Файл: Арховский В.Ф. Основы автоматического регулирования учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.06.2024
Просмотров: 97
Скачиваний: 1
Из рис. 1.8 имеем CD — y^ = k, a AD = BC. Значит
|
|
|
|
ВС-- |
A D - C D |
Г ■k = |
T, |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
C D |
|
|
|
|
|
|
что н требовалось доказать. |
|
|
|
|
|
|
|||||
Другим интересным свойством экспоненты является |
то, |
что |
|||||||||
но истечении времени 11 от начала переходного процесса, |
соот |
||||||||||
ветствующему отрезку |
AD |
на |
|
|
|
|
|
||||
рис. 1.8, приращение выход |
|
|
|
|
|
||||||
ного сигнала должно состав |
|
|
|
|
|
||||||
лять 63% от его окончатель |
|
|
|
|
|
||||||
ного |
установившегося |
значе |
|
|
|
|
|
||||
ния, т. е. у 1 = 0,63 уti |
|
|
|
|
|
|
|
||||
lls уравнения (1.9) видно, |
|
|
|
|
|
||||||
что при единичном мгновенном |
|
|
|
|
|
||||||
входном |
воздействии |
идеаль |
|
|
|
|
|
||||
ная |
система |
достигнет |
своего |
|
|
|
|
|
|||
нового установившегося состоя- |
|
|
|
|
|
||||||
|
|
[к ](1- е ' Ь |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Рис. |
1.7. |
Схема |
системы |
|
Рис. 1.8. |
Переходный |
процесс |
в |
||
|
|
первого порядка |
|
|
системе первого порядка |
|
|||||
ния |
у —к через |
бесконечно |
большой |
промежуток |
времени. |
||||||
Действительно: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
lim у = |
lim |
k |
t |
|
|
|
|
|
|
|
|
1 —е " |
|
|
|
|
||||
|
|
|
t -*■во |
/ -*■оо |
|
|
|
|
|
|
Первый сомножитель к в уравнении (1.9) показывает на сколько (на какую величину) изменится новое установившееся состояние по сравнению с исходным. Коэффициент усиления (ос лабления) системы характеризует статические свойства системы, ее способность определенным образом реагировать на возмуще
ние (входное, внешнее воздействия). t_
Второй сомножитель (1—е~>) в этом уравнении показывает, как долго (по какой кривой) идет переходный процесс в систе ме при наличии возмущений. Говорят, что этот коэффициент по казывает динамические качества системы, характеризуя непо средственно переходный процесс.
В реальных системах первого порядка за время вы ходной сигнал практически достигает нового установившегося (статического) значения, так как возможная ошибка при этом невелика. Например, для многих авиационных систем вполне
14
допустимо считать, что переходный процесс в них заканчивается,
когда уж0,95уи (см. рис. 1.8).
К. системам первого порядка можно отнести ТРД как объект
регулирования по числу оборотов, |
о |
чем подробно сказано в |
||
гл. IV. Для любой устойчивой системы |
первого порядка обоб |
|||
щенное уравнение движения имеет вид: |
|
|||
Тг |
dxn |
|
|
( 1. 10) |
dt |
'- * - В Ы Х |
|
||
|
|
|||
|
|
|
|
|
где Ti и hi—постоянная времени и |
коэффициент ■усиления сис |
темы первого порядка соответственно; хвх и л'ВЫх—сигналы вход ного и выходного воздействий.
Если в последнем уравнении перед хвых стоит знак минус, то система, описываемая этим уравнением, будет неустойчива. Пе
реходный |
процесс в |
ней идет |
по |
расходящейся экспоненте |
||||||
(штриховая кривая на рис. 1.8). |
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
1.2.3. |
Система второго порядка |
|
|
|
||||
Систему, приведенную |
на рис. 1.2, усложним. |
К пружине 2 |
||||||||
подвесим груз 5, |
имеющий |
некоторую массу m |
(рис. 1.9). Под |
|||||||
действием |
силы |
земного |
притяжения |
|
|
|
|
|||
стрелка 3 займет новое положение |
(опу |
|
|
|
|
|||||
стится). Будем считать это положение |
|
|
|
|
||||||
равновесия системы за начальное (нуле |
|
|
|
|
||||||
вое) . |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Если теперь вновь приложить некото |
|
|
|
|
||||||
рое усилие Р, то система |
придет в дви |
|
|
|
|
|||||
жение. Кроме рассмотренных выше сил, |
|
|
|
|
||||||
тормозящих движение, на систему будет |
|
|
|
|
||||||
действовать сила инерции массы груза т, |
|
|
|
|
||||||
которая по второму закону Ньютона |
Рис. |
1.9. |
Пример |
сис |
||||||
прямо пропорциональна |
ускорению си |
|||||||||
стемы, т. е. второй производной |
переме |
темы |
второго порядка |
|||||||
щения у по времени t. |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Тогда закон, |
описывающий движение системы, |
будет |
выра |
жаться (неоднородным линейным дифференциальным уравнени ем второго порядка:
' |
S*/ + 11— |
+ |
т ^ - = Р . |
(1.11) |
|
dt |
' |
dt2 |
|
Делим обе части этого уравнения на 5 и обозначаем rj/5 че
рез Тй m /S через Tz2\ \/S через k. Тогда уравнение |
(1.11) при |
||
мет вид: |
|
|
|
П |
J M - - L y = kP, |
(1.12) |
|
2 dfl |
dfl |
1 |
|
где Г22 — постоянная времени |
системы, имеющая |
размерность |
квадрата времени и пропорциональная массе груза; Ti—постоян-
15
мая времени системы, имеющая размерность времени и пропор циональная коэффициенту вязкого трения; k—статический коэф фициент системы второго порядка (коэффициент усиления сис темы) .
Уравнения (1.11) и (1.12) описывают кривую второго порядка, вид которой зависит от соотношения постоянных времени Т2г и Ti (коэффициентов т) и /и).
Процесс, проходящий в такой системе, может быть периоди
ческим (затухающим или незатухающим) |
и апериодическим. |
Первому процессу соответствует условие |
2T2> T lt второму — |
Т ^ 2 Т 2.
Такое различие переходных процессов кроется в физической сущности систем второго порядка. Действительно, необходимое условие существования такой системы — наличие хотя бы двух элементов, способных накапливать энергию (в различной ее фор ме) и обмениваться ею. В нашем примере — это пружина, на капливающая потенциальную энергию, и груз, накапливающий кинетическую энергию. В процессе функционирования системы
происходит постоянный обмен этими видами энергии. |
|
Если канал, по которому идет обмен, идеальный, |
т. е. отсут |
ствуют потери энергии, то в такой системе переходный процесс незатухающий. В этом случае 7'1= 0, так как т|= 0.
Чем больше сопротивление канала обмена энергией, тем вы ше ее потерн. В примере на рис. 1.9 с ростом трения между ку лисой и стенками (с ростом ц) безвозвратные потери энергии для системы увеличиваются. Это ведет к росту Д при поддержании
7'22 = const.
При больших потерях энергии (больших Т\) колебания быст рее гасятся и наступает такой момент, когда при Гг2 —const пе реходный процесс превращается из колебательного в апериоди ческий. Таким образом, постоянная времени Д характеризует процесс затухания собственных колебаний системы.
Если считать Д = const, то можно показать, что постоянная времени Т-г будет характеризовать раскачивание параметров системы. Действительно, чем больше Т2-, характеризуемая в на шем примере массой груза т, тем больше должно быть трение в системе, чтобы уменьшить колебания до исходного значения.
Решение уравнения движения в системе второго |
порядка в |
общем случае может быть выражено так: |
|
у = кРФ, |
(1.13) |
где Ф—сложная функция, в состав которой могут входит посто янные времени исходного уравнения, собственная частота коле баний, начальная фаза и другие параметры.
Это решение, как и ранее, представлено в виде двух сомно жителей, первый из которых kP характеризует статические свой ства системы, а второй Ф—динамические.
16
В общем случае уравнение переходного процесса для систем второго порядка имеет вид:
Ц at |
+7\ ^ at\ + Х вых = V'ox, |
(1- 14) |
где /г2 — статический 'коэффициент усиления системы; Т-г и Ti — постоянные времени системы.
Для неустойчивой системы второй член левой части уравне ния (1.14) будет отрицательным.
1.2.4. Система высшего порядка
При увеличении числа элементов, соединенных различным об разом, а также при учете побочных факторов, воздействующих на систему, закон поведения системы будет описываться более сложным уравнением, порядок которого может быть любым.
Вкачестве примера рассмотрим систему «самолет — курсо вой автопилот», в которой специальное устройство — автопилот поддерживает заданный курс полета самолета при любых возму щающих воздействиях на систему. Предположим, что на самолет оказывают действие момент и силы только в плоскости, перпен дикулярной вертикальной осп. Такие момент и силы могут воз никнуть в результате неснмметрип тяги двигателей, бокового ветра и некоторой собственной несимметрии самолета. В этом случае, даже при идеальном автопилоте, уравнение движения си стемы имеет третий порядок. Учет дополнительных воздействий, связанных с различными условиями полета и режимами работы двигателей, а также применение реального автопилота наклады вают дополнительные связи на эту систему и повышают поря док уравнения.
Вобщем случае для системы n-го порядка уравнение движе ния имеет вид*:
й ал |
d a~ |
d x „ |
|
|
+ ая-1 |
dtn |
dt |
T |
® 0 ^ " В Ы Х ^ 7 1 ^ В Х > ( ! • 1 '- ! ) |
dt" |
|
|
||
где л-вх—'Сигнал |
входного воздействия; л:вых— сигнал выходно |
|||
го воздействия; а п, а„_ь ..., щ, |
а0— постоянные коэффициенты. |
|||
Решением неоднородного |
линейного |
|
дифференциального |
уравнения (1.15) будет сумма общего решения соответствующе го однородного уравнения и частного решения неоднородного уравнения. Этот метод решения является классическим. Однако он очень сложен и трудоемок, в то же время решить с его помо щью можно ограниченное число уравнений. По этой причине бо лее широкое применение нашли специальные методы решения, некоторые из них рассмотрены в гл. III.
* Для некоторых систем возможно наличие производных и в правой части уравнения (1.15), а также интегральных членов вЬбеих-частях. . я
1.2.5.Системы с обратной связью
Вавтоматике системы с обратной связью играют очень важ ную роль. Применение их позволяет получать процессы, подле жащие управлению, близкие к желаемым при минимальных ошибках как в динамике, так и в статике. Обратимся к примеру, приведенному на рис. 1.10.
Пусть на шкале 4 имеется подвижная стделка — указатель 5, не связанная с системой и способная перемещаться на величину
±г/зад под действием постороннего |
источника |
энергии. |
|
|
|
|
л |
|
ТРД |
-> |
|
|
Gj.fi |
|
\' |
|
|
|
|
|
Регулятор |
Настройка |
|
Рис. 1.10. Пример системы с |
Рис. 1.11. |
Схема |
системы |
обратной связью |
регулирования числа оборо |
||
|
тов ТРД |
|
Наблюдатель, находящийся в комнате, должен в любой мо мент так поддерживать положение стрелки 3 (связанной с систе мой), чтобы не допустить рассогласования между входным t/3aд и выходным у0 воздействиями, т. е. выполнять соотношение
А */ = Уза д— У 0 = 0.
Информация о внешних и внутренних воздействиях на систе му передается с помощью определенной связи. Связь между вхо дом и выходом системы называется п р я мо й, а между выходом и входом — о б р а т н о й . В примере на рис. 1.10 обратная связь осуществляется между стрелками 3, 5 и наблюдателем.
В технике обратные связи вводятся в системы управления для самых различных целей, а не только для выполнения функ ции, рассмотренной в примере (см. рис. 1.10). Так, для регули рования числа оборотов ротора ТРД (см. рис. 1.1 и 1.11) преду сматривается наличие связи между двигателем и управляющим устройством (регулятором). Выходной сигнал с двигателя — число оборотов п—одновременно является входным сигналом ре
гулятора, а выходной сигнал |
регулятора •— подача топлива |
||||
GT—входным для двигателя. Это так называемая замкнутая сис |
|||||
тема, охваченная г л а в н о й |
о б р а т н о й с в я з ь ю . |
Часто |
в |
||
системы входят дополнительные |
(местные) |
обратные связи, |
ко |
||
торые передают воздействия от какого-либо |
последующего |
(по |
|||
цепи прохождения сигнала) |
элемента предыдущему |
(рис. 1.12). |
18