Файл: Лалетин К.Н. Практическая аэродинамика вертолета Ка-26 учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.06.2024
Просмотров: 188
Скачиваний: 2
2800 |
2000 |
3000 |
3100 |
0}ңГ |
|
|
30 |
|
70 |
|
|
110 К, кп/ч |
||||||||
Рис. 9I. Зависимость минимального |
Рис. 92. Зависимость километрового |
|||||||||||||||||||
километрового |
|
расхода |
топлива от |
расхода топлива |
от |
|
скорости полета |
|||||||||||||
полетного веса вертолета: |
вертолета |
с максимальным взлетным |
||||||||||||||||||
|
|
|
||||||||||||||||||
опыливателем, |
# = 0 ; |
|
— с подвесной |
2 |
|
весом, |
Н = 0 |
: |
|
|
|
|
||||||||
|
каби |
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||
/ — вариант |
с |
опрыскивателем, # = 0; |
|
— с |
3 |
— с опрыскивателем; |
|
|
— с опыливателем; |
|||||||||||
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
1 |
2 |
|||||||||
ной, # = 500 |
м; |
|
4 |
— с подвесной кабиной, |
||||||||||||||||
#=0 |
|
|
|
|
|
|
|
|
— с |
подвесной кабиной |
||||||||||
|
|
взлетном |
весе — 0,81 |
|
||||||||||||||||
минальном |
кГ/км |
|
(с |
учетом |
выработки топ |
лива и уменьшения полетного веса расходы топлива в полете бу дут еще меньше).
Зависимость километрового расхода от скорости полета пока зана на рис. 92.
§8. ХАРАКТЕРНЫЕ КРЕЙСЕРСКИЕ РЕЖИМЫ ПОЛЕТА
ИОПРЕДЕЛЕНИЕ ЗАПРАВКИ ВЕРТОЛЕТА ТОПЛИВОМ
При заданной заправке вертолета топливом наибольшая про должительность полета соответствует наименьшему часовому рас ходу. Поэтому экономическую скорость иногда называют режимом максимальной продолжительности полета вертолета. Режимы мак симальной продолжительности во всех вариантах применения на ходятся в диапазоне скоростей 80— ПО км/ч. И чем меньше ско рость, тем, следовательно, больше вредное сопротивление. Обычно во всех вариантах применения полеты на продолжительность ве дутся на скоростях по прибору 75—95 км/ч.
График, характеризующий зависимость продолжительности по лета от заправки топливом при скорости по прибору 75—95 км/ч на высоте 500 м с максимальным полетным весом 3250 кГ и аэро навигационным запасом на 30 мин полета, показан на рис. 93.
По мере выполнения полета вес вертолета уменьшается, а по этому уменьшается потребная для полета мощность и часовой рас ход.
126
Для учета выгорающего топлива расчет продолжительности и даль ности полета производится по сред нему полетному весу:
Уменьшение полетного веса вертоле |
|
|
|
|
|||||
та по мере выгорания топлива дела |
|
|
|
|
|||||
ет целесообразным выполнение по |
|
|
|
|
|||||
летов на продолжительность на вы |
|
|
|
|
|||||
соте 500 |
м, |
мпотому что |
при малых |
|
|
|
|
||
полетных весах часовые расходы на |
0 |
1 2 |
3 |
ЧТ,Ч |
|||||
высоте 500 |
|
меньше, чем в полете |
|
|
|
|
|||
у земли (см. рис. 88). |
|
Рис. 93. Зависимость продолжи- |
|||||||
Наименьшие километровые рас |
|||||||||
ходы топлива и максимальная даль |
ского вертолета |
от заправки |
топ^ |
||||||
ность полета |
с заданным запасом |
тельности |
полета |
грузо-пассажир |
|||||
Л И В О М |
|
|
|
||||||
топлива будут |
у вертолета в грузо |
|
|
|
|
||||
пассажирском варианте в штиле при |
|
|
|
|
|||||
скорости 130— 140 |
км/ч, |
а в сельскохозяйственных вариантах — при |
|||||||
|
скорости ПО— 115 км/ч.
Скорость полета, соответствующую максимальной дальности полета, называют режимом максимальной дальности. Следователь но, на наивыгоднейших крейсерских скоростях полета и имеют месторежимы максимальной дальности полета. Кроме того, из опре деления километрового расхода следует, что в полете на заданное расстояние на режиме максимальной дальности экономия топлива наибольшая: G, min = qmmL. Наивыгоднейшие -скорости полета ис
пользуются в большинстве полетов на дальность. Как правило, по леты на дальность выполняются на высотах до 500 м. И чем мень ше высота полета, тем меньше километровый расход и больше дальность полета или экономия топл-ива.
На вертолетах в грузо-пассажирском варианте для получения минимальных километровых расходов выдерживаются скорости по прибору 120—130 км/ч. Крейсерская скорость полета в корабель ном варианте— 120 км/ч. На вертолетах же в сельскохозяйственных вариантах и в транспортном варианте с грузовой платформой наи выгоднейшие скорости 105— НО км/ч по прибору практически со впадают с максимально допустимыми.
Количество заправляемого топлива складывается из топлива,,
расходуемого при взлете GTv3JI ; наборе высоты G1hb ; в крейсер ском полете GT г п ; на снижение GT(;H ; на посадке GTiI0(, ; для про грева и опробования двигателей на земле GT3eM и аэронавигацион ного запаса топлива GTaH3 , т. е.
GT = GT взл -j- GTH.B + GT r.n 41- GT он + GTнос + Gx зем -f- GTанз
127
Рис. |
94. Зависимость дальности по |
Рис. 95. Зависимость дальности поле |
лета |
грузо-пассажирского вертолета |
та с аппаратурой опрыскивания от |
от количества заправляемого топлива |
количества заправляемого топлива и |
|
и скорости ветра |
скорости ветра |
|
Если аэронавигационный запас топлива |
берется на 30 мин по- |
|||||||||||
|
|
|
|
|
•о |
|
|
|
Qmin |
|
|
|
|
лета, то его можно определить как сгтанз = |
|
л |
|
|
|
|
|||||||
—-------, |
|
мин |
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
кГ |
|
|
|
|
||
|
При остатке на вертолете топлива 53 ±5 |
|
включается сигнали |
||||||||||
зация. На запуск, прогрев, опробование двигателей в течение 5 |
|
|
|||||||||||
и контрольное висение необходимо 8 |
|
топлива. Количество топ |
|||||||||||
лива, |
расходуемогомпри взлете и наборе высоты, снижении и по |
||||||||||||
садке, |
|
кГ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
зависит от высоты полета и режима работы двигателей. При |
|||||||||||||
|
|
|
|
|
|
мин, |
|
|
|
км |
|
||
высоте полета 500 на рекомендуемых режимах расходуется при |
|||||||||||||
|
мин. |
|
топлива на набор и снижение. При этом на подъеме вер |
||||||||||
мерно 5 |
|
||||||||||||
толет пролетает примерно 3 и |
за 2 |
|
|
а на снижении 4,5 |
|
|
за |
||||||
3 |
|
|
Топливо, расходуемое |
в крейсерском полете, может |
быть |
определено по величине километрового или часового расхода (см. рис. 86—93). Расходы топлива для вариантов лесопожарного и «Кран» практически такие же, как и в транспортном. На рис. 94, 95 изображены графики для определения количества топлива в зави симости от дальности горизонтального полета, скорости и направ ления ветра для вертолетов в грузо-пассажирском и сельскохозяй ственных вариантах с максимальным взлетным весом и аэронави гационным запасом на 30 мин полета.
По этим же графикам можно определить дальность полета по количеству заправляемого топлива.
Полная емкость топливных баков 630 ±15 л, что примерно со ответствует 465 кГ. Расчетное же количество заправляемого топ* лива в транспортном варианте 360 кГ. При этом с максимальным взлетным весом в безветрие вертолет в грузо-пассажирском вари анте пролетает 380 км, а при полных баках—-510 км (см. рис. 94). При нормальном взлетном весе дальность полета увеличивается относительно рассчитанной по рис. 94 на 20—25 км.
Для вертолета в сельскохозяйственных вариантах расчетная за правка топливом составляет 100 кГ. При максимальном взлетном весе на наивыгоднейшей крейсерской скорости практическая даль-
128
ность полета по расчету 52 км в варианте опыливателя и 51 км в варианте опрыскивателя.
Следует учитывать, что графики для расчета дальности полета в сельскохозяйственных вариантах (см. рис. 95) построены для скорости по прибору 110 км/ч, наивыгоднейшей для штилевых ус ловий. Увеличить же скорость при встречном ветре нельзя вслед
ствие ограничения максимально допустимой скорости по уровню вибраций.
Глава VI. КРИВОЛИНЕЙНЫЙ ПОЛЕТ
ИПОСАДКА С РАБОТАЮЩИМИ ДВИГАТЕЛЯМИ
§1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВИРАЖЕЙ
ИСПИРАЛЕЙ
На вертолетах с шарнирным креплением лопастей пилотаж в вертикальной плоскости, когда аэродинамическая сила винтов на правлена к земной поверхности, запрещен.
Руководство по летной эксплуатации разрешает выполнять лишь разгоны и торможения (см. гл. V, § 3), виражи, развороты, скольжения, а в учебных целях для отработки техники пилотиро вания выполняются спирали.
Виражом, называется криволинейный полет в горизонтальной плоскости с раз воротом на ЗбСУ”. Для искривления траектории в горизонтальной плоскости необ ходимо создать неуравновешенную силу, перпендикулярную к траектории движе ния и расположенную в этой же плоскости. Такая сила создается отклонением по поперечной оси аэродинамической силы несущих винтов, поэтому виражи вы полняются с некоторым креном.
Вираж, выполняемый без скольжения, называют координированным. При координированном вираже направление скорости непрерывно изменяется во вре мени, поэтому движение вертолета неустановившееся. Но если величина скорости полета, углов скольжения, крена и тангажа с течением времени не изменяется, то, с известной степенью приближения, можно считать вираж установившимся. Уста новившийся координированный вираж называется правильным. При правильном вираже ввиду постоянного угла крена не изменяется сила, искривляющая траек торию, а при отсутствии скольжения центр тяжести вертолета описывает окруж ность в горизонтальной плоскости.
Для получения виража с неизменяющимися во времени параметрами обычно необходимо выполнить несколько виражей подряд. И правильный вираж с посто янным углом крена, выполненный подряд не менее 3 раз, называется серийным. Вираж с креном до 45° называют мелким, а с креном более 45° глубоким. В зави симости от направления вращения различают левые и правые виражи.
Пространственный маневр, при котором центр тяжести вертолета описывает
|
траекторию в виде цилиндрической линии, называется |
с п и р а л ь ю . Спираль, |
|
выполняемая с набором высоты, называется восходящей, |
а со снижением — нисхо |
|
дящей. Если при выполнении спирали скорость, угол крена и угол наклона траек |
|
|
тории к горизонту остаются неизменными, то спираль называют установившейся. |
|
|
Установившаяся спираль, выполняемая без скольжения, |
называется правильной. |
і |
А если угол крена до 15° и относительно большой радиус при незначительном |
|
изменении высоты, то спираль считается пологой. |
|
|
|
'Поворот вертолета на определенный угол от своего курса называют разворо |
|
|
том. В летной эксплуатации обычно применяют установившиеся развороты без |
|
|
5—3938 |
129 |