Файл: Жербин М.М. Высокопрочные строительные стали (характеристики, область применения, расчет и проектирование).pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.06.2024
Просмотров: 134
Скачиваний: 0
Коэффициент снижения веса для подкрановых балок по мето ду характеристик равен
/?«
№ Ст3 1 1,1Л'?-В+ Х "-в
ст.СтЗѵ |
(IV. 11) |
Рис. IV. 4. Экономия веса при
замене |
стали |
СтЗ |
высокопроч |
|||||
|
ной в подкрановых балках: |
|||||||
а — Д п — б а л к а |
из с т а л » СтЗ н |
в ы |
||||||
сок о п р о чн о й |
с т а л и п о д б и р а е т с я |
по |
||||||
п роч н ости ; |
|
I СП |
. |
ж е |
по |
|||
о — Л ж ; |
Д ж — то |
|||||||
ж ест к о ст и |
со стр о и те л ьн ы м |
п о д ъ е |
||||||
м ом |
и |
б ез |
н его ; и — б а л к а |
из |
с т а |
|||
ли |
С тЗ |
п о д б и р а е т с я |
п о п роч н ости , |
|||||
а |
из |
вы соко п р о чн о й |
ст ал и по ж ест - |
|||||
|
|
|
|
f |
J__ |
|
|
|
к о сти |
п р и |
|
; |
в — то |
ж е |
при |
2__L
L ~ 3 7 5 ‘
где Х " в, Х^тв , Х"-Ст3, Х вт-Ст3 — теоретические характеристики
поясов и стенки балки.из высокопрочной стали и стали СтЗ (в общем случае определяются по формулам, приведенным в ра боте [33]). . .
Теоретические исследования и опыт проектирования показа ли *, что при подборе сечения по прочности максимальное сни жение веса достигает 30% и существенно зависит от класса сталщ в поясах (рис. IV. 4, а). При подборе балки из высокопрочной стали и СтЗ по жесткости экономия веса составляет 4—8% и практически не зависит от класса стали. При наличии строитель ного подъема, равного допускаёмому прогибу, эффективность бистальных балок резко повышается и составляет в среднем 15— 25%. Довольно часто встречается случай, когда эталон подби рается по прочности, а балка из высокопрочной стали — по жесткости. При этом снижение веса не зависит от класса стали
.в поясах. Основное влияние оказывает нагрузка и величина нор мативного прогиба (рис. IV. 4, б). С повышением нагрузки сни жение веса увеличивается и тем больше, чем меньше пролет и больше нормативный прогиб. При пролете 6 ж и нагрузке 30 т/м
* Работы выполнялись на кафедре строительных конструкций -Макеевско
го инженерно-строительного и Челябинского политехнического институтов.
98
экономия составляет 15%, а при пролете 36 м уже 1—2%. Если жесткость балки повышена устройством строительного подъема, то может быть получено снижение веса 6—40% в зависимости от нагрузки и пролета (рис. IV. 4, е) [46].
Экономия стали в колоннах промышленных зданий. Размер экономии стали от применения высокопрочных материалов в ко лоннах зависит от многих факторов: соотношений моментов инер ции и высот подкрановой и надкрановой части, грузоподъемности кранов, типа кровли, интенсивности ветра и геометрии рамы. Коэффициент снижения веса для этих конструкций по методу характеристик равен:
|
, _ |
*5 {РХквр + |
Qx; + V XD R ™ |
(IV. 12) |
|
1 |
< ^ т3 (Р Х ™ + |
Q X £ t3 + w xffl Rn |
|
|
’ |
|||
где |
XI X ^ , |
X ™ t Х£т3, Х£т3— теоретические характери |
||
|
|
|
стики колонны из высоко |
|
|
|
|
прочной стали и стали СтЗ |
|
|
|
|
для крановых воздействий, |
|
|
|
|
ригеля и |
ветра соответ |
|
|
Р, Q, |
ственно; |
|
|
|
\Ѵ — величины воздействия кра- |
||
|
|
|
• нового давления, ригеля и |
|
|
|
Ra, |
ветра; |
сопротивления |
|
|
/?Ст3— расчетные |
||
|
|
|
• материала колонны из вы |
|
|
|
|
сокопрочной стали и СтЗ. |
Экономия веса в колоннах может быть оценена аналитическим выражением, полученным па основании статистических данных
при Я в>2,1 т / слі2 |
|
Д*=(9,37?в - - I M - - 8 ,9 ) %л |
(IV. 13) |
где R в— расчетное сопротивление высокопрочной стали, т/см2; g — фактический погонный вес стержня колонны из стали
СтЗ, т/м, который определяется по методу характери стик [31].
Если подкрановая часть выполняется из высокопрочной, а над крановая из менее прочной стали, то в формулу (IV. 13) следует подставить
R в = a i R l + а 2Р 2 ,
где аі + а2=1 — уделыный вес подкрановой и надкрановой частей в общем весе колонны;
R*, RI— расчетное сопротивление стали в подкрановой и
надкрановой частях, т/см2.
Исследования показали, что при применении сталей класса С46/33, С60/45, С70/60, С85/75 вес снижается соответственно на 6—16, 15—26, 22—33,. 33—45% в зависимости от нагрузки по
7* |
99 |
сравнению с колоннами из стали СтЗ. При выполнении надкра новой части из углеродистой или низколегированной, а подкра новой ■— из высокопрочной стали снижение веса в конструкциях
из сталей С46/33 + С38/23, С60/45 + С38/23, |
С60/45 + С46/33, |
С75/60 + С38/23, С75/60 + С46/33, С85/75+С38/23 |
С85/75 + С46/33 |
соответственно составляет 4—15, 11—23, 13—24, 15—27, 17-28, 23—35, 26—37% (рис. IV. 5).
|
|
|
С ростом нагрузки экономия |
||||
|
|
|
металла стабилизируется и при |
||||
|
|
|
увеличении веса колонны более |
||||
|
|
|
чем на 0,3 т/м растет незначи |
||||
|
|
|
тельно. С увеличением |
высоты |
|||
|
|
|
колонны при |
постоянных на |
|||
|
|
|
грузках эффективность |
приме |
|||
|
|
|
нения |
высокопрочных |
|
сталей |
|
|
|
|
уменьшается, так как возраста |
||||
|
|
|
ет влияние продольного |
изги |
|||
|
|
|
ба. Экономия стали' растет с |
||||
|
|
|
увеличением шага, пролета -и |
||||
|
|
|
нагрузок. |
|
|
|
|
Рис. IV. 5. Экономия веса при |
Облегчение |
колонн |
|
сопро |
|||
замене стали СтЗ |
высокопроч |
вождается уменьшением жест |
|||||
ной в сквозных колоннах про |
кости |
конструкции, |
которое |
||||
мышленных здании: |
почти пропорционально сниже |
||||||
1 — С38/23: |
2 — C40/33+C38/23; 3 — |
нию веса в связи с уменьшени |
|||||
С60/45: 4 — С60/45+С38/23; 5 — CG0/-15 |
|||||||
+С 46/33; |
+С 38/23. |
7 — С 70/60+ |
ем размеров сечений и момен |
||||
6 — С70/60 : |
|
|
|
|
|
||
|
|
|
та инерции, |
поэтому |
колонны |
из высокопрочных сталей более деформатнвны, чем из стали СтЗ.
|
|
Т а б л и ц а |
IV. I |
|
Э к о н о м и я, |
п р о ц ., от |
п р и м ен ен и я в ы сокоп рочн ы х |
||
|
сталей кл асса |
|
|
|
Т ип зд а н и я |
|
|
|
|
С38/23 ■;с4б,зз |
C60/45 |
C75/60 С46/33+ |
C60/4S+ |
С7о;бо± |
|
|
+ C3S/23 |
+ С38/23 |
+ С38/23 |
Тяжелые |
0 |
18 |
27 |
■■ |
15 |
24 |
■■■—■- |
|
4 |
20 |
30 |
17 |
27 |
||||
|
37 |
30 |
||||||
Средние |
0 |
14 |
21 |
— |
11 |
19 |
_ |
|
3 |
16 |
26 |
15 |
24 |
— |
|||
|
32 |
26 |
||||||
•Легкие |
0 |
8 |
11 |
— |
7 |
11 |
— |
|
3 |
16 |
19 |
24 |
13 |
19 |
20 |
||
|
||||||||
В среднем по всем зданиям |
0 |
12,8 |
19,0 |
. |
10,4 |
17,4 |
— |
|
|
-- . |
|
----- — |
|
|
|||
|
3,1 |
18,2 |
24,6 |
30,4 |
14,4 |
23,0 |
24,8 |
П р и м е ч а н и я : I. В числителе указана экономия при фермах из уголка,
взнаменателе — из труб.
2.Принято соотношение между тяжелыми, средними и легкими зданиями 0,11:0,62:0,27.
100
Экономия металла в каркасах промышленных зданий при при менении высокопрочных сталей. Эффективность применения вы сокопрочных сталей в первую очередь зависит от назначения здания, т. е. от величин нагрузок, технологического и обслужи вающего оборудования и атмосферных воздействий [34].
Условіио все здания можно разделить на три группы: тяжелые (здания мартенов, конверторов, электросталеплавильные цеха, аглофабрики); средние (сборочные цеха, блюминги, прокатные цеха) и легкие (машиностроительные цеха, здания предприятий легкой и химической промышленности и т. д.). В соответствии с этим делением в табл. IV. I указана экономия от применения вы сокопрочных сталей в каркасе здания (в проц.).
Приведенные данные показывают, что максимальная экономия стали до 30% может быть получена в тяжелых цехах. Улучшение конструктивной формы (применение труб взамен уголков) дает дополнительное снижение веса иа 2—5%. Здания, конструкции которых выполнены из двух классов сталей, на 2—4% менее экономичны по расходу стали.
§ 17. Стоимость строительных сталей
Стоимость строительных сталей слагается из оптовой цены, приплат за мерность, травление и химическую обработку, за до полнительные требования к химическому составу, механическим свойствам и. транспортным расходам *. Кроме того, следует учи тывать стоимость отходов, сдаваемых в металлолом. Оптовые цены зависят от марки стали, вида проката и размера профилей.
По прейскуранту № 01—02 «Оптовые цены на сталь обыкновен ного качества» от 1 июля 1967 г. цены на прокат повысились в среднем на 40%, причем на качественный прокат на 20% по сравнению с действовавшими ранее. Цены на стали повышенной и высокой прочности для строительных конструкций приняты до вольно высокие с целью стимулирования их производства на металлургических предприятиях [35]. Вместе с тем такое повыше ние цен на высокопрочные стали делает малоэффективным их применение в строительстве. Производство конструкций из высо копрочных сталей для заводов металлоконструкций в отдельных случаях может оказаться даже убыточным, так как требует до полнительных затрат в связи с повышением трудоемкости изго товления и приводит к снижению выпуска продукции заводами.
Аналогичное положение сложилось с приплатами за улучшение качества стали. Экономическое обоснование приплат сводится к определению двух коэффициентов: 1) относительного удорожа ния У металла повышенного качества по сравнению с обычным;
* Кроме того, имеются приплаты за улучшенную тару и упаковку, допол нительное клеймение и маркировку. Эти требования заводов металлоконструк ций к металлургическим заводам обычно не предъявляются.
. 101
2) заменяемости А, который показывает, какое количество ме талла обычного качества может быть заменено качественной сталью. Экономический эффект от повышения качества по отно шению к цене равен Э = А—У. Принято экономический эффект для высокопрочных сталей определять отношением прочности металла повышенного качества к прочности металла обычного качества. При этом исходят из прочности металла на растяже ние и под прочностью донимают предел текучести. Стальные кон струкции, как известно, редко работают только на растяжение и в большей степени на сжатие и изгиб. Это уменьшает относи тельную прочность, например, за счет продольного изгиба, а использование прочностных свойств стали до, предела, текучести не гарантируют нормальной эксплуатации конструкции. Кроме того, повышение механических свойств стали вызывает дополни тельные затраты у заводов по изготовлению конструкций. Поэто му величины приплат, в частности, дополнительною прибыль металлургических заводов за улучшение качества стали, следу ет считать завышенной. При дальнейшем совершенствовании оп товых цен на качественную сталь такое положение должно быть исправлено.
Стоимость строительных сталей по прейскуранту № 01—09 и данным ЦНИИЧермета (для конструкций с равномерным соот ношением различных профилей), а также относительная их стои мость приведены в табл. IV. 2.
Т а б л и ц а IV. 2
|
|
С тои м ость |
с т а |
К оэф ф ици ент ы |
у в ел и че н и я |
стоим ости |
|||
К ласс стали |
М ар ка стали |
ли |
на |
1 т |
ко н |
стали по этнош енню |
к |
м аркам |
|
стр у к ц и и |
по |
|
|
|
|
||||
|
|
гр у п п е В, |
руб. |
ВСтЗкп |
В СтЗпс |
|
1 ВСтЗсп |
||
|
|
|
|
|
|
|
|||
С38/23 |
ВСтЗкп |
|
|
117 |
|
1.0 |
_ |
■ |
— |
ВСтЗпс |
|
|
120 |
|
1,025 |
і , о |
,-- |
||
|
ВСтЗсп |
|
|
131 |
|
1,12 |
1,09 |
|
1,0 |
|
ВСтЗмост. сп |
|
|
130 |
|
1,10 |
1,08 |
|
0,99 |
|
М16С |
|
|
137 |
|
1.17 |
1,14 |
|
1,045 |
|
14Г2 |
|
|
139 |
|
1,19 |
1,16 |
|
1,06 |
С46,33 |
09Г2 |
|
|
141 |
|
1,20 |
1,17 |
|
1,08 |
09Г2С |
|
|
142 |
|
1,21 |
1,18 |
|
1,09 |
|
|
10Г2С1 |
|
' |
145 |
|
1,24 |
1,21 |
|
1,11 |
|
15ГФ |
|
154 |
|
1,32 |
1,28 |
|
1,17 |
|
|
15ХСНД |
|
|
180 |
|
1,54 |
1,50 |
|
1,37 |
С52/45 |
10ХСНД |
|
|
203 |
|
1,74 |
1,69 |
■ |
1,55 |
|
15Г2СФ |
|
|
152 |
|
1,30 |
1,27 |
1,16 |
|
С60/45 |
16Г2АФ* |
|
|
174 |
|
1,49 |
1,45 |
|
1,33 |
С60/45 |
15Г2СФ* |
|
|
165 |
|
1,41 |
1,37 |
|
1,26 |
С85/75 |
15ХГ2СМФР* |
|
|
212 |
|
1,81 |
1,77 |
|
1,62 |
П р и м е ч а н и е : Звездочкой |
обозначена |
Термически |
обработанная сталь. |
В указанных стоимостях стали учтены минимальные приплаты, связанные с гарантиями качества.
102