Файл: Макаров Г.В. Уплотнительные устройства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.06.2024

Просмотров: 244

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

где Dlt d1 — соответственно наружный и внутренний диаметры уплотнительного кольца; D2, d2 — соответственно наружный и внутренний диаметры опорного кольца. Обычно d2 = dx.

Продольное сечение колец, имеющее ступенчатый вид, прибли­ женно заменяется цилцндром одного диаметра.

Коэффициенты теплопередачи для уплотнительного и опор­ ного колец Кг и А,а могут быть не равны.

Учитывая эти особенности, можно написать:

Qi

=

^iS1tn1A1

(tmax

tx);

0.2

~

^2^ 2tlt2A

2 (^max

4)>

Рис. 65. Схема распределения теплового потока в тор­ цовом уплотнении:

/ — опорное кольцо; 2 — уплотннтелыюе кольцо

где

Г

f Л202

Если опорное кольцо соприкасается с жидкостью, то

При соприкосновении опорного кольца с воздухом по наруж­ ной и внутренней поверхностям

U2 = я (D„ + d2).

При омывании уплотнительного кольца жидкостью по наруж­ ной и частично по внутренней поверхностям

иг = я (D1 + cdx),

где с коэффициент, учитывающий, какая часть внутренней поверхности омывается жидкостью, c « S l .

Уравнение теплового баланса при этом примет вид

Q = Qi + Q2 = KSxtn^ (tmax у + KS3m2A2(tmax

— g .

117

Из этого уравнения максимальная температура в месте кон­

такта уплотнительного

и опорного

 

колец

будет

равна

 

 

В выражениях А х и Л2 без отдельного учета теплоотдачи с тор­

цов

вместо

 

необходимо ввести

 

 

 

.

 

 

 

 

 

 

Количество тепла, выделяющегося в уплотнении в единицу

времени,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

D =

Мхсо 3462°7°

ккал/ч,

 

 

 

 

 

где

Мт ; — момент

сил

трения;

со —

угловая

скорость вращения

вала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подставляя значение Q, получим

выражение

 

 

 

 

 

 

• fp'v

^

ЗбОоадс р

^ «

( W

'

A

+

№ М 2

)

- .

 

 

где

У скорость вала в~м/с; р' — давление в кгс/см2 ; SK

пло­

щадь в см2 ;

г

радиус

вала

в

см;

tmax

=

^о п

температура,

соответствующая

разрушению

жидкостной

пленки

в уплотняе­

мом

соединении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Температура жидкости, равная температуре агрегата при

установившемся

тепловом

режиме,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

' ж

' в

S a a ,

(1

 

'

 

 

 

 

 

 

где

5 а

поверхность

агрегата, с

 

которой

производится отдача

тепла

в окружающую

среду.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тогда

для случая, когда в жидкости

находится одно

уплотни-

тельное кольцо,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

,

 

,

_

427г

 

 

 

 

 

 

 

 

(*тах -

*»).

 

(98)

 

 

fp'v

-

 

 

 

%1Slm1A1

 

 

 

 

 

 

 

 

3 6 0 0 S K # C p :

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

~*~

 

( 1 + Ч>)

 

 

 

 

 

 

Если

в

 

жидкости

находятся

обе

детали —

уплотнительное

и опорное

кольцо, то

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

l p

V

^

3 6 0 0 S K i ? c p

 

^ / H

H I

+

W

 

A

1 ' т

а х

'»>•

^ J >

 

 

 

 

 

 

 

+

• a / S a

( l

+

il>)

 

 

 

 

 

 

Как в'идно из уравнений (98) и (99), для улучшения теплового режима торцовых уплотнений целесообразно иметь материалы опорного и уплотнительного колец, у которых больше коэффи­ циенты теплопроводности А,! и .Я 2 и предельная температура нэ­ п а


грева

/ ш а х =

 

/ о п ,

а также

увеличивать

сечения 5 Х

и S2,

по кото­

рым

передается

тепло.

 

 

 

 

 

 

Желательно иметь большие поверхности и коэффициенты

теплоотдачи

Sa,

а(, а в , а ж .

исследований

на"" примере.

Поясним

полученные

результаты

Исходные

данные: D i = D 2 = D — 0,085 м;

dx

=

0,075

м;

 

 

 

(0.0852 — 0.0752 )

= 12,566-10-

 

d

=

= 0,070 м;

1г

=

0,045 м;

12 = 0,018 м; ^ = 55

ккал/(м-ч-град)

 

 

 

 

 

 

t,'

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

300

 

 

 

 

р'.кгс/см2

 

 

 

fp'u, кгс n/fcnc)

 

 

 

 

 

300 г

 

 

 

 

15

 

 

 

 

 

 

 

 

fp'u

 

 

200

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

?00

 

 

 

 

W

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

100

 

 

 

 

/00

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

О

10

15 V,M/C

I

Рис. 66. Зависимость среднего

предельного

Рис. 67. Распределение темпе­

давления в торцовом

уплотнении

и предель­

ратуры

по

длине

торцового

ных значений fpr

v от скорости вала

уплотнения

при

максимальной

 

 

 

местной температуре

300° С:

 

 

 

/ —

о =

0,16

м/с; 2

о = 16

м/с

для бронзы; %1 = 90 ккал/(м-ч-град)

для

латуни;

Х2

=

= 43 ккал/(м-ч-град) для

стали; гр =

0.

 

 

 

 

 

 

 

Считаем, что

в жидкости находятся

оба

кольца —

 

опорное

и уплотнительное. Жидкость — масло

веретенное 2.

Результаты

вычислений представлены на графиках (рис. 66—69).

 

 

 

 

На рис. 66 изображена

кривая зависимости среднего

предель­

ного давления в торцовом уплотнении от скорости вала при макси­

мальном

местном

нагреве

^ m a x = ton до 300° С. Коэффициент

трения

принят / =

0,12. Материал опорного кольца-— сталь,

уплотнительного —

латунь.

 

Из этой кривой следует, что при малых скоростях вала давле­ ние жидкости, допускаемое из условий местного нагрева, является значительным. Этот график представляет интерес для проектиро­ вания торцовых уплотнений.

На рис. 67 представлено изменение температуры подлине уплот­ нений при максимальном местном разогреве и установившемся

119


тепловом режиме при различных скоростях вращения вала. Мате­

риал опорного

кольца •— сталь,

уплотнительного — латунь.

л on

1

1

1

1

1

SO г—

 

 

8 ивапа.м/с

О ?70

1350

П.оЩкин 2700

Рис. 68. График изменения

предельных (опасных)

давлений жидкости для тор­

цовых уплотнений в зависимости от скорости вала при различных парах трения:

/ — графнтобаббнт АГ-1500-Б83 — закаленная сталь; 2 — железомедеграфнт — зака­ ленная сталь; 3 — бронза Бр. АЖ9-4 — закаленная сталь; 4 — бронза — закаленная сталь, разгруженное уплотнение, коэффициент разгрузки уплотнении k 0,76. Ширина

рабочего

пояска Ь =

4 мм, £>с р = 72 мм; 5 — бронза — закаленная сталь, неразгру­

женное уплотнение, k = 1,618; DrTIср =

75,5 мм. Масло веретенное АУ. Диаметр вала 70 мм

 

 

 

ад г

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

то

 

 

300

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

30

 

 

 

л wo

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

п-1900

г

у

 

 

3''

 

 

 

 

20

 

^ - - ^

 

 

1

 

 

 

 

 

 

•7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10

/3000

 

 

п-300

 

 

 

 

 

 

Ьч

 

 

 

7

-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10

20

 

30

50

бОр.т/сп1

 

Рис.

69.

График изменения утечки жидкости через одно торцовое уплотнение при

 

 

 

 

 

различных парах трения:

 

 

 

1,2,5

железомедеграфнт

(без

пропитки) — закаленная сталь; 3,4,8

бронза —

сталь;

6,7,9

— графитобаббит — закаленная сталь. Масло

веретенное АУ. Диаметр

 

вала 70 мм. Ширина пояска b — 4 мм. Коэффициент разгрузки к = 0,76.

На рис. 68 представлены

экспериментальные

графики

предель­

ных (опасных) значений роп

в зависимости от скорости

вала для

различных

пар

трения.

 

 

 

 

 

 

На

рис. 69 представлены

опытные

данные,

характеризующие

утечку жидкости через торцовые уплотнения

(для различных пар

трения)

в зависимости от р и п.

 

 

 

 

120


Укажем замеренные термопарами значения опасных темпера­ тур ton в °С на поверхности контакта, при которых появляются задиры рабочих поверхностей и начинается выход из строя уплот­ нений из следующих материалов:

Бронза Бр.А>1<9-4

закаленная

сталь • • •

90—150

Графитобаббит закаленная сталь

150—210

Железомедеграфнт

— закаленная

сталь

50—70

22. ТРЕНИЕ В РАДИАЛЬНЫХ И ТОРЦОВЫХ КОНТАКТНЫХ УПЛОТНЕНИЯХ

Момент от сил трения в радиальных контактных уплотнениях вала

МТ = М0 + Мр,

(100)

где Мр — момент от давления жидкости р; М0 — момент от

пред­

варительного поджатая и перекосов при сборке деталей агрегата. Здесь

i

Mp='-?ff\prdl,

или

при рг = const

о

 

 

 

 

 

Mp=*g-flpr.

 

Момент от действия сил трения при вращении вала

 

MT =

-^-fl (ро + Рг) =

^-ПРп

где

d — диаметр вала;

/ — условная рабочая длина уплотнения,

равная длине участка манжеты, соприкасающейся с валом (для

колец / «

4 ) ;

Рг—радиальное

контактное давление.

 

В дальнейшем

принимаем

 

 

 

 

 

 

 

MT

=

^lprfn.

 

Величину Мт замеряем при опытах. Тогда приведенный

коэффициент

трения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

/ п = ^ - '

< 1 0 1 >

Для

торцовых

уплотнений

 

 

 

 

 

 

 

MT =

S1(p'fR,с»

 

где

5 К

контактная площадь;

р' — среднее контактное

давле­

ние

(рис. 66);

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

д

_

+

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

121


Отсюда приведенный коэффициент трения

(102)

Опытные данные изменения момента сил трения М т в зависи­ мости от давления жидкости для различных уплотнений пред-

500

 

 

7

300

Si

J

 

у

200

 

 

i

 

 

с?

г

100

J

 

 

 

20

ВО ВО р,кгс/с»г

Рис.

70.

Изменение

момента

сил тре­

ния

при

вращении

вала

диаметром

70 мм для различных

видов уплотне­

 

 

ний:

 

 

 

 

/ — резиновое

кольцо

круглого сечення

в наклонной

канавке

на

 

внутренней по­

верхности

цилиндра:

2

— армированная

манжета (ГОСТ 8752—70);

3

— резиновое

кольцо в

прямой канавке

на

внутренней

поверхности

цилиндра;

 

4

— резиновое

кольцо в наклонной канавке на наружной поверхности вала; 5 — торцовое уплотне-

ние (латунь — сталь) k и — — = 0,72;

к

б —.торцовое уплотнение (латунь — сталь) ft = 1,92; 7 — малогабаритная манжета для возвратно-поступательного движения.

Жидкость — веретенное масло 2

0,05

80 р, кгс/см1

Рис. 71 . Изменение приведенных коэф­ фициентов трения в зависимости от давления жидкости для различных видов уплотнений:

• торцовое

уплотнение

 

(латунь —

сталь)

k

=

1,92;

2

резиновое

кольцо

круглого

сечения

в

наклонной

канавке на наружной

поверхности вала;

3 — резиновое

кольцо

круглого сечения

в прямой канавке на внутренней поверх­

ности цилиндра; 4

— торцовое уплотнение

k = 0 , 7 2 ;

5 — малогабаритная

манжета для

возвр атно-посту п ател ьного

 

двнжен и я,

установленная на внутренней

поверхности

цилиндра;

6 — армированная

манжета

(ГОСТ 8752—70);

7 — резиновое кольцо

круглого сечения в наклонной

канавке на

внутренней поверхности

цилиндра

ставлены на рис. 70, где диаметр вала 70 мм, а рабочая жидкость — веретенное масло 2.

Из этого рисунка следует, что самые малые-потери в уплотне­ ниях имеют самосмазывающиеся резиновые кольца, установленные наклонно на внутренней поверхности цилиндра.

Самые большие потери имеют малогабаритные манжеты, пред­ назначенные для возвратно-поступательного движения, и торцо­ вые неразгруженные уплотнения.

122