Файл: Лалетин К.Н. Практическая аэродинамика вертолета Ка-26 учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.06.2024

Просмотров: 144

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

больше 20—30 град/сек. Для сохранения постоянной угловой ско­ рости необходимо при вводе вертолета в разворот отклонить педаль несколько больше нормы, а при вращении — уменьшить ее откло­ нение. В процессе разворота изменяется распределение давлений на планере, и вертолет стремится сместиться относительно места висения. Удерживается вертолет от перемещений с помощью ручки управления, а высота сохраняется изменением общего шага.

При выводе вертолета из разворота необходимо учитывать его инертность. Вывод из разворота следует начинать в зависимости от угловой скорости вращения. При рекомендуемой угловой ско­ рости вращения 20 град/сек следует отклонять педаль в сторону, противоположную развороту, когда угол между линией визирова­ ния на ориентир и продольной осью вертолета составляет 10—15°. Темп отклонения педали подбирается в зависимости от угловой ско­ рости вращения, чтобы к моменту окончания разворота педали бы­ ли установлены нейтрально.

При сильном ветре выполнение разворотов усложняется, так как изменение направления ветра относительно вертолета меняет характеристики путевой устойчивости, угловую скорость вращения вертолета и вызывает тенденцию к смещениям.

§4. ОГРАНИЧЕНИЯ НА ВИСЕНИИ

ИПРИ МАНЕВРИРОВАНИИ У ЗЕМЛИ

Ограничения по ветру и скорости перемещений. Для повышения устойчивости вертолета висение рекомендуется выполнять против ветра. Максимально допустимая скорость ветра спереди— 16 м/сек. Висения и перемещения вертолета при выполнении монтажных ра­ бот и при заборе воды производятся только против ветра. При вы­ полнении висения над лесом и с грузом на внешней подвеске ско­ рость ветра не должна превышать 10 м/сек. При зависаниях над высотными зданиями максимально допустимая скорость ветра —• 12 м/сек, а отклонения от направления ветра не белее 60°. Требуе­ мые запасы управления и возможность маневрирования обеспечи­

ваются при боковом ветре не более 8

м/сек

и попутном не

более

3

м/сек.

Перемещения у земли назад и вбок

разрешается

выпол­

 

нять лишь в тех случаях, если суммарная скорость вертолета от­ носительно воздуха не больше максимально допустимой скорости ветра.

При перемещениях в стороны при попутном ветре необходимо учитывать увеличение отклонения ручки управления на себя, и скорость перемещения не должна превышать 10 км/ч. Такая ско­ рость перемещения назад и в стороны обеспечивает нормальный визуальный контроль скорости полета, требует небольшого изме­ нения угла крена или тангажа, что особенно важно на малых вы­ сотах, и позволяет быстро прекратить движение.

При малых истинных высотах запрещается на висении выпол­ нять перемещения с углом тангажа на кабрирование больше 20°, а

77


на пикирование 15°. Максимально допустимый угол крена — 15а. Запрещается выполнять развороты на 360° на режиме висения при скорости ветра более 3 м/сек.

Ограничения по высоте, полетному весу и минимальной скоро­ сти. Висение разрешается выполнять на высотах до 10 м. Причи­ ны такого ограничения будут разобраны в гл. V II. Высота висения, как и на любых режимах полета, указывается до колес основного шасси. На высоте больше 10 м висение выполняется только на спе­ циальных видах работ, в учебных целях и при выполнении взлета и посадки на площадках, ограниченных высокими препятствиями.

На высоте больше 10 м при отсутствии средств визуальной ориентировки допускается выполнение лишь эксплуатационных висений при скорости по прибору не менее 30 км/ч, что соответствует скорости ветра не менее 8,3 м/сек. При меньшей скорости показа­ ния указателя скорости неустойчивы. При истинных высотах боль­ ше 50 м рекомендуемая скорость по прибору 50 км/ч. Иначе отсут­ ствие надежного контроля путевой скорости может вызвать смеще­ ние со скоростью, больше рекомендуемой для перемещений, и сни­ жается безопасность полета.

Высота висения вертолета над вершинами деревьев должна быть не менее 3 м. На меньших высотах может оказаться недоста­ точным запас тяги и мощности для прекращения снижения верто­ лета под действием турбулентных потоков. Для безопасности ра­ бот при висениях над лесом со спуском и подъемом грузов, при монтажных работах и при борьбе с пожарами в высотных зданиях полетный вес должен быть определен без учета влияния воздушной подушки и уменьшен на 50 кГ.

Спусковое устройство и лебедка позволяют вести работы над молодняком и редкостойкими спелыми насаждениями на высоте до 40 м. Но для обеспечения безопасности работ с помощью спус­ кового устройства режим работы двигателей не должен превышать

номинальный. В этих случаях расчетный вес уменьшается на

250

кГ.

 

Если температура головок цилиндров не превышает 180° С, а температура наружного воздуха ниже +1 5°С, то свободная тяга винтов увеличивается примерно на 50 кГ. Но нужно помнить, что даже при полностью открытых жалюзи вентилятора время прогре­ ва головок цилиндров от 180 до 200° С обычно равно 1—2 мин, и поэтому время висения ограничивается.

Погрузка и разгрузка вертолета, прием пассажиров «а режиме висения при невозможности приземления выполняется с высоты не более 0,5 м, а в отдельных случаях на высотах до 10 ж. Но в основ­ ном висение должно выполняться в безопасных зонах, установлен­ ных из условия безопасной вертикальной скорости приземления при отказах.

Висение над водой выполняется на высоте не менее 13 ж, а по­ летный вес рассчитывается без учета влияния воздушной подушки. Контроль высоты осуществляется по радиовысотомеру, точность измерений которого ±10% . Контроль высоты можно вести и ви­

78


зуально по плавающим предметам. Если же уменьшить высоту висения, то волнения водной поверхности затрудняют балансиров­ ку вертолета и выполнение работ. Кроме того, при висении над водой на высотах от 10 до 1 м в результате образовавшейся от

индуктивного потока «ряби» создается впечатление движения вер­ толета назад.

Контроль за смещением и высотой при этом ведут за зоной воз­ действия воздушного потока.

Висения и перемещения должны производиться на высоте, ис­ ключающей попадание вертолета в снежный или пыльный вихрь, затрудняющий пилотирование. Как правило, высота зависания над такими площадками должна быть 8— 10 м. Если же видимость на висении резко ухудшается, то необходимо увеличить высоту зави­

сания.

м

 

м

 

 

Во всех случаях при перемещениях и разворотах необходимо

иметь запас высоты не менее 2—3

 

над ровной

поверхностью и

не менее 10

 

над препятствиями.

Уменьшение

высоты создает

опасность столкновения с землей или препятствием вследствие тен­ денции вертолета к уменьшению высоты при маневрировании. При невозможности зависаний и перемещений над препятствиями на таких высотах расстояние от них до вертолета должно быть не ме­ нее двух диаметров винтов (26 м).

§ 5. ХАРАКТЕРИСТИКИ ВЕРТИКАЛЬНЫХ РЕЖИМОВ ПОЛЕТА

По импульсной теории несущего винта потребная мощность реального несущего винта может быть определена по формуле:

N = N i+ ДГр.

Для выполнения установившегося висения мощность, подводимая к соосным несущим винтам (или мощность двигателей) должна быть равна потребной мощ­

ности. Располагаемая мощность несущих

винтов на

режиме висения находится

по формуле Урасп = Удв£. Следовательно,

для режима висения можно записать:

У дв £ = У Потр, а для определения требуемого режима

работы двигателя восполь-

зоваться зависимостью дгдв = •^-------потр_

 

 

Если мощность, подводимая к несущим винтам, будет больше потребной, то образуется избыток мощности. При вертикальных режимах полета вертолет пе­ рейдет к набору высоты до восстановления энергетического баланса. Если же мощность, подводимая к несущим винтам, будет меньше потребной для висения, то образуется недостаток мощности. И вертолет совершает работу при верти­ кальном снижении вследствие уменьшения потенциальной энергии.

Изменение мощности двигателя по высотам определяется высотной характе­ ристикой. Потери мощности на трение в трансмиссии от высоты полета не зависят, а потери мощности на компенсацию обдувки планера изменяются незначительно. Поэтому изменение потребной мощности двигателей по высотам на режиме висе­ ния с достаточной степенью точности определяется изменением потребной мощно­ сти несущих винтов:

АГдв =

Nj + Np

С

79


Индуктивная мощность на режиме висения вычисляется по формуле

ЛГ/ =

Тѵі

или N t =

GVj

75

75 ’

так как уменьшение подъемной силы вертолета учтено как увеличение потерь мощности на обдувку фюзеляжа индуктивным потоком.

Средняя индуктивная скорость идеального винта определяется как

Ч - / 2p/7 V/ = 4

По формуле видно, что при увеличении высоты потребная индуктивная ско­ рость увеличивается, а следовательно, увеличивается Ni.

Профильная мощность вычисляется по формуле

 

75 ’ где Л1пр =

р (<о/?)2

F R .

Следовательно,

т пр----------

 

Л^р = « пР р (to/?)3

Д(ш/?)3

 

или, используя коэффициент профильного сопротивления,

получим

А (со/?)3

Z7

Cj. а Д <>/?)з/\

--------1200

 

 

4800

 

Если бы при увеличении высоты висения коэффициент профильного сопротив­ ления сХр не изменялся и не изменялась бы окружная скорость со/?, тогда вслед­

ствие уменьшения плотности воздуха профильная мощность стала бы уменьшать­ ся. Но при увеличении высоты полета требуется большая индуктивная скорость, которая с несущими свойствами профиля связана соотношением:

т. е. для получения большей индуктивной скорости требуется увеличение коэффи­ циента тяги и углов установки элементов лопастей. Причем в этом случае коэффициент профильного сопротивления растет быстрее, чем уменьшается плотность воздуха. В результате увеличения профильной и индуктивной скоро­ стей с подъемом на высоту мощность, потребная для висения, увеличивается. При увеличении высоты висения до 50— 100 м плотность воздуха уменьшается незна­ чительно и, если не учитывать влияние воздушной подушки, потребная мощность для висения в этом диапазоне остается практически неизменной. При дальнейшем же увеличении высоты степень увеличения профильной мощности тем больше, чем больше высота висения вертолета.

Примерное изменение потребной мощности двигателей от высо­ ты на режиме висения показано на рис. 51. Здесь также представ­ лено изменение мощности двигателей на взлетном режиме. В точ­ ках пересечения кривых потребных и располагаемых мощностей определяют потолки висения.

По балансам мощностей можно определить избыток мощности двигателей, но на полезную работу будет расходоваться лишь часть этой мощности, которую можно найти по формуле

АІѴ = (іѴрасп — АГпотр)дв^.

80


При

движении

вверх

 

 

 

 

соосного

вертолета уве­

 

 

 

 

личивается

секундная

 

 

 

 

масса воздуха, проходя­

 

 

 

 

щего через верхний

несу­

 

 

 

 

щий винт, поэтому для

 

 

 

 

создания постоянной силы

 

 

 

 

тяги

требуется меньшая

 

 

 

 

индуктивная

скорость.

 

 

 

 

Кроме того, при наличии

 

 

 

 

вертикальной

скорости

 

 

 

 

уменьшается

неравномер­

 

 

 

 

ность индуктивного

пото­

 

 

 

 

ка. Следовательно, индук­

Рис. 51. Баланс

мощностей на режиме ви­

тивная

и

профильная

мощность

верхнего винта

сения:

2—высотная

 

уменьшаются.

Но увели­

^ —Л,н=ЛгоЛ;

характеристика дви­

чение

секундной

массы

гателей

 

 

 

воздуха,

проходящего че­

 

 

 

 

рез верхний несущий винт, приводит к уменьшению эффективности части нижнего несущего винта, работающего в режиме пропеллера. Поэтому изменением мощности, потребной для вертикального подъема, можно условно пренебречь.

.

Величину

же вертикальной скорости набора высоты

можно подсчитать по

 

Ѵу

 

AN75

 

 

 

G

 

формуле

=

--------

 

 

Величина вертикальной скорости и избытка мощности изменяется с измене­

нием режима

 

работы двигателей и мощности потребной

для режима висения.

И чем меньше мощность двигателей, тем меньше избыток мощности и вертикаль­ ная скорость подъема. Потребная же мощность для висения увеличивается, а избыток мощности и вертикальная скорость подъема уменьшаются при росте по­ летного веса вертолета или уменьшении плотности воздуха. Уменьшение плотно­ сти воздуха приводит также к уменьшению располагаемой мощности. А поэтому избыток мощности значительно уменьшается при падении атмосферного давле­ ния, увеличении температуры и влажности наружного воздуха. На высоте потол­ ка висения вертолета избыток мощности равен нулю, и поэтоіму вертикальный подъем вертолета возможен лишь до потолка висения. Максимальную высоту, набираемую без поступательного перемещения вертолета относительно воздуха, называют статическим потолком.

Для перехода на вертикальное снижение необходимо создать дефицит мощ­

ности, т. е. установить мощность

двигателя меньше требуемой

для висения.

И чем больше дефицит мощности,

тем значительнее вертикальная

скорость сни­

жения. Приближенно ее величину можно найти по формуле

AN7o

где — AN N расп А^потр при N uorp N расц.

Принципиально дефицит мощности может быть создан после перехода на нулевую поступательную скорость на любой эксплуатационной высоте, и поэтому вертикальное снижение возможно с любых высот, если нет эксплуатационных ограничений.

81