Файл: Клинковштейн Г.И. Правила и безопасность движения автомобилей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.06.2024

Просмотров: 93

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Аналогичное явление происходит при движении ав­ томобиля с цистерной, не полностью заполненной жид­ костью.

На повороте жидкость смещается к наружному краю цистерны, что также увеличивает возможность оп­ рокидывания автомобиля.

Необходимо отметить, что чем выше расположен центр тяжести автомобиля, тем ниже допустимая ско-

*рость движения на повороте по условиям опрокидыва- • ния. У всех автомобилей (особенно грузовых и автобу­ сов) в нагруженном состоянии центр тяжести располага­ ется выше, чем у порожнего автомобиля. Поэтому мне­ ние некоторых водителей, что автомобиль с грузом бо­ лее устойчив против опрокидывания и что с грузом на повороте можно ехать быстрее, ошибочно. Устойчивость автомобиля против опрокидывания может быть оха­ рактеризована коэффициентом устойчивости против оп­ рокидывания, который определяется следующей фор­ мулой:

где В — ширина колеи, м;

hg — высота центра тяжести, м.

В табл. 2 для примера приведены данные высоты рас­ положения центра тяжести и значения коэффициента ус­ тойчивости против бокового опрокидывания для некото­ рых автомобилей (при полной нагрузке). Чем выше зна­

чение

Ку,

тем

устойчивее автомобиль

против опрокиды­

вания.

 

 

 

 

 

 

 

 

Важное значение для устойчивости автомобиля на до­

роге имеет поперечный

уклон дороги, в зависимости от

 

 

 

 

 

Высота центра тяжести

 

Т а б л и ц а 2

 

 

 

мм

В,

h

Коэффициент

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автомобиль

Средняя шири­

см

 

°

устойчивости,

на колеи

 

 

 

 

 

 

 

без груза

с грузом

Яу

УАЗ-451

 

 

1436

 

 

 

 

 

715

880

 

0,815

ГАЗ-63

 

 

1594

 

977

1374

 

0,580

ЗИЛ-164

 

•1720

 

710

1210

 

0,710

ЗИЛ-130

 

1825

 

885

1200

 

0,760

ЗИЛ-157

 

1752

 

970

1387

 

0,622

13


направления которого устойчивость' может увеличиваться или снижаться. Так, если поперечный уклон направлен в сторону поворота, т. е. внутренний край дороги распО' ложен ниже наружного края, то на таком вираже авто­ мобиль будет двигаться с большей устойчивостью и опасность заноса или опрокидывания будет меньше.

На неблагоустроенных дорогах опасность представ­ ляют также повороты, где поперечный уклон может быть направлен в сторону, противоположную повороту доро­ ги. В этом случае получается дополнительный наклон автомобиля, возникает поперечная сила, ухудшающая устойчивость автомобиля. На таких поворотах водитель должен быть особенно осторожным.

Опасность

бокового

заноса автомобиля

возникает,

как правило,

лишь на

скользких дорогах

при низком

коэффициенте сцепления колес с поверхностью дороги. При этом обычно происходит занос колес задней оси, так как занос колес передней оси самопогашается под действием возникающей центробежной силы.

Во время движения по скользкой дороге на повороте очень опасно тормозить или разгонять автомобиль, так как действие на колесах тормозной или тяговой силы снижает силу их сцепления с дорогой и как бы еще до­ полнительно снижается коэффициент сцепления.

Управляемость автомобиля

Под управляемостью автомобиля понимают его способность устойчиво сохранять заданное направление и вместе с тем быстро изменять положение на дороге при воздействии водителя на рулевое управление.

Управляемость автомобиля обеспечивается соответ­ ствующими элементами конструкции автомобиля и, в первую очередь, углами установки управляемых колес, определенным соотношением углов поворота правого и левого колес, правильным соотношением давления в ши­ нах передних и задних колес. Очень большое влияние оказывает на управляемость техническое состояние дета­ лей рулевого управления, подвески и всей ходовой части автомобиля.

Существенное влияние на управляемость автомобиля оказывает так называемый боковой увод колес автомо­ биля, который происходит в результате того, что авто-

14


мобиль снабжен не жесткими колесами, а колесами с эластичными шинами. Вследствие некоторого неизбеж­ ного прогиба шин при движении, а также действия при этом боковых сил (из-за сильного ветра, неровности до­ роги, неравномерности нагрузки и т. д.) фактическое на­ правление качения каждого колеса не точно совпадает с его плоскостью. В зависимости от соотношения величин увода шин передних и задних колес различают излиш­ нюю и недостаточную поворачиваемость автомобиля.

Автомобиль с излишней поворачиваемостью очень подвержен изменению направления движения. Под дей­ ствием боковой силы (например, бокового ветра) он мо­ жет весьма значительно отклониться от прямолинейного движения. На повороте такой автомобиль будет повора­ чивать круче, чем это задает водитель углом поворота рулевого колеса.

Излишней поворачиваемостью характеризуется авто­ мобиль, у которого давление воздуха в шинах передних колес больше, чем в задних, или центр тяжести автомо­ биля расположен значительно ближе к задней оси. Соот­ ветственно, если давление в шинах задних колес су­ щественно превышает давление в передних, а следова­ тельно, передние шины деформируются больше задних, автомобиль становится более трудноуправляемым.

На устойчивость и управляемость автомобиля оказы­ вает также влияние уравновешенность управляемых ко­ лес. Биение и нарушение балансировки колес при движе­

нии с большими скоростями (более 70—80

км/ч)

вызы­

вает виляние колес, что затрудняет управление

и мо­

жет нарушить нормальное движение автомобиля.

 

Г Л А В А II

ОСОБЕННОСТИ ТРУДА ВОДИТЕЛЯ

/И ЕГО ОСНОВНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ

Вкомплексе «автомобиль — водитель — дорога» главным элементом, с точки зрения безопасности дви­ жения, является водитель.

Водитель

воспринимает необходимую

информацию-

об условиях

движения, перерабатывает

ее и воздей­

ствует на автомобиль через органы управления.

15


Точность, быстрота и надежность действия водите­ ля, а значит, и мастерство вождения автомобиля зави­ сят от его личных качеств и навыков. Чтобы надежно управлять автомобилем, каждый водитель должен хо­ рошо знать те свои качества, от которых зависит быст­ рая оценка дорожной обстановки, принятие правильного решения и его своевременное выполнение. Он должен знать также рациональные пути и средства совершен­ ствования указанных качеств.

Качество работы водителя зависит в основном от трех групп факторов:

деятельности органов чувств человека, т. е. ощущений; состояния и деятельности нервной системы; состояния мышечно-двигательных органов.

Ощущения

Из всего комплекса ощущений человека, с точки зрения управления автомобилем, можно выделить че­ тыре группы. Первая группа — это ощущения, которые имеют важное значение и к которым относятся: зрите­ льные, кожные, суставно-мышечные и реакция органа равновесия (вестибулярного аппарата). Вторая группа — тоже важные, но менее значимые. К ним следует от­ нести слуховые. В третью группу входят ощущения, иг­ рающие второстепенную роль деятельности водителя, а именно — обонятельные ощущения. К четвертой груп­ пе относятся ощущения, практически не имеющие значе­ ния для водителя, вкусовые.

Зрение водителя имеет решающее значение, так как около 90% всей информации, которую перерабатывает человек при управлении автомобилем, он получает бла­ годаря зрению.

С помощью зрения водитель не только оп'ределяет на­ правление дороги,'наличие на ней транспортных средств, пешеходов, предметов, но и определяет их размеры, рас­ стояние до них, а также скорость их перемещения.

Глаза человека — аппарат весьма совершенный. Од­ нако его возможности имеют определенные пределы, а ряд внешних условий, ухудшая видимость, может сделать предмет незаметным для глаза. Предмет виден плохо или даже совсем не виден, если он находится в темноте

,16 •

и сам не светится;

он плохо

 

глаз

 

 

 

 

глаз

выделяется на окружающем

Левый

 

 

 

 

Правый

фоне или с этим фоном сли­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

вается;

его видимые

(угло­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

вые)

размеры

слишком

ма­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

лы;

он

появляется

в поле

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

зрения

наблюдателя

на

 

Рис. 1.

Совмещенное

поле

слишком короткое

 

время;

 

зрения

человека:

 

 

свет

окружающих

источни­

 

і

— границы2

поля

зрения

одно­

ков

излучения,

например

 

 

ярких фар,

прожекторов,

 

го

глаза;

— границы

совме­

ослепляет глаза.

 

можно

 

щенного поля зрения

 

 

 

В

связи с

этим

благоприятных

 

условиях

указать,

что

если днем

в

 

встречный грузовой

автомобиль

 

достаточно

легко

рас­

познается на расстоянии около

м1

км,

то в сумерках

это

расстояние сокращается до 300—400

м,

а во время ту­

мана может быть всего 30—40

 

 

и даже меньше.

 

 

Видимое пространство

при

неподвижном

состоянии

глазного яблока называется полем зрения.

Бинокуляр­

ное

(зрение двумя

глазами)

поле зрения человека

рав­

но приблизительно 120° (рис. 1) .

 

 

 

 

 

км/ч

 

С увеличением скорости движения автомобиля поле

зрения уменьшается. Так, если при скорости 30

 

 

оно

составляет около 100°, то при скорости 100

км/ч

сокра­

щается до 40°. В зависимости

от

индивидуальных

осо­

бенностей человека значения поля зрения могут иметь некоторые отклонения.

Способность глаза видеть форму предмета и четко различать его очертания называется остротой зрения.

Наиболее

острое зрение — центральное

зрение в

кону­

се с углом

около 3—4°; хорошая острота зрения — в ко-

j

 

нусе

7—8°, удовлет-

 

 

варительная — в ко­

 

 

нусе

13— 14° (рис. 2);

 

 

а по

вертикали

эти

 

 

углы

несколько

бо­

 

 

льше.

 

рас­

 

 

Предметы,

 

 

 

положенные за

 

пре­

Рис. Ü. Область острого зрения

делами угла 20°, вид­

 

 

ны без ясных

дета­

 

 

лей и . цвета.

 

™14пи

Га*, пувяячная. ийучнс» г тохкп .о кля

U ѵ і і і""

ЭКЗЕМПЛЯР

Ч И Т А ПІчМГя-ä-k ч ш і


Глазомерная оценка различных предметов и расстоя­ ний до них осуществляется наиболее точно в зоне бино­ кулярного зрения. Для рассмотрения предмета, находя­ щегося в периферическом (боковом) поле зрения, чело­ век переводит на этот предмет глаз. Перемещение глаза требует затрат времени. Чтобы переместить взор из одно­ го крайнего положения в другое, необходимо 0,15—0,23 сек, для фиксации взора требуется еще 0,10—0,30 сек.

Важным признаком является удаленность предмета от наблюдателя. Она оценивается по степени напряже­ ния глазных мышц, при помощи которых глаза как бы «наводятся» на рассматриваемый предмет. Такое «на­ ведение» обеспечивает попадание рассматриваемого предмета в поле наиболее ясного видения каждого гла­ за. Чем ближе предмет, тем больше напряжены мышцы, поворачивающие глазное яблоко внутрь (конверген­ ция), а чем предмет дальше, тем меньше напряжены эти мышцы (аккомодация глаза). Однако на больших рас­ стояниях более точная оценка удаленности достигает­ ся по видимой величине и отчетливости знакомых пред­ метов.

Восприятие величины предмета основано на оценке соотношения его угловой величины в поле зрения и рас­ стояния до предмета, т. е. они кажутся тем меньше, чем дальше расположены.

Зрение позволяет также воспринимать пространст­ венное расположение предметов по отношению друг к другу и их расстояние между собой.

При управлении автомобилем с помощью указанных восприятий оценивается его положение на дороге: рас­ стояние от тротуара или обочины; расположение про-, дольной оси автомобиля вдоль дороги; ширина дороги или ворот; расстояние до препятствий или места оста­ новки; расстояние между препятствиями. Точность этих восприятий является важной основной частью мастер­ ства вождения.

Решающее значение для зрения имеют условия ос­ вещенности. Глаза человека очень чувствительно при­ спосабливаются к освещенности путем рефлекторного (подсознательного) изменения размера зрачка, анало­ гично изменению отверстия в диафрагме фотографиче­ ского аппарата. При уменьшении освещенности зрачки

18

расширяются, при увеличении силы света диаметр зрач­ ков непроизвольно уменьшается. Этот процесс носит на­ звание адаптации.

Процесс приспособления глаза (его адаптация) к условиям освещенности происходит не мгновенно, а тре­ бует некоторого времени, при определенных условиях довольно значительного. Временем адаптации объясня­ ется, например, то, что человек при переходе от яркого освещениями темноте некоторое время ничего не видит и лишь постепенно начинает различать окружающие пред­ меты, в первую очередь, имеющие светлую окраску. Каждый водитель должен помнить, что указанное свой­ ство человеческого зрения представляет собой большую угрозу безопасности движения во всех случаях, когда, имеется быстрый переход от большой освещенности к малой (например, при выезде ночью из освещенного

_ населенного пункта на неосвещенную загородную доро­ гу, .при выезде из хорошо освещенной улицы на плохо освещенную, а при движении на загородных дорогах при переключении дальнего света на ближний).

Особенно опасно ослепление, возникающее при пере­ ходе от малой освещенности к большой. Чаще всего при­ чиной ослепления является свет фар встречных автомо­ билей, но источником ослепления может быть и нахо­ дящееся на горизонте солнце, яркий свет из окон домов и т. п. Для сильного ослепления человека, долго нахо­ дившегося в темноте, достаточно даже света зажженной спички.

Для восстановления способности видеть после ос­ лепления, например светом фар, . может потребоваться времядо 10 сек и даже более.'

Кожные и суставно-мышечные ощущения. Водителю постоянно приходится манипулировать рычагами упра­ вления. Для этого ему необходима информация о на­ правлении и скорости движения рычагов, о размахе дви­ жений и усилиях. Обо всем этом он получает^ информа­ цию посредством суставно-мышечных ощущений и кож­ ных ощущений прикосновения. Необходимыми для води­ теля являются также ощущения величины и направле­ ния реакции опоры.

Ощущения равновесия, ускорения и вибрации. Ощу­ щения равновесия сигнализируют человеку о положе­ нии его тела в пространстве. По ощущениям при изме-

19