Файл: Макаров Г.В. Уплотнительные устройства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.06.2024

Просмотров: 241

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

собираются с очень малыми зазорами, получаемыми пришлнеров­ ной, примерно из расчета 1 мкм на каждые 2,5 мм диаметра;

2) уплотнения бронзовых поршней тормозов, работающих в стальном цилиндре; уплотнения применяются для любых диа­

метров

и

собираются

с гарантированным диаметральным за­

зором

от

0,15—0,3

мм

и выше

в зависимости

от

диаметра

поршня.

 

 

 

 

 

 

При рабочем давлении этот зазор может сильно увеличиваться

за счет упругих деформаций цилиндра.

 

 

При использовании пришлифовки отношение длины уплот­

няемой

поверхности

к диаметру

цилиндра берут

^

0,75-4-1,5

при давлении соответственно 2—2000 кгс/см2 . Для поршней с уве-

I

личенными зазорами берут -j- « 0,7ч-2. Щелевые уплотнения имеют малое трение.

Кнедостаткам уплотнений, выполненных прншлифовкой,

относятся: чувствительность их к температурным расширениям и боковым усилиям, которые могут привести к защемлению, при­ годность только для чистых газов и жидкостей, наличие техно­ логических затруднений.

Применение кольцевых проточек на шлифованной поверхности не повышает герметичности соединения, но позволяет скапливаться в них твердым частицам, попавшим в щель.

Уплотнение газа в щелевых уплотнениях производится за счет дросселирования газа под действием сил трения в процессе его протекания по длинной кольцевой щели.

Такие уплотнения применяют в масляных' и топливных насо­ сах, а также иногда в компрессорах сверхвысокого давления, например в четырехступенчатом компрессоре до 4000 кгс/см2 [261.

При работе йеподвижных щелевых уплотнений возможно уменьшение зазоров с течением времени за счет зарастания их (облитерации) вследствие адсорбции полярных молекул рабочей жидкости на поверхностях щели и наличия в масле смолистых образований [ 6 ] .

Щелевые уплотнения применяются в гидравлических устрой­ ствах при любых давлениях жидкости и скоростях перемещения поршня (вала).

Рассмотрим определение утечки жидкости через щелевые уплот­ нения.

Утечка жидкости в кольцевом зазоре

Ламинарное истечение жидкости. Как показывают опыты, при нормальной температуре масла и малых щелевых зазорах уста­ навливается ламинарное истечение жидкости. Объем вытекающей жидкости прямо пропорционален давлению.

139


Для втулки, расположенной с зазорами между цилиндром и штоком, утечка происходит по наружной и внутренней поверх­ ностям. Утечка жидкости в кольцевой щели [79]

 

Qy =

8т|

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

где i — ——•— гидравлический

уклон; h L

— потеря

напора на

длине L ; R2—наружный

радиус

кольцевого

зазора;

Rx—вну­

тренний

радиус кольцевого зазора.

 

 

 

 

Потерн напора на трение жидкости в зазоре по аналогии с фор­

мулой

Дарси—Вейсбаха

 

 

 

 

 

 

где

 

 

 

2g

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

п

Щ

+ Щ I

Р з

+ Д 1

D ,

 

 

 

^

о =

D2-Dx

2,3

l g

 

 

 

 

 

 

 

 

 

% — коэффициент гидравлического сопротивления трения в коль­ цевой щели или коэффициент Дарси; при ламинарном движении

л

64

n

2MS

л = ^ 5 —

при Re =

.

Re

r

v

Пользование этими зависимостями для Qy и h L требует вычис­ лений с предельной точностью, что представляет известные за­ труднения при расчетах.

Так как размер щели s в уплотнениях очень мал по сравнению с диаметром штока (поршня), то часто пренебрегают кривизной поверхностей, образующих щель, и заменяют кольцевую щель плоской, получая при этом вполне удовлетворительное совпадение расчетных и опытных данных.

Для дальнейших исследований принимаем зависимости, соот­

ветствующие плоским щелям

[ 6 ] .

реальной жидкости потери

Из уравнения Бернулли

для

давления при протекании жидкости через зазор

Ар = р — ра =

Apf

+ Ар„ + Арм ,

где Ра давление жидкости в полости, в которую происходит истечение из зазора; Ар/—перепад давлений на длине втулки, расходуемый на преодоление жидкостного трения; А р 0 — перепад давлений, расходуемый на создание скоростного напора; А р м — перепад давлений, расходуемый на преодоление местных сопро­ тивлений на входе в зазор и на выходе из зазора.

При ламинарном истечении

l2x\LQy

140


где k3 — коэффициент, учитывающий эксцентричность расположе­ ния штока относительно втулки, кэ 1-н-2,5; г\— динамический коэффициент вязкости; L — длина втулки; s— радиальный зазор; d—диаметр штока.

Приняв Qy ^ п dsu, где и — средняя скорость движения жид­ кости в зазоре, получим

*12г]1и

Перепады

давлений

 

Ар0 = - ^ - ( « 2 — " о ) ;

где £ м =

£ в х + £ в ы х — коэффициент местных сопротивлений на

входе в зазор и на выходе из зазора; и0 — скорость жидкости перед

входом

в

зазор.

Подставляя

эти выражения,

получим

 

Д Р = Р - Р ° J g ? - + - £ < « > - « » + ? . - £ - « ' •

Приняв

и0

я« 0,

получим

 

 

Решаем квадратное уравнение относительно и.

 

Расход

жидкости через зазор с учетом всех

потерь будет

 

 

 

 

Qy = . л dsu.

 

Часто

ввиду

малого

влияния величинами

Apv, Арм можно

пренебречь, тогда Ар

Apf.

 

 

 

 

Турбулентное

истечение жидкости

В ряде устройств имеет место работа при разогретых жидкостях, увеличенных зазорах для предупреждения заклинивания нагре­ тых латунных поршней в стальных цилиндрах (например, диаме­ тральный зазор до 0,2—0,3 мм и выше) и повышенных давлениях.

При этом допускаются повышенные утечки через щелевые зазоры. Они могут учитываться при расчетах соответствующих устройств.

В этом случае числа Рейнольдса достигают значений, превос­ ходящих критические. Режим течения жидкости устанавливается

турбулентный.

 

 

 

 

 

Турбулентное течение вероятно

для сжиженных

газов

(напри­

мер, азота) и воды при s =

0,02 мм

и р 0 ^

10 кгс/см2 , а для-мине­

ральных масел v = 20 сСт

при s =

0,1.0

мм и р 0 ^

100

кгс/см2 .

141


При движении жидкости в трубопроводах критическое значение числа Рейнольдса, при превышении которого происходит переход от ламинарного течения к турбулентному, согласно исследованиям считается Re K p — 2320.

В кольцевых же щелях при перемещении деталей друг относи­ тельно друга и возможной их вибрации критические числа лежат значительно ниже.

Для кольцевых

щелей согласно

исследованиям [6] критиче­

ское число Рейнольдса ReK p =

600-f-1000, если принять Re

=

Рассмотрим

турбулентное

истечение

разогретой жидкости,

при котором будет иметь место максимальная утечка.

 

Формула Дарси—Вейсбаха для трубопроводов с внутренним

диаметром D

 

 

 

 

 

 

В нашем случае принимаем

D =

4Rr,

где Rr = —

гидрав-

 

 

 

 

 

X

 

лический радиус;

su = ns (s +

D)

площадь поперечного сече­

ния зазора.

 

 

 

 

 

 

Смоченный

периметр

 

 

 

 

 

 

% = 2л (s

+D),

 

 

где s — радиальный зазор между поршнем и цилиндром. Тогда

h = .

Подставляя значение Rr, получимf 4gs

Коэффициент гидравлического сопротивления трения или коэффициент Дарси по формуле Блазиуса для трубопроводов

^ _ 0,3164

4/

• j / R i

При исследовании щелевых уплотнений длиной 80 мм Е. М. Ко­ жевниковой была установлена следующая зависимость коэффи­ циента Дарси:

Re 0 ' 4 5

При уменьшении длины щели значение X возрастает. При исследовании щелевых уплотнений длиной 20 и 10 мм Ю. К. Че­ ховым были установлены значения X. Для щели длиной 20 мм при изменении Re от 3 -103 до 5-10* значение X изменяется от 0,06 до 0,04. Для щели длиной 10 мм при тех же числах Re значение X равно 0,08, а при чистоте обработке V 7 не зависит от Re.

142


Потеря давления в зазоре

на

трение

 

 

Ар? =

hfl.

 

 

Расход жидкости

 

 

 

 

 

Qy =

suu

= nDsu;

 

 

P l ~

4gs3n?D*

'

 

 

V y ^ V ^

-

<112>

Уравнение (112) устанавливает связь между расходом жидко­

сти через зазор Qy

и соответствующей

потерей давления

в зазоре

на трение жидкости

Др/. Местные потери напора на входе в зазор

и выходе из зазора, определяемые деформацией поля скоростей потока,

=Sm 2g '

Потеря давления на длине поршня состоит из потерь на тре­ ние, на изменение скорости потока и из местных потерь на входе в зазор:

где и0 — скорость жидкости перед входом в зазор. Тогда

где и — средняя скорость потока в зазоре.

Воспользуемся методом определения скорости истечения, при­ меняемым в целом ряде практических расчетов, например для

гидравлических

тормозов

[28] .

 

 

 

Принимаем

 

 

 

 

 

 

 

Ар = р — ра

=

Щи2.

 

Откуда

коэффициент гидравлического

сопротивления

струи

 

 

* - [ • - ( * ) ' + £ + « . ] •

 

Иногда

принимают выражение

 

 

 

В этом

случае

k2 -Аг,

где (х —

коэффициент расхода

< 1).

 

 

г

 

 

 

 

143