Файл: Жербин М.М. Высокопрочные строительные стали (характеристики, область применения, расчет и проектирование).pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.06.2024
Просмотров: 120
Скачиваний: 0
если сжимающим,
7 |
с |
(III. 20) |
6 ар |
Здесь р — коэффициент ассиметрии цикла, а и b — коэффициен ты, принимаемые по СНиП ІІ-В.З—72 в зависимости от группы элемента или соединения конструкции; с — коэффициент, завися щий от количества циклов нагружений конструкций за вое время ее эксплуатации.
Значения указанных коэффициентов даются только для трех классов сталей: С38/23, С44/29 и С46/33, что и предопределяет применение в элементах, непосредственно воспринимающих мно гократно действующие подвижные и вибрационные нагрузки, только сталей указанных трех классов. Поскольку стали более высоких классов прочности обладают пониженной вибрационной прочностью, перед применением их в конструкциях, где могут возникать явления усталости, необходимы более глубокие иссле дования. Следует ожидать, что по мере накопления опыта работы конструкций из высокопрочных сталей на цикличные нагрузки значения коэффициентов а, Ь и с будут определены и для дру гих более высоких классов сталей, а это позволит осуществлять наиболее правильный их выбор и расширить область применения высокопрочных сталей в конструкциях.
§ 15. Соединения элементов металлоконструкций из высокопрочных сталей
Основным видом соединений элементов металлических кон струкций из сталей высокой прочности, осуществляемых в за водских условиях, есть сварка. Соединения при помощи заклепок в конструкциях, выполненных из высокопрочного металла, не рациональны и поэтому'не применяются.
Важным является выбор вида монтажных соединений. Реко мендуются два способа: монтажная сварка или соединения на высокопрочных болтах.
Соединение нагруженных элементов при помощи монтажной сварки эффективно, однако требует повышенного качества кон троля сварных швов, что в условиях монтажа бывает затрудни тельным. Поэтому весьма перспективны соединения на высоко прочных болтах. Особенность последних состоит в передаче сдви гающих усилий не путем работы стержня болта на срез или смятие, а только силами трения, образующимися за счет предва рительного стягивания болтами соединяемого пакета на опре деленную, заданную проектом величину. Болты от работы на срез и смятие освобождаются за счет свободной постановки в отвер стия. Так как в стержне болта для обеспечения необходимых сил трения развиваются значительные растягивающие усилия, то материалом таких болтов в конструкциях из сталей высокой
88
прочности должны служить легированные стали, например 40Х — по ЧМТУ 14—4—87—72, 40ХФА и 38ХС — по ГОСТ 4543—61 *, а болты должны проходить термическую обработку, обеспечива ющую предел прочности таких болтов не ниже 11000 кг/см2 при стали 40Х и 13500 кг!см2при сталях 40ХФА и 38ХС.
Взарубежной практике применяются фрикционные соединения
свысокопрочными болтами, работающими одновременно на срез
исмятие. В таких соединениях несущая способность болтов вы ше, чем в соединениях, работающих только на трение.
Кчислу возможных и перспективных соединений элементов ме таллических конструкций из высокопрочных сталей могут быть отнесены так называемые комбинированные болто-клеевые соединения с использованием высокопрочных болтов. В таких соединениях сдвигающие усилия воспринимаются как силами трения от натяжения болтов, так и силами сцепления от склеи вания, и количество болтов в болтоклеевых соединениях по срав нению с фрикционными уменьшаются в 2—3 раза. Пока что ука
занные соединения являются опытными и должны быть более детально исследованы.
Расчет соединений на высокопрочных болтах разделяется на два этапа: определение максимально допустимого усилия натя жения высокопрочного болта Р\ из принятой марки стали и
определение количества болтов в соединении в забисимости от действующего усилия N и коэффициента трения / соединяемых поверхностей.
Усилие натяжения высокопрочных болтов определяется из вы ражения
Яб = 0,65/г0Опч , (III. 21)
где FQ— площадь сечения болта нетто по резьбе;
0,65 — обобщенный коэффициент однородности и условия ра боты;
а®ч— предел прочности болта.
Усилие, воспринимаемое одной |
поверхностью трения при на |
|
тяжении одного болта, составляет |
|
|
рУТр]б = Plftn, |
(III. 22) |
где т — коэффициент условия работы соединения на высоко прочных болтах, принимаемый равным 0,9;
/ — коэффициент трения.
Необходимое количество высокопрочных болтов в соединении с расчетным усилием N составит
п = |
N |
(III. 23) |
|
птр [У тр 1б |
|||
|
|
где. п тр— количество поверхностей трения в соединении. Правильное назначение коэффициента трения является важ
ным цри расчете соединений на высокопрочных болтах. При этом
89
желательно, чтобы в рассматриваемых соединениях (фрикцион ных) коэффициент трения был наибольшим. В таком случае оно будет наиболее эффективным и количество болтов наименьшим.
Проведенные исследования показывают, что величина коэф фициента трения зависит от многих причин, главными из кото рых являются состояние контактных поверхностей, способы их очистки и марки сталей .сплачиваемых элементов. Для увели чения коэффициента трения контактные поверхности должны иметь повышенную шероховатость. Окалина, наличие краски, масла и загрязнения уменьшают коэффициенты трения. Спосо бами очистки поверхностей служат пескоструйная обработка, огневая очистка, очистка щетками и химическая обработка. Пе скоструйная и химическая обработка полностью снимает окали ну. Наиболее шероховатая поверхность получается при песко струйной обработке. Химическая обработка более сложна и не всегда может быть применена в условиях строительства. При огневой очистке окалина удаляется частично, а очистка метал лическими щетками в основном снимает только грязь. Коррозия повышает шероховатость металла. Разные стали по-разному подвергаются очистке. Так, окалина легче удаляется с углероди стых сталей, чем с низколегированных, поэтому коэффициенты трения f для различных сталей при одном и том же методе очи стки могут быть неодинаковы. Однако данные различных авторов о влиянии марок сталей на коэффициент трения достаточно раз норечивы.
Таблица III. 11
|
|
|
|
Значения коэффициентов трепня для сое |
||
|
|
|
|
динения элем ентов конструкций |
из сталей |
|
Способ предварительной очистки соединя |
классов |
|
||||
|
|
|||||
емых |
поверхностей |
|
|
С44/29 |
С60/45 |
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
C38/23 |
С46/33 |
С70/60 |
|
|
|
|
|
С52/40 |
С85/75 ' |
Обработка: |
|
|
|
пе |
|
|
пневматичёская, кварцевым |
|
|
||||
ском с содержанием БіОг не менее |
|
|
||||
94% ил» |
металлическим |
порош |
0,55 |
0,55 |
||
ком |
|
растворами |
|
0,45 |
||
химическая, |
кислот, |
0,50 |
0,50 |
|||
травильными пастами |
|
0,45 |
||||
огневая, |
многоплеменными |
го |
0,45 |
0,45 |
||
релками |
ручными или |
|
0,40 |
|||
стальными |
механи |
0,35 |
0,40 |
|||
ческими щетками |
|
0,35 |
||||
Без обработки |
|
|
|
0,25 |
0.25 |
0,35 |
|
|
|
|
V |
|
|
В настоящее время можно рекомендовать значения коэффици ента трения f, указанные в табл. III. 11.
Г л а в а VI
НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ВЫБОРА И ЭКОНОМИКИ ПРИМЕНЕНИЯ СТАЛЕЙ ПОВЫШЕННОЙ И ВЫСОКОЙ ПРОЧНОСТИ
ДЛЯ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ КОНСТРУКЦИЙ
§ 16. Экономия металла при замене сталей на более прочные
Эффективность высокопрочных сталей определяется соотноше нием между экономией в весе и удорожанием, получаемым в ре зультате повышенной стоимости высокопрочной стали. Наиболь ший экономический эффект можно получить в случае, если основ ные детали конструкции выполнены из высокопрочной, а вспомо гательные — из углеродистой стали. Это необходимо учитывать при проектировании.
Экономия в весе в общем случае определяется по формуле
Дв = |
. 100% = ( ! - « ) 100%, |
(IV. 1) |
G3
где а= Q- — коэффициент снижения веса, равный отношению
веса конструкции из высокопрочной стали и эта лона.
За эталон обычно принимают типовую конструкцию из стали СтЗ или из низколегированной, имеющую такие же геометриче ские параметры, нагрузки и условия эксплуатации, как и кон струкция из высокопрочной стали.
Вес конструкции может быть представлен как произведение теоретического веса Стна конструктивный коэффициент ij>K
Ок = <ЬК(7Т.
Теоретический вес определяется по расчетному сопротивлению Я без каких-либо запасов
І
1
где Nt —: усилие в і-м стержне; lj — длина стержня;
у — объемный вес стали.
Конструктивный коэффициент имеет достаточно сложную структуру и в общем виде равен'
Фк = ФсФііФііФт , (IV. 2 )
где ?/>с— строительный коэффициент, учитывающий вес вспомога тельных (дополнительных) деталей: фасонок, ребер
'91
жесткости, прокладок, соединительных накладок, опор ных узлов и т. п.;
фн— коэффициент, учитывающий увеличение веса за счет влияния продольного изгиба;
ф„— то же за счет неточностей при подборе сечения, завися щих от градации сортамента;
фт — то же за счет повторяемости одинаковых типоразмеров сечений по условиям трудоемкости изготовления или конструктивным соображениям.
В общем случае любая конструкция рассматривается как кон струкция из основных и вспомогательных деталей, т. е. GK= Go+ + Gд. При применении высокопрочных сталей изменяются сече ния только основных деталей, а 'вспомогательные детали, разме ры которых определяются конструктивными факторами, условно могут быть приняты без изменения. Строительный коэффициент конструкции из высокопрочной стали равен.
+с = GQ+ |
(IV. 3) |
G0B |
|
а для конструкции из стали СтЗ |
|
^СтЭ = 1 |
СтЗ |
Ол |
|
|
СтЗ • |
|
ОО |
Вес вспомогательных деталей конструкции из стали СтЗ, выра женный через ее строительный коэффициент, равен
,|,С тЗ Q C T3 _ _ 0 С т З _j_ о СтЗ ^
откуда
0 с т з = С ? с т з (ф С т з _ J )
Принимая G*= G%r3 и подставив полученную выше зависи
мость для GCT3 в ф0рМуЛу (IV. 3), получим |
|
||||
èD= |
1 + |
?0СТЗ И ? 3 |
В |
е 3- |
|
|
|
= 1 + |
|
||
‘С |
’ |
On |
|
|
|
|
|
|
дСтЗ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
и0 |
|
Вводя коэффициент снижения веса основных деталей а'= |
, |
||||
|
|
|
|
|
G0 |
получим выражение для строительного коэффициента конструк
ций из высокопрочных сталей |
|
фСтЗ _ ! |
(IV. 4) |
фс = 1 + — |
В указанных выше формулах и далее «в» обозначает конструк ции из высокопрочной стали, а «СтЗ» — из углеродистой. Исполь-
92