Файл: Клинковштейн Г.И. Правила и безопасность движения автомобилей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.06.2024

Просмотров: 110

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рис. 24. Трехсекционные светофоры с дополни­ тельными секциями:

а — регулирующий поворот налево; б — регулирующий поворот направо; в — регулирующий повороты в каждом направлении; г — регулирующий движение в прямом направлении

рожными переездами, разводными мостами, причалами паромных переправ, в местах выезда пожарных и других специальных автомобилей.

В вертикальных светофорах красный сигнал поме­ щается вверху, зеленый внизу, а в горизонтальных — красный слева, зеленый справа; желтый сигнал в обоих случаях помещается посередине.

На перекрестах с наиболее интенсивными потока­ ми пешеходов и транспортных средств, особенно при большом потоке транспортных средств, поворачивающих направо или налево, к вертикальным трехсекционным светофорам на.одном уровне с зеленым сигналом до­ бавляют боковые секции с зеленым сигналом в форме стрелки (рис. 24).

На цветных линзах светофоров без дополнительных секций могут быть выполнены контуры стрелок. Эти стрелки указывают предписанные дорожными знаками направления движения через перекресток при разреша­ ющем сигнале.

Когда необходимо регулировать попеременное дви­ жение в противоположных направлениях по средней по­ лосе, выделенной двойными продольными прерывисты­ ми линиями, применяют горизонтальный светофор с двумя сигналами, различающимися не трлько по цвету, но и по форме его светящейся части (рис. 25): красный сигнал имеет форму двух перекрещивающихся наклон­ ных полос; зеленый сигнал имеет форму стрелы, на­ правленной вниз. Ниже поясняются общие значения сиг­ налов светофора.

74

 

З е л е н ый

с и г н а л

 

 

 

 

разрешает движение всех

 

 

 

 

транспортных

средств

и

 

 

 

 

пешеходов

в

любом

из

 

 

 

возможных

(не запрещен­

 

 

 

ных

дорожными знаками

 

 

 

 

или разметкой)

направле­

 

 

 

ний на перекрестке;

он

 

 

 

 

разрешает

также

проез­

 

 

 

жать

регулируемые уча­

 

 

 

стки

на дорогах,

улицах

 

Красный цВет

 

и

дорожных

сооруже­

 

Зеленый цвет

 

ниях.

 

 

з е л е н о ­

 

 

 

 

 

М и г а н и е

Рис.

25.

Светофор, регулирую­

го

с и г н а л а

предупре­

щий

движение только

на той

полосе, над которой он распо­

ждает, что время его дей­

ложен

 

 

ствия

истекает

и

вскоре

 

 

 

 

будет

включен

 

желтый

 

 

 

 

сигнал.

 

с и г н а л

 

запрещает

движение

любых

 

К р а с н ы й

 

транспортных средств и пешеходов во всех направлени­ ях без исключения как на перекрестках, так и на регу­ лируемых участках дорог, улиц и сооружений.

Чтобы движение транспортных средств было без­ опасным и непрерывным, необходимо, чтобы между за­ прещением движения в одном направлении и разреше­

нием движения в другом направлении прошло

некото­

рое

время, в течение которого перекресток

освободил­

ся бы от транспортных средств и пешеходов,

т. е. ну­

жен

еще один сигнал. Таким

сигналом является жел­

тый.

 

с и г н а л запрещает въезд

на

перекре­

Ж е л т ы й

сток

или на

регулируемый

участок дороги

всех без

исключения транспортных средств, а также движение пешеходов, и обязывает к полному освобождению пере­ крестка от транспортных средств, оказавшихся в его границах к моменту перемены сигнала; он горит в тече­

ние

необходимого для этого времени

(обычно 3—

8

сек).

 

 

 

 

 

Если желтый сигнал включается во время горения

красного, т. е.

в к л ю ч е н ы

о д н о в р е м е н н о

д в а

с и г н а л а , то

запрещающее

значение красного

сигна­

ла

 

не прекращается, но водитель получает

иредупреж-

75


дение о том, что очень скоро будет

включен зеленый

сигнал.

движения не за­

М и г а ю щ и й ж е л т ы й с и г н а л

прещает, но предупреждает всех водителей и. пешехо­ дов о повышенной опасности на данном перекрестке.

Стрелка в дополнительной секции светофора служит сигналом, разрешающим движение, через перекресток в указываемом направлении, но до включения стрелки двигаться в направлении, куда она обращена, запреще­ но. При стрелке, указывающей поворот налево, разре­ шен и разворот.

Сигнал «стрелка» разрешает движение в указыва­ емом направлении при любом основном сигнале свето­ фора: зеленом, красном или желтом, однако право во­ дителей на движение при разных основных сигналах неодинаковое.

Если «стрелка» включена с зеленым сигналом све­ тофора, водитель имеет преимущественное право про­ езда перекрестка в указываемом ею направлении, при этом сигналы, подаваемые светофорами в других на­ правлениях, включаются таким образом, чтобы взаим­ ных помех движению не было.

Если «стрелка» включена с красным или желтым сигналом светофора, водители, проезжая перекресток в указанном ею направлении, обязаны уступать дорогу всем транспортным средствам, проезжающим с других направлений. Обычно сигналы в таком сочетании вклю­ чаются для: поворота транспортных средств направо; поворота налево в проезд с односторонним движением; проезда трехстороннего перекрестка в прямом направ­ лении.

Для регулирования движения трамваев, троллейбу­ сов, а иногда и маршрутных автобусов могут приме­ няться светофоры частного значения, сигналы которых бело-лунного цвета не распространяются на водителей других транспортных средств. Таким «светофором» служит электрическое табло (рис. 26), лампочки на котором включаются в сочетаниях, указывающих раз­ решенное направление движения или запрещение дви­ жения. При необходимости конкретизировать назначение табло под ним помещают табличку 5.7 «Вид транспорт­ ного средства». Сохранились еще односекционные свето­ форы, сигнал которых выполнен в виде буквы Т (трам-

76

2 3 Ч

Рис. 26. Специальный светофор-табло и схемы включения его ламп для движения:

/ — налево; 2 — направо; 3 — прямо; 4 — движение запрещено

вай, троллейбус) или А (автобус). Они включаются, ко­ гда движение разрешено.

В горизонтальных светофорах сигналы подаются только в одном направлении. В вертикальных светофо­ рах сигналы могут быть поданы в одном, двух, трех и четырех направлениях.

Трехсторонние и двусторонние светофоры распола­ гают обычно на колонках, установленных на тротуарах или обочинах дороги (угловые светофоры). Односторон­ ние светофоры устанавливают на колонках или крон­ штейнах, прикрепленных к стенам зданий.

Перекрестки небольшие по размерам или с умерен­ ной интенсивностью движения обслуживаются обычно одним центральным подвесным четырехсторонним све­ тофором. На перекрестках с интенсивным движением устанавливают два (по диагонали перекрестка) или да­ же четыре угловых четырехсторонних светофора или соответственно группы из односторонних светофоров; на пересечениях очень широких улиц к ним обычно присо­ единяют и центральный светофор. На площадях как с круговым, так и с прямолинейным движением количе­ ство светофоров определяют в зависимости от общей конфигурации площади и числа пересечений транспорт­ ных потоков на ней.

При наличии на проезжей части разделительной по­ лосы или островков безопасности, а также дорожных

сооружений — мостов, путепроводов

и

эстакад — свето­

форы располагают непосредственно

на

опорах,

фермах

и прогонах.

 

 

двухсекцион­

По наиболее простой схеме сигналы в

ном и трехсекционном светофорах (в

группах

односто­

ронних светофоров) переключаются

так,

что

в одном

каком-либо направлении водителям

подается

сигнал

77


только одного цвета, а остальные сигналы в этом на­ правлении выключены. У большинства светофоров сиг­ налы противоположного значения направлены под пря­ мым углом один к другому, а одинаковые сигналы по­ даются вдоль оси одной улицы (дороги).

Сочетание сигналов (зеленого, желтого, красного, «стрелок»), одновременно включенных в светофоре, на­

зывают т а к т о м ,

а с учетом переключения рабочего и

промежуточного

сигналов — ф а з о й . Последователь­

ное переключение всех рабочих и промежуточных сиг­ налов от какого-либо такта, принятого за исходный, до

повторения этого же такта называется р а б о ч и м

ц и к ­

л о м с в е т о ф о р а , продолжительность

которого

изме­

ряется в секундах.

 

работают по

Обычные трехсекционные светофоры

двухфазному циклу:

сигналы включены

вдоль оси

первая фаза — зеленые

одной улицы (дороги), а

красные вдоль

оси

попереч­

ной улицы;

 

 

 

 

вторая фаза — направление сигналов вдоль осей пере­ секающихся улиц взаимно изменяется.

Для обеспечения беспрепятственного поворота тран­ спортных средств налево в светофоре может применять­ ся еще один такт: красный сигнал включен в трех на­ правлениях, а зеленый — только в одном, откуда должен быть беспрепятственно совершен поворот налево. Такая схема переключения сигналов называется трехфазной.

Включение желтого сигнала относится к промежу­ точным тактам. По наиболее простой схеме желтый сигнал включается одновременно со всех сторон свето­ фора 2 раза на протяжении двухфазного цикла (рис. 27). В светофорах, работающих по трехфазному циклу, желтый сигнал включается 2 раза со всех четырех сто­ рон светофора и 3-й раз только с той стороны, на кото­ рой зеленый сигнал должен смениться красным.

Чтобы избежать преждевременного начала движения транспортных средств через перекресток, во многих све­ тофорах красный сигнал сменяется непосредственно зеленым, а желтый в каждом из двух ' направлений включается только 1 раз за цикл (рис. 28).

На перекрестках с интенсивным движением повора­ чивающих транспортных средств в сочетании с боль-

78


Рис. 27. Включение желтого сигнала одновременно с четырех сторон светофора, работающего по двухфазному циклу

Рис. 28. Включение желтого сигнала только с двух сторон

шими потоками пешеходов применяют еще более слож­ ные схемы переключения сигналов: трехфазная схема может обслуживать левые повороты не одного, а двух и более направлений; в таких случаях цикл будет состо­ ять из большого числа тактов. При т-рехфазных циклах и более для' уменьшения продолжительности цикла не только переключение с красного сигнала на зеленый, но также включение и выключение дополнительных секций «стрелок» может происходить без включения желтого сигнала.

Наиболее современным способом предупреждения водителей о предстоящей смене рабочих сигналов явля­ етсяприменение в светофоре, помимо желтого, еще двух промежуточных сигналов (рис. 29).

На рис. 29, а показан такт светофора, который мы примем за исходный. За 3—4 сек до конца горения зеле­ ный сигнал начинает мигать (рис. 29, б) и приближа-

Рис. 29. Современная схема переключения сигналов светофора с ис­ пользованием дополнительных промежуточных сигналов

79


ющиеся к перекрестку водители или несколько увеличи­ вают скорость движения, чтобы успеть въехать на пе­ рекресток до появления желтого сигнала, или заблаго­ временно плавно тормозят, чтобы не нарушить пред­ писания желтого сигнала, включаемого, как обычно, после зеленого.,-После этого в светофоре некоторое вре­ мя включены желтый и красный сигналы (рис. 29, б). За 2—3 сек до того, как будет открыто движение в но­ вом направлении, с той стороны, где горит красный сигнал, к нему подключается желтый (рис. 29, г). Та­ ким образом, момент последующего включения зеле­ ного сигнала не является неожиданностью, и достаточно 2—3 сек, чтобы водитель выполнил необходимые под­ готовительные действия по управлению транспортным средством.

Затем одновременно включаются красный и зеленый сигналы в новых направлениях (рис. 29, д) и рассмот­ ренная система переключения сигналов последовательно повторяется в каждом цикле.

Управляют светофорами вручную или автоматиче­ ски. П р и р у ч н о м у п р а в л е н и и регулировщик по- -вертывает рукоятку или нажимает кнопку коммутатора (переключателя), укрепленного на стене дома или уста­

новленного в специальной будке.

В настоящее

время ручное управление

заменяется

автоматическим.

П р и а в т о м а т и ч е с к о м

у п р а в ­

л е н и и сменой

сигналов

управляют индивидуальные

автоматы, обслуживающие

только один перекресток,

или специальные приборы, установленные на централь­ ной' станции, с которыми светофоры связаны электро­ кабелем.

Применяют автоматы с так называемыми «вызыв­ ными» устройствами.

На одну из таких улиц (дорог) все время подается зеленый сигнал; транспортные средства, приближаю­ щиеся к перекрестку, воздействуют на датчики, вмон­ тированные в покрытие проезжей части, и автомат по истечении некоторого времени переключает сигналы свеч тофоров, которые затем автоматически возвращаются к исходному положению.

Распространены и полуавтоматические «вызывные» устройства: их включают пешеходы вручную, а возвра­

80