Файл: Клинковштейн Г.И. Правила и безопасность движения автомобилей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.06.2024

Просмотров: 111

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Табличку 5.11. «Направление поворота» — применя­ ют без дорожных знаков. Она предупреждает водителя о.наличии впереди препятствия или опасного, напри­ мер, «закрытого» поворота, когда неясно его направле­ ние или трудно определить расстояние. Табличку уста­ навливают на продолжении дороги перпендикулярно оси прямого продолжения ее.

Применение этой таблички не исключает установки на соответствующем расстоянии до поворота предупреж­ дающих знаков 1.10 «Опасный поворот» или 1.11 «Изви­ листая дорога».

Табличку 5.12. «Стоп» — применяют самостоятельно для уточнения места остановки транспортных средств у дорожного знака 2.15 и при запрещающих сигналах светофора или регулировщика.

Табличку 5.12 можно применять в случае, когда на проезжей части нанесена линия «Стоп» или самостоя­ тельно. Расположение таблички и разметки должно быть на одинаковом расстоянии от перекрестка.

В виде исключения можно применять другие таб­ лички и указатели, помогающие водителям ориентиро­ ваться в обстановке, но не вводящие каких-либо огра­ ничений. Обозначения и надписи в таких случаях вы­ полняют белой краской на голубом фоне. :

Разметка проезжей части

Разметка проезжей части играет большую роль в организации движения транспортных средств и пеше­ ходов и в значительной мере способствует предупрежде­ нию дорожно-транспортных происшествий.

Нанесенные на проезжую часть линии разметки обе­ спечивают более стройное движение транспортных по­ токов и помогают водителю лучше ориентироваться в ме­ стах остановки для пропуска транспортных средств, в направлении движения через перекрестки и в других действиях, необходимых для выполнения требований «Правил дорожного движения».

Разметку выполняют краской, пластическими мате­ риалами, металлическими кнопками, вставками из,ли­ того камня и другими средствами.

Ниже поясняется значение линий и требования, вы­ текающие из их назначений.

66

Продольная разметка

Сплошные линии, нанесенные на проезжую часть вдоль улицы (дороги), запрещается переезжать и даже наезжать на них.

Прерывистые одинарные линии, нанесенные на про­ езжей части вдоль улицы (дороги) в виде осевых ли­ ний или линий, разграничивающих полосы движения в данном направлении, переезжать можно, проявляя при этом осмотрительность.

На трех- и более полосных дорогах, где средние по­ лосы выделены прерывистыми двойными линиями и дви­

жение по ним

может изменяться в противоположном

направлении,

пересекать • разрешается только те

двойные линии, которые расположены справа от води­

теля. Въезд на такие

полосы разрешается

с их торцо­

вых сторон (на перекрестке), заезд

же

на

эти

полосы

на перегонах улиц и дорог запрещен.

 

 

 

 

Если рядом нанесены две линии, из которых одна

сплошная, а другая

прерывистая,

то

пересекать их

можно только со стороны прерывистой

при

обгоне,

объезде, развороте или повороте налево. Пересекать их

для подъезда к месту

остановки

на

левой

стороне

против движения не разрешается.

 

для

следующих

Продольную разметку применяют

целей:

встречных

потоков

транспорт­

1) для разделения

ных средств (осевая линия); она

может быть выполне­

на одной или двумя

параллельными

линиями.

 

На закруглениях дорог с радиусом менее 50

м,

когда

 

необходимо, учитывая динамику движения транспорт­ ных средств и в иных случаях, уширить одну полосу движения, допускается нанесение эксцентрической раз­ метки, состоящей из прерывистых или сплошных линий; 2) для выделения полос движения транспортных средств в данном направлении (разделительные линии). Двигаясь по полосе, обозначенной прерывистыми линиями, водителю рекомендуется, по возможности, следовать по ней и не прибегать к частым неоправдан­ ным выездам из нее для перестроения и обгона.. Необхо­ димо помнить, что эти линии наносят, как правило, на широких улицах и дорогах, и они преследуют цель упо­ рядочить движение и повысить, скорость. Поэтому перед

3*

- 67


Рис. 18. Виды продольной разметки-проезжей части

выездом с полосы водитель должен убедиться, что по соседней полосе, на которую он намерен выехать, не движется транспортное средство. А если оно приближа­ ется, то обеспечить ему движение без помех.

Если полоса обозначена сплошными разделительны­ ми линиями, то выезжать с нее на соседнюю полосу даже в случае, когда впереди остановилась колонна автомобилей, не разрешается. Исключением из этого может явиться тольковпереди стоящий неисправный ав­ томобиль, который нужно объезжать с особой . осто­ рожностью, предварительно убедившись в отсутствии автомобилей, движущихся по соседней полосе;

3)

для обозначения края проезжей части

(краевая

линия). Краевую линию наносят, чтобы ориентировать

водителей на предотвращение съезда

с проезжей

части

в темное время суток или днем в условиях ограничен­

ной .видимости. Она

может быть как

сплошной,

так и

прерывистой. На дорогах вне населенных пунктов лю­

бую

(сплошную или

прерывистую)

краевую

линию

68

можно пересекать для остановки на обочине. На доро­ гах, пролегающих в населенных пунктах, сплошную кра­ евую линию пересекать не разрешается. Однако в этих условиях при вынужденной остановке (например, из-за поломки транспортного средства) переезд через сплош­ ную краевую линию для съезда на обочину не может рассматриваться как нарушение «Правил дорожного движения».

Водителю следует помнить, что на обочине за сплош­ ной краевой линией в населенных пунктах могут нахо­

диться люди, поэтому съезжать на обочину

необходимо

с соблюдением всех мер предосторожности.

на рис. 18,

Виды продольной разметки показаны

Поперечная разметка

К поперечной разметке относят линию «СТОП», изображаемую в виде сплошной широкой линии, нанесенной поперек полосы движения. Линия «Стоп»

69



Рис. 19. Виды поперечной разметки перед перекрестком

указывает место, где водители должны останавливать­ ся при наличии дорожного знака 2.15 «Проезд без оста­ новки запрещен», а также при запрещающем сигнале светофора или регулировщика«

Поперечную разметку изображают одной прерыви­ стой широкой линией или линией, образованной тре­ угольниками, вершины которых обращены в сторону водителя.

Такую разметку наносят на проезжую часть при въезде на дорогу, перед которой установлен дорожный знак 1.6 «Пересечение с главной дорогой». Разметка означает, что водители обязаны уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся по главной дороте. Перед такой разметкой слово «Стоп» не наносят, но может быть изображен треугольник, одна из сторон

широкой каймой) которого

параллельна

линии,

а

противоположная вершина

направлена

в

сторону

подъезжающих к перекрестку транспортных средств.

 

К поперечной разметке относят также линии пеше­

ходного

перехода, нанесенные

в

виде

широких

полос

«зебра» на проезжую часть параллельно ее оси.

 

 

В и д ы

п о п е р е ч н о й р а з м е т к и

п о к а з а н ы

н а

р и с ,

19. .

70

Другие виды разметки

На проезжей части площадей, улиц и дорог сплошными белыми линиями могут быть выделены уча­ стки различной геометрической формы, по которым за­ прещается движение любых транспортных средств. Эти участки предназначены для иных целей. .

На пешеходных переходах в середине широких улиц выделяют площадки эллиптической формы, предназна­ ченные для остановки пешеходов, не успевших перейти улицу или дорогу. Эти площадки называют «островка­ ми безопасности». Для повышения безопасности пеше­ ходов «островки безопасности» иногда защищают с тор­ цов возвышающимися над проезжей частью железобе­ тонными выступами, на которые наносят красно-белые полосы, и для лучшей видимости в темное время суток устанавливают световые маяки.

В местах остановки трамвая, когда трамвайные ли­ нии расположены в середине проезжей части, могут быть нанесены посадочные площадки для пассажиров, ожидающих трамваи. Транспортные средства объезжа­ ют эти площадки только справа, за исключением тран­ спортных средств, оборудованных специальными свето­ выми и звуковыми сигналами.

Остановка перед посадочной площадкой и вдоль ее запрещается. Хотя правилами не запрещены обгон, раз­ ворот и движение задним ходом около внешней линии «островка безопасности» или посадочной площадки, во­ дителям рекомендуется воздерживаться от этих манев­ ров, так как последние могут вызвать беспокойство лю­ дей и при определенных условиях создать опасность наезда.

Для создания необходимых интервалов для встреч- • ных потоков транспортных средств илилучшей ориен­ тации водителей в направлении движения по площадям на проезжей части наносят разделительные и направ­ ляющие островки. Эти островки, а также островки безопасности для лучшей видимости могут быть допол­ нительно размечены параллельными линиями, нанесен­ ными под углем к оси проезжей части.

Для обозначения мест стоянки и остановки тран­ спортных средств применяют сплошные линии. Этими линиями размечают площадки и определяют порядок

71


/////////////////////////////'/////////'""""МММ/Н/'% іО///////////////////.

/

расположения на них транспортных средств на стоянке. Въезд на площадку и выезд с нее разрешается не только в разрывах сплошных линий, но и непосредственно с их пересечением. Наряду с этим линиями выделяют места для остановок маршрутных автобусов и троллейбусов, а также для стоянки автомобилей-такси. В этих местах запрещается остановка любых других трайсиортных средств. Зона остановки маршрутных транспортных средств обозначается сплошной линией на бортовом камне или на краю проезжей части. Если на бортовом камне или на краю проезжей части нанесена прерыви­ стая линия, либо зигзагообразная линия, то всем тран­ спортным средствам (кроме маршрутных автобусов и троллейбусов) в пределах этой полосы зайрещается стоянка.

Для обозначения направлений движения применяют следующую разметку:, стрелы, нанесенные^на проезжую часть вблизи перекрестка и указывающие разрешенное для транспортных средств направление, изогнутые ли­ нии, нанесенные на перекрестке либо в разрывах сплош-

72

ных линий продольной раз­ метки и указывающие путь движения при повороте либо место разворота.

Другие виды разметки показаны на рис. 20.

На проезжей части могут быть нанесены номера до­ рог, надписи и другие обо­ значения, помогающие води­ телям ориентироваться в дорожной обстановке, но не вводящие дополнительных ограничений.

Светофоры и их сигналы

- Наибольшее распростра­ нение имеют светофоры с круглыми линзами: трех­ цветной сигнализации (трех­ секционные, рис. 21), пода­ ющие сигналы трех цветов — зеленый, красный и желтый;

двухцветной сигнализа­ ции (двухсекционные, рис. 22), подающие сигналы двух цветов — зеленый и красный (устанавливают перед же­ лезнодорожными переезда­ ми в городах или перед пе­ ресечениями трамвайных путеи);

одноцветной сигнализа­ ции • (односекционные, рис. 23, а и б), подающие только один мигающий сигнал — желтый или красный;

одноцветной сигнализа­ ции (двухсекционный, рис. 23, в) с попеременно мига­ ющим красным сигналом, который применяют перед магистральными железнодо-

Рис. 21. Трехсекционные светофоры трехцветной сиг­ нализации:

а

 

 

односторон«

— вертикальный

ний;

б

— горизонтальный одно­

 

сторонний; в — вертикальный четырехсторонний

К3

Рис. 22. Двухсекционные светофоры двухцветной сиг­ нализации:

а

 

 

 

односторон­

— вертикальный

ний;

б

— горизонтальный одно­

сторонний;

в —

вертикальный

двусторонний

Рис. 23. Светофоры одно­ цветной сигнализации:

а

— односторонний;

б

— четы­

рехсторонний;

в

— поперемен»

но мигающий

73