Файл: Клинковштейн Г.И. Правила и безопасность движения автомобилей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.06.2024

Просмотров: 99

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

нении направления или скорости движения водитель может судить о степени этого изменения. Ощущения, возникающие при торможении, рывках, при быстром движении на виражах, дают возможность опытным во­ дителям довольно точно оценить предельную скорость, превышение которой вызовет занос или опрокидывание автомобиля.

Ощущение равновесия связано еще с одним ощуще­ нием — головокружением. При длительной езде с час­ тым изменением скорости или направления" движения, как, например, при езде по горным дорогам у некото­ рых людей возникают ощущения головокружения и тош­ ноты. Эти ощущения могут быть ослаблены специаль­ ной тренировкой.

Слуховые ощущения. Наиболее важными для водите­ ля являются следующие характеристики слуха:

о с т р о т а с л у х а . Нормальные пороги различимо­ сти слуховых ощущений позволяют водителю ясно слы­ шать передаваемые или принимаемые им звуковые сиг­ налы;

в ы д е л е н и е х а р а к т е р и с т и к т е м б р о в из ф о н а . От нормального развития этой способности за­ висит выделение из шумового фона звуков, сигнализи­ рующих об опасности. Эта’ же способность помогает опытному водителю различать по характеру шума дви­ гателя, и других агрегатов их неисправности;

л о к а л и з а ц и я з в у к о в . Способность правильно определять направление и место, от которого исходит звуковой сигнал, обеспечивается нормальной совместной работой правого-и левого уха.

Восприятие и внимание

В результате ощущений в сознании водителя от­ ражаются отдельные качества и свойства предметов или явлений. Дальнейшая переработка поступающей инфор­ мации заключается в восприятии, в результате которого в сознании создается связная, картина, позволяющая понимать сущность предметов или явлений и принимать решения по управлению автомобилем.

Важнейшей функцией, обеспечивающей прием и об­ работку информации, является внимание. Трудно пере­ оценить значение внимания для деятельности водителя.

20

■ -

Только благодаря вниманию он может заметить и вос­ принять те или иные объекты, выбрав их из множества других, и т. д.

Внимание имеет несколько характеристик, которые определяют его качество. К важнейшим из этих харак­ теристик относятся объем и распределение внимания, переключение внимания и устойчивость внимания. Для водителя очень важны хороший объем и распределение внимания в зрительных восприятиях и хорошее распреде­ ление внимания между зрительными, слуховыми и дви­ гательными компонентами его деятельности.

Так как одного лишь распределения внимания оказы­ вается недостаточно для действий в тех или иных усло­ виях движения на дороге, то внимание следует переклю­ чать с одного объекта на другой, охватывая все необхо­ димые для деятельности компоненты.

Переключение и распределение внимания в сочета­ нии с правильной последовательностью действий и ак­ тивностью наблюдения являются основой осмотритель­ ности, т. е. своевременного определения возможного ос­ ложнения дорожной обстановки.

В деятельности водителя важнейшее значение имеет организация внимания, т. е. умение пользоваться им в конкретных случаях. Организация внимания водителя предполагает знание объектов, на которых он должен сосредоточиться, и отчетливое представление о последо­ вательности восприятия объектов в конкретной обста­ новке. Должна быть выработана система распределе­ ния и переключения внимания на те объекты, которые в данный момент являются для водителя важнейшими. Так, например, строгая последовательность в переклю­ чении и распределении внимания между объектами во­ сприятия должна быть установлена при обгоне:' спи­ дометр, обгоняемый автомобиль, встречный автомобиль, зеркало заднего вида, пешеходы, дорожный знак и т. д.

Последовательность

и повторность

восприятия каждо-.

го объекта в данном

случае должны

осуществляться не

в случайном порядке, а по определенной системе, наи­ более рациональной в каждом сложном элементе вож­ дения автомобиля.

В основе организации внимания водителей должно лежать умение в любой ситуации выделять главное и второстепенное, а также автоматизировать свои дейст-

21

\


вия. Тренировка водителя в организации внимания в различных ситуациях вождения автомобиля, особенно при недостатке времени, должна проводиться на трена­ жерах.

На восприятие водитель затрачивает определенное время, за которое автомобиль проходит расстояние, за­ висящее от скорости движения.

Так, например, в условиях, когда водителю требует­ ся осмотреть перекресток с плохой обзорностью, оце­ нить объекты на нем, их положение и направление дви­ жения (например, можно или нельзя проехать перекре­ сток) время на оценку и принятие решения может до­ стигать 2,5 сек.

Время, которое затрачивает водитель на обзор обста­ новки через зеркало заднего вида с последующей ее оценкой и принятием решения, может приблизительно достигнуть 2 сек. Во всех описанных случаях внимание переключается с одного объекта на другой. Таким обра­ зом, внимание водителя характеризуется не постоянной направленностью, а переключением его. Чем опытнее во­ дитель, тем рациональнее он переключает свое внимание.

Когда мы отвечаем (реагируем) на какое-либо вне­ шнее воздействие, нам кажется, что мы это делаем мгно­ венно. Но на самом деле это не так. Например, если в ответ на зажигающуюся лампочку испытуемый должен нажать на кнопку, то промежуток времени между мо­ ментом зажигания лампочки и моментом нажатия паль­ ца на кнопку в среднем равен 0,2 сек.

Если же надо нажать кнопку в ответ на одну из не­ скольких зажигающихся в разное время лампочек, то время реакции будет тем больше, чем из большего ко­ личества лампочек, кнопок, на которые следует нажи­ мать при загорании соответствующей лампочки, нужно сделать выбор. Эту реакцию называют сложной в отли­ чие от случая с одной лампочкой и одной кнопкой, ког­ да реакцию называют простой. Таким образом, чем сложнее реакция, тем больше времени она занимает.

Действия водителя при управлении автомобилем от-

-носятся к сложным реакциям. Выше уже отмечалось, что действия водителя определяются множеством фак­ торов. К ним относятся: количество и расположение не­ подвижных и подвижных препятствий-на дороге; направ-

22

ление движения и скорость; ширина проезжей части; со­ стояние поверхности и многие другие.

Кроме этого, при появлении того или иного препят­ ствия на дороге водитель может в зависимости от усло­ вий движения подать сигнал, снять ногу с педали управ­ ления дросселем, нажать на педаль тормоза или повер­ нуть рулевое колесо влево или вправо. -

По всем этим причинам время реакции не является постоянной величиной и изменяется в определенных пре­ делах в зависимости от сложности дорожной обстановки, в которой появляется опасность. Так, время реакции на торможение (с учетом времени переноса ноги с педали уп­ равления дросселем на педаль тормоза, составляющего примерно 0,25 сек) может колебаться от 0,45 до 1,5 сек.

По имеющимся опытным данным при движении в потоке автомобилей средней интенсивности время реак­ ции торможения на красный сигнал светофора равно 0,8—0,9 сек и на другие сигналы опасности — 1,0— 1,2 сек.

Длительное вождение автомобиля приводит к утом­ лению водителя. Это утомление вызывает ряд изменений в организме. Значительное утомление влечет, за собой ухудшение распределения и переключения внимания, увеличение времени реакции, снижение точности вос­ приятия и оценки дорожной обстановки. Все это приво­ дит, в свою очередь, к снижению качества вожденйя и в ряде' случаев к дорожно-транспортным происшествиям.

Статистика показывает, что дорожно-транспортные происшествия случаются чаще всего после 10— 11 ч ра­ боты водителя и характеризуются тяжелыми последст­

виями.

, Утомление развивается быстрее при неудобной позе водителя, сильной тряске, под действием проникающих в кабину газов. Утомление наступает позже и не дости­ гает такой степени, если труд водителя организован пра­ вильно, если водитель своевременно питается и отды­ хает. В частности, при длительных поездках необходимо периодически делать остановки, во время которых сле­ дует выйти из автомобиля, размяться (проделать не­ сколько гимнастических упражнений).

Чтобы предотвратить дремоту и сон при управлении автомобилем, водителю следует хорошо выспаться пе­ ред длительной поездкой, остановиться при первом при-

23

[


знаке дремоты, выйти из автомобиля, походить или про­ делать другие физические упражнения.

Если дремота не проходит, то лучше поспать 20— 30 мин. Обычно после короткого сна состояние сонливо­ сти проходит.

Большой процент дорожно-транспортных происше­ ствий, в особенности наиболее тяжелых, происходит в ре­ зультате действия алкоголя на организм водителя. Нет необходимости доказывать, что в состоянии сильного опьянения управлять автомобилем нельзя. Однако не все знают, что даже малая доза алкоголя, которая, каза­ лось бы, никак не влияет на поведение человека, на са­ мом деле производит в его организме значительные из­ менения. Так, проведенные опыты показали, что алко­ голь увеличивает среднее,время реакции и вместе с тем время реакции становится непостоянным. Даже неболь­ шое количество алкоголя сильно снижает точность дей­ ствий. Заметно уменьшается точность восприятия, рез­ ко ухудшается распределение и переключение внима­ ния. Вследствие снижения под влиянием алкоголя кри­ тичности мышления водитель теряет осторожность и по этой причине создает на дороге аварийные ситуации.

Дорожно-транспортные происшествия и их причины

Из-за неосторожности, невнимательности или недостаточной квалификации водителей, а также из-за отказа деталей автомобиля и вследствие других причин во время движения транспортных средств происходят несчастные случаи, в результате которых могут постра­ дать или погибнуть люди, или будет причинен матери­ альный ущерб — это и есть дорожно-транспортные про­ исшествия.

Для учета и анализа дорожно-транспортные проис­ шествия в зависимости от их характера подразделяют на следующие виды: столкновения; опрокидывания; на­ езды на препятствия; наезды на-пешеходов; наезды на велосипедистов;-наезды на стоящие транспортные сред­ ства; наезды на гужевой транспорт; наезды на живот­ ных; падения пассажиров; прочие происшествия.

К столкновениям относят происшествия, возникшие в результате столкновения механических транспортных

24

средств между собой или с подвижным составом желез­ ных дорог.

К опрокидываниям относят такие случаи, при которых мёханическое транспортное средство потеряло устойчи­ вость и опрокинулось вследствие неправильных приемов управления, неблагоприятных дорожных условий, техни­ ческой неисправности и т. п. К этому виду дорожно-тран­ спортных происшествий не относятся те случаи, когда опрокидывание явилось результатом столкновения тран­ спортных средств или наезда на неподвижные предметы.

К наездам на препятствия относят дорожно-тран­ спортные происшествия, при которых механическое транспортное средство наехало или ударилось о непод­ вижные предметы на проезжей части дороги (улицы) или обочине.

Кнаездам на пешеходов относят дорожно-транспорт­ ные происшествия, при которых механическое транспор­ тное средство наезжает на пешеходов по вине водителей или самих пешеходов и при этом пешеходу причиняется травма.

Кнаездам на велосипедистов относятся происшест­ вия, при которых механическое транспортное средство

наезжает на велосипедиста или он сам наталкивается на движущееся механическое транспортное средство, получая при этом травму.

Основную часть дорожно-транспортных происшест­ вий составляют: наезды на пешеходов, столкновения и опрокидывания транспортных средств. -

Основными причинами дорожно-транспортных проис­ шествий являются:

нарушения правил дорожного движения, недостаточ­ ная квалификация и невнимательность водителей авто­ мобилей;

недисциплинированность и неосторожность пешеходов

(в том числе неосторожное поведение детей);

недос­

неудовлетворительные дорожные условия и

татки в организации движения;

,

техническая неисправность и недостатки в конструк­ ции транспортных средств, а также неправильное рас­ положение и крепление грузов.

Решающее значение для обеспечения безопасности движения на улицах и дорогах имеет дисциплинирован­ ность водителей и пешеходов.

25

I


Водительские документы

Управлять трамваем, троллейбусом, автомоби­ лем, мотоциклом, мотороллером, а также мопедом и ве­ лосипедом с рабочим объемом двигателя 49,8 см3 и более разрешается водителю, имеющему при себе удостовере­ ние на право управления транспортным средством дан­ ной категории, выданное Государственной автомобиль­

ной инспекцией.

Водители тракторов, дорожных, строительных, убо­ рочных, поливочных и других специальных машин, скон­ струированных не на автомобильных шасси, должны иметь удостоверения, выданные квалификационными ко­ миссиями ведомств, в ведении которых находятся ма­ шины.

При управлении автомобилем водитель, кроме удо­ стоверения, должен иметь при себе регистрационный документ (технический паспорт или талон технического паспорта).

Если принадлежащий индивидуальному владельцу автомобиль (мотоцикл) передан другому лицу, то по­ следний при управлении им в отсутствие владельца дол­ жен иметь при себе также доверенность, заверенную в установленном порядке.

На выезжающее на линию транспортное средство (кроме принадлежащих индивидуальным владельцам) должен быть выписан путевой маршрутный лист.

Водитель механического транспортного средства, прибывающего в С С С Р из другой страны, и водитель — гражданин С С С Р , выезжающий' за границу, обязан:

иметь при себе регистрационные документы на тран­ спортное средство и национальное или международное водительское удостоверение;

иметь на транспортном средстве номерной знак, а также отличительный знак государства, в котором оно зарегистрировано.

Всоответствии с Конвенцией о дорожном движении

вС С С Р введено водительское удостоверение, в котором вместо классов водителей определены следующие кате­ гории:

А— дает право управлять мотоциклом.

В— дает право управлять автомобилем, разрешен­ ный максимальный вес которого не превышает 3,5 г, а

26

также автомобилем, число сидячих мест в котором, не считая водителя, не превышает 8 чел.;

 

Ст;— дает право управлять грузовым автомобилем,

разрешенный

максимальный вес

которого превышает

3,

5

право управлять

пассажирским авто­

 

D — дает

мобилем, имеющим свыше восьми сидячих мест (авто­ бусом) ;

Е — дает право управлять автопоездами.

Общие обязанности водителя

Правила движения возлагают на водителя сле­ дующие обязанности.

Выполнять касающиеся порядка движения распоря­ жения работников милиции, .военных регулировщиков, дружинников, общественных автоинспекторов, работни­ ков дорожно-эксплуатационной службы, дежурных по железнодорожным переездам и паромным переправам.

Перед выездом из гаража (парка), а также в пути и при смене на линии водитель обязан тщательно прове­ рять техническое состояние управляемого им транспорт­ ного средства, обращая особое внимание на исправность тормозов, рулевого . управления, шин, сцепных уст­ ройств автоприцепов, приборов освещения и сигнали­ зации, стеклоочистителей, правильную установку зер­ кала заднего вида, чистоту и видимость номерных зна­ ков и дублирующих их надписей.

Доставлять в лечебное учреждение лиц, пострадав­ ших при дорожно-транспортном происшествии, а также оказывать в пути возможную помощь другим водителям в; случаях возникновения опасности для движения. Н а­ пример, если в пути из-за технической неисправности или по другим причинам остановился автомобиль и на­ хождение его в этом месте создает угрозу столкновения, водитель обязан помочь другому водителю отбуксиро­ вать его в более безопасное место.

Останавливаться и безвозмездно предоставлять ме­ сто в автомобиле (за исключением специальных и дип­ ломатических автомобилей);

медицинским работникам, направляющимся в попут­ ном направлении для оказания медицинской помощи, а также независимо от направления движения врачам и

27

I