Файл: Зайцев В.П. Автоматизация судовых холодильных установок.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.06.2024

Просмотров: 143

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

На рис. 1, б показана схема с регулятором, выполненным на базе реле давления П, которое подключается к всасыва­ ющему трубопроводу. Реле давления настраивают таким об­ разом, что при повышении давления в батарее 3 до верхнего предела контакты замыкаются и компрессор / с помощью

электродвигателя 2 пускается в работу. По мере

отсасыва­

ния паров из батареи давление в ней падает, при

достиже­

нии нижнего предела контакты размыкаются и компрессор останавливается. После того, как температура в камере по­ высится, а следовательно, повысится температура и давление паров холодильного агента, контакты вновь замкнутся и ком­ прессор начнет работать. Таким образом цикл повторяется. Точность регулирования зависит от дифференциала реле дав ­

ления, который составляет

0,3—0,5 кгс/см2, что

соответствует

разности температур

2ч-5°С. Д л я поддержания

температуры

в заданных пределах

реле

давлений используют в тех

хо­

лодильных установках, где компрессор обслуживает

не­

сколько помещений с одинаковыми температурами .

 

На крупнотоннажных 'судах обычно имеется несколько провизионных камер, в которых с помощью одного холодиль­ ного агрегата поддерживаются различные температуры воз­ духа. Тогда в к а ж д о й камере расположено реле температу­ ры, которое управляет соленоидным вентилем, обычно уста­

навливаемым

перед терморегулирующим

вентилем (ТРВ)

(рис. 1, в).

Реле давления осуществляет

пуск и остановку

компрессора,

реле температуры открывает соленоидный вен­

тиль при повышении температуры. Через Т Р В в батареи по­ ступает холодильный агент, при этом давление в них повы­

шается, и реле давления пускает компрессор. При

пониже­

нии температуры в камере реле температуры разомкнет

ка­

тушку соленоидного вентиля и проход

холодильного

агента к

Т Р В прекратится.

Компрессор, п р о д о л ж а я

работать,

пони­

зит давление

в батарее и, когда контакты реле давления

ра­

зомкнутся,

он остановится.

Т а к а я схема

регулирования

при­

менена

на

транспортных

р е ф р и ж е р а т о р а х

типа

«Севасто­

поль»,

 

где

 

эксплуатируются фреоновые агрегаты МАК-

2ФВ8/4.

Д л я

поддержания температуры воздуха в камере

можно применить схему с реле температуры

(рис.

1, г ) .

Ре ­

ле реагирует

на температуру в камере и управляет

работой

соленоидного

вентиля и компрессора

1.

Т а к а я схема

приме­

нима

т а к ж е

для

систем

кондиционирования

воздуха

в

ка ­

ютах

судна.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


§ з.

РЕЛЕ ТЕМПЕРАТУРЫ

Д л я автоматического регулирования температуры в каме pax применяются реле температуры различной конструкции. Они представляют собой термочувствительный элемент, ре­ агирующий на изменение регулируемой температуры, кото­ рый управляет электроконтактной группой. При достижении

верхнего предела

температуры реле включает исполнитель­

ный орган,

при

достижении нижнего предела

выключа­

ет

его.

 

 

 

 

 

 

 

 

Н а рис.

2

представлено реле

температуры

типа

RT

фир­

мы

«Данфосс»

с

дистанционным

термопатроном.

Этот

при­

бор производит .пуск и остановку компрессора или воздейст­ вует на соленоидный вентиль, вентилятор и т. д.

Реле представляет собой электрический выключатель, ко­ торый действует в зависимости от изменения температуры, т. е. реле замыкает электрическую цепь, когда температура в помещении повысится до определенного значения, и размы­ кает цепь при понижении температуры до другого установ­ ленного значения.

Термочувствительная система состоит из термобаллона 10. соединенного капилляром 12 с сильфоном 9, смонтированным в кожухе. Эта система заполняется фреоном-12 или адсорб­ ционным заполнителем. При повышении температуры воз­ духа в камере давление в тер­ мочувствительной системе реле повышается, сильфом 9 сжима ­ ется, преодолевая сопротивле­ ние пружины 15, шпиндель 14 перемещается кверху до тех

Рис. 2. Реле температуры типа RT: а) схема устройства; б) конструкция прибора; / — виит настройки диапазо­ на; 2— винт для проходной клеммы;

3 — пробка

для

электрокабеля;

4 —

клеммы;

5 — якорь; 6 — контакты;

7 — магнит;

8 — муфта

настройки

дифференциала;

9 — сильфон;

10—

термобаллон;

/ / — стоика

для

термо­

баллона;

12

капиллярная

трубка,

13 — сальник;

14 — шпиндель;

 

15 —

 

 

пружина

 

 

 


пор, пока связанные с ним муфта 8 и якорь 5 не замкнут

электрические

контакты

6. П р и 'понижении температуры д а в ­

ление в сильфоне падает и шпиндель

14

опускается

под дей­

ствием

пружины 15, муфта 8

и якорь

5 р а з м ы к а ю т

цепь. З а ­

данное

значение температурного диапазона прибора опреде­

ляется

регулировкой пружины 15 с помощью винта

/ . Н а ­

стройка

дифференциала осуществляется муфтой 8. Если, на­

пример,

винт

настройки

задатчика /

установлен

на

значе­

нии —6°С, а муфта настройки дифференциала 8 на

2°С, то

компрессор включается в работу при температуре

—4°С и

остановится при —6°С.

 

 

 

 

 

 

Реле

температуры можно

применять

д л я регулирования

температуры рассола, поэтому эти приборы поставляются с

сальником 13. Термобаллон

10

погружается

в рассол,

но он

не должен при этом касаться

испарительных

батарей.

 

 

 

 

 

На

рис. 3

(обозначе­

 

 

ния см. на рис. 2)

 

пред­

 

 

ставлено

камерное

 

реле

 

 

температуры

RT4, которое

 

 

т а к ж е

служит

дл я

под­

 

 

д е р ж а н и я

температуры в

 

 

в о х л а ж д а е м ы х

помеще­

 

 

ниях. Прибор имеет тер­

 

 

мобаллон

10

 

в

виде

спи­

 

 

ральной трубки.

Принцип

 

 

его

 

работы

 

аналогичен

 

 

вышеописанному.

 

Уста­

 

 

навливается

 

реле

 

непо­

 

 

средственно

в

помещени­

 

 

ях,

в которых

регулирует­

 

 

ся

температура .

 

 

 

 

 

 

Регулировка

диапазо ­

 

 

на

и дифференциала

при­

 

 

боров

производится

 

в сле­

 

 

дующих

интервалах:

дл я

 

 

RT3

регулируемый

 

диа­

 

 

пазон

— 2 5 ч — 1 5 ° С ,

диф ­

 

 

ференциал

1—8°С,

дл я

 

 

RT4

соответственно

—5

 

 

- . — 30°С

и 1—8°С. В ре­

 

 

л е типа RT контакты

 

 

размыкаются

 

при пониже­

 

 

нии температуры в каме­

 

 

ре. Д и ф ф е р е н ц и а л о м RT

 

 

является

разность

темпе-

Рис. 3. Камерное реле температуры

ратур ы з а м ы к а н и я

и раз -

RT4

 

мыкания.

 

 

Температура

и


з а м ы к а н и я

вычисляется

как

сумма

диапазона

и

д и ф ф е р е н ­

циала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§

4.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕЛЕ ДАВЛЕНИЯ

 

 

 

 

 

 

Широкое распространение при автоматизации судовых хо­

лодильных

 

установок

 

получили

реле давления

типа

RT и

M P фирмы «Данфосс» .

 

 

 

 

 

 

 

Р е л е

 

д а в л е н и я

 

RT1. Эти приборы с л у ж а т

д л я

конт­

роля

 

давления

всасывания .

Конструкция реле

поясняется1

рис.

4.

Сильфон

9,

выполненный

из нержавеющей

стали, при ­

соединяется

 

к всасываю ­

 

 

 

 

 

 

щей

стороне

 

^компрессора

 

 

 

 

 

 

с помощью накидной гай­

 

 

 

 

 

 

ки

10.

Д а в л е н и е

внутри

 

 

 

 

 

 

сильфона

 

равняется

дав ­

 

 

 

 

 

 

лению

 

в с а с ы в а н и я .

 

Пру ­

 

 

 

 

 

 

жина

12

противодействует

 

 

 

 

 

 

усилию от сильфона. П р и

 

 

 

 

 

 

повышении

 

давления

вса­

 

 

 

 

 

 

сывания сильфон 9 с ж и ­

 

 

 

 

 

 

мается

 

и

 

шпиндель

 

11,

 

 

 

 

 

 

преодолевая

 

усилие

пру­

 

 

 

 

 

 

жины

 

12,

 

 

перемещается

 

 

 

 

 

 

вверх. В верхней части

 

 

 

 

 

 

шпинделя

11

прикреплена

 

 

 

 

 

 

гайка

8,

которая

с л у ж и т

 

 

 

 

 

 

д л я настройки дифферен ­

 

 

 

 

 

 

циала . При поднятии под­

 

 

 

 

 

 

вижной

 

системы

гайка

8

 

 

 

 

 

 

движется

івверх,

на

торце

 

 

 

 

 

 

которой

 

л е ж и т

контакт­

 

 

 

 

 

 

ная пластина 13 с пру­

 

 

 

 

 

 

жиной

14.

П р и

подъеме

Рис. 4.

Реле давления RT1.

 

пружины

 

14

конец

пла-

 

стины

 

13

 

перемещается

 

 

 

 

 

 

вниз, якорь 5 притягивается к постоянному магниту 7 и кон­ такты б з а м ы к а ю т с я . В случае понижения давления на вса­

сывающей стороне шпиндель 11 под

действием пружины

12

опускается

вниз. При

этом

контактная

пружина

опускается

т а к ж е вниз,

вследствие

чего

контакты

6

размыкаются .

 

Р е л е

давления

настраивают

на

необходимое

давление

всасывания

изменением

усилия пружины

12 с

помощью вин­

та 1. Д и а п а з о н давления

в

пределах

от 600

мм

рт. ст.

д о

3 кгс/см2

и дифференциал

от 0,5

до 3 кгс/см2.

П о д

дифферен ­

циалом

в данном

случае

понимается

разность

между давле -


ниєм,

соответствующим

з а м ы к а н и ю п размыканию электриче­

с к и х

контактов. При понижении давления контакты в прибо­

ре размыкаются, а при .повышении замыкаются .

Р е л е д а в л е н и я

т и п а RT5. Приборы предназначены

для защиты холодильных установок от опасного повышения

давления нагнетания. По устройству они аналогичны

реле

давления RT1. Р а з н и ц а состоит только в том,

что сильфом

RT5 имеет меньшие размеры . При повышении давления на­

гнетания шпиндель 12 (см. рис. 4)

поднимается

вверх

вме­

сте с контактной системой. При

определенном

положении

пружина преодолевает притяжение якоря 5 контактной пла­

стины

к постоянному

магниту

7 и контакты

размыкаются .

В случае

понижения

давления

шпиндель 12

опускается

вниз,

р а з м ы к а я

контакты.

 

 

 

 

 

 

Прибор рассчитан на силу тока в 15 а, напряжение 380 в

переменного тока, или 10 а и напряжение

220

в. Д и а п а з о н

регулирования: давление включения от 1 до 17 кгс/см2,

диф ­

ференциал

регулируется от 1 до

5 кгс/см2.

Д а в л е н и е выклю­

чения =

давлению в к л ю ч е н и я + д и ф ф е р е н ц и а л .

 

 

RT5

располагают

вблизи

компрессора.

Необходимо

сле-

.дить за тем, чтобы сильфом не подвергался вибрации, от

которой

может нарушиться

его

герметичность.

Вибрацию

можно

устранить,

если

прикрыть

запорный

вентиль

на

тру­

бопроводе,

соединяющем

реле

с

нагнетательной

сторо­

ной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Р е л е д а в л е н и я

т и п а

M P .

В

судовых

холодильных

•установках

применяются

реле

давления

типа

M P

восьми

раз­

новидностей. Так,

реле

давления

типа

М Р 1

и М Р 1 А

предо­

храняют

компрессор от

понижения давления

всасывания

ни­

ж е установленного

значения.

При

чрезмерном

понижении

.давления всасывания реле останавливают компрессор, а при ^повышении до заданного верхнего предела — включают.

 

Реле М Р 5 и

М Р 5 А

устанавлива ­

 

ются

на

стороне нагнетания д л я

 

предотвращения

повышения

давле ­

 

ния конденсации выше допустимого.

 

Они применяются в компрессорах с

 

воздушным

и водяным

охлаждени ­

 

ем и имеют сигнальное и блоки­

 

рующее

устройства.

Сигнальное

 

устройство 'при остановке компрессо­

 

ра из-за превышения давления на­

 

гнетания включает

звуковой

сигнал

 

или контрольную лампочку « а щите.

 

Блокирующее

устройство

позво-

Рис. 5. Схема включения

л я е т

в ' н о в ь

включать

компрессор

реле давления.

после

аварийной

остановки

только

•Л 6