ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.06.2024
Просмотров: 241
Скачиваний: 8
собираются с очень малыми зазорами, получаемыми пришлнеров ной, примерно из расчета 1 мкм на каждые 2,5 мм диаметра;
2) уплотнения бронзовых поршней тормозов, работающих в стальном цилиндре; уплотнения применяются для любых диа
метров |
и |
собираются |
с гарантированным диаметральным за |
||||
зором |
от |
0,15—0,3 |
мм |
и выше |
в зависимости |
от |
диаметра |
поршня. |
|
|
|
|
|
|
|
При рабочем давлении этот зазор может сильно увеличиваться |
|||||||
за счет упругих деформаций цилиндра. |
|
|
|||||
При использовании пришлифовки отношение длины уплот |
|||||||
няемой |
поверхности |
к диаметру |
цилиндра берут |
^ |
0,75-4-1,5 |
при давлении соответственно 2—2000 кгс/см2 . Для поршней с уве-
I
личенными зазорами берут -j- « 0,7ч-2. Щелевые уплотнения имеют малое трение.
Кнедостаткам уплотнений, выполненных прншлифовкой,
относятся: чувствительность их к температурным расширениям и боковым усилиям, которые могут привести к защемлению, при годность только для чистых газов и жидкостей, наличие техно логических затруднений.
Применение кольцевых проточек на шлифованной поверхности не повышает герметичности соединения, но позволяет скапливаться в них твердым частицам, попавшим в щель.
Уплотнение газа в щелевых уплотнениях производится за счет дросселирования газа под действием сил трения в процессе его протекания по длинной кольцевой щели.
Такие уплотнения применяют в масляных' и топливных насо сах, а также иногда в компрессорах сверхвысокого давления, например в четырехступенчатом компрессоре до 4000 кгс/см2 [261.
При работе йеподвижных щелевых уплотнений возможно уменьшение зазоров с течением времени за счет зарастания их (облитерации) вследствие адсорбции полярных молекул рабочей жидкости на поверхностях щели и наличия в масле смолистых образований [ 6 ] .
Щелевые уплотнения применяются в гидравлических устрой ствах при любых давлениях жидкости и скоростях перемещения поршня (вала).
Рассмотрим определение утечки жидкости через щелевые уплот нения.
Утечка жидкости в кольцевом зазоре
Ламинарное истечение жидкости. Как показывают опыты, при нормальной температуре масла и малых щелевых зазорах уста навливается ламинарное истечение жидкости. Объем вытекающей жидкости прямо пропорционален давлению.
139
Для втулки, расположенной с зазорами между цилиндром и штоком, утечка происходит по наружной и внутренней поверх ностям. Утечка жидкости в кольцевой щели [79]
|
Qy = |
8т| |
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
где i — ——• •— гидравлический |
уклон; h L |
— потеря |
напора на |
|||||
длине L ; R2—наружный |
радиус |
кольцевого |
зазора; |
Rx—вну |
||||
тренний |
радиус кольцевого зазора. |
|
|
|
|
|||
Потерн напора на трение жидкости в зазоре по аналогии с фор |
||||||||
мулой |
Дарси—Вейсбаха |
|
|
|
|
|
|
|
где |
|
|
|
2g |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
п |
Щ |
+ Щ I |
Р з |
+ Д 1 |
D , |
|
|
|
^ |
о = |
D2-Dx |
2,3 |
l g |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
% — коэффициент гидравлического сопротивления трения в коль цевой щели или коэффициент Дарси; при ламинарном движении
л |
64 |
n |
2MS
л = ^ 5 — |
при Re = |
. |
Re |
r |
v |
Пользование этими зависимостями для Qy и h L требует вычис лений с предельной точностью, что представляет известные за труднения при расчетах.
Так как размер щели s в уплотнениях очень мал по сравнению с диаметром штока (поршня), то часто пренебрегают кривизной поверхностей, образующих щель, и заменяют кольцевую щель плоской, получая при этом вполне удовлетворительное совпадение расчетных и опытных данных.
Для дальнейших исследований принимаем зависимости, соот
ветствующие плоским щелям |
[ 6 ] . |
реальной жидкости потери |
Из уравнения Бернулли |
для |
|
давления при протекании жидкости через зазор |
||
Ар = р — ра = |
Apf |
+ Ар„ + Арм , |
где Ра — давление жидкости в полости, в которую происходит истечение из зазора; Ар/—перепад давлений на длине втулки, расходуемый на преодоление жидкостного трения; А р 0 — перепад давлений, расходуемый на создание скоростного напора; А р м — перепад давлений, расходуемый на преодоление местных сопро тивлений на входе в зазор и на выходе из зазора.
При ламинарном истечении
l2x\LQy
140
где k3 — коэффициент, учитывающий эксцентричность расположе ния штока относительно втулки, кэ 1-н-2,5; г\— динамический коэффициент вязкости; L — длина втулки; s— радиальный зазор; d—диаметр штока.
Приняв Qy ^ п dsu, где и — средняя скорость движения жид кости в зазоре, получим
*12г]1и
Перепады |
давлений |
|
Ар0 = - ^ - ( « 2 — " о ) ; |
где £ м = |
£ в х + £ в ы х — коэффициент местных сопротивлений на |
входе в зазор и на выходе из зазора; и0 — скорость жидкости перед
входом |
в |
зазор. |
Подставляя |
эти выражения, |
получим |
|
|
Д Р = Р - Р ° J g ? - + - £ < « > - « » + ? . - £ - « ' • |
|||||
Приняв |
и0 |
я« 0, |
получим |
|
|
|
Решаем квадратное уравнение относительно и. |
|
|||||
Расход |
жидкости через зазор с учетом всех |
потерь будет |
||||
|
|
|
|
Qy = . л dsu. |
|
|
Часто |
ввиду |
малого |
влияния величинами |
Apv, Арм можно |
||
пренебречь, тогда Ар |
Apf. |
|
|
|||
|
|
Турбулентное |
истечение жидкости |
В ряде устройств имеет место работа при разогретых жидкостях, увеличенных зазорах для предупреждения заклинивания нагре тых латунных поршней в стальных цилиндрах (например, диаме тральный зазор до 0,2—0,3 мм и выше) и повышенных давлениях.
При этом допускаются повышенные утечки через щелевые зазоры. Они могут учитываться при расчетах соответствующих устройств.
В этом случае числа Рейнольдса достигают значений, превос ходящих критические. Режим течения жидкости устанавливается
турбулентный. |
|
|
|
|
|
Турбулентное течение вероятно |
для сжиженных |
газов |
(напри |
||
мер, азота) и воды при s = |
0,02 мм |
и р 0 ^ |
10 кгс/см2 , а для-мине |
||
ральных масел v = 20 сСт |
при s = |
0,1.0 |
мм и р 0 ^ |
100 |
кгс/см2 . |
141
При движении жидкости в трубопроводах критическое значение числа Рейнольдса, при превышении которого происходит переход от ламинарного течения к турбулентному, согласно исследованиям считается Re K p — 2320.
В кольцевых же щелях при перемещении деталей друг относи тельно друга и возможной их вибрации критические числа лежат значительно ниже.
Для кольцевых |
щелей согласно |
исследованиям [6] критиче |
||||
ское число Рейнольдса ReK p = |
600-f-1000, если принять Re |
= |
||||
Рассмотрим |
турбулентное |
истечение |
разогретой жидкости, |
|||
при котором будет иметь место максимальная утечка. |
|
|||||
Формула Дарси—Вейсбаха для трубопроводов с внутренним |
||||||
диаметром D |
|
|
|
|
|
|
В нашем случае принимаем |
D = |
4Rr, |
где Rr = — — |
гидрав- |
||
|
|
|
|
|
X |
|
лический радиус; |
su = ns (s + |
D) — |
площадь поперечного сече |
|||
ния зазора. |
|
|
|
|
|
|
Смоченный |
периметр |
|
|
|
|
|
|
|
% = 2л (s |
+D), |
|
|
где s — радиальный зазор между поршнем и цилиндром. Тогда
h = .
Подставляя значение Rr, получимf 4gs
Коэффициент гидравлического сопротивления трения или коэффициент Дарси по формуле Блазиуса для трубопроводов
^ _ 0,3164
4/
• j / R i
При исследовании щелевых уплотнений длиной 80 мм Е. М. Ко жевниковой была установлена следующая зависимость коэффи циента Дарси:
Re 0 ' 4 5
При уменьшении длины щели значение X возрастает. При исследовании щелевых уплотнений длиной 20 и 10 мм Ю. К. Че ховым были установлены значения X. Для щели длиной 20 мм при изменении Re от 3 -103 до 5-10* значение X изменяется от 0,06 до 0,04. Для щели длиной 10 мм при тех же числах Re значение X равно 0,08, а при чистоте обработке V 7 не зависит от Re.
142
Потеря давления в зазоре |
на |
трение |
|
||
|
Ар? = |
hfl. |
|
|
|
Расход жидкости |
|
|
|
|
|
|
Qy = |
suu |
= nDsu; |
|
|
|
P l ~ |
4gs3n?D* |
' |
|
|
|
V y ^ V ^ |
- |
<112> |
||
Уравнение (112) устанавливает связь между расходом жидко |
|||||
сти через зазор Qy |
и соответствующей |
потерей давления |
в зазоре |
||
на трение жидкости |
Др/. Местные потери напора на входе в зазор |
и выходе из зазора, определяемые деформацией поля скоростей потока,
=Sm 2g '
Потеря давления на длине поршня состоит из потерь на тре ние, на изменение скорости потока и из местных потерь на входе в зазор:
где и0 — скорость жидкости перед входом в зазор. Тогда
где и — средняя скорость потока в зазоре.
Воспользуемся методом определения скорости истечения, при меняемым в целом ряде практических расчетов, например для
гидравлических |
тормозов |
[28] . |
|
|
|
|
Принимаем |
|
|
|
|
|
|
|
|
Ар = р — ра |
= |
Щи2. |
|
|
Откуда |
коэффициент гидравлического |
сопротивления |
струи |
|||
|
|
* - [ • - ( * ) ' + £ + « . ] • |
|
|||
Иногда |
принимают выражение |
|
|
|
||
В этом |
случае |
k2 — -Аг, |
где (х — |
коэффициент расхода |
(ц < 1). |
|
|
|
г |
|
|
|
|
143