Файл: Клинковштейн Г.И. Правила и безопасность движения автомобилей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.06.2024

Просмотров: 97

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

среднему медперсоналу для проезда к больным, нахо­ дящимся в угрожаемом для жизни состоянии, или достав­ ки таких больных в ближайшее лечебно-профилактиче­ ское учреждение. Водители могут распознать медицин­ ского работника по поднятому вверх удостоверению, на котором должен быть изображен красный крест, или по нарукавной повязке, либо по сумке с красным крестом. Медицинские работники после поездки должны по прось­ бе водителя выдать ему талон установленного образца;

работникам 'милиции для выполнения неотложных служебных заданий (для преследования скрывающихся преступников, а также злостных нарушителей общест­ венного порядка, для доставки в лечебные учреждения граждан, нуждающихся в безотлагательной медицин­ ской помощи, при выезде к месту происшествия или сти­ хийного бедствия);

дружинникам, общественным автоинспекторам и вне­ штатным сотрудникам Госавтоинспекции для доставки

вближайшее лечебное учреждение лиц, нуждающихся

вбезотлагательной медицинской помощи;

-работникам государственной лесной охраны (в фор­ менной одежде) с рабочими и средствами пожаротуше­ ния для проезда в попутном направлении к местам лес­ ных пожаров или вывозки их с этих мест.

Останавливаться и безвозмездно предоставлять ра­ ботникам Госавтоинспекции грузовые автомобили для транспортировки поврежденных при дорожно-транспорт­ ных происшествиях или неисправных транспортных средств.

Передавать работникам милиции, дружинникам, об­ щественным автоинспекторам и внештатным сотрудни­ кам Госавтоинспекции для проверки водительское удо­

стоверение, путевой лист, регистрационные документы на транспортное средство и документы на перевозимый груз.

Водитель вправе просить работника милиции, дру­ жинника, общественного автоинспектора и внештатного сотрудника Госавтоинспекции предъявить перед провер­ кой соответствующее удостоверение.

Работники милиции, государственной лесной охраны, дружинники, общественные автоинспектора и внештат­ ные сотрудники Госавтоинспекции после поездки долж­ ны по просьбе водителя выдать ему справку или сде­

28

лать запись в путевом листе с указанием продолжитель­ ности поездки, пройденного расстояния, своей фамилии, должности, номера удостоверения, наименования орга­ низации.

На автомобилях «скорой помощи», пожарных, ава­ рийных служб и других автомобилях по согласованию с местными органами Госавтоинспекции устанавливают звуковые сигналы типа «сирена» или другие специаль­ ные отличительные сигналы, необходимые для обеспече­ ния быстрейшего передвижения по улицам и дорогам.

Водителям этих автомобилей при выполнении слу­ жебного задания разрешается отклоняться от предписа­ ний «Правил дорожногодвижения» в вопросах соблю­ дения скорости движения, правил обгона и движения по правой стороне улицы или дороги. Кроме того, водители таких автомобилей проезжают вне очереди любые пере­ крестки, двигаются под все запрещающие дорожные зна­ ки, указатели и сигналы светофоров, переезжают сплош­ ные линии разметки на проезжей части, развора­ чиваются в любых местах. Во всех случаях водители обязаны обеспечить безопасность движения. Прибли­ жаясь к местам, где проезд затруднен, водители специ­ альных автомобилей подают сигнал «сирена». Водители других транспортных средств, услышав сигнал «сире­ на», обязаны уступить им дорогу.

К специальным относятся и автомобили Госавтоин­ спекции (окрашены в желтый цвет). При подаче специ­ ального звукового сигнала и включении «проблескового маячка» водители транспортных средств, следующих в попутном и встречном направлениях, обязаны принять правее (даже съехать на обочину), снизить скорость, а при необходимости и остановиться либо принять другие меры, обеспечивающие беспрепятственный проезд всех транспортных средств, следующих за автомобилем Гос­ автоинспекции.

Начинать движение или выезжать на проезжую часть водителям можно после проезда колонны транспортных средств, возглавляемой автомобилем Госавтоинспекции.

Регулировщики принимают меры для беспрепятст­ венного проезда специальных автомобилей. Исходя из обеспечения безопасности движения регулировщик мо­ жет запретить движение специального автомобиля.

29



Водители специальных автомобилей должны пода­ вать сигнал «сирена», особенно в ночное время, только в случаях крайней необходимости (в населенных пунктах резкий сигнал причиняет беспокойство людям, нарушает их покой).

Водителям всех транспортных средств запрещается:

1.Управлять транспортным средством в состоянии даже самого легкого алкогольного опьянения или под действием наркотиков.

2.Управлять транспортным средством будучи боль­ ным или очень усталым. Управлять транспортным сред­ ством, особенно во время ночной поездки, можно толь­ ко после хорошего отдыха.

3.Передавать управление транспортным средством лицам, находящимся в нетрезвом состоянии или под действием наркотиков.

4.Передавать управление транспортным средством лицам, не имеющим соответствующего документа на право управления или не указанным в путевом (мар­ шрутном) листе.

5.Использовать транспортные средства в целях лич­ ной наживы.

6.Снимать, повреждать или загораживать дорожные знаки и другие технические средства организации дви­ жения, складывать или оставлять на дороге любые пред­ меты и создавать, таким образом, препятствия, которые

могут нарушить движение или поставить под угрозу его безопасность. Если помехи движению избежать не уда­ лось, то водитель, создавший ее, обязан немедленно при­ нять возможные меры для устранения препятствия дви­ жению и предупреждения о нем других участников дви­ жения.

Водитель должен проявлять особую внимательность по отношению к детям, инвалидам, в частности, к сле­ пым, идущим со специальной тростью, и к престарелым людям. Увидев их, водитель должен снизить скорость и вести автомобиль таким образом, чтобы не создать по­ мехи для их передвижения, не прибегая при этом к вне­ запному торможению, подаче сигналов и другим дейст­ виям, вызывающим испуг.

Водитель должен принять меры к своевременной ос-, тановке, если обстоятельства складываются так, что даль­

30

нейшее движение и проезд мимо детей, инвалидов и пре­ старелых может вызвать у них беспокойство и растерян­ ность.

Проезжая мимо движущегося велосипедиста, води­ телю необходимо учитывать, что велосипед не имеет до­ статочной устойчивости и управлять им в условиях ин­ тенсивного движения трудно.

Обгоняя велосипедиста, водитель не должен созда­ вать ему дополнительных трудностей; для этого следует выбрать такой интервал, чтобы шум и завихрение от об­ гоняющего автомобиля не помешали велосипедисту уп­ равлять велосипедом. •

При дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему, обязал:

1. Без промедления остановиться и не трогать с ме­ ста транспортное средство, а также предметы (осколки стекол, отдельные детали и т. п.), имеющие отношение к происшествию, до прибытия работников милиции или следственных органов. В случае когда отсутствуют по­ страдавшие или транспортное средство повреждено не­ значительно и когда нахождение на дороге транспорт­ ных средств, причастных к дорожно-транспортному про­ исшествию, приводит к задержке других транспортных средств, проезжую часть необходимо освободить, но при этом необходимо записать фамилии и адреса свидетелей, которые могли бы указать обстановку происшествия, за­ фиксировать положение транспортных средств и относя­ щихся к происшествию предметов и следов.

2. При наличии пострадавших вызвать «скорую ме­ дицинскую помощь», а если это сделать невозможно, то, принимая все меры предосторожности при погрузке и транспортировке, отправить раненых .на попутном тран­ спорте или самому доставить их в ближайшее лечебное учреждение, где сообщить медицинскому работнику свою фамилию, номерной знак автомобиля (с предъяв­ лением путевого листа или регистрационного документа на автомобиль), после чего возвратиться к месту проис­ шествия.

3. Сообщить о случившемся находящемуся поблизости сотруднику милиции или в ближайший отдел (отделе­ ние) внутренних дел и ожидать прибытия работников милиции.

31


Г Л А В А III

ДОРОГИ И ИХ ПЕРЕСЕЧЕНИЯ

Автомобильные дороги

Для движения автомобилей и других транспорт­ ных средств служат автомобильные дороги и городские улицы, которые представляют собой сложные инженер­ ные сооружения.

В зависимости от значения и перспективной интенсив­ ности движения автомобильные дороги подразделяют на

пять технических категорий

(табл. 3).

 

Т а б л и ц а 3

 

Параметры

 

 

1

11

Категорияшдороги1

IV

V

Расчетная интенсив­

>7000

7000—

3 000—

1 000—

<200

ность

движения,

 

 

 

3000

 

1 000

200

 

авт/сутки

скорость

 

 

 

 

 

 

 

Расчетная

 

 

 

 

 

 

 

движения, к м / ч :

 

 

150

120

 

 

 

 

в равнинной

мест­

100

 

80

60

ности

 

 

 

 

120'

 

 

 

 

 

 

в пересеченной ме­

100

80

 

60

40

стности

 

 

 

 

80

60

 

 

 

 

в горной

местно­

50

 

40

30

сти

 

 

 

 

27,5

 

 

 

 

 

 

Ширина

земляного

15

12

 

10

8

полотна, м

 

 

 

 

и более

 

 

 

 

 

 

Ширина

проезжей

2 x 7 ,5

7,5

 

7

 

6

4,5

части,

м

 

 

 

 

и более

 

 

 

 

 

 

Ширина полосы дви-

3,75

3,75

 

 

 

_

жения, м

 

 

 

 

3,5

 

3

Наибольшие

продо­

3

4

 

5

 

6

7

льные уклоны,

%

-

 

 

 

 

 

 

 

Наименьший

радиус

1000

600

400

 

250

125

кривых в плане,

м

 

 

 

 

 

 

 

Наименьший

радиус

 

 

 

 

 

 

 

вертикальных

кривых,

 

 

 

 

 

 

 

м :

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

выпуклых

 

 

 

25 000

15 000

10 000

 

5 000

2500

вогнутых '

 

 

 

8 000

5 000

3000

 

2000

1500

Наибольшая

 

допу­

10

10

10

 

6

6

стимая

нагрузка

 

на

 

 

 

 

 

 

 

одну ось автомобиля, т

 

 

 

М ., Издательство литерату­

1 СН иП

ІІ-Д .

5-72-,

(Госстрой

С С С Р ),

ры по строительству, 1973, 108 с.

 

 

 

 

 

3

32


Рис. 3. Элементы поперечного профиля автомобильной дороги:

а

 

 

 

 

— полоса отвода; б — земляное полотно; ѳ — проезжая часть; г — обочины;

б — кюветы;

е

— обрезы;

ж

— бровки

 

 

Скорости, приведенные в табл. 3, установлены по ус­ ловиям устойчивого движения одиночного легкового ав­ томобиля по сухой или увлажненной, но чистой поверх­ ности дороги.

Дорога характеризуется тремя проекциями: планом, продольным и поперечным профилями.

К основным элементам поперечного профиля дороги (рис. 3) относятся земляное полотно, проезжая часть и обочины. Покрытие дороги устраивают из асфальтобето­ на, цементобетона или из щебня, гравия или укреплен­ ного вяжущими материалами грунта.

Дороги I категории, рассчитанные на наиболее вы­ сокие скорости движения, устраивают с разделительной полосой, отделяющей встречные потоки транспортных средств. Для каждого направления движения преду­ сматриваются две или более полос движения.

Полосой движения называют часть проезжей части, имеющей ширину, достаточную для движения одного ряда автомобилей. При наличии двух полос для одного

направления— .

правая полоса обычно предназначается

2

6629

33

для грузовых автомобилей и автопоездов, а левая для легковых и автобусов.

Для пешеходов на участках дорог, пролегающих че­ рез населенные пункты, строят Тротуары. В местах авто­ бусных остановок дорогу уширяют, что исключает за­ торы в движении транспортных средств, создает более безопасные условия для ожидающих и высаживающихся пассажиров. На участках дорог, пролегающих на высо­ ких насыпях, устанавливают железобетонные или ме­ таллические ограждения. Ограждения устраивают так­ же на подходах к мостам, путепроводам и на участках сопряжения встречных уклонов более 4%* при высоте насыпи более 4 м.

Для лучшей ориентировки водителей и предупрежде­ ния столкновений на пересечениях дорог устраивают разделительные или направляющие островки.

Особенно сложными для движения автомобилей яв­ ляются горные дороги. Если для автомобильных дорог I— III категорий в равнинной и даже пересеченной мест­ ности характерны относительно короткие (300—500 м) участки с уклонами не более 3—6%, то для горных до­ рог характерны уклоны от 6 до 10%, причем протяжен­ ность их может достигать от 5 до 10 км и более.

Городские улицы

Условия организации и безопасность движения существенно зависят от параметров улиц в городе, а так­ же от характера их пролегания в плане. В зависимости от взаимного расположения улиц различают следующие геометрические схемы планировки города: радиальную, радиально-кольцевую, прямоугольную и смешанную (рис. 4). Так, для Москвы характерна радиально-коль­ цевая схема, а для Новосибирска — прямоугольная. Планировка улиц в старых городах складывалась исто­ рически в течение ряда столетий и во многих случаях не отвечает современным требованиям рациональной организации движения. В таких городах постепенно при­ ходится проводить реконструкцию и прокладывать но­ вые магистральные улицы.

* Если крутизна спуска равна 1%, это означает, что на каждые 100 м дорога понижается на 1 м. Если же величина подъема на от­ резке 100 м составит 5 м, то такой подъем будет иметь величину 5%.

34