Файл: Клинковштейн Г.И. Правила и безопасность движения автомобилей.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.06.2024
Просмотров: 101
Скачиваний: 0
Рис. 4. Геометрические схемы планировки городов:
а — радиальная; 6 — радиально-кольцевая; в — прямоугольная; г — смешанная
S , |
|
|
д |
|
$ |
|
if 6 |
г |
|
г |
S |
6 |
|
|
а. |
|||||
Рис. 5. Элементы современной городской улицы: |
|
|
||||
а — ширина; |
б — тротуары; |
в |
— зеленые |
насаждения; |
г — проезжая часть; |
д — разделительная полоса
При строительстве и реконструкции городов плани ровку улично-дорожной сети выполняют на основе стро ительных норм1.
Ширину (рис. 5 и 6) магистральных улиц общегород ского значения без бульваров, измеряемую между крас ными линиями (линиями застройки), принимают в пре делах 30—58 м, а магистральных улиц районного зна чения — 25—35 м. Ширина улиц внутри кварталов дол жна быть в пределах от 14 до 30 м. При этом ширина одной полосы должна составлять от -3 до 4 м, а ширина тротуара — не менее 1,5 м.
Места улиц, предназначенные для перехода пешехо дов, обозначают дорожным знаком «Пешеходный пере ход» и размечают линиями. На пешеходных переходах (если улица широкая) устраивают «островки безопас-. ности» для пешеходов, которые не успевают переходить улицу при зеленом сигнале светофора. Островки могут быть сделаны из монолитного или сборного железобето на или обозначены линиями разметки.
1 |
СН иП |
ІІ-Д . 3-62. |
М ., Издательство литературы по строитель |
ству, |
1963, с. |
(Госстрой |
С С С Р ) . |
2* |
35 |
Рис. 6. Перспектива городской улицы:
а |
— общая ширина |
улицы; |
б — тротуар; |
в |
— попотно |
трамвайных путей; |
|||||
г — посадочная |
площадка; ид — полоса зеленых насаждений; |
е |
— общая ши |
||||||||
рина проезжей |
части; |
ж |
— ширина проезжей части для |
одного |
направления; |
||||||
э —. островок безопасности; |
— |
пешеходный |
переход |
|
|
|
|||||
|
|
|
|
На улицах и дорогах с интенсивным движением стро ят безопасные подземные переходы для пешеходов, а на дорогах также — мосты.
Чтобы исключить столкновения транспортных средств, пересечения магистральных улиц и дорог уст раивают в разных уровнях (тоннели, 'эстакады, путе проводы).
Пересечения улиц и дорог
Наиболее сложными для движения являются пересечения улиц и дорог в одном уровне, так как в этих местах сливаются и пересекаются транспортные цО’ токи многих направлений.
36
Рис. 7. Схемы пересечений улиц и дорог:
а |
— пересечение |
под прямым |
углом; |
6 — |
пересечение под |
г |
косым углом; |
в |
|
||||||
|
— трехстороннее |
примыкание |
или Т-образное пересечение; |
|
— трехсторон |
||
нее разветвление или У-образное |
пересечение |
|
|
|
По конфигурации различают следующие схемы пере сечений улиц и дорог в одном уровне (рис. 7): пересече ние под прямым углом; пересечение под косым углом; Т-образноё пересечение или примыкание; У-образное пересечение или разветвление.
Пересечения называют четырехсторонними (рис. 7, а и б) и трехсторонними (рис. 7, в и г) перекрестками. Встречаются также многосторонние перекрестки, образу емые пересечением более чем двух улиц.
Территорией перекрестка считается зона, ограничен ная воображаемыми линиями, соединяющими внешние границы тротуаров на улицах или обочин на автомо бильных дорогах.
Впрактике градостроительства применяется понятие площадь, под которым понимается пересечение или слия ние нескольких улиц. При этом территория пересечения значительно расширена за счет, прилегающих кварта лов. Однако с точки зрения организации и правил дви жения площадь представляет собой несколько последо вательных пересечений транспортных потоков.
Всвязи с этим при проезде площади на каждом са мостоятельном пересечении водители должны подчи няться дорожным знакам, разметке, сигналам светофо ров или соблюдать правила проезда нерегулируемых пе ресечений.
Железнодорожные переезды
В местах пересечения автомобильной и железной дорог сооружают путепроводы для пропуска нерельсовых транспортных средств над или под железной дорогой; грунтовые дороги нередко проходят по трубам, соору-
'37
|
|
|
женным |
в насыпях |
железной |
||||||||||
|
|
|
дороги. |
В |
местах |
пересечения |
|||||||||
|
|
|
дорог |
в |
одном |
уровне |
|
устра |
|||||||
|
|
|
ивают железнодорожные |
пере |
|||||||||||
|
Перильное |
езды. |
По |
системе |
обслужива |
||||||||||
|
- ограждение |
ния и оборудования переездов |
|||||||||||||
|
|
|
они, согласно инструкции М П С, |
||||||||||||
|
|
|
подразделяются |
|
на |
охраняе |
|||||||||
|
|
|
мые |
и |
неохраняемые, |
защи |
|||||||||
|
|
|
щенные и незащищенные. |
|
|||||||||||
|
|
|
О х р а н я е м ы е п е р е е з |
||||||||||||
|
|
|
ды |
|
(рис. |
8). имеют |
деревян |
||||||||
|
|
|
ный |
|
|
настил |
(или |
твердое |
по |
||||||
|
|
|
крытие какого-либо другого |
||||||||||||
|
|
|
типа), столбики, ограждающие |
||||||||||||
|
'Шлагбаум |
подходы к переезду, а в непо- |
|||||||||||||
|
■Габаритные |
средственной близости |
от |
по |
|||||||||||
|
Ворота |
лотна — перила, |
электрическое |
||||||||||||
|
|
|
освещение, |
|
будку |
дежурного |
|||||||||
|
|
|
по переезду, |
указатель, харак |
|||||||||||
|
/ Г Г |
|
теризующий переезд. На элект |
||||||||||||
Указатель.Берегись |
поезда' |
рифицированных участках |
же |
||||||||||||
|
|
|
лезных дорог, кроме того, име |
||||||||||||
|
|
|
ются габаритные ворота, |
верх |
|||||||||||
|
|
|
ние |
|
|
ограничители |
|
которых |
|||||||
|
|
|
(подвижная планка, подвески) |
||||||||||||
|
|
|
располагаются |
на |
|
высоте |
|||||||||
|
|
|
4,5 |
м |
от поверхности проезжей |
||||||||||
Шлагбаум со сдетоВай |
|
части. На |
габаритных |
воротах |
|||||||||||
сигнализацией |
|
вывешивают указания о мердх |
|||||||||||||
|
|
|
предосторожности |
при проезде |
|||||||||||
Рис. 8. |
Обозначение |
охра |
под ними и напоминание о ка |
||||||||||||
няемого |
защищенного |
пере |
тегорическом запрещении даль |
||||||||||||
езда |
|
|
нейшего движения при задева |
||||||||||||
|
|
|
нии |
|
подвижного ограничителя. |
||||||||||
|
|
|
Большинство |
|
охраняемых |
||||||||||
щитными устройствами |
переездов |
|
оборудуется |
|
за |
||||||||||
либо |
|
представляющими |
|
собой |
|||||||||||
механическое препятствие движению |
по |
дороге |
(шлаг |
баум), либо оказывающими на водителя психологическое воздействие (световые и звуковые сигналы).
Н е о х р а н я е м ы е |
п е р е е з д ы |
имеют настил, ог |
раждающие столбики и |
указатель, |
характеризующий |
38
переезд. Большинство неохраняемых переездов имеет защитные устройства в виде автоматически действую щих шлагбаумов или световой и звуковой сигнализации.
' Шлагбаумы по способу управления подразделяют на ручные, механизированные (с приводом от лебедки, рас положенной около будки дежурного) и автоматические (управляемые системой блокировки под воздействием приближающихся поездов); последние начинают закры ваться сразу после включения световых и звукового сигналов.
Шлагбаумы полностью перекрывают проезжую часть. Наряду с ними широко применяют полушлагбау мы, создающие преграду только для въезжающих на пе реезд по правой стороне проезжей части, благодаря че му выезд с переезда возможен и после закрытия въезда. Полушлагбаумы обязательно имеют автоматическое уп равление и на переездах, оборудованных ими, может не быть дежурного (неохраняемый защищенный переезд).
Как правило, на магистральных дорогах и в городах, а также при автоматическом управлении шлагбаум все время открыт; он, закрывается только на время прохож дения пс?езда. На второстепенных (немагистральных) до рогах неавтоматический шлагбаум обычно закрыт, от крывается только для пропуска нерельсовых транспорт ных средств. Вблизи переезда (обычно на будке дежур ного) вывешивают надпись, указывающую, какое поло жение шлагбаума нормальное — открытое или закрытое.
Г Л А В А IV
. 1 ■ ■ СРЕДСТВА ОРГАНИЗАЦИИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
Дорожные знаки
С 1 января 1973 г. начал действовать ГОСТ 10807—71 «Знаки дорожные». До 1 июля 1975 г. на ули цах и дорогах будут действовать также некоторые до рожные знаки, предусмотренные ГОСТ 10807—64.
Дорожные знаки являются важным средством орга низации движения и служат для: предупреждения води телей об имеющихся на пути опасностях; запрещения
39
движения всех или некоторых транспортных средств на отдельных участках дорог (улиц); введения ряда огра ничений в движении или указания направления потоков; оповещения об особенностях дорожной обстановки и сообщения сведений, повышающих удобство пользова ния дорогами (улицами).
Кроме того, предусмотрены дополнительные сред ства информации (таблички).
Каждый дорожный знак имеет свою нумерацию (ин декс), состоящую из двух чисел. Первое число указывает группу, второе число — порядковый номер знака внутри группы.
Каждая группа знаков имеет определенную форму и окраску, что позволяет распознать их на значительном расстоянии. Для лучшей видимости в темное время су ток знаки в городах освещаются, а на дорогах обеспе чиваются светоотражающими материалами.
Предупреждающие знаки
Предупреждающие знаки имеют треугольную форму, белый (или желтый) фон с красным окаймлени ем. Они предназначены для оповещения водителя о ха рактере опасности на пути движения. Эти знаки (кроме знака 1.6) не вводят каких-либо ограничений, но води телю рекомендуется повысить внимание и выбрать та кую скорость движения, чтобы было возможно предот вратить дорожно-транспортное происшествие.
Предупреждающие знаки (кроме знака 1.6) устанав ливают на дорогах вне населенных пунктов на расстоя нии 150—300 м, а в населенных пунктах за 50— 100 м до начала опасного участка. При необходимости эти зна ки могут быть установлены и на другом расстоянии, но в этом случае расстояние до опасного участка указыва ется на табличке 5,2а, помещаемой под знаком. Знак 1.6 устанавливают непосредственно перед пересечением с главной дорогой. На автомобильных дорогах вне насе ленных пунктов этому знаку предшествует такой же знак с табличкой 5,2а (рис. 9).
Знаки 1.1 «Железнодорожный переезд со шлагбау мом» и 1.2 «Железнодорожный переезд без шлагбаума», 1.8 «Разводной мост», 1.9. «Выезд на набережную», 1.20 «Дети» и 1.21 «Ремонтные работы» на автомобильных-
40
Рис. 9. Обозначение пересечения с главной дорогой вне населенного пункта
дорогах вне населенных пугіктов обязательно повторя ются. Второй такой же знак устанавливают не менее чем за 50 м до опасного участка.
Ниже приводятся наименования предупреждающих знаков, их значение и места применения.
1.1.«Железнодорожный переезд со шлагбаумом» — предупреждает о наличии переезда через железнодорож ное полотно, оборудованного шлагбаумом или полушлагбаумом.
1.2.«Железнодорожный переезд без шлагбаума» —
предупреждает о наличии переезда, на котором отсут ствует шлагбаум или полушлагбаум.
1.3.«Пересечение с трамвайной линией» — предупре ждает о пересечении дороги с трамвайной линией в опасных условиях, например, когда она не видна води телю нерельсового транспортного средства.
1.4.«Пересечение с равнозначной дорогой» — преду преждает о пересечении равных по значению автомобиль ных дорог (улиц).
При этом знаке улицы и дороги считаются на дан ном перекрестке равнозначными, даже если одни из них имеют какое-либо покрытие, а другие — грунтовые.
41