемирной выстав ке в Париже 1867 г., где, как мы уже отмечали выше, сам Б. С. Якоби демонстрировал образцы русской гальванопластики и выступал с сообщением о ее достижениях.
Но со времени смерти Б. С. Якоби (1874) и до Великой Ок тябрьской социалистической революции художественная гальвано пластика находилась в полном упадке. Советская художественная гальванопластика явилась истинной продолжательницей дела вы-
21
7. Гальваноскульптура. 50-е годы XIX века
22
дающегося русского изобретателя. В эпоху социализма стали соз давать превосходные образцы декоративной и монументальной скульптуры с использованием новых, усовершенствованных мето дов гальванопластики. Много сделано в этой области заводом «Мо-
нументскульптура» и лабораторией Московского |
института |
при |
|
кладного и декоративного искусства. |
мастеров |
вая |
|
Ряд работ лучших, талантливейших советских |
|||
ния— М. Г. Манизера, В. И. Мухиной, Е. В. Вучетича, |
Н. В. Том |
||
ского и других — репродуцирован с сохранением всей |
глубины и |
тонкости их мастерства при помощи гальванопластической техники. Эти гальванорепродукции свидетельствуют о высоких достижениях советской гальванопластики и дают представление о тех путях, по которым она должна развиваться в дальнейшем.
Г Л А В А II
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГАЛЬВАНОТЕХНИКИ
Классификационные признаки художественной гальваноскульптуры
Основным назначением художественной гальванопластики яв
ляется воспроизведение |
(репродуцирование) |
скульптуры. Под р е- |
п р о д у ц и р о в а н и е м |
понимают изготовление копий со скульп |
|
туры, выполняемое с полным сохранением |
объемных размеров и |
|
фактуры. |
|
|
Следует отметить, что скульптурой называют как оригинал, из ваянный скульптором, так и полученную с него в каком-либо мате риале копию. Исходную скульптуру называют моделью в отличие от промежуточных копий и от окончательной копии, которую назы вают репродукцией. Если репродукция изготовлена в металле при
помощи гальванопластики, |
ее |
называют гальванорепродукцией |
(в частности, когда речь |
идет |
о скульптуре, — гальваноскульп |
турой) . |
|
|
Термин «скульптура» применяют не только к крупным монумен тальным произведениям (например, статуям), но и к промёжуточным по размерам — настольным (например, бюстам) и к мел ким (например, медалям).
С точки зрения техники репродуцирования важнейшее значение имеет пространственный («объемный») характер очертаний скульп туры. По этому признаку скульптуры можно прежде всего разде лить па односторонние и многосторонние.
Односторонняя скульптура предназначена для рассматривания
с мест, расположенных на центральной оси, |
перпендикулярной к |
плоскости фона (барельефы), или отчасти |
и с боковых сторон |
(горельефы). |
ѵ |
Многосторонняя скульптура, обычно называемая круглой (ста туи), может рассматриваться с любого места и со всех сторон, но чаще имеет главную, фасадную сторону.
Промежуточной между односторонней и многосторонней явля ется медальерная скульптура. Она обычно сочетается из двух одно сторонних скульптур, одна из которых представляет лицо (аверс),, вторая — оборотную сторону (реверс); реверс медали очень часто снабжается только текстом. Медальерную скульптуру можно рас-
24