Файл: Клинковштейн Г.И. Правила и безопасность движения автомобилей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.06.2024

Просмотров: 101

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рис. 4. Геометрические схемы планировки городов:

а — радиальная; 6 — радиально-кольцевая; в — прямоугольная; г — смешанная

S ,

 

 

д

 

$

 

if 6

г

 

г

S

6

 

а.

Рис. 5. Элементы современной городской улицы:

 

 

а — ширина;

б — тротуары;

в

— зеленые

насаждения;

г — проезжая часть;

д — разделительная полоса

При строительстве и реконструкции городов плани­ ровку улично-дорожной сети выполняют на основе стро­ ительных норм1.

Ширину (рис. 5 и 6) магистральных улиц общегород­ ского значения без бульваров, измеряемую между крас­ ными линиями (линиями застройки), принимают в пре­ делах 30—58 м, а магистральных улиц районного зна­ чения — 25—35 м. Ширина улиц внутри кварталов дол­ жна быть в пределах от 14 до 30 м. При этом ширина одной полосы должна составлять от -3 до 4 м, а ширина тротуара — не менее 1,5 м.

Места улиц, предназначенные для перехода пешехо­ дов, обозначают дорожным знаком «Пешеходный пере­ ход» и размечают линиями. На пешеходных переходах (если улица широкая) устраивают «островки безопас-. ности» для пешеходов, которые не успевают переходить улицу при зеленом сигнале светофора. Островки могут быть сделаны из монолитного или сборного железобето­ на или обозначены линиями разметки.

1

СН иП

ІІ-Д . 3-62.

М ., Издательство литературы по строитель­

ству,

1963, с.

(Госстрой

С С С Р ) .

2*

35


Рис. 6. Перспектива городской улицы:

а

— общая ширина

улицы;

б — тротуар;

в

— попотно

трамвайных путей;

г — посадочная

площадка; ид — полоса зеленых насаждений;

е

— общая ши­

рина проезжей

части;

ж

— ширина проезжей части для

одного

направления;

э —. островок безопасности;

пешеходный

переход

 

 

 

 

 

 

 

На улицах и дорогах с интенсивным движением стро­ ят безопасные подземные переходы для пешеходов, а на дорогах также — мосты.

Чтобы исключить столкновения транспортных средств, пересечения магистральных улиц и дорог уст­ раивают в разных уровнях (тоннели, 'эстакады, путе­ проводы).

Пересечения улиц и дорог

Наиболее сложными для движения являются пересечения улиц и дорог в одном уровне, так как в этих местах сливаются и пересекаются транспортные цО’ токи многих направлений.

36

Рис. 7. Схемы пересечений улиц и дорог:

а

— пересечение

под прямым

углом;

6 —

пересечение под

г

косым углом;

в

 

 

— трехстороннее

примыкание

или Т-образное пересечение;

 

— трехсторон­

нее разветвление или У-образное

пересечение

 

 

 

По конфигурации различают следующие схемы пере­ сечений улиц и дорог в одном уровне (рис. 7): пересече­ ние под прямым углом; пересечение под косым углом; Т-образноё пересечение или примыкание; У-образное пересечение или разветвление.

Пересечения называют четырехсторонними (рис. 7, а и б) и трехсторонними (рис. 7, в и г) перекрестками. Встречаются также многосторонние перекрестки, образу­ емые пересечением более чем двух улиц.

Территорией перекрестка считается зона, ограничен­ ная воображаемыми линиями, соединяющими внешние границы тротуаров на улицах или обочин на автомо­ бильных дорогах.

Впрактике градостроительства применяется понятие площадь, под которым понимается пересечение или слия­ ние нескольких улиц. При этом территория пересечения значительно расширена за счет, прилегающих кварта­ лов. Однако с точки зрения организации и правил дви­ жения площадь представляет собой несколько последо­ вательных пересечений транспортных потоков.

Всвязи с этим при проезде площади на каждом са­ мостоятельном пересечении водители должны подчи­ няться дорожным знакам, разметке, сигналам светофо­ ров или соблюдать правила проезда нерегулируемых пе­ ресечений.

Железнодорожные переезды

В местах пересечения автомобильной и железной дорог сооружают путепроводы для пропуска нерельсовых транспортных средств над или под железной дорогой; грунтовые дороги нередко проходят по трубам, соору-

'37


 

 

 

женным

в насыпях

железной

 

 

 

дороги.

В

местах

пересечения

 

 

 

дорог

в

одном

уровне

 

устра­

 

 

 

ивают железнодорожные

пере­

 

Перильное

езды.

По

системе

обслужива­

 

- ограждение

ния и оборудования переездов

 

 

 

они, согласно инструкции М П С,

 

 

 

подразделяются

 

на

охраняе­

 

 

 

мые

и

неохраняемые,

защи­

 

 

 

щенные и незащищенные.

 

 

 

 

О х р а н я е м ы е п е р е е з ­

 

 

 

ды

 

(рис.

8). имеют

деревян­

 

 

 

ный

 

 

настил

(или

твердое

по­

 

 

 

крытие какого-либо другого

 

 

 

типа), столбики, ограждающие

 

'Шлагбаум

подходы к переезду, а в непо-

 

■Габаритные

средственной близости

от

по­

 

Ворота

лотна — перила,

электрическое

 

 

 

освещение,

 

будку

дежурного

 

 

 

по переезду,

указатель, харак­

 

/ Г Г

 

теризующий переезд. На элект­

Указатель.Берегись

поезда'

рифицированных участках

же­

 

 

 

лезных дорог, кроме того, име­

 

 

 

ются габаритные ворота,

верх­

 

 

 

ние

 

 

ограничители

 

которых

 

 

 

(подвижная планка, подвески)

 

 

 

располагаются

на

 

высоте

 

 

 

4,5

м

от поверхности проезжей

Шлагбаум со сдетоВай

 

части. На

габаритных

воротах

сигнализацией

 

вывешивают указания о мердх

 

 

 

предосторожности

при проезде

Рис. 8.

Обозначение

охра­

под ними и напоминание о ка­

няемого

защищенного

пере­

тегорическом запрещении даль­

езда

 

 

нейшего движения при задева­

 

 

 

нии

 

подвижного ограничителя.

 

 

 

Большинство

 

охраняемых

щитными устройствами

переездов

 

оборудуется

 

за­

либо

 

представляющими

 

собой

механическое препятствие движению

по

дороге

(шлаг­

баум), либо оказывающими на водителя психологическое воздействие (световые и звуковые сигналы).

Н е о х р а н я е м ы е

п е р е е з д ы

имеют настил, ог­

раждающие столбики и

указатель,

характеризующий

38


переезд. Большинство неохраняемых переездов имеет защитные устройства в виде автоматически действую­ щих шлагбаумов или световой и звуковой сигнализации.

' Шлагбаумы по способу управления подразделяют на ручные, механизированные (с приводом от лебедки, рас­ положенной около будки дежурного) и автоматические (управляемые системой блокировки под воздействием приближающихся поездов); последние начинают закры­ ваться сразу после включения световых и звукового сигналов.

Шлагбаумы полностью перекрывают проезжую часть. Наряду с ними широко применяют полушлагбау­ мы, создающие преграду только для въезжающих на пе­ реезд по правой стороне проезжей части, благодаря че­ му выезд с переезда возможен и после закрытия въезда. Полушлагбаумы обязательно имеют автоматическое уп­ равление и на переездах, оборудованных ими, может не быть дежурного (неохраняемый защищенный переезд).

Как правило, на магистральных дорогах и в городах, а также при автоматическом управлении шлагбаум все время открыт; он, закрывается только на время прохож­ дения пс?езда. На второстепенных (немагистральных) до­ рогах неавтоматический шлагбаум обычно закрыт, от­ крывается только для пропуска нерельсовых транспорт­ ных средств. Вблизи переезда (обычно на будке дежур­ ного) вывешивают надпись, указывающую, какое поло­ жение шлагбаума нормальное — открытое или закрытое.

Г Л А В А IV

. 1 ■ ■ СРЕДСТВА ОРГАНИЗАЦИИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Дорожные знаки

С 1 января 1973 г. начал действовать ГОСТ 10807—71 «Знаки дорожные». До 1 июля 1975 г. на ули­ цах и дорогах будут действовать также некоторые до­ рожные знаки, предусмотренные ГОСТ 10807—64.

Дорожные знаки являются важным средством орга­ низации движения и служат для: предупреждения води­ телей об имеющихся на пути опасностях; запрещения

39


движения всех или некоторых транспортных средств на отдельных участках дорог (улиц); введения ряда огра­ ничений в движении или указания направления потоков; оповещения об особенностях дорожной обстановки и сообщения сведений, повышающих удобство пользова­ ния дорогами (улицами).

Кроме того, предусмотрены дополнительные сред­ ства информации (таблички).

Каждый дорожный знак имеет свою нумерацию (ин­ декс), состоящую из двух чисел. Первое число указывает группу, второе число — порядковый номер знака внутри группы.

Каждая группа знаков имеет определенную форму и окраску, что позволяет распознать их на значительном расстоянии. Для лучшей видимости в темное время су­ ток знаки в городах освещаются, а на дорогах обеспе­ чиваются светоотражающими материалами.

Предупреждающие знаки

Предупреждающие знаки имеют треугольную форму, белый (или желтый) фон с красным окаймлени­ ем. Они предназначены для оповещения водителя о ха­ рактере опасности на пути движения. Эти знаки (кроме знака 1.6) не вводят каких-либо ограничений, но води­ телю рекомендуется повысить внимание и выбрать та­ кую скорость движения, чтобы было возможно предот­ вратить дорожно-транспортное происшествие.

Предупреждающие знаки (кроме знака 1.6) устанав­ ливают на дорогах вне населенных пунктов на расстоя­ нии 150—300 м, а в населенных пунктах за 50— 100 м до начала опасного участка. При необходимости эти зна­ ки могут быть установлены и на другом расстоянии, но в этом случае расстояние до опасного участка указыва­ ется на табличке 5,2а, помещаемой под знаком. Знак 1.6 устанавливают непосредственно перед пересечением с главной дорогой. На автомобильных дорогах вне насе­ ленных пунктов этому знаку предшествует такой же знак с табличкой 5,2а (рис. 9).

Знаки 1.1 «Железнодорожный переезд со шлагбау­ мом» и 1.2 «Железнодорожный переезд без шлагбаума», 1.8 «Разводной мост», 1.9. «Выезд на набережную», 1.20 «Дети» и 1.21 «Ремонтные работы» на автомобильных-

40

Рис. 9. Обозначение пересечения с главной дорогой вне населенного пункта

дорогах вне населенных пугіктов обязательно повторя­ ются. Второй такой же знак устанавливают не менее чем за 50 м до опасного участка.

Ниже приводятся наименования предупреждающих знаков, их значение и места применения.

1.1.«Железнодорожный переезд со шлагбаумом» — предупреждает о наличии переезда через железнодорож­ ное полотно, оборудованного шлагбаумом или полушлагбаумом.

1.2.«Железнодорожный переезд без шлагбаума» —

предупреждает о наличии переезда, на котором отсут­ ствует шлагбаум или полушлагбаум.

1.3.«Пересечение с трамвайной линией» — предупре­ ждает о пересечении дороги с трамвайной линией в опасных условиях, например, когда она не видна води­ телю нерельсового транспортного средства.

1.4.«Пересечение с равнозначной дорогой» — преду­ преждает о пересечении равных по значению автомобиль­ ных дорог (улиц).

При этом знаке улицы и дороги считаются на дан­ ном перекрестке равнозначными, даже если одни из них имеют какое-либо покрытие, а другие — грунтовые.

41