Файл: Лалетин К.Н. Практическая аэродинамика вертолета Ка-26 учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.06.2024

Просмотров: 170

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

воздуха практически дает больший прирост тяги, чем происходит ее падение из-за уменьшения влияния воздушной подушки.

Следовательно, при ветре увеличивается ускорение на Взлете, а взлетная ди­ станция уменьшается. Но величина взлетной дистанции будет зависеть и от на­ правления ветра. Наибольший угол подъема и наименьшая взлетная дистанция будут при взлете против ветра.

Как известно, для висения вертолета с заданным весом в зоне влияния воз­ душной подушки требуется меньшая мощность, чем вне ее, а поэтому взлеты с использованием влияния воздушной подушки более экономичны. Кроме того, при выходе из зоны влияния воздушной подушки вертолет попадает в опасную зону в случае отказа двигателя и обычно, если позволяют условия, взлеты без использо­ вания влияния воздушной подушки не выполняются.

Если взлет выполняется с вертикальным отрывом вертолета от земли, то его называют вертикальным, или взлетом по-вертолетному. Основным видом верти­ кальных взлетов является взлет по-вертолетному с использованием эффекта воз­ душной подушки.

В тех случаях, когда взлетныай вес вертолета не позволяет выполнить конт­ рольное висение на безопасной высоте для взлета по-вертолетному, может быть выполнен взлет с разбегом по полосе (по-самолетному). В процессе ускоренного движения вертолета по земле подъемная сила винтов в косом потоке увеличивает­ ся. И на определенной скорости подъемная сила становится равной весу, верто­ лет отрывается от земли, и в процессе дальнейшего разгона в зоне влияния воздушной подушки переходит в плавный набор высоты. Следовательно, взлет по-самолетному возможен только с использованием влияния воздушной подушки. Схема сил, действующих на вертолет при взлете изображена на рис. 54. Инерци­ онные силы условно не показаны.

При взлете с разбегом в

стандартных атмосферных условиях

с максимальным взлетным весом дистанция набора высоты 25

м

равна 320

м.

зависит от скорости отрыва и уско­

Длина разбега вертолета

рения на разбеге. Приближенно длина разбега может быть опре­

делена

по

той же формуле, что и для самолета:

 

 

 

у

 

 

ѵ отр

Но скорость отрыва вертолета тем больше, чем больше полет­ ный вес и меньше запас мощности на старту. Среднее ускорение

Я-

Рис. 54. Схема взаимодействия сил при взлете с разбегом

87


на разбеге приближенно может быть подсчитано по формуле

 

СР =

I

X

I Хвр

“f" 2

Дгр

.

 

 

J

 

-----------------

 

Q --------

 

------- S ■

Таким образом, ускорение увеличивается, а длина разбега уменьшается при увеличении общего шага на разбеге и отклоне­ нии ручки управления от себя, уменьшении полетного веса, улуч­ шении полетной конфигурации вертолета и при разбеге по полосе с искусственным покрытием. Взлет с коротким разбегом иногда на­ зывают комбинированным.

Способ взлета в конкретных условиях старта определяет пилот вертолета исходя из установленных ограничений.

§ 3. ОСНОВНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ НА ВЗЛЕТЕ

Взлет вертолета с места стоянки разрешается, если он не ме­ шает взлетно-посадочным операциям других летательных аппара­ тов и если не создаются пыльные или снежные вихри, а расстоя­ ния между концами лопастей несущих винтов до препятствий или других летательных аппаратов не менее 50 м. Разрешается проле­ тать над препятствиями на высоте не менее 10 м, а над летатель­ ными аппаратами, стоящими на земле, на высоте не менее 26 м.

При невозможности выполнить взлет с места стоянки произво­ дится руление или буксировка вертолета на летную полосу. Огра-. ничения летных полос и воздушных подходов к ним устанавлива­ ются на основании летных испытаний из условий безопасности взлетно-посадочных операций без учета отказа двигателя «Руко­ водством по проектированию вертодромов и посадочных площадок для вертолетов гражданской авиации».

Схематически летная полоса и ее воздушные подходы показаны на рис. 55. При взлетах с разбегом минимальные размеры летных полос— 120X40 м2, рекомендуемая рабочая площадь— 100X20 м2у

Рис. 55. Схема летной полосы и ее воздуш­ ных подходов:

? — летная

 

полоса;

 

2

воздушные

подходы

 

в

направлении

взлета — по­

садки;

3

— боковые

воз­

душные подходы;

4 —

по­

лосы

безопасности;

 

5 —

рабочая

площадь

 

 

 

88


а минимальные размеры взлетно-посадочных полос постоянных вертодромов и посадочных площадок или рабочих площадей вре­

менных вертодромов —

80X20 м2.

 

 

100X40 м,

При взлетах по-вертолетному с использованием влияния воз­

душной подушки минимальные размеры летных полос—

м

рекомендуемая рабочая площадь — 80x20

м2,

минимальные разме­

 

ры взлетно-посадочных полос постоянных вертодромов— 16X16 2 и рабочей площади временных вертодромов — 6 X 6 м2.

Вертодромы ів аэропортах могут быть оборудованы вблизи пер­ рона или при открытых воздушных подходах на перроне. Для взле­ тов и посадок могут также использоваться рулежные дорожки. Но на аэродромах класса А и Б полеты вертолетов производятся толь­ ко с отдельной ВПП , удаленной от боковой границы летной полосы

аэродрома не менее чем на 100 м. Расстояние от боковой границы рабочей площади вертодрома до аэровокзала должно быть не ме­

нее 60

м,

а удаление места посадки пассажиров не более 300

м.

При взлетах без использования влияния воздушной подушки

минимальные размеры летных полос 36x36м2,

ж2*, рекомендуемая

рабочая площадь и минимальные размеры взлетно-посадочных

полос постоянных вертодромов— 16X16

а

рабочая площадь

временных вертодромов —

6 x 6

м2.

При слабом

грунте на времен­

 

 

см.

 

 

 

 

 

 

ных вертодромах выполняется настил из бревен диаметром не ме­

нее 18 Минимальные размеры концевых и боковых полос безопасности

10 м. На полосах 'безопасности не должно быть никаких препят­ ствий. Исключением являются полосы безопасности временных вер­

тодромов для взлетов с разбегом. На

них могут быть препятствия

высотой не более 50

см.

 

 

подушки

 

При

мвзлетах,

с использованием влияния воздушной

длина

первого участка полосы воздушных подходов (см. рис. 56)

/і = 100

 

а второго участка /2= П 50

м.

В первом участке полосы

воздушных подходов препятствия не должны выходить

за плос-

 

 

 

 

 

 

 

1

Ширина раструба услов­

кость ограничения, у которой tg ѳ, = —- .

ной плоскости ограничения препятствий в конце первого

участка

Ь=

80

м.

На втором участке полосы воздушных подходов препят­

ствия

не должны выходить за плоскость ограничения, у

которой

tg ѳ2 = — . Полосы воздушных подходов для всех видов взлета ог-

8

раничиваются высотой препятствия 150 м. Ширина раструба услов­ ной плоскости ограничения препятствий в конце второго участка £, = 640 м. Воздушные высоковольтные линии должны быть удале­ ны от границы летной полосы не менее чем на 1000 м. Если же вы­ соковольтная линия по всей ширине воздушных подходов закрыта -более высокими, чем она препятствиями, то это растояние может быть уменьшено.

* При расположении площадок на крышах зданий и приподнятых платфор­ мах — 20Х 15 м2.

89


Полосы боковых воздушных подходов не должны иметь препятствий, выходящих за плоскости ограничений, у которых

1

tg ß= — . В полосах боковых воздушных подходов высоковольт­

ные линии должны находиться от боковой границы летной полосы на расстоянии не менее 300 м. Если же высоковольтная линия по всей ширине полосы воздушных подходов закрыта более высокими препятствиями, удаленными от боковых границ летной полосы не менее чем на 75 м, то это расстояние может 'быть уменьшено.

Разрешается взлет по-вертолетному с использованием влияния воздушной подушки с площадок размером 30X25 м2, расположен­ ных на 'вершинах гор, седловинах и террасах, если воздушные под­

м,

 

 

 

м.

 

ходы открытые, минимальное расстояние от площадки до препят­

ствий в направлении взлета 500

а минимальное превышение над

препятствиями 300

 

 

 

м,

 

 

 

 

При взлетах по-вертолетному без использования влияния воз­

душной подушки длина участков

полос воздушных подходов —

300

 

а препятствия не должны выходить за плоскости ограниче­

ния, у которых tg Ѳ = — , tg ß= l.

Требования к надводным вертодромам такие же, как и к на­ земным.

При расположении вертодромов в ущельях гор ширина ущелья должна быть не менее 1000 м.

Тормозная система колес обеспечивает удержание вертолета на вертодромах с уклоном летной полосы в продольном направле­ нии относительно горизонта до 10° (рис. 56). Но для повышения безопасности взлетно-посадочных операций и возможности опро­ бования управления максимально допустимый уклон рабочей пло­ щади временных вертодромов назад (от вертолета) не должен пре­ вышать 0,085 (4°52'), а в поперечном направлении и вперед 0,05

(2°52').

Как правило, взлет выполняется против ветра. Ограничения по скорости и направлению ветра аналогичны ограничениям на ре­ жиме висения.

Максимально допустимая барометрическая высота вертодромов для грузо-пассажирского варианта — 3000 м, а для сельскохозяй­ ственных— 2000 м. В зависимости от атмосферных условий, темпе­ ратуры наружного воздуха и воздуха на входе в карбюратор, способа взлета вертолета расчетная свободная тяга вертолета определяется по графикам на рис. 45, 57, 58, а по номограмме на рис. 59 определяется взлетный вес. При построении графиков на рис. 57, 58 приняты те же допущения, что и для графиков на рис. 45. Ключ для расчета

Рис. 56. Схема действия максимально допустимого взлетного силы торможения колес веса показан на рисунках.

90