Файл: Зайцев В.П. Автоматизация судовых холодильных установок.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.06.2024

Просмотров: 142

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Глава I

АВТОМАТИЗАЦИЯ ОСНОВНЫХ ПРОЦЕССОВ СУДОВЫХ Х О Л О Д И Л Ь Н Ы Х УСТАНОВОК

§ 1.

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ АВТОМАТИЗАЦИИ СУДОВЫХ ХОЛОДИЛЬНЫХ УСТАНОВОК

Средства автоматизации выполняют следующие функции: управление, регулирование, сигнализация, контроль, защита и блокировка.

Автоматическое управление предназначено д л я дистанци­ онного пуска или остановки механизмов, выполнения вспо­

могательных операций,

например, для снятия

снеговой «шу­

бы» с батарей, выпуска

масла

и воздуха из аппаратов .

Системы

автоматического

регулирования

поддерживают

параметры

эксплуатационных

режимов в заданных пределах

или изменяют их по определенному закону. В холодильных

установках с помощью автоматических устройств

регулиру­

ют температуру в трюмах и морозильных камерах,

темпера­

туру а м м и а к а или фреона и хладоносителя, производитель­ ность компрессора и т. д.

Устройства автоматического контроля осуществляют из­

мерение

и запись параметров р е ж и м а холодильной

установ­

ки

(температуры

воздуха в трюмах, давления

холодильного

агента,

расхода

рассола,

масла

и в о д ы ) .

Автоматический

контроль

подразделяется

зависимости от

места

наблюде­

ния)

и а

местный и дистанционный. Автоматическая

сигнали­

зация

с

помощью звуковых и световых сигналов извещает

обслуживающий персонал о включении или остановке

от­

дельных

устройств,

а т а к ж е

предупреждает

об

опасном

от­

клонении контролируемых

параметров .

 

 

 

 

Автоматическая з а щ и т а предотвращает аварию

агрегата

или

всей

установки

при опасном

отклонении

контролируемых

параметров от предельных значений.

 

 

 

 

Автоматическая

блокировка

взаимосвязывает

несколько

отдельных устройств холодильной установки, при изменении состояния одного из которых изменяется состояние другого устройства.

При автоматизации холодильных установок применяются разнообразные приборы автоматического управления, регу­ лирования, контроля и защиты . Техническими средствами


а в т о м а т и з а ц ии холодильных установок являются реле темпе­ ратуры, регуляторы уровня, термометры сопротивления, сильфонные и мембранные датчики давлений и т. д. Боль ­ шинство используемых исполнительных механизмов являют­ ся электрическими, 'поэтому на автоматизированных холо­ дильных установках распространены в основном электриче­

ские

системы автоматики. Широкое внедрение получает так­

ж е

пневмоавтоматика .

Современная судовая холодильная установка включает

общий щит управления с мнемонической схемой, автоматиче­ ские регулирующие и контрольно-измерительные приборы, устройства автоматической сигнализации и защиты, приборы для учета часов работы машин и механизмов. На некоторых автоматизированных судах начали применяться электронно-

вычислительные машины (в Ф Р Г - — 6 и

во

Франции — 2

транспортных

р е ф р и ж е р а т о р а ) . Э В М

могут

быть

экономиче­

ски выгодны при условии, если количество

решаемых

задач

достаточно велико и сами задачи

обширны.

 

 

 

 

 

В

процессе

эксплуатации

судовых

холодильных

установок

в соответствии

 

с П р а в и л а м и

Регистра

С С С Р

приборы

авто­

матики

подвергаются

классификационному

освидетельство­

ванию

(таблица

1).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

1

 

 

 

 

 

Квалификационные

операции 4 -летнего цикла

 

 

 

 

 

 

 

 

освидетельствования

 

 

 

 

 

Объект

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

для

 

освидетельствования

 

6-м:-

1-е еже ­

6-мс-

2-е

 

6-ме­

3-е

6-ме-

-

 

 

 

 

 

возоб

 

 

 

 

сячное

годное

сячиое

ежегод­

сячное

ежегод­

сичное

повлен.

 

 

 

 

 

 

 

ное

 

 

ное

 

класса

 

4.13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольно-изме­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

рительные прн-

 

 

Е

 

Е

 

 

 

Е

 

Е

 

4.14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

автома­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приборы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

тики

холодиль­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ных установок ді

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

контейнеров:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1) регулирую­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

щей

автома­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

тики

системы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

холодильного

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

агента . .

 

 

р

 

р

 

 

 

р

 

Р

 

2)

защитной

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

автоматики

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

компрессоров .

 

р

 

р

 

 

 

р

 

Р

 

4.15

 

 

.

с

с

с

с

 

с

 

с

с

С '

 

Запасные части

 

 

 

П р и м е ч а н и е . Р — проверка

в

действии механизмов

и устройств,

их

на ­

ружный

осмотр;

Е — проверка

наличия

действительных документов или

клейм

о

проверке

приборов

(легализации),

если

они подлежат таковой;

С — н а р у ж н ы й

осмотр.


Н и ж е рассматриваются основные 'приборы и схемы а в т о ­ матики современных рефрижераторных судов рыбной п р о ­ мышленности. Наибольшее внимание уделено холодильным, установкам судов, построенных за рубежом, так как по ним; литература практически отсутствует.

§ 2.

РЕГУЛИРОВАНИЕ ТЕМПЕРАТУРЫ В ОХЛАЖДАЕМЫХ ПОМЕЩЕНИЯХ

Д л я поддержания постоянной температуры в охлаждае ­ мых помещениях следует в соответствии с колебанием теп­ ловой нагрузки изменять производительность -охлаждающих,

устройств

и соответственно компрессора. При этом необходи­

мо выполнить

условие:

 

 

 

 

 

 

 

Qo=Ko-Fo(tuto)

Тц

 

 

_

 

 

 

 

ккал

 

 

 

 

 

 

 

где Qo. —

тепловая нагрузка охлаждаемого помещения,

час

;:

Ко

коэффициент

теплопередачи охлаждающего устрой--

 

 

 

ккал

 

 

 

 

 

ства, —

— ;

 

 

 

F0

 

 

м2-час-

С

 

 

 

поверхность

охлаждения

охлаждающего устройст ­

tK

 

ва,

м2;

 

 

 

 

температура

воздуха в о х л а ж д а е м о м помещении, °С;:

t0

температура

холодильного агента, °С;

 

 

Т в и л

-

время включения охлаждаемого устройства,

час;

 

т ц

продолжительность цикла, равная сумме времени:

 

 

охлаждения

и отепления

помещения за цикл,

час.

 

В автоматизированных холодильных установках 'необхо­ димый температурный режим поддерживается с помощьюрегуляторов температуры или давления . Эти приборы имеют'

чувствительный элемент и регулирующий

орган. Назначени ­

ем

чувствительного

элемента

является

восприятие

измене ­

ния регулируемой величины. Регулирующий орган

воздейст­

вует

на регулируемый

объект

в зависимости от импульса, п о ­

лучаемого от чувствительного

элемента. Р а з л и ч а ю т

регулято ­

ры прямого действия, в которых регулирующий орган пере­ мещается непосредственно от усилия, развиваемого чувст­

вительным

элементом,

и непрямого, в

которых

регулирую­

щий орган перемещается с помощью

энергии

от посторон­

него источника. Регуляторы разделяются « а два

типа:

пози­

ционного

и плавного

действия. Если

регулирующий

ор­

ган может

занимать только два положения: «открыто» и

«за-



жрыто», то регулятор называется двухпозиционным. Регули­ рующий орган регулятора плавного действия может зани ­

м а т ь

любое положение между верхним нижним пределами.

Схемы регулирования температуры в о х л а ж д а е м ы х каме ­

р а х

показаны на рис. 1.

1 «т

а)

6)

 

 

с

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

.1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6)

 

 

 

 

 

г)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.

1. Схемы регулирования

температуры

 

 

 

 

 

 

 

 

 

в

охлаждаемом

помещении

 

 

 

 

 

 

На

рис.

1,

а

изображена

схема

с

двухпозиционным

реле

т е м п е р а т у р ы

непрямого действия.

Она

состоит

из

реле

тем­

пературы Т,

промежуточного

реле

П Р

и соленоидного

венти­

л я СВ . Чувствительный элемент

(термобаллон)

реле Т уста­

навливается

непосредственно

в о х л а ж д а е м о й

камере .

П р и

повышении температуры воздуха

в

камере

реле

температуры

Т замыкает контакты и с помощью промежуточного реле

П Р

•открывает соленоидный вентиль

GB,

через

который

в

о х л а ж ­

д а ю щ и е батареи 3 поступает

рассол

или холодильный

агент.

Вследствие

этого

температура

воздуха в помещении понизит­

ся. При понижении температуры

до

нижнего

заданного

пре­

д е л а контакты

реле

температуры

разомкнутся,

соленоидный

ъентиль закроется

и

подача

о х л а ж д а ю щ е г о

вещества

в

ба­

т а р е и прекратится.

Период

цикла

подачи

о х л а ж д а ю щ е г о

ве­

щества

и работы

компрессора зависит

от

тепловой

нагрузки.

П р и поступлении

груза в

количестве,

превышающем

расчет­

ное, и при высокой температуре наружного воздуха

холодиль­

ные машины затрачивают

на

работу

 

более

длительное

вре­

мя. После достижения необходимой температуры в поме­ щениях компрессоры работают периодически только для по­ крытия теплопритоков, поступающих через изоляцию извне.

J0