Файл: Лалетин К.Н. Практическая аэродинамика вертолета Ка-26 учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.06.2024
Просмотров: 181
Скачиваний: 2
Если отказ произошел при полете в лесопожарном варианте с выливньгм устройством в рабочем положении или в варианте «Кран» с грузом на внешней подвеске, то необходимо выбрать место для сброса груза или выливного устройства. В большинстве случаев дальнейшее продолжение полета затруднительно, поэтому необхо димо срочно подобрать площадку для вынужденной посадки. А во избежание пожара следует определить по показаниям приборов, ка кой из двигателей отказал, выключить зажигание и закрыть пожар ный кран отказавшего двигателя. Запуск в полете отказавшего' двигателя запрещается.
В тех случаях, когда нет возможности выполнить посадку, а у пилота отсутствует уверенность в безопасном продолжении полета на пониженном режиме нормально работающего двигателя, разре шается использование в полете полностью открытого дросселя при числе оборотов 86—88% без ограничения по времени. Но после это го двигатель с вертолета снимается. И следует учитывать, что при отказе левого двигателя происходит отказ генератора постоянного тока, поэтому полет продолжительностью более 15—17 мин запре щается. В тех случаях, когда полет продолжался более 10 мин, ак кумуляторная батарея заменяется.
При частичном отказе в полете одного из двигателей, когда не происходит резкого падения числа оборотов винтов, мощности и разбалансировки вертолета, необходимо повернуть корректор впра во, установить рычагом «шаг-газ» необходимую для полета мощ ность и определить отказавший двигатель по показаниям приборов. В этом случае, если число оборотов несущих винтов продолжа ет уменьшаться, можно продублировать увеличение мощности нор мально работающего двигателя переводом его рычага раздельного управления в крайнее переднее положение. При отсутствии призна ков разрушения, посторонних шумов, пожара и т. п., если нет уве ренности в безопасном продолжении полета на одном двигателе, можно частично отказавший двигателыне выключать. Ручкой управ ления подобрать наивыгоднейшую скорость полета для подбора площадки. После подбора площадки во избежание пожара следует рычаг раздельного управления частично отказавшего двигателя пе ревести в крайнее заднее положение, выключить его зажигание и закрыть пожарный кран.
Посадка с одним работающим двигателем. Как правило, поса дочная площадка должна обеспечивать посадку вертолета с пробе гом. Траектория захода на площадку выбирается в зависимости от характера и расположения препятствий, скорости и направления ветра. Для получения наивыгоднейшей траектории захода на пло щадку устанавливается требуемая скорость снижения по траекто рии. Но нужно учитывать, что минимальная потребная мощность и минимальная вертикальная скорость снижения при постоянном режиме работы двигателя примерно соответствуют наивыгоднейшей скорости снижения с двумя работающими двигателями. Уточнение расчета на посадку, как правило выполняется изменением общего шага. Одна ко при перемещении рычага «шаг-газ» вверх следует
145
помнить, что моменты сопротивления вращению винтов увеличива ются интенсивнее, чем мощность работающего двигателя. И чтобы не допустить значительного падения числа оборотов несущих вин тов, увеличение общего шага должно быть очень плавным и незна чительным. Уменьшить угол планирования целесообразнее увели чением скорости по прибору, но не более 120 км/ч. Для получения крутой траектории захода на площадку следует уменьшить скорость полета, но она не должна быть меньше минимально допустимой, так как при сильном встречном ветре угол планирования увеличи вается настолько, что точка приземления будет закрыта нижними обводами фюзеляжа, и расчет на посадку затрудняется. Кроме того, на малых скоростях значительно ухудшается путевая управ ляемость вертолета.
С высоты 15—20 м следует начать выравнивание вертолета и гашение поступательной и вертикальной скоростей. Темп отклоне ния ручки управления на себя должен обеспечить к моменту призем ления поступательную скорость по прибору 30—40 км/ч. Перед приземлением нужно увеличить общий шаг, чтобы вертикальная скорость приземления не превышала 0,2—0,5 м/сек. Приземление выполняется на основные колеса е последующим опусканием перед них колес.
После приземления рычаг «шаг-газ» опускается вниз до упора, а для уменьшения длины пробега используются тормоза колес. При такой методике пилотирования посадочная дистанция с высо ты 15 м составляет примерно 185 м, а длина пробега не превышает
30—50 м.
Иногда, например при посадках на водную поверхность, посад ка с пробегом является опасной. В этом случае для выполнения по садки следует уменьшить скорость предпосадочного снижения, но в допустимых пределах. При этом нужно учесть, что уменьшение по ступательной скорости приводит к увеличению нехватки мощности и вертикальной скорости снижения. Поэтому, чтобы уменьшить вер тикальную скорость приземления, используют кинетическую энер гию несущих і в и н т о в , которая тем больше, чем больше число оборо тов. И если принято решение о посадке с коротким пробегом, следу ет установить число оборотов 88—92%, а скорость по прибору 80—90 км/ч. Вертикальная скорость снижения будет зависеть от варианта применения вертолета, атмосферных условий и полетного веса. При весе, рассчитанном без учета влияния «воздушной подуш ки» для вертолетов в корабельном варианте с наполненными балло
нетами, |
вертикальная скорость |
снижения |
составит примерно |
||||||
1,5—2 |
м/сек. |
При увеличении полетного веса вертикальная скорость |
|||||||
возрастает до 3—4 |
м/сек. |
|
|
|
|
|
|||
|
|
км/ч, |
|
|
|
||||
При необходимости можно уточнить расчет на посадку, изменив |
|||||||||
скорость снижения в диапазоне 60—120 |
|
но к высоте начала вы |
|||||||
равнивания должна быть установлена скорость не более 80 |
км/ч |
по |
|||||||
|
прибору. На конечном этапе предпосадочного снижения высота и вертикальная скорость определяются визуально, так как баромет рические приборы работают с запаздыванием. При посадках на вод
146
ную поверхность высота контролируется по радиовысотомеру, кото рый над водой работает точно и устойчиво.
Предпосадочный маневр начинается на высоте 15— 10 м. При этом угол тангажа увеличивается на 8— 10°, корректор поворачива ется вправо и незначительно увеличивается общий шаг. На высоте 8—5 м скорость должна быть 30—20 км/ч, а мощность работающего двигателя близка к взлетной. Если необходимо выполнить посадку без пробега, то высота выравнивания уменьшается до 10—7 м. При увеличении угла тангажа нельзя допускать увеличения числа оборо тов более 96%, так как это увеличивает нагрузки на агрегаты вин тов и ухудшает путевую управляемость. На высоте 4—2 м следует энергично увеличить общий шаг, чтобы в момент приземления вер тикальная скорость была полностью погашена. В момент увеличе ния общего шага и углов атаки элементов лопастей тяга винтов при примерно постоянном числе оборотов кратковременно увеличива ется, что обеспечит вертолету относительно мягкое приземление или приводнение.
Приземление вертолета осуществляется на основные колеса с незначительно опущенным оперением и отклоненной на себя ручкой управления на величину примерно 2/з полного хода. Если предпоса дочный маневр был энергичным, то перед приземлением ручка уп равления отклоняется от себя. После приземления разрешается отклонять ручку управления до заднего упора при расположении рычага «шаг-газ» на пятом—восьмом зубе сектора. Можно также ис пользовать тормоза колес шасси. После остановки вертолета для исключения опасного сближения лопастей ручка управления уста навливается в нейтральное положение, отклоняется вперед левая педаль и общий шаг плавно уменьшается до минимального с одно временным поворотом корректора влево. При такой методике пило тирования длина пробега составляет 0—20 м даже в штиль с макси мально допустимым весом.
Конструкция вертолета в корабельном варианте обеспечивает безопасную аварийную посадку на воду с наполненными баллоне тами при волнении моря до 3 баллов и плавучесть продолжитель ностью не менее 24 ч.
Имитация отказа одного двигателя в поступательном полете.
Для создания у пилота уверенности в благополучном выполнении полета с одним работающим двигателем разрешается в учебных и тренировочных полетах имитировать отказ только правого дви гателя, так как на левом установлен генератор постоянного тока. Двигатель не выключают, а для отработки техники пилотирования выполняют посадку с одним нормально работающим двигателем при втором задросселированном на режиме малого газа. С целью ограничения ветрикальной скорости снижения разрешается выпол нять имитацию отказа одного из двигателей и посадки на верто летах, оборудованных грузо-пассажирской кабиной, если высота полета не более 2000 м, а полетный вес — 3000 кГ. Первые учебные и тренировочные полеты должны выполняться с полетным весом не более 2400 кГ.
147
Полет по прямоугольному маршруту с посадкой на одном нор мально работающем двигателе рекомендуется выполнять на ров ной, осмотренной и обозначенной полосе размерами не менее 120x40 м, впереди которой на 10—15 м в стороны от передних флажков выставлено ограждение. Воздушные подходы должны быть открытыми. Следует помнить, что на вертолете с двумя чле нами экипажа создаются центровки, близкие к предельно пе редним; поэтому посадка должна выполняться только при встреч
ном ветре. |
м. |
полета по прямоугольному маршруту,1 как правило, |
Высота |
|
|
равна 200 |
|
Периметр прямоугольного маршрута зависит от тем |
пературы наружного воздуха (чтобы обеспечить для правого двига теля перед дросселированием или выключением при необходимости нормальный температурный режим). Обучаемый выполняет полеты на левом сиденье, а на правом находится пилот-инструктор.
После выполнения третьего разворота и получения разрешения на посадку с одним работающим двигателем необходимо летом створки цилиндров правого двигателя полностью открыть, а зимой прикрыть в зависимости от температуры окружающей среды. Дросселирование (выключение) правого двигателя выполняют только на прямой после четвертого разворота. Для этого в зави симости от скорости ветра устанавливают скорость по прибору 70—90 км/ч и число оборотов несущих винтов 86%. Рекомендуемая скорость снижения — 80 км/ч. Подав команду обучаемому выдер живать заданный режим полета, инструктор переносит правую руку на правый рычаг «шаг-газ» двойного управления, левую — на ры чаг раздельного управления правого двигателя. Рычаг раздельного управления правого двигателя перемещается на защелку малого газа и одновременно корректор поворачивают вправо. Если число оборотов несущих винтов становится меньше 82%, то необходимо сохранить его величину, уменьшив общий шаг (рычаг «шаг-газ» перемещается на величину не более трети хода).
В процессе дросселирования двигателя инструктор должен быть все время готов взять управление на себя. А после дроссели рования двигателя сосредоточить все внимание на глиссаде сни жения и расчете на посадку. Разрешается выключение двигателя зажиганием на высоте не менее 150 м при температуре головок ци линдров не более 140° С. После выключения рычаг раздельного управления поставить в нейтральное положение. Посадка выпол няется аналогично посадке при отказе одного двигателя, но за прещается использовать тормоза колес на скорости более 5 км/ч вследствие увеличения нагрузок на передние стойки шасси. Имита ция отказа в зоне может выполняться одним пилотом. Для этого в установившемся горизонтальном полете скорость по прибору должна быть 70—90 км/ч, а число оборотов несущих винтов должно быть 86—88%. Для дросселирования правого двигателя пилот вы нужден снимать руку с ручки циклического шага. Поэтому верто лет должен быть сбалансирован так, чтобы при освобожденной ручке управления угол крена и угол тангажа изменялся в течение
148