Файл: Капорович В.Г. Обкатка в производстве металлоизделий.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.06.2024
Просмотров: 117
Скачиваний: 2
жимов на примере производства полых осесимметричиых изделий шаровой конфигурации с пережимами. Схе ма обкатки пережимов дама иа рис. 26. Заготовке 2, зажатой между задним холостым и передним привод ными зажимами / и 5, сообщается вращательное дви жение вокруг своей оси. Участок трубы, предназначен ный для обкатки пережима, в процессе вращения подо гревается до ковочной температуры с помощью индук-
Рис. 26. |
Обкатка |
пережимов иа трубах: |
/ — передний з а ж н м ; |
2 — заготовка; 3 — инструмент; 4 — рычажная |
|
|
система; |
5 — задний з а ж и м |
ционного нагревателя или газовой горелки. Затем через рычажную систему 4 включается привод поворота инст румента 3 (для уравновешивания осевых и радиальных составляющих сил обкатывают двумя инструментами), конфигурация и кинематика перемещения которого оп ределяют конфигурацию получаемого пережима. Часто та вращения заготоэки 600—800 об/мин, машинное вре мя обкатки составляет 2—-10 сек в зависимости от гео метрических размеров заготовки и изделия. Материал инструмента тот же, что и для горячей обкатки концов трубчатых заготовок.
Рассмотренный способ обкатки пережимов целесо образно применять также для одновременного изготов ления двух горловин иа заготовках небольшой длины с последующим разделением изделия по пережиму.
Калибровка тонкостенных изделий с пережимами сложной формы осуществляется пневмоэкспондированием по жесткой матрице (технологический маршрут, см. приложение 5 ) .
69
12. ОБКАТКА ФЛАНЦЕВ
Фланцы на трубчатых заготовках можно получать различными способами. Наиболее широко используется последовательная штамповка конусными пуансонами. Толщина фланца, полученного таким образом, уменьша ется от меньшего к большему диаметру по зависимости
|
sT==sn D'" |
, |
(64) |
|
|
|
Uj |
|
|
где Dcp |
и s0 — средний |
диаметр |
и |
толщина стенки ис |
|
ходной |
заготовки; |
|
|
DT |
и sT — текущие |
диаметр |
и толщина стенки |
|
|
фланца. |
|
|
|
Такое распределение толщины стенки вдоль обра зующей фланца во многих случаях не удовлетворяет требованиям, предъявляемым производством: получению равностеппых или утолщенных фланцев.
И. И. Соркппым и Е. А. Блпзпюковым (ВНИТИ) предложен и разработан способ получения фланцев на
Рис. 27. Обкатка флан цев с заданной толщиной стенки
трубах обкаткой, названный ими ротационной штампов кой, который позволяет получать на концах трубчатых заготовок фланцы с заданной толщиной стенки.
Сущность предложенного способа (рис. 27) заключа ется в том, что в трубу 2, неподвижно удерживаемую в цанговом зажиме-матрице 1 станка, путем осевой пода чи вводится вращающийся инструмент 3, который фор мует и штампует в зажиме-матрице нагретый конец трубы.
Формующий инструмент (рис. 28) выполнен из из носостойкого материала. Основные геометрические раз меры инструмента определяются заданными размерами
70
фланца: Яф — наружный радиус фланца; ReH |
— внутрен |
||
ний радиус трубы; |
гб — внешний радиус |
сопряжения; |
|
Г] = (0,054-0,10) ReH |
— радиусы |
скругления; |
іпл= (0,2-f- |
4-0,3) RgH — толщина пластины |
инструмента. |
||
Используемый для обкатки |
плоский формующий ин |
струмент имеет преимущества перед пуансоном круглой формы: достигается локальность очага деформации, вследствие чего значительно уменьшаются составляю щие усилия деформации.
а) |
б) |
Рис. 28 Геометрические размеры инструмента |
(о) и флан |
ца (б) |
|
Если при обычной отбортовке круглый пуансон, со прикасаясь с торцом заготовки по всей окружности, раз дает деформируемый конец по диаметру, что приводит к утонению стенки, то при обкатке плоским формователем стенки трубы подвержены не только растяжению в диаметральном направлении, но и в значительной сте пени сжатию в осевом направлении, что способствует набору металла для образования фланца.
Деформация металла происходит следующим обра зом. В процессе вращения и осевого перемещения скруг ленная часть формователя размером ReH входит в по лость трубчатой заготовки, расширяя ее на участке радиусом Re- Когда торец заготовки доходит до плоско сти А инструмента, начинается свертка деформируемого
конца. При дальнейшем вращении и осевом |
перемеще- |
X |
71 |
нин инструмента свернутый край заготовки упирается в цилиндрическую часть зажима-матрицы, что препят ствует дальнейшему увеличению диаметра фланца, а об разовавшийся венчик в виде части полого тора обжи мается между плоскостью зажима-матрицы и прогла живающей плоскостью А инструмента, вследствие чего фланец утолщается.
Длина Вф деформируемой части заготовки (вылет) зависит от заданных геометрических размеров фланца и определяется из условия постоянства объема: сумма объемов металла участков / и // (рис. 28, б) приравни вается к объему металла цилиндрического участка дли ной Вф\
ВФ = |
о р ' |
о |
f0,25 я (2rü S ü -s4 5 ) (R- |
гб -s0-Xc |
уУ |
) + |
|||||
|
|
|
|
+ |
s 0 [ £ J - ( / ? |
+ r e - S o ) 2 ] } . |
|
|
(65) |
||
сти |
Расстояние от торца трубчатой заготовки до плоско |
||||||||||
матрицы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
В' = |
Вф — гв + so, |
|
|
|
(66) |
|
где Хс |
— расстояние от |
О до центра |
тяжести |
четверти |
|||||||
|
|
кольца, |
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
ѵ |
|
2 |
гъб — (гб— |
So)3 |
s i n |
a |
|
|
|
|
|
ХС = ~І |
2 — ; г. |
|
; |
|
(6?) |
||||
|
|
|
|
3 |
гб— |
(re — s0)- |
a |
центра тяжести |
|||
|
a — угол, определяющий |
положение |
|||||||||
|
|
четверти |
кольца, в рад. |
|
|
|
|
||||
|
Описанным способом получают фланцы на трубах |
||||||||||
при отношении радиуса |
фланца к среднему радиусу тру |
||||||||||
бы |
до |
1 < - ф - |
< |
1,7. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Rep |
|
|
|
|
|
|
|
2Rф = |
|
Обкатка |
равностенных |
фланцев |
диаметром |
= 93 мм на трубах 57x3 мм из стали 20, температура
нагрева обкатываемого |
конца трубы |
1000—1050° С да |
||
вала удовлетворительные |
результаты при следующем ре |
|||
жиме: |
|
|
|
|
Частота вращения инструмента в об/мин |
. . . |
270 |
||
Скорость подачи формователя |
в мм/сек . |
. . . |
6 |
|
Максимальное осевое усилие |
в кгс |
|
5000 |
72
13. СКОРОСТНЫЕ И ЭНЕРГОСИЛОВЫЕ ПАРАМЕТРЫ ПРОЦЕССА ОБКАТКИ ТРУБЧАТЫХ ЗАГОТОВОК ИНСТРУМЕНТОМ ТРЕНИЯ
В экспериментальном исследовании скоростных и энергосиловых параметров процесса обкатки (табл. 1, схема 8) на трубах 50X1,85—325X24 мм из различных марок стали накоплен определенный опыт [21, 8, 18, 1J, позволяющий осуществить расчет и проектирование об катных машин. Приведем данные исследований, полу-
|
|
Рнс. 29. |
Обкатная |
машина: |
|
|
/ — шпиндель; |
2 |
— поворотный |
суппорт; 3 |
— инструмент для |
обкатки днищ |
|
баллонов; 4 — вал-шестерня; 5 — тензометрическнй |
динамометр; 6 — датчики |
|||||
сопротивления; |
7 |
— рейка-плунжер; S — домкрат н |
рычажный |
динамометр для |
||
|
|
|
тарировки |
|
|
|
ценные Южно-Уральским машиностроительным им. Ле нина и Ждановским металлургическим им. Ильича заво дами на действующем производственном оборудовании.
На рис. 29 показана обкатная машина, на которой проводилось исследование. Заготовка с нагретым концом задается в шпиндель 1 машины и зажимается в нем самоцеитрирующим кулачковым патроном так, что на гретый конец ее выступает из шпинделя. От электродви гателя шпинделю сообщается вращательное движение. Затем с помощью рейки-плунжера 7 через вал-шестер ню 4 приводится в движение поворотный суппорт 2, не-
73
Рис. 30. Приспособлении для замера усилии обкатки:
я — инструмент для обкатки днищ и замера составляющих усилий; о — тензомстрическпй динамометр для контроля осевой составляющей усилий
сущий на себе инструмент 3 (на рисунке показано по ложение поворотного суппорта, соответствующее концу обкатки). Для исследований был изготовлен специаль
ный |
инструмент (рис. |
30, а), состоящий из рабочей |
ча |
сти |
1, установленной |
посредством стержней 2 на |
опо |
ру 3, которая закреплена к поворотному суппорту об катной машины. Инструмент изготовлен из стали 45 с последующей наплавкой рабочей поверхности сормайтом.
На |
стержнях 2 наклеивались датчики сопротивле |
ния 4, |
позволяющие замерять усилия, возникающие в |
стержнях при обкатке. Для предохранения стержней с наклеенными датчиками от воздействия воды, подавае мой для охлаждения инструмента, их покрывали эпок сидной смолой. Применение такого инструмента позво лило замерять нормальное давление металла на инстру мент при обкатке днищ на трубах.
В процессе эксперимента с помощью датчиков со противления 6 (рис. 29) замеряли крутящий момент на валу-шестерне, приводящей инструмент в движение; из меряли также осевую составляющую усилия обкатки с помощью тензометрического динамометра (рис. 30,6), рабочий элемент которого представляет собой кольцо с наклеенными на его внутренней и наружной поверхно стях датчиками сопротивления. Тензометрический дина мометр (поз. 5 рис. 29) закрепляли с помощью шарни ров и талрепа (талреп — для регулировки предвари тельного натяжения) между станиной обкатной машины и корпусом поворотного суппорта в вертикальной пло-
74
скости, проходящей через ось шпинделя. С помощью динамометра фиксировали упругую деформацию стани ны, тарированную по осевому усилию (изгиб консольной части станины относительно сечения А—А).
В качестве усилительной аппаратуры использовали усилители ТА-5 и «Юный техник», а в качестве реги стрирующей —• восьмишлейфовый осциллограф H102.
Показания всех измерительных приборов записыва ли на кинопленку. На пленку записывали также отмет ки угла поворота инструмента через каждые пять гра дусов. Кроме того, самопишущим ваттметром записы вали активную мощность двигателя, приводящего во вращение заготовку. Температура нагрева перед обкат кой фиксировалась оптическим пирометром и составля ла в среднем 1150° С. Все измерительные приборы та рировали непосредственно на обкатной машине. Для тарировки инструмента поворотный суппорт был уста новлен в положение, показанное на рис. 29. Между тор цом шпинделя и инструментом устанавливали винтовой домкрат и динамометр 8 типа ДОСМ-10 для регистра ции величины усилия. Нагрузка прилагалась в центре рабочей поверхности инструмента для равномерного распределения по стержням.
Для исключения влияния перекосов между шпинде лем и домкратом, а также между динамометром и ин струментом были установлены шарики. При тарировке формующего инструмента раздельно для всех его стерж ней фиксировались отклонения «зайчика» на экране осциллографа для исключения возможных ошибок, свя занных с разной наклейкой датчиков, с погрешностями в размерах стержней, а также с различной чувствитель ностью вибраторов и каналов усиления. Полученные та-
рировочные |
графики |
для всех стержней |
инструмента |
|||
даны |
на |
рис. |
31,а. Тензометрическнй |
динамометр |
||
Рис. 31. Тарировочные |
х м |
м |
|
|||
графики: |
|
|
|
|
||
а — д л я |
с т е р ж н е й |
инст- |
и |
и |
|
|
р у м е н т а |
/—'/ |
(см. |
рис . |
|
|
|
30,о); б — д л я |
т с н з о м е т - |
20 |
|
|||
рнческого |
д и н а м о м е т р а |
|
|
|
||
(см. рис . 30 . ö); .V — откло - |
т « |
|
||||
пение |
« з а й ч и к а » |
из |
|
|
|
|
пленке; |
Л'с — т а р н р о в о ч - |
|
|
|||
н а я н а г р у з к а , |
п р и х о д я |
0 |
|
|||
щ а я с я на |
один |
с т е р ж е н ь ; |
|
|
||
Nz—осевая |
с о с т а в л я ю щ а я |
|
|
|
75