Файл: Клинковштейн Г.И. Правила и безопасность движения автомобилей.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.06.2024
Просмотров: 97
Скачиваний: 0
среднему медперсоналу для проезда к больным, нахо дящимся в угрожаемом для жизни состоянии, или достав ки таких больных в ближайшее лечебно-профилактиче ское учреждение. Водители могут распознать медицин ского работника по поднятому вверх удостоверению, на котором должен быть изображен красный крест, или по нарукавной повязке, либо по сумке с красным крестом. Медицинские работники после поездки должны по прось бе водителя выдать ему талон установленного образца;
работникам 'милиции для выполнения неотложных служебных заданий (для преследования скрывающихся преступников, а также злостных нарушителей общест венного порядка, для доставки в лечебные учреждения граждан, нуждающихся в безотлагательной медицин ской помощи, при выезде к месту происшествия или сти хийного бедствия);
дружинникам, общественным автоинспекторам и вне штатным сотрудникам Госавтоинспекции для доставки
вближайшее лечебное учреждение лиц, нуждающихся
вбезотлагательной медицинской помощи;
-работникам государственной лесной охраны (в фор менной одежде) с рабочими и средствами пожаротуше ния для проезда в попутном направлении к местам лес ных пожаров или вывозки их с этих мест.
Останавливаться и безвозмездно предоставлять ра ботникам Госавтоинспекции грузовые автомобили для транспортировки поврежденных при дорожно-транспорт ных происшествиях или неисправных транспортных средств.
Передавать работникам милиции, дружинникам, об щественным автоинспекторам и внештатным сотрудни кам Госавтоинспекции для проверки водительское удо
стоверение, путевой лист, регистрационные документы на транспортное средство и документы на перевозимый груз.
Водитель вправе просить работника милиции, дру жинника, общественного автоинспектора и внештатного сотрудника Госавтоинспекции предъявить перед провер кой соответствующее удостоверение.
Работники милиции, государственной лесной охраны, дружинники, общественные автоинспектора и внештат ные сотрудники Госавтоинспекции после поездки долж ны по просьбе водителя выдать ему справку или сде
28
лать запись в путевом листе с указанием продолжитель ности поездки, пройденного расстояния, своей фамилии, должности, номера удостоверения, наименования орга низации.
На автомобилях «скорой помощи», пожарных, ава рийных служб и других автомобилях по согласованию с местными органами Госавтоинспекции устанавливают звуковые сигналы типа «сирена» или другие специаль ные отличительные сигналы, необходимые для обеспече ния быстрейшего передвижения по улицам и дорогам.
Водителям этих автомобилей при выполнении слу жебного задания разрешается отклоняться от предписа ний «Правил дорожногодвижения» в вопросах соблю дения скорости движения, правил обгона и движения по правой стороне улицы или дороги. Кроме того, водители таких автомобилей проезжают вне очереди любые пере крестки, двигаются под все запрещающие дорожные зна ки, указатели и сигналы светофоров, переезжают сплош ные линии разметки на проезжей части, развора чиваются в любых местах. Во всех случаях водители обязаны обеспечить безопасность движения. Прибли жаясь к местам, где проезд затруднен, водители специ альных автомобилей подают сигнал «сирена». Водители других транспортных средств, услышав сигнал «сире на», обязаны уступить им дорогу.
К специальным относятся и автомобили Госавтоин спекции (окрашены в желтый цвет). При подаче специ ального звукового сигнала и включении «проблескового маячка» водители транспортных средств, следующих в попутном и встречном направлениях, обязаны принять правее (даже съехать на обочину), снизить скорость, а при необходимости и остановиться либо принять другие меры, обеспечивающие беспрепятственный проезд всех транспортных средств, следующих за автомобилем Гос автоинспекции.
Начинать движение или выезжать на проезжую часть водителям можно после проезда колонны транспортных средств, возглавляемой автомобилем Госавтоинспекции.
Регулировщики принимают меры для беспрепятст венного проезда специальных автомобилей. Исходя из обеспечения безопасности движения регулировщик мо жет запретить движение специального автомобиля.
29
Водители специальных автомобилей должны пода вать сигнал «сирена», особенно в ночное время, только в случаях крайней необходимости (в населенных пунктах резкий сигнал причиняет беспокойство людям, нарушает их покой).
Водителям всех транспортных средств запрещается:
1.Управлять транспортным средством в состоянии даже самого легкого алкогольного опьянения или под действием наркотиков.
2.Управлять транспортным средством будучи боль ным или очень усталым. Управлять транспортным сред ством, особенно во время ночной поездки, можно толь ко после хорошего отдыха.
3.Передавать управление транспортным средством лицам, находящимся в нетрезвом состоянии или под действием наркотиков.
4.Передавать управление транспортным средством лицам, не имеющим соответствующего документа на право управления или не указанным в путевом (мар шрутном) листе.
5.Использовать транспортные средства в целях лич ной наживы.
6.Снимать, повреждать или загораживать дорожные знаки и другие технические средства организации дви жения, складывать или оставлять на дороге любые пред меты и создавать, таким образом, препятствия, которые
могут нарушить движение или поставить под угрозу его безопасность. Если помехи движению избежать не уда лось, то водитель, создавший ее, обязан немедленно при нять возможные меры для устранения препятствия дви жению и предупреждения о нем других участников дви жения.
Водитель должен проявлять особую внимательность по отношению к детям, инвалидам, в частности, к сле пым, идущим со специальной тростью, и к престарелым людям. Увидев их, водитель должен снизить скорость и вести автомобиль таким образом, чтобы не создать по мехи для их передвижения, не прибегая при этом к вне запному торможению, подаче сигналов и другим дейст виям, вызывающим испуг.
Водитель должен принять меры к своевременной ос-, тановке, если обстоятельства складываются так, что даль
30
нейшее движение и проезд мимо детей, инвалидов и пре старелых может вызвать у них беспокойство и растерян ность.
Проезжая мимо движущегося велосипедиста, води телю необходимо учитывать, что велосипед не имеет до статочной устойчивости и управлять им в условиях ин тенсивного движения трудно.
Обгоняя велосипедиста, водитель не должен созда вать ему дополнительных трудностей; для этого следует выбрать такой интервал, чтобы шум и завихрение от об гоняющего автомобиля не помешали велосипедисту уп равлять велосипедом. •
При дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему, обязал:
1. Без промедления остановиться и не трогать с ме ста транспортное средство, а также предметы (осколки стекол, отдельные детали и т. п.), имеющие отношение к происшествию, до прибытия работников милиции или следственных органов. В случае когда отсутствуют по страдавшие или транспортное средство повреждено не значительно и когда нахождение на дороге транспорт ных средств, причастных к дорожно-транспортному про исшествию, приводит к задержке других транспортных средств, проезжую часть необходимо освободить, но при этом необходимо записать фамилии и адреса свидетелей, которые могли бы указать обстановку происшествия, за фиксировать положение транспортных средств и относя щихся к происшествию предметов и следов.
2. При наличии пострадавших вызвать «скорую ме дицинскую помощь», а если это сделать невозможно, то, принимая все меры предосторожности при погрузке и транспортировке, отправить раненых .на попутном тран спорте или самому доставить их в ближайшее лечебное учреждение, где сообщить медицинскому работнику свою фамилию, номерной знак автомобиля (с предъяв лением путевого листа или регистрационного документа на автомобиль), после чего возвратиться к месту проис шествия.
3. Сообщить о случившемся находящемуся поблизости сотруднику милиции или в ближайший отдел (отделе ние) внутренних дел и ожидать прибытия работников милиции.
31
Г Л А В А III
ДОРОГИ И ИХ ПЕРЕСЕЧЕНИЯ
Автомобильные дороги
Для движения автомобилей и других транспорт ных средств служат автомобильные дороги и городские улицы, которые представляют собой сложные инженер ные сооружения.
В зависимости от значения и перспективной интенсив ности движения автомобильные дороги подразделяют на
пять технических категорий |
(табл. 3). |
|
Т а б л и ц а 3 |
|||||||||
|
Параметры |
|
|
1 |
11 |
Категорияшдороги1 |
IV |
V |
||||
Расчетная интенсив |
>7000 |
7000— |
3 000— |
1 000— |
<200 |
|||||||
ность |
движения, |
|
|
|
3000 |
|
1 000 |
200 |
|
|||
авт/сутки |
скорость |
|
|
|
|
|
|
|
||||
Расчетная |
|
|
|
|
|
|
|
|||||
движения, к м / ч : |
|
|
150 |
120 |
|
|
|
|
||||
в равнинной |
мест |
100 |
|
80 |
60 |
|||||||
ности |
|
|
|
|
120' |
|
|
|
|
|
|
|
в пересеченной ме |
100 |
80 |
|
60 |
40 |
|||||||
стности |
|
|
|
|
80 |
60 |
|
|
|
|
||
в горной |
местно |
50 |
|
40 |
30 |
|||||||
сти |
|
|
|
|
27,5 |
|
|
|
|
|
|
|
Ширина |
земляного |
15 |
12 |
|
10 |
8 |
||||||
полотна, м |
|
|
|
|
и более |
|
|
|
|
|
|
|
Ширина |
проезжей |
2 x 7 ,5 |
7,5 |
|
7 |
|
6 |
4,5 |
||||
части, |
м |
|
|
|
|
и более |
|
|
|
|
|
|
Ширина полосы дви- |
3,75 |
3,75 |
|
|
|
_ |
||||||
жения, м |
|
|
|
|
3,5 |
|
3 |
|||||
Наибольшие |
продо |
3 |
4 |
|
5 |
|
6 |
7 |
||||
льные уклоны, |
% |
- |
|
|
|
|
|
|
|
|||
Наименьший |
радиус |
1000 |
600 |
400 |
|
250 |
125 |
|||||
кривых в плане, |
м |
|
|
|
|
|
|
|
||||
Наименьший |
радиус |
|
|
|
|
|
|
|
||||
вертикальных |
кривых, |
|
|
|
|
|
|
|
||||
м : |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
выпуклых |
|
|
|
25 000 |
15 000 |
10 000 |
|
5 000 |
2500 |
|||
вогнутых ' |
|
|
|
8 000 |
5 000 |
3000 |
|
2000 |
1500 |
|||
Наибольшая |
|
допу |
10 |
10 |
10 |
|
6 |
6 |
||||
стимая |
нагрузка |
|
на |
|
|
|
|
|
|
|
||
одну ось автомобиля, т |
|
|
|
М ., Издательство литерату |
||||||||
1 СН иП |
ІІ-Д . |
5-72-, |
(Госстрой |
С С С Р ), |
||||||||
ры по строительству, 1973, 108 с. |
|
|
|
|
|
3 |
32
Рис. 3. Элементы поперечного профиля автомобильной дороги:
а |
|
|
|
|
— полоса отвода; б — земляное полотно; ѳ — проезжая часть; г — обочины; |
||||
б — кюветы; |
е |
— обрезы; |
ж |
— бровки |
|
|
Скорости, приведенные в табл. 3, установлены по ус ловиям устойчивого движения одиночного легкового ав томобиля по сухой или увлажненной, но чистой поверх ности дороги.
Дорога характеризуется тремя проекциями: планом, продольным и поперечным профилями.
К основным элементам поперечного профиля дороги (рис. 3) относятся земляное полотно, проезжая часть и обочины. Покрытие дороги устраивают из асфальтобето на, цементобетона или из щебня, гравия или укреплен ного вяжущими материалами грунта.
Дороги I категории, рассчитанные на наиболее вы сокие скорости движения, устраивают с разделительной полосой, отделяющей встречные потоки транспортных средств. Для каждого направления движения преду сматриваются две или более полос движения.
Полосой движения называют часть проезжей части, имеющей ширину, достаточную для движения одного ряда автомобилей. При наличии двух полос для одного
направления— . |
правая полоса обычно предназначается |
|
2 |
6629 |
33 |
для грузовых автомобилей и автопоездов, а левая для легковых и автобусов.
Для пешеходов на участках дорог, пролегающих че рез населенные пункты, строят Тротуары. В местах авто бусных остановок дорогу уширяют, что исключает за торы в движении транспортных средств, создает более безопасные условия для ожидающих и высаживающихся пассажиров. На участках дорог, пролегающих на высо ких насыпях, устанавливают железобетонные или ме таллические ограждения. Ограждения устраивают так же на подходах к мостам, путепроводам и на участках сопряжения встречных уклонов более 4%* при высоте насыпи более 4 м.
Для лучшей ориентировки водителей и предупрежде ния столкновений на пересечениях дорог устраивают разделительные или направляющие островки.
Особенно сложными для движения автомобилей яв ляются горные дороги. Если для автомобильных дорог I— III категорий в равнинной и даже пересеченной мест ности характерны относительно короткие (300—500 м) участки с уклонами не более 3—6%, то для горных до рог характерны уклоны от 6 до 10%, причем протяжен ность их может достигать от 5 до 10 км и более.
Городские улицы
Условия организации и безопасность движения существенно зависят от параметров улиц в городе, а так же от характера их пролегания в плане. В зависимости от взаимного расположения улиц различают следующие геометрические схемы планировки города: радиальную, радиально-кольцевую, прямоугольную и смешанную (рис. 4). Так, для Москвы характерна радиально-коль цевая схема, а для Новосибирска — прямоугольная. Планировка улиц в старых городах складывалась исто рически в течение ряда столетий и во многих случаях не отвечает современным требованиям рациональной организации движения. В таких городах постепенно при ходится проводить реконструкцию и прокладывать но вые магистральные улицы.
* Если крутизна спуска равна 1%, это означает, что на каждые 100 м дорога понижается на 1 м. Если же величина подъема на от резке 100 м составит 5 м, то такой подъем будет иметь величину 5%.
34