Файл: Клинковштейн Г.И. Правила и безопасность движения автомобилей.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.06.2024
Просмотров: 110
Скачиваний: 0
Рис. 24. Трехсекционные светофоры с дополни тельными секциями:
а — регулирующий поворот налево; б — регулирующий поворот направо; в — регулирующий повороты в каждом направлении; г — регулирующий движение в прямом направлении
рожными переездами, разводными мостами, причалами паромных переправ, в местах выезда пожарных и других специальных автомобилей.
В вертикальных светофорах красный сигнал поме щается вверху, зеленый внизу, а в горизонтальных — красный слева, зеленый справа; желтый сигнал в обоих случаях помещается посередине.
На перекрестах с наиболее интенсивными потока ми пешеходов и транспортных средств, особенно при большом потоке транспортных средств, поворачивающих направо или налево, к вертикальным трехсекционным светофорам на.одном уровне с зеленым сигналом до бавляют боковые секции с зеленым сигналом в форме стрелки (рис. 24).
На цветных линзах светофоров без дополнительных секций могут быть выполнены контуры стрелок. Эти стрелки указывают предписанные дорожными знаками направления движения через перекресток при разреша ющем сигнале.
Когда необходимо регулировать попеременное дви жение в противоположных направлениях по средней по лосе, выделенной двойными продольными прерывисты ми линиями, применяют горизонтальный светофор с двумя сигналами, различающимися не трлько по цвету, но и по форме его светящейся части (рис. 25): красный сигнал имеет форму двух перекрещивающихся наклон ных полос; зеленый сигнал имеет форму стрелы, на правленной вниз. Ниже поясняются общие значения сиг налов светофора.
74
|
З е л е н ый |
с и г н а л |
|
|
|
|
||||
разрешает движение всех |
|
|
|
|
||||||
транспортных |
средств |
и |
|
|
|
|
||||
пешеходов |
в |
любом |
из |
|
|
|
||||
возможных |
(не запрещен |
|
|
|
||||||
ных |
дорожными знаками |
|
|
|
|
|||||
или разметкой) |
направле |
|
|
|
||||||
ний на перекрестке; |
он |
|
|
|
|
|||||
разрешает |
также |
проез |
|
|
|
|||||
жать |
регулируемые уча |
|
|
|
||||||
стки |
на дорогах, |
улицах |
|
Красный цВет |
|
|||||
и |
дорожных |
сооруже |
|
Зеленый цвет |
|
|||||
ниях. |
|
|
з е л е н о |
|
|
|
|
|||
|
М и г а н и е |
Рис. |
25. |
Светофор, регулирую |
||||||
го |
с и г н а л а |
предупре |
щий |
движение только |
на той |
|||||
полосе, над которой он распо |
||||||||||
ждает, что время его дей |
ложен |
|
|
|||||||
ствия |
истекает |
и |
вскоре |
|
|
|
|
|||
будет |
включен |
|
желтый |
|
|
|
|
|||
сигнал. |
|
с и г н а л |
|
запрещает |
движение |
любых |
||||
|
К р а с н ы й |
|
транспортных средств и пешеходов во всех направлени ях без исключения как на перекрестках, так и на регу лируемых участках дорог, улиц и сооружений.
Чтобы движение транспортных средств было без опасным и непрерывным, необходимо, чтобы между за прещением движения в одном направлении и разреше
нием движения в другом направлении прошло |
некото |
||||
рое |
время, в течение которого перекресток |
освободил |
|||
ся бы от транспортных средств и пешеходов, |
т. е. ну |
||||
жен |
еще один сигнал. Таким |
сигналом является жел |
|||
тый. |
|
с и г н а л запрещает въезд |
на |
перекре |
|
Ж е л т ы й |
|||||
сток |
или на |
регулируемый |
участок дороги |
всех без |
исключения транспортных средств, а также движение пешеходов, и обязывает к полному освобождению пере крестка от транспортных средств, оказавшихся в его границах к моменту перемены сигнала; он горит в тече
ние |
необходимого для этого времени |
(обычно 3— |
||||
8 |
сек). |
|
|
|
|
|
|
Если желтый сигнал включается во время горения |
|||||
красного, т. е. |
в к л ю ч е н ы |
о д н о в р е м е н н о |
д в а |
|||
с и г н а л а , то |
запрещающее |
значение красного |
сигна |
|||
ла |
|
не прекращается, но водитель получает |
иредупреж- |
75
дение о том, что очень скоро будет |
включен зеленый |
сигнал. |
движения не за |
М и г а ю щ и й ж е л т ы й с и г н а л |
прещает, но предупреждает всех водителей и. пешехо дов о повышенной опасности на данном перекрестке.
Стрелка в дополнительной секции светофора служит сигналом, разрешающим движение, через перекресток в указываемом направлении, но до включения стрелки двигаться в направлении, куда она обращена, запреще но. При стрелке, указывающей поворот налево, разре шен и разворот.
Сигнал «стрелка» разрешает движение в указыва емом направлении при любом основном сигнале свето фора: зеленом, красном или желтом, однако право во дителей на движение при разных основных сигналах неодинаковое.
Если «стрелка» включена с зеленым сигналом све тофора, водитель имеет преимущественное право про езда перекрестка в указываемом ею направлении, при этом сигналы, подаваемые светофорами в других на правлениях, включаются таким образом, чтобы взаим ных помех движению не было.
Если «стрелка» включена с красным или желтым сигналом светофора, водители, проезжая перекресток в указанном ею направлении, обязаны уступать дорогу всем транспортным средствам, проезжающим с других направлений. Обычно сигналы в таком сочетании вклю чаются для: поворота транспортных средств направо; поворота налево в проезд с односторонним движением; проезда трехстороннего перекрестка в прямом направ лении.
Для регулирования движения трамваев, троллейбу сов, а иногда и маршрутных автобусов могут приме няться светофоры частного значения, сигналы которых бело-лунного цвета не распространяются на водителей других транспортных средств. Таким «светофором» служит электрическое табло (рис. 26), лампочки на котором включаются в сочетаниях, указывающих раз решенное направление движения или запрещение дви жения. При необходимости конкретизировать назначение табло под ним помещают табличку 5.7 «Вид транспорт ного средства». Сохранились еще односекционные свето форы, сигнал которых выполнен в виде буквы Т (трам-
76
2 3 Ч
Рис. 26. Специальный светофор-табло и схемы включения его ламп для движения:
/ — налево; 2 — направо; 3 — прямо; 4 — движение запрещено
вай, троллейбус) или А (автобус). Они включаются, ко гда движение разрешено.
В горизонтальных светофорах сигналы подаются только в одном направлении. В вертикальных светофо рах сигналы могут быть поданы в одном, двух, трех и четырех направлениях.
Трехсторонние и двусторонние светофоры распола гают обычно на колонках, установленных на тротуарах или обочинах дороги (угловые светофоры). Односторон ние светофоры устанавливают на колонках или крон штейнах, прикрепленных к стенам зданий.
Перекрестки небольшие по размерам или с умерен ной интенсивностью движения обслуживаются обычно одним центральным подвесным четырехсторонним све тофором. На перекрестках с интенсивным движением устанавливают два (по диагонали перекрестка) или да же четыре угловых четырехсторонних светофора или соответственно группы из односторонних светофоров; на пересечениях очень широких улиц к ним обычно присо единяют и центральный светофор. На площадях как с круговым, так и с прямолинейным движением количе ство светофоров определяют в зависимости от общей конфигурации площади и числа пересечений транспорт ных потоков на ней.
При наличии на проезжей части разделительной по лосы или островков безопасности, а также дорожных
сооружений — мостов, путепроводов |
и |
эстакад — свето |
||
форы располагают непосредственно |
на |
опорах, |
фермах |
|
и прогонах. |
|
|
двухсекцион |
|
По наиболее простой схеме сигналы в |
||||
ном и трехсекционном светофорах (в |
группах |
односто |
||
ронних светофоров) переключаются |
так, |
что |
в одном |
|
каком-либо направлении водителям |
подается |
сигнал |
77
только одного цвета, а остальные сигналы в этом на правлении выключены. У большинства светофоров сиг налы противоположного значения направлены под пря мым углом один к другому, а одинаковые сигналы по даются вдоль оси одной улицы (дороги).
Сочетание сигналов (зеленого, желтого, красного, «стрелок»), одновременно включенных в светофоре, на
зывают т а к т о м , |
а с учетом переключения рабочего и |
промежуточного |
сигналов — ф а з о й . Последователь |
ное переключение всех рабочих и промежуточных сиг налов от какого-либо такта, принятого за исходный, до
повторения этого же такта называется р а б о ч и м |
ц и к |
|||
л о м с в е т о ф о р а , продолжительность |
которого |
изме |
||
ряется в секундах. |
|
работают по |
||
Обычные трехсекционные светофоры |
||||
двухфазному циклу: |
сигналы включены |
вдоль оси |
||
первая фаза — зеленые |
||||
одной улицы (дороги), а |
красные вдоль |
оси |
попереч |
|
ной улицы; |
|
|
|
|
вторая фаза — направление сигналов вдоль осей пере секающихся улиц взаимно изменяется.
Для обеспечения беспрепятственного поворота тран спортных средств налево в светофоре может применять ся еще один такт: красный сигнал включен в трех на правлениях, а зеленый — только в одном, откуда должен быть беспрепятственно совершен поворот налево. Такая схема переключения сигналов называется трехфазной.
Включение желтого сигнала относится к промежу точным тактам. По наиболее простой схеме желтый сигнал включается одновременно со всех сторон свето фора 2 раза на протяжении двухфазного цикла (рис. 27). В светофорах, работающих по трехфазному циклу, желтый сигнал включается 2 раза со всех четырех сто рон светофора и 3-й раз только с той стороны, на кото рой зеленый сигнал должен смениться красным.
Чтобы избежать преждевременного начала движения транспортных средств через перекресток, во многих све тофорах красный сигнал сменяется непосредственно зеленым, а желтый в каждом из двух ' направлений включается только 1 раз за цикл (рис. 28).
На перекрестках с интенсивным движением повора чивающих транспортных средств в сочетании с боль-
78
Рис. 27. Включение желтого сигнала одновременно с четырех сторон светофора, работающего по двухфазному циклу
Рис. 28. Включение желтого сигнала только с двух сторон
шими потоками пешеходов применяют еще более слож ные схемы переключения сигналов: трехфазная схема может обслуживать левые повороты не одного, а двух и более направлений; в таких случаях цикл будет состо ять из большого числа тактов. При т-рехфазных циклах и более для' уменьшения продолжительности цикла не только переключение с красного сигнала на зеленый, но также включение и выключение дополнительных секций «стрелок» может происходить без включения желтого сигнала.
Наиболее современным способом предупреждения водителей о предстоящей смене рабочих сигналов явля етсяприменение в светофоре, помимо желтого, еще двух промежуточных сигналов (рис. 29).
На рис. 29, а показан такт светофора, который мы примем за исходный. За 3—4 сек до конца горения зеле ный сигнал начинает мигать (рис. 29, б) и приближа-
Рис. 29. Современная схема переключения сигналов светофора с ис пользованием дополнительных промежуточных сигналов
79
ющиеся к перекрестку водители или несколько увеличи вают скорость движения, чтобы успеть въехать на пе рекресток до появления желтого сигнала, или заблаго временно плавно тормозят, чтобы не нарушить пред писания желтого сигнала, включаемого, как обычно, после зеленого.,-После этого в светофоре некоторое вре мя включены желтый и красный сигналы (рис. 29, б). За 2—3 сек до того, как будет открыто движение в но вом направлении, с той стороны, где горит красный сигнал, к нему подключается желтый (рис. 29, г). Та ким образом, момент последующего включения зеле ного сигнала не является неожиданностью, и достаточно 2—3 сек, чтобы водитель выполнил необходимые под готовительные действия по управлению транспортным средством.
Затем одновременно включаются красный и зеленый сигналы в новых направлениях (рис. 29, д) и рассмот ренная система переключения сигналов последовательно повторяется в каждом цикле.
Управляют светофорами вручную или автоматиче ски. П р и р у ч н о м у п р а в л е н и и регулировщик по- -вертывает рукоятку или нажимает кнопку коммутатора (переключателя), укрепленного на стене дома или уста
новленного в специальной будке.
В настоящее |
время ручное управление |
заменяется |
|
автоматическим. |
П р и а в т о м а т и ч е с к о м |
у п р а в |
|
л е н и и сменой |
сигналов |
управляют индивидуальные |
|
автоматы, обслуживающие |
только один перекресток, |
или специальные приборы, установленные на централь ной' станции, с которыми светофоры связаны электро кабелем.
Применяют автоматы с так называемыми «вызыв ными» устройствами.
На одну из таких улиц (дорог) все время подается зеленый сигнал; транспортные средства, приближаю щиеся к перекрестку, воздействуют на датчики, вмон тированные в покрытие проезжей части, и автомат по истечении некоторого времени переключает сигналы свеч тофоров, которые затем автоматически возвращаются к исходному положению.
Распространены и полуавтоматические «вызывные» устройства: их включают пешеходы вручную, а возвра
80