Файл: Клинковштейн Г.И. Правила и безопасность движения автомобилей.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.06.2024
Просмотров: 99
Скачиваний: 0
нении направления или скорости движения водитель может судить о степени этого изменения. Ощущения, возникающие при торможении, рывках, при быстром движении на виражах, дают возможность опытным во дителям довольно точно оценить предельную скорость, превышение которой вызовет занос или опрокидывание автомобиля.
Ощущение равновесия связано еще с одним ощуще нием — головокружением. При длительной езде с час тым изменением скорости или направления" движения, как, например, при езде по горным дорогам у некото рых людей возникают ощущения головокружения и тош ноты. Эти ощущения могут быть ослаблены специаль ной тренировкой.
Слуховые ощущения. Наиболее важными для водите ля являются следующие характеристики слуха:
о с т р о т а с л у х а . Нормальные пороги различимо сти слуховых ощущений позволяют водителю ясно слы шать передаваемые или принимаемые им звуковые сиг налы;
в ы д е л е н и е х а р а к т е р и с т и к т е м б р о в из ф о н а . От нормального развития этой способности за висит выделение из шумового фона звуков, сигнализи рующих об опасности. Эта’ же способность помогает опытному водителю различать по характеру шума дви гателя, и других агрегатов их неисправности;
л о к а л и з а ц и я з в у к о в . Способность правильно определять направление и место, от которого исходит звуковой сигнал, обеспечивается нормальной совместной работой правого-и левого уха.
Восприятие и внимание
В результате ощущений в сознании водителя от ражаются отдельные качества и свойства предметов или явлений. Дальнейшая переработка поступающей инфор мации заключается в восприятии, в результате которого в сознании создается связная, картина, позволяющая понимать сущность предметов или явлений и принимать решения по управлению автомобилем.
Важнейшей функцией, обеспечивающей прием и об работку информации, является внимание. Трудно пере оценить значение внимания для деятельности водителя.
20 |
■ - |
Только благодаря вниманию он может заметить и вос принять те или иные объекты, выбрав их из множества других, и т. д.
Внимание имеет несколько характеристик, которые определяют его качество. К важнейшим из этих харак теристик относятся объем и распределение внимания, переключение внимания и устойчивость внимания. Для водителя очень важны хороший объем и распределение внимания в зрительных восприятиях и хорошее распреде ление внимания между зрительными, слуховыми и дви гательными компонентами его деятельности.
Так как одного лишь распределения внимания оказы вается недостаточно для действий в тех или иных усло виях движения на дороге, то внимание следует переклю чать с одного объекта на другой, охватывая все необхо димые для деятельности компоненты.
Переключение и распределение внимания в сочета нии с правильной последовательностью действий и ак тивностью наблюдения являются основой осмотритель ности, т. е. своевременного определения возможного ос ложнения дорожной обстановки.
В деятельности водителя важнейшее значение имеет организация внимания, т. е. умение пользоваться им в конкретных случаях. Организация внимания водителя предполагает знание объектов, на которых он должен сосредоточиться, и отчетливое представление о последо вательности восприятия объектов в конкретной обста новке. Должна быть выработана система распределе ния и переключения внимания на те объекты, которые в данный момент являются для водителя важнейшими. Так, например, строгая последовательность в переклю чении и распределении внимания между объектами во сприятия должна быть установлена при обгоне:' спи дометр, обгоняемый автомобиль, встречный автомобиль, зеркало заднего вида, пешеходы, дорожный знак и т. д.
Последовательность |
и повторность |
восприятия каждо-. |
го объекта в данном |
случае должны |
осуществляться не |
в случайном порядке, а по определенной системе, наи более рациональной в каждом сложном элементе вож дения автомобиля.
В основе организации внимания водителей должно лежать умение в любой ситуации выделять главное и второстепенное, а также автоматизировать свои дейст-
21
\
вия. Тренировка водителя в организации внимания в различных ситуациях вождения автомобиля, особенно при недостатке времени, должна проводиться на трена жерах.
На восприятие водитель затрачивает определенное время, за которое автомобиль проходит расстояние, за висящее от скорости движения.
Так, например, в условиях, когда водителю требует ся осмотреть перекресток с плохой обзорностью, оце нить объекты на нем, их положение и направление дви жения (например, можно или нельзя проехать перекре сток) время на оценку и принятие решения может до стигать 2,5 сек.
Время, которое затрачивает водитель на обзор обста новки через зеркало заднего вида с последующей ее оценкой и принятием решения, может приблизительно достигнуть 2 сек. Во всех описанных случаях внимание переключается с одного объекта на другой. Таким обра зом, внимание водителя характеризуется не постоянной направленностью, а переключением его. Чем опытнее во дитель, тем рациональнее он переключает свое внимание.
Когда мы отвечаем (реагируем) на какое-либо вне шнее воздействие, нам кажется, что мы это делаем мгно венно. Но на самом деле это не так. Например, если в ответ на зажигающуюся лампочку испытуемый должен нажать на кнопку, то промежуток времени между мо ментом зажигания лампочки и моментом нажатия паль ца на кнопку в среднем равен 0,2 сек.
Если же надо нажать кнопку в ответ на одну из не скольких зажигающихся в разное время лампочек, то время реакции будет тем больше, чем из большего ко личества лампочек, кнопок, на которые следует нажи мать при загорании соответствующей лампочки, нужно сделать выбор. Эту реакцию называют сложной в отли чие от случая с одной лампочкой и одной кнопкой, ког да реакцию называют простой. Таким образом, чем сложнее реакция, тем больше времени она занимает.
Действия водителя при управлении автомобилем от-
-носятся к сложным реакциям. Выше уже отмечалось, что действия водителя определяются множеством фак торов. К ним относятся: количество и расположение не подвижных и подвижных препятствий-на дороге; направ-
22
ление движения и скорость; ширина проезжей части; со стояние поверхности и многие другие.
Кроме этого, при появлении того или иного препят ствия на дороге водитель может в зависимости от усло вий движения подать сигнал, снять ногу с педали управ ления дросселем, нажать на педаль тормоза или повер нуть рулевое колесо влево или вправо. -
По всем этим причинам время реакции не является постоянной величиной и изменяется в определенных пре делах в зависимости от сложности дорожной обстановки, в которой появляется опасность. Так, время реакции на торможение (с учетом времени переноса ноги с педали уп равления дросселем на педаль тормоза, составляющего примерно 0,25 сек) может колебаться от 0,45 до 1,5 сек.
По имеющимся опытным данным при движении в потоке автомобилей средней интенсивности время реак ции торможения на красный сигнал светофора равно 0,8—0,9 сек и на другие сигналы опасности — 1,0— 1,2 сек.
Длительное вождение автомобиля приводит к утом лению водителя. Это утомление вызывает ряд изменений в организме. Значительное утомление влечет, за собой ухудшение распределения и переключения внимания, увеличение времени реакции, снижение точности вос приятия и оценки дорожной обстановки. Все это приво дит, в свою очередь, к снижению качества вожденйя и в ряде' случаев к дорожно-транспортным происшествиям.
Статистика показывает, что дорожно-транспортные происшествия случаются чаще всего после 10— 11 ч ра боты водителя и характеризуются тяжелыми последст
виями.
, Утомление развивается быстрее при неудобной позе водителя, сильной тряске, под действием проникающих в кабину газов. Утомление наступает позже и не дости гает такой степени, если труд водителя организован пра вильно, если водитель своевременно питается и отды хает. В частности, при длительных поездках необходимо периодически делать остановки, во время которых сле дует выйти из автомобиля, размяться (проделать не сколько гимнастических упражнений).
Чтобы предотвратить дремоту и сон при управлении автомобилем, водителю следует хорошо выспаться пе ред длительной поездкой, остановиться при первом при-
23
[
знаке дремоты, выйти из автомобиля, походить или про делать другие физические упражнения.
Если дремота не проходит, то лучше поспать 20— 30 мин. Обычно после короткого сна состояние сонливо сти проходит.
Большой процент дорожно-транспортных происше ствий, в особенности наиболее тяжелых, происходит в ре зультате действия алкоголя на организм водителя. Нет необходимости доказывать, что в состоянии сильного опьянения управлять автомобилем нельзя. Однако не все знают, что даже малая доза алкоголя, которая, каза лось бы, никак не влияет на поведение человека, на са мом деле производит в его организме значительные из менения. Так, проведенные опыты показали, что алко голь увеличивает среднее,время реакции и вместе с тем время реакции становится непостоянным. Даже неболь шое количество алкоголя сильно снижает точность дей ствий. Заметно уменьшается точность восприятия, рез ко ухудшается распределение и переключение внима ния. Вследствие снижения под влиянием алкоголя кри тичности мышления водитель теряет осторожность и по этой причине создает на дороге аварийные ситуации.
Дорожно-транспортные происшествия и их причины
Из-за неосторожности, невнимательности или недостаточной квалификации водителей, а также из-за отказа деталей автомобиля и вследствие других причин во время движения транспортных средств происходят несчастные случаи, в результате которых могут постра дать или погибнуть люди, или будет причинен матери альный ущерб — это и есть дорожно-транспортные про исшествия.
Для учета и анализа дорожно-транспортные проис шествия в зависимости от их характера подразделяют на следующие виды: столкновения; опрокидывания; на езды на препятствия; наезды на-пешеходов; наезды на велосипедистов;-наезды на стоящие транспортные сред ства; наезды на гужевой транспорт; наезды на живот ных; падения пассажиров; прочие происшествия.
К столкновениям относят происшествия, возникшие в результате столкновения механических транспортных
24
средств между собой или с подвижным составом желез ных дорог.
К опрокидываниям относят такие случаи, при которых мёханическое транспортное средство потеряло устойчи вость и опрокинулось вследствие неправильных приемов управления, неблагоприятных дорожных условий, техни ческой неисправности и т. п. К этому виду дорожно-тран спортных происшествий не относятся те случаи, когда опрокидывание явилось результатом столкновения тран спортных средств или наезда на неподвижные предметы.
К наездам на препятствия относят дорожно-тран спортные происшествия, при которых механическое транспортное средство наехало или ударилось о непод вижные предметы на проезжей части дороги (улицы) или обочине.
Кнаездам на пешеходов относят дорожно-транспорт ные происшествия, при которых механическое транспор тное средство наезжает на пешеходов по вине водителей или самих пешеходов и при этом пешеходу причиняется травма.
Кнаездам на велосипедистов относятся происшест вия, при которых механическое транспортное средство
наезжает на велосипедиста или он сам наталкивается на движущееся механическое транспортное средство, получая при этом травму.
Основную часть дорожно-транспортных происшест вий составляют: наезды на пешеходов, столкновения и опрокидывания транспортных средств. -
Основными причинами дорожно-транспортных проис шествий являются:
нарушения правил дорожного движения, недостаточ ная квалификация и невнимательность водителей авто мобилей;
недисциплинированность и неосторожность пешеходов
(в том числе неосторожное поведение детей); |
недос |
неудовлетворительные дорожные условия и |
|
татки в организации движения; |
, |
техническая неисправность и недостатки в конструк ции транспортных средств, а также неправильное рас положение и крепление грузов.
Решающее значение для обеспечения безопасности движения на улицах и дорогах имеет дисциплинирован ность водителей и пешеходов.
25
I
Водительские документы
Управлять трамваем, троллейбусом, автомоби лем, мотоциклом, мотороллером, а также мопедом и ве лосипедом с рабочим объемом двигателя 49,8 см3 и более разрешается водителю, имеющему при себе удостовере ние на право управления транспортным средством дан ной категории, выданное Государственной автомобиль
ной инспекцией.
Водители тракторов, дорожных, строительных, убо рочных, поливочных и других специальных машин, скон струированных не на автомобильных шасси, должны иметь удостоверения, выданные квалификационными ко миссиями ведомств, в ведении которых находятся ма шины.
При управлении автомобилем водитель, кроме удо стоверения, должен иметь при себе регистрационный документ (технический паспорт или талон технического паспорта).
Если принадлежащий индивидуальному владельцу автомобиль (мотоцикл) передан другому лицу, то по следний при управлении им в отсутствие владельца дол жен иметь при себе также доверенность, заверенную в установленном порядке.
На выезжающее на линию транспортное средство (кроме принадлежащих индивидуальным владельцам) должен быть выписан путевой маршрутный лист.
Водитель механического транспортного средства, прибывающего в С С С Р из другой страны, и водитель — гражданин С С С Р , выезжающий' за границу, обязан:
иметь при себе регистрационные документы на тран спортное средство и национальное или международное водительское удостоверение;
иметь на транспортном средстве номерной знак, а также отличительный знак государства, в котором оно зарегистрировано.
Всоответствии с Конвенцией о дорожном движении
вС С С Р введено водительское удостоверение, в котором вместо классов водителей определены следующие кате гории:
А— дает право управлять мотоциклом.
В— дает право управлять автомобилем, разрешен ный максимальный вес которого не превышает 3,5 г, а
26
также автомобилем, число сидячих мест в котором, не считая водителя, не превышает 8 чел.;
|
Ст;— дает право управлять грузовым автомобилем, |
||
разрешенный |
максимальный вес |
которого превышает |
|
3, |
5 |
право управлять |
пассажирским авто |
|
D — дает |
мобилем, имеющим свыше восьми сидячих мест (авто бусом) ;
Е — дает право управлять автопоездами.
Общие обязанности водителя
Правила движения возлагают на водителя сле дующие обязанности.
Выполнять касающиеся порядка движения распоря жения работников милиции, .военных регулировщиков, дружинников, общественных автоинспекторов, работни ков дорожно-эксплуатационной службы, дежурных по железнодорожным переездам и паромным переправам.
Перед выездом из гаража (парка), а также в пути и при смене на линии водитель обязан тщательно прове рять техническое состояние управляемого им транспорт ного средства, обращая особое внимание на исправность тормозов, рулевого . управления, шин, сцепных уст ройств автоприцепов, приборов освещения и сигнали зации, стеклоочистителей, правильную установку зер кала заднего вида, чистоту и видимость номерных зна ков и дублирующих их надписей.
Доставлять в лечебное учреждение лиц, пострадав ших при дорожно-транспортном происшествии, а также оказывать в пути возможную помощь другим водителям в; случаях возникновения опасности для движения. Н а пример, если в пути из-за технической неисправности или по другим причинам остановился автомобиль и на хождение его в этом месте создает угрозу столкновения, водитель обязан помочь другому водителю отбуксиро вать его в более безопасное место.
Останавливаться и безвозмездно предоставлять ме сто в автомобиле (за исключением специальных и дип ломатических автомобилей);
медицинским работникам, направляющимся в попут ном направлении для оказания медицинской помощи, а также независимо от направления движения врачам и
27
I