ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.06.2024
Просмотров: 111
Скачиваний: 1
основы
ПР О Е К Т И Р О В А Н И Я
СИ С Т Е М У П Р А В Л ЕН И Я
ЛЕТА ТЕЛ ЬН Ы М И
АП П А РА ТА М И
СПРАВОЧНАЯ БИБЛИОТЕКА ИНЖЕНЕРА-КОНСТРУКТОРА
Р е д к о л л е г и я Заслуженный деятель науки и техники
РСФСР, д-р |
техн. наук, |
проф. |
Б. А. |
Р я- |
|||
б о в; |
заслуженный |
деятель |
науки и |
||||
техники |
РСФСР, |
д-р |
техн. |
наук, |
|||
проф. |
А. С. |
Ш а т а л о в ; |
д-р |
техн. |
наук, |
||
проф. В. А. |
Б о д н е р ; |
д-р техн. |
наук, |
||||
проф. Ю. И. |
Т о п ч е е в |
|
|
|
|
С. В. КОСТИН, Б. И. ПЕТРОВ, Н. С. ГАМЫНИН
РУЛЕВЫЕ
ПРИВОДЫ
Москва
«МАШИНОСТРОЕНИЕ»
1973
К71 У Д К 629.7:62— 522.001.2(082)
Г©«, щбяяч
науч*чна - ‘«©хмгі :« -ктг; ц
виб б6.л и ? г і С №? 8 ЭКоі'УіДДЯР I
Ч И Т А Л Ь Н О Г О З У Д А Ц
Костин С. В., Петров Б. И., Гамынин воды. М., «Машиностроение», 1973, с. 208.
Настоящая книга ябляется одной из книг справочной биб лиотеки инженера-конструктора, выпускаемой под общим за главием «Основы проектирования систем управления летатель ными аппаратами».
В книге показаны наиболее типичные гидравлические, пневматические и электрические приводы систем управления летательных аппаратов и приведена методика их расчета. Проанализировано влияние отдельных факторов, особенно трения, на области устойчивости следящего гидравлического привода и изложены вопросы синтеза динамической структуры быстродействующего рулевого гидравлического привода. Пока заны особенности пневматических приводов систем управления летательных аппаратов (малое время работы, сжимаемость га за, простота конструкции и т. п.).
В книге приведены структурные схемы и передаточные от ношения наиболее распространенных типов пневматических усилителей и двигателей и определены основные параметры рулевого пневмопривода. На базе электрического автоматизи рованного привода рассмотрены предельные динамические воз можности рулевых приводов. Приведены зависимости предель ной амплитуды колебаний выходного вала от частоты и выяв лены необходимые условия обеспечения гармонического и слож ного законов движения выходного вала.
Справочник рассчитан на инжеиеров-расчетчиков, занима ющихся проектированием рулевых приводов.
Табл. 4. Илл. 77. Список лит. 27 иазв.
©Издательство «Машиностроение», 1973 г.
П Р Е Д И С Л О В И Е
I
В 'системах управления различных типов летательных аппаратов широкое применение получили гидравличе ские, пневматические и электрические рулевые приводы.
Рулевые приводы характеризуются наличием позици онной (шарнирной) нагрузки, малыми габаритами и массой, большой надежностью и высоким быстродействи ем. Рулевые приводы включают в себя исполнительные устройства (рулевые машины, сервомеханизмы и т. п.) и вьгсокоэкономичныеисточники питания (генераторы, ак кумуляторы, батареи и т. п.). Структура, энергетика и конструкция рулевого привода определяются типом лета тельного аппарата и устройством его системы управления. Чем совершенней структура системы автоматического управления, тем меньше масса и лучше энергетические характеристики рулевых приводов.
Рулевые приводы можно разделить на три класса: резервированные рулевые приводы пилотируемых сверх звуковых самолетов, которые должны отличаться высокой надежностью, долговечностью и противофлаттерными свойствами; быстродействующие рулевые приводы беспи лотных летательных аппаратов, у которых должны быть высокие энергетические и динамические показатели; дискретные рулевые приводы высотных летательных аппаратов, у которых должны быть высокая надежность, большое быстродействие и оптимальные энергетические характеристики при наименьшей массе.
В рулевом приводе заданный закон движения выход ного вала (нагрузки) должен обеспечиваться при мини мальных габаритах исполнительного двигателя и преоб разуемой им энергии. Поэтому в книге большое внимание
5
уделяется исследованию динамических возможностей привода, т. е. выявлению факторов, ограничивающих со вокупность располагаемых динамических состояний, а также определению и анализу условий, при которых ис полнительный двигатель способен обеспечить требуемый закон движения выходного вала.
Вкниге рассматриваются вопросы проектирования быстродействующих рулевых приводов с учетом нелиней ностей, которые влияют на запасы устойчивости и пара метры автоколебаний. При расчете динамики гидравли ческих и особенно пневматических исполнительных дви гателей необходимо учитывать сжимаемость рабочей среды.
Вкниге излагается метод увеличения быстродействия рулевых приводов, который учитывает увеличение коэф фициента усиления (добротности) контура привода и
уменьшение постоянных времени.
Все замечания и пожелания по книге просьба направ лять по адресу: Москва, Б-78, 1-й Басманный пер., д. 3, издательство «Машиностроение».
Глава I. ГИДРАВЛИЧЕСКИЕ РУЛЕВЫЕ ПРИВОДЫ
Гидравлические рулевые приводы нашли широкое применение в системах управления современных лета тельных аппаратов.
С помощью гидравлических приводов можно умень шить усилия на ручке (штурвале) управления летчика, улучшить управляемость и маневренные свойства само лета, увеличить устойчивость в режиме стабилизации, осуществить комбинированное управление от штурвала и автопилота и улучшить противофлаттерные свойства рулевых систем.
1.1. КЛАССИФИКАЦИЯ РУЛЕВЫХ МАШИН ■И ПРИВОДОВ
Следящие авиационные гидроприводы можно класси фицировать по методам управления и таким характе ристикам как надежность, быстройствие и динамическая точность.
По степени структурной надежности рулевые следя щие гидроприводы разделяют на резервированные мно гоканальные и следящие одноканальные.
Существуют три метода резервирования следящих приводов — обнаружение и коррекция неисправностей, «голосование большинством» и дублирование, — в соот ветствии с которыми следящие приводы делятся на три класса.
Принцип обнаружения и коррекции неисправностей положен в основу многоканального следящего привода с детектором отказов, который обнаруживает и устраняет
7
(корректирует) неисправность путем отключения или за мещения резервированного подканала.
Резервированные многоканальные приводы подразде ляются на две группы: приводы с отключением отказав шего канала и приводы с замещением отказавшего канала. Кроме того, различают замещение «холодным резервом» (например, резервным каналом, который до замещения отключен от источника питания) п замещение
Рис. 1.1. Схема резервированного следящего гидро привода, работающего по методу «голосования боль шинством»:
/ — канал управления; 2 — упругая муфта; 3 — нагрузка; К.-!, К-2, К-3 — каналы управления; ДОС-1, ДОС-2, ДОС-3 — дат чики обратной связи; и — входной сигнал; у — выходной сиг нал; т — масса нагрузки
«горячим резервом» (например, каналом, который пол ностью подготовлен it. работе в любой момент, но до
замещения находится в резерве). |
|
.применяется |
Принцип «голосования большинством» |
||
в следящих многоканальных приводах, |
где |
отказ (или |
противодействие) какого-либо канала |
компенсируется |
действием исправных каналов. В этих многоканальных приводах детекторы отказов не применяются.
Простейшим примером такого резервированного при вода является гидравлический привод с пересиливанием,
8
вкотором отдельные каналы связаны с выходным звеном
спомощью'пружинных муфт (рис. 1.1).
Одноканальные следящие гидроприводы разделяются на три группы: следящие гидроприводы с электрическим управлением и электрической обратной связью (рис. 1.2); следящие гидроприводы с электрическим управлением и механической (позиционной) обратной связью (рис. 1.3); следящие гидравлические приводы с механическим уп равлением и механической обратной связью (бустеры).
По динамическим признакам различают быстродейст вующие следящие гидроприводы с большой полосой про пускания (применяются в качестве рулевых приводов на беспилотных летательных аппаратах) и следящие гидро приводы с высокой статической точностью слежения (применяются в системах автоматического сопровожде ния) .
Гидравлические приводы можно также разделять по типу исполнительного гидродвигателя на приводы с гид ромотором и приводы с гидроцнлнндром. Для управления рулями в основном применяются гидроприводы с гидро цилиндром.
Энергетические свойства привода, обусловленные главным образом потерями энергии (расхода питания) при нулевом сигнале управления, определяются структу рой гидрораспределителей и рулевой машины.
Гидравлические рулевые машины отличаются количе ством гидравлических каскадов и типом гидроусилите лей.
По энергетическому признаку различают рулевые ма шины с запертыми и полнопроточными гидрораспредели телями.
В гидрораспределителях запертого типа при нулевом сигнале управления все управляемые дроссели заперты и практически нет потерь расхода источника питания. Гидрораспределители таких рулевых машин формируют ся на .золотниковых управляемых дросселях с небольшим перекрытием (см. рис. 1.2 ) и отличаются высокими энер гетическими характеристиками.
В полнопроточных гидрораспределителях (рис. 1.4) при нулевом сигнале управления и неподвижном гидро двигателе имеет место значительный расход (проток) жидкости, который в однокаскадных рулевых машинах соизмерим с максимальным расчетным расходом гидро двигателя.
9
Рис. 1.2. Схема следящего гидропривода с электрическим управлением и потенциометрической обратной связью:
ив \ — входной |
сигнал; у — выходной |
сигнал; |
р н — давление нагне |
тания; |
рсЛ — давление слива; |
/ — ток |
управления |
Рис. 1.3. Схема следящего гидропривода с электрическим управлением и механической позиционной обратной связью
ю
Рулевые машины с проточными гидрораспределителя ми отличаются простотой конструкции, большой чувстви тельностью и надежностью в работе, но требуют мощных и громоздких источников питания. На летательных аппа ратах такие рулевые машины применяют главным обра зом в том случае, когда в качестве источника питания можно использовать турбонасосные топливные агрегаты силовой установки. Однако в этом случае рабочей жид костью гидропривода является не масло, а топливо сило вой установки '(например, керосин).
Рис. 1.4. Схема однокас кадной рулевой машины с. полиопроточным струй
ным |
гидрораспределите |
||
|
|
лем: |
|
/ — ток |
управления; |
// — пе |
|
ремещение |
штока; |
h — пе |
|
ремещение |
струйной |
трубки; |
|
р н, р |
— давления |
нагне |
|
|
тания и слива |
|
По количеству каскадов усиления различают одно-, двух- и многокаскадные рулевые машины.
Однокаскадные рулевые машины просты по своей конструкции, но имеют сравнительно небольшую полез ную мощность (JV ^ 5 0 0 В т).
По типу гидрораспределителя однокаскадные рулевые машины бывают струнные (см. рис. 1.4), золотниковые (двухдроссельные) с параллельно-дроссельным регули рованием и четырехдроссельные с последовательно-дрос сельным регулированием (с плоским золотником запер того типа).
Наибольшее применение на летательных аппаратах получили двухкаскадные рулевые машины, в которых цилиндрический золотниковый парораспределитель за пертого типа управляется с помощью электрогидравлического усилителя. Двухкаскадные рулевые машины раз деляют по устройству каскада управления (электрогидравлического усилителя) на три типа: сопло-заслонка, струйные и золотниковые.
11