Файл: Казанский Н.В. Технология и организация строительства каменных зданий.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.06.2024

Просмотров: 84

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

эффективной из них является следующая схема: контей­ нер со 180 шт. кирпича грузят на заводе с помощью коз­ лового крапа МПС-5 на автомашину ЗИЛ-150 с прице­ пом; разгрузку на строительстве п подачу контейнера к рабочему месту выполняют краном БК-215. Трудоем­ кость доставки кирпича по этой схеме составляет при­ мерно 0,1 чел-дн. на 1 тыс. шт. кирпича и стоимость — до 1 руб. на 1 тыс. шт. кирпича.

Транспортирование раствора к строительной пло­ щадке от центрального растворного завода осуществля­ ют в бадьях на бортовых машинах, в автосамосвалах, в автомобилях-растворовозах.

Вертикальное и горизонтальное перемещение раство­ ра на ‘объекте выполняют с помощью пневмоустановок или растворонасосов, а также кранами в бадьях, в раз­ даточных бункерах или в ящиках.

При использовании автосамосвалов, автомобилейрастворовозов раствор выгружают в приемные бункера и из них — в раздаточные бункера емкостью 0,5—0,75 м3.

Раздаточные бункера краном подают на подмости, где раствор погружают в ящики.

Целесообразно раствор выгружать в раздаточные бункера на заводе, что исключает операцию перегрузки раствора из приемных бункеров в раздаточные.

Наиболее распространенными являются следующие схемы доставки раствора от растворного завода до ра­ бочего места каменщика.

I. Раствор грузят на заводе в бадьи емкостью 0,6 ж3, доставляют в бортовой машине в зону действия строи­ тельного крана и в бадьях краном доставляют к рабоче­ му месту. ■»

II. Организация доставки аналогична описанной, за исключением того, что бадью с автомашины краном по­ дают к рабочему месту.

III. Изготовленный на заводе раствор автосамосва­ лом доставляют на строительную площадку и выгружа­ ют в промежуточный бункер, из которого перегружают в бункера емкостью 0,6 л-г3 и краном доставляют к рабо­ чему месту.

При транспортировании раствора в бадьях качество его ухудшается вследствие расслаивания. Применение промежуточного растворного бункера при транспортиро­ вании в автосамосвалах позволяет организовать допол­ нительное перемешивание раствора, что улучшает каче­

ство раствора. Наиболее экономичным по трудоемкости является второй способ, а по стоимости —третий.

При расположении установок по приготовлению рас­ творов на строительной площадке транспортирование растворов на расстояние по горизонтали до 200 м и по вертикали 35 м можно организовать с применением рас-

творонасосов или пневматических установок. При при­ менении растворонасосов используют два насоса, из ко­ торых с помощью одного осуществляют горизонтальное транспортирование раствора, а с помощью второго —■ вертикальное непосредственно в ящике каменщиков.

В комплект пневматической установки входят прием­ ный бункер, нагнетатель, компрессор, ресивер, стальной трубопровод и шланги.

7. СТРОИТЕЛЬНЫЕ ГЕНЕРАЛЬНЫЕ ПЛАНЫ

Строительным генеральным планом называется ге­ неральный план территории, подлежащей застройке, на котором показаны существующие здания и сооружения, объекты проектируемого строительства, а также все устройства, необходимые для осуществления строитель­ ства, как-то: временные здания и сооружения, временные дороги, открытые склады, расположение основных меха­ низмов и др.

Различают четыре вида строительных планов: общеплощадочный— строительный генеральный план

всей площадки строительства; объектный — строительный план отдельного объекта; стройгенплан нулевого цикла;

ситуационный план — генеральный план района стро­ ительства с нанесением дорог, линии электропередач, зданий и сооружений и т. и.

Общеплощадочный строительный и ситуационный планы разрабатывают в составе проекта организации строительства; объектный стройгенплан входит в состав проекта производства работ.

При разработке общеплощадочных и объектных стро­ ительных генеральных планов должны соблюдаться сле­ дующие основные принципы:

объем строительства временных зданий и сооруже­ ний должен быть минимальным;

объем перемещаемых грузов внутри строительной площадки с центральных складов должен быть возмож-


ио меньшим, a перегрузки должны быть исключены; протяженность сетей временного водо- и энергоснаб­

жения должна быть минимальной.

Следует разрабатывать несколько вариантов строи­ тельных генеральных планов с сопоставлением их по технико-экономическим показателям, основными из ко­ торых являются:

удобство работы транспорта — отсутствие тупиковых

заездов, взаимных пересечений

транспортных путей

и др.;

перевозок основных

стоимость внутрпгілощадочных

строительных грузов; стоимость временных зданий и сооружений;

условия обслуживания рабочих в бытовом и произ­ водственном отношениях.

Общие принципы проектирования общеплощадочного и объектного генерального плана, а также стройгенплаиа нулевого цикла одинаковы, последовательность же проектирования различна.

Рассмотрим последовательность проектирования объ­ ектного стройгеиплана.

Проектирование следует начинать с определения спо­ соба монтажа конструкций, выбора монтажных кранов, определения их числа и расположения подкрановых пу­ тей башенных кранов или осей движения стреловых кранов.

Расположение подкрановых путей или осей движения стреловых кранов определяет места расположения скла­ дов конструкций, стеновых материалов, кровельных и других массовых материалов. Склады должны распола­ гаться в зоне действия крапов, ширину их определяют величиной вылета стрелы крана. Определив места распо­ ложения открытых складов, решают вопрос расположе­ ния временных дорог обязательно с учетом расположения постоянных дорог. Ширину проезжей части времен­ ных дорог принимают не менее 3—3,5 м при односторон­ нем движении и 5,5—6 м при двустороннем. При опре­

делении расположения дорог необходимо учитывать тре­ бования противопожарной безопасности по обеспечению кругового проезда шириной не менее 6 м.

Растворные и бетоносмесптельные установки должны располагаться в зоне действия кранов. Склады цемента и заполнителей для бетона и раствора располагают у растворных и бетоиосмесительиых установок,

Автомобильные дороги должны иметь следующие ми­ нимальные расстояния в м от края проезжей части до­

роги:

До ограж дения.......................................................................

1,5

»

временных и постоянных зданий .................................

1,5

»

оси железных дорог нормальной колеи............................

3,75

Временные дороги в зависимости от грунтовых усло­ вий и интенсивности движения улучшают шлаком, гра­ вием, черными вяжущими материалами, а также покры­ вают сборными железобетонными плитами, снимаемыми по окончании строительства.

Размещение временных и постоянных дорог, а также въездов на стройплощадку предопределяет расположе­ ние временных зданий и сооружений. Здание для аппа­ рата строительно-монтажного управления размещают в непосредственной близости от въезда на территорию строительства, чтобы исключить проход посетителей по строительной площадке, а для старшего производителя работ — в центре объектов.

Здание для производителей работ располагают вбли­ зи строящегося объекта.

Здание закрытого материального склада для мелких штучных материалов и материалов открытого хранения (располагаемых вне зоны действия кранов) размещают в непосредственной близости от контрольно-пропускного пункта, что диктуется требованием охраны складов.

Помещения для обеспечения бытовых нужд рабочих— раздевалки, душевые, помещения для приема пищи, обо­ грева, медицинский пункт — следует располагать по воз­ можности па небольшом расстоянии от въезда на строи­ тельную площадку, ближе к месту наибольшего сосредо­ точения рабочих. Расположение временных сооружений должно соответствовать требованиям противопожарной охраны.

Разводящие сети временного водоснабжения и кана­ лизации, временные электрические сети проектируют после размещения на генеральном плане всех потреби­ телей.

Для временных сетей водопровода и канализации применяют кольцевую, тупиковую и смешанную систему разводки. Выбор системы разводки определяется протя­ женностью сетей и надежностью в эксплуатации, учиты­ вая, что кольцевая система является более надежной и не требует больших затрат.


Временные здания и сооружения

Подсобно-вспомогательные п обслуживающие соору­ жения, необходимые только на период выполнения стро­ ительно-монтажных работ, называют временными зда­ ниями и сооружениями.

Они делятся па объемные — конторы, склады, быто­ вые помещения, мастерские и т. п. и линейные — дороги, сети электроснабжения, теплосети, водопроводные и ка­ нализационные сети. По назначению делятся на адми­ нистративные, складские, санитарно-бытовые, производ­ ственные, жилые и общественные.

В состав административных зданий входят: проход­ ные, диспетчерские, конторы мастеров, производителей работ, старших производителей работ (начальников участков).

Кзданиям санитарно-бытового обслуживания отно­ сятся: гардеробные (раздевалки), душевые, помещения для обогрева рабочих, сушилки, пункты питания, меди­ цинские пункты и др.

Кзданиям производственного назначения относят:

мастерские, бетонные и растворные узлы, электростан­ ции, трансформаторные станции, малярные и штукатур­ ные станции, гаражи, мойки и др.

Временные здания могут быть инвентарными — мно­ гократно используемыми и неинвентарными. В зависи­ мости от конструктивных решений временные здания де­ лятся на передвижные, контейнерные, сборно-разборные и надувные.

Объекты передвижного типа имеют кузов площадью до 25 м с ходовой частью. Изготовляются: вагон-гарде­

роб на 50 человек, вагон-душевая на 4 рожка, уборная на 6 мест, общежитие на 4 человека, столовая на 28 по­ садочных мест, контора, кухня, малярная станция, сле­ сарно-инструментальная мастерская и др. Недостаток их — малая площадь и относительно высокая стоимость в эксплуатации в связи с наличием дорогостоящей ходо­ вой части.

Контейнерный тип, имеющий кузов, аналогичный в основном кузову передвижного типа не имеет ходовой части и поэтому является более экономичным.

Контейнеры изготовляют двух типов: одиночные — неблокируемые и блокируемые с общей площадью кон­ тейнеров до 300 м2.


Сборно-разборные здания монтируют из отдельных конструктивных элементов. Применяют при необходимо­ сти иметь большие площади. Недостаток их •— большие трудозатраты.

Надувные сооружения — пневмокаркасные и бескар­ касные— пока мало применяют как временные здания. Экономичны лишь при площадях более 300 м2.

Объем строительства временных зданий администра­ тивного, санитарного и культурно-бытового назначения определяют на основе численности рабочих и админист­ ративно-технического персонала и установленных норм.

Производственный запас материалов

Определение площадей складов зависит от размера запаса материалов, подлежащего хранению, исходя из обеспечения бесперебойного хода строительства.

Размер производственного запаса основных материа­ лов и изделий складывается из текущего запаса, подго­ товительного и гарантийного (страхового) запаса.

Текущий запас (^і) равен количеству материалов и изделий, потребному для бесперебойной работы между двумя смежными поставками.

Подготовительный запас t2 равен периоду приемки,

разгрузки, сортировки, комплектации и лабораторного анализа материалов.

Страховой запас t3 принимается в размере 50% теку­

щего запаса.

Общая величина производственного запаса

Р — Я(^1 'I" ^2 Н~ ^з)>

где q — суточная потребность в материале.

Суточная потребность

где Q — общая потребность в материале;

,

Т — число дней потребления материала;

 

К— коэффициент неравномерности потребления, равный 1,2— 1,6.

Площадь открытого склада определяется количест­ вом материала или изделий, подлежащих хранению, и способом укладки их:

Т а б л и ц а 39. Способы хранения и укладки некоторых материалов и изделии

Материалы и изделия

Способ

Вид укладки

Высота

Количест­

во на 1 ді2

хранения

укладки

 

 

 

 

площади

Блоки

фундамента

стен подвалов в л 3*

К олонны л/3*

П литы

перекрытий

В .U3*'*

 

Кирпич в шт.***

Лес круглый в м3 Лес пиленый в м3 Рубероид в рулонах

В шт.

ОткрыШтабель

2,25

і,б

тыіі

 

 

»» До 0,65—

»

1Ілашмя

1,75

0 ,8

2,5

1,2

»

В два

в 700,

яруса

 

750

Штабель

6— 8

3, 9, 5,3

»

3 - 3

1, 2 , 1, 8

Под

В верти-

До

15—22

иавесом

калыюм

1,5

 

 

положении

 

 

* До 4 рядов по высоте

**То же

**До 10—12 рядов

***При емкости пакета до 200 шт

г К п '

где Р — количество материала, подлежащего хранению; г — количество материала, хранимого на 1 м2 пло­

щади (норма хранения); /<п — коэффициент, учитывающий проходы, разры­

вы, равный в зависимости от вида материала 0,4—0,7.

Нормы хранения материалов и изделий па 1 м2 по­

лезной площади склада могут быть получены из спра­ вочников.

В табл. 39 приведены нормы хранения некоторых ма­ териалов и изделий на 1 м2 полезной площади склада

испособы их укладки:

8.КОНТРОЛЬ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ

Для обеспечения соответствия ' возводимых зданий и сооружений требованиям проекта, соответствия выпол­ няемых строительно-монтажных работ строительным


нормам il правилам, государственным стандартам и тех­ ническим условиям в строительстве осуществляется контроль.

Требуемые показатели качества строительства, каче­ ства выполнения отдельных видов строительно-монтаж­ ных работ, показатели качества и методы контроля уста­ навливаются соответствующими главами СНиП, а также ГОСТами и техническими условиями иа строительные материалы, детали и конструкции.

В строительстве применяют три вида контроля: госу­ дарственный, ведомственный и общественный.

Государственный контроль осуществляют следующие организации:

а) Госархстройконтроль по жилищно-гражданскому строительству осуществляет контроль:

за качеством застройки городов, поселков, сельских населенных пунктов;

за качеством строительных материалов, конструкций и изделий, вырабатываемых предприятиями строитель­ ной индустрии для жилищно-граждамского строитель­ ства;

за соблюдением ГОСТов и технических условий иа их изготовление;

за качеством государственного жилищно-гражданско­ го строительства в городах, поселках и в сельской мест­ ности.

б) Банк, финансирующий строительство осуществля­ ет контроль за правильным расходованием и концентра­ цией капитальных вложений по важнейшим пусковым объектам, за сроками ввода объектов в действие, рас­ ходованием фондов заработной платы, качеством строи­ тельства и осуществляет ряд других контрольных функций.

в) Государственная санитарная инспекция (Госсанинспекция) осуществляет контроль за соблюдением са­ нитарных условий при проектировании застройки горо­ дов и промышленных предприятий и отдельных зданий и• сооружений.

г) Пожарный надзор ведется органами пожарной инспекции в части соблюдения норм и правил противо­ пожарных условий в строительстве.

Ведомственный контроль за соблюдением в строи­ тельстве решений, принятых в проекте, и технических условий осуществляют проектные организации.

Технический надзор (технадзор) следует за качест­ вом применяемых материалов, выполняемых работ, осво­ ением средств, фиксирует качество скрытых работ и кон­ структивных элементов.

Технический персонал строительных и монтажных ор­ ганизаций, несущий ответственность за соблюдение тех­ нических норм и правил в строительстве и за соответ­ ствие возводимых зданий .и сооружений проектным ре­ шениям, ведет постоянный, систематический контроль за качеством строительно-монтажных работ.

Общественный контроль периодического действия или постоянно действующий работает в контакте с орга­ нами ведомственного и государственного контроля в строительстве. Общественный контроль имеет своей за­ дачей помощь строительно-монтажным и контролирую­ щим организациям в вопросе обеспечения качества стро­ ительства.

Контроль за качеством строительства начинается с контроля качества поступающих материалов и конст­ рукций, соответствия их требованиям ГОСТов и техни­

ческим условиям.

материалов

Контроль за

качеством поступающих

и конструкций

осуществляют лаборатории

трестов и

строительно-монтажных учреждений. Лаборатории несут ответственность:

за выборочный контроль за качеством строительно­ монтажных работ;

за подбор составов растворов и бетонов, составление рецептур антисептиков и применение их в производстве;

за испытание материалов, бетонов и грунтов.

Во время возведения здания осуществляют непре­ рывный геодезический надзор за правильностью отметок возводимых сооружений, вертикальностью стен и раз­ бивкой осей возводимых элементов зданий.

Подлежат обязательной промежуточной приемке с со­ ставлением актов на все работы (скрытые работы), за­ крываемые при последующем выполнении других видов работ:

грунты в открытых котлованах с определением их классификации и состояния, глубина заложения фунда­ ментов, соответствие их проекту и качество выполнения;

гидроизоляция; опалубка и арматура в конструкциях из монолитно­

го железобетона;