Файл: Арховский В.Ф. Основы автоматического регулирования учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2024

Просмотров: 97

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Из рис. 1.8 имеем CD — y^ = k, a AD = BC. Значит

 

 

 

 

ВС--

A D - C D

Г ■k =

T,

 

 

 

 

 

 

 

 

C D

 

 

 

 

 

что н требовалось доказать.

 

 

 

 

 

 

Другим интересным свойством экспоненты является

то,

что

но истечении времени 11 от начала переходного процесса,

соот­

ветствующему отрезку

AD

на

 

 

 

 

 

рис. 1.8, приращение выход­

 

 

 

 

 

ного сигнала должно состав­

 

 

 

 

 

лять 63% от его окончатель­

 

 

 

 

 

ного

установившегося

значе­

 

 

 

 

 

ния, т. е. у 1 = 0,63 уti­

 

 

 

 

 

 

 

lls уравнения (1.9) видно,

 

 

 

 

 

что при единичном мгновенном

 

 

 

 

 

входном

воздействии

идеаль­

 

 

 

 

 

ная

система

достигнет

своего

 

 

 

 

 

нового установившегося состоя-

 

 

 

 

 

 

 

[к ](1- е ' Ь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.

1.7.

Схема

системы

 

Рис. 1.8.

Переходный

процесс

в

 

 

первого порядка

 

 

системе первого порядка

 

ния

у —к через

бесконечно

большой

промежуток

времени.

Действительно:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

lim у =

lim

k

t

 

 

 

 

 

 

 

1 —е "

 

 

 

 

 

 

 

t -*■во

/ -*■оо

 

 

 

 

 

 

Первый сомножитель к в уравнении (1.9) показывает на сколько (на какую величину) изменится новое установившееся состояние по сравнению с исходным. Коэффициент усиления (ос­ лабления) системы характеризует статические свойства системы, ее способность определенным образом реагировать на возмуще­

ние (входное, внешнее воздействия). t_

Второй сомножитель (1—е~>) в этом уравнении показывает, как долго (по какой кривой) идет переходный процесс в систе­ ме при наличии возмущений. Говорят, что этот коэффициент по­ казывает динамические качества системы, характеризуя непо­ средственно переходный процесс.

В реальных системах первого порядка за время вы­ ходной сигнал практически достигает нового установившегося (статического) значения, так как возможная ошибка при этом невелика. Например, для многих авиационных систем вполне

14


допустимо считать, что переходный процесс в них заканчивается,

когда уж0,95уи (см. рис. 1.8).

К. системам первого порядка можно отнести ТРД как объект

регулирования по числу оборотов,

о

чем подробно сказано в

гл. IV. Для любой устойчивой системы

первого порядка обоб­

щенное уравнение движения имеет вид:

 

Тг

dxn

 

 

( 1. 10)

dt

'- * - В Ы Х

 

 

 

 

 

 

 

где Ti и hi—постоянная времени и

коэффициент ■усиления сис­

темы первого порядка соответственно; хвх и л'ВЫх—сигналы вход­ ного и выходного воздействий.

Если в последнем уравнении перед хвых стоит знак минус, то система, описываемая этим уравнением, будет неустойчива. Пе­

реходный

процесс в

ней идет

по

расходящейся экспоненте

(штриховая кривая на рис. 1.8).

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2.3.

Система второго порядка

 

 

 

Систему, приведенную

на рис. 1.2, усложним.

К пружине 2

подвесим груз 5,

имеющий

некоторую массу m

(рис. 1.9). Под

действием

силы

земного

притяжения

 

 

 

 

стрелка 3 займет новое положение

(опу­

 

 

 

 

стится). Будем считать это положение

 

 

 

 

равновесия системы за начальное (нуле­

 

 

 

 

вое) .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Если теперь вновь приложить некото­

 

 

 

 

рое усилие Р, то система

придет в дви­

 

 

 

 

жение. Кроме рассмотренных выше сил,

 

 

 

 

тормозящих движение, на систему будет

 

 

 

 

действовать сила инерции массы груза т,

 

 

 

 

которая по второму закону Ньютона

Рис.

1.9.

Пример

сис­

прямо пропорциональна

ускорению си­

стемы, т. е. второй производной

переме­

темы

второго порядка

щения у по времени t.

 

 

 

 

 

 

 

 

Тогда закон,

описывающий движение системы,

будет

выра­

жаться (неоднородным линейным дифференциальным уравнени­ ем второго порядка:

'

S*/ + 11—

+

т ^ - = Р .

(1.11)

 

dt

'

dt2

 

Делим обе части этого уравнения на 5 и обозначаем rj/5 че­

рез Тй m /S через Tz2\ \/S через k. Тогда уравнение

(1.11) при­

мет вид:

 

 

 

П

J M - - L y = kP,

(1.12)

2 dfl

dfl

1

 

где Г22 — постоянная времени

системы, имеющая

размерность

квадрата времени и пропорциональная массе груза; Ti—постоян-

15


мая времени системы, имеющая размерность времени и пропор­ циональная коэффициенту вязкого трения; k—статический коэф­ фициент системы второго порядка (коэффициент усиления сис­ темы) .

Уравнения (1.11) и (1.12) описывают кривую второго порядка, вид которой зависит от соотношения постоянных времени Т2г и Ti (коэффициентов т) и /и).

Процесс, проходящий в такой системе, может быть периоди­

ческим (затухающим или незатухающим)

и апериодическим.

Первому процессу соответствует условие

2T2> T lt второму —

Т ^ 2 Т 2.

Такое различие переходных процессов кроется в физической сущности систем второго порядка. Действительно, необходимое условие существования такой системы — наличие хотя бы двух элементов, способных накапливать энергию (в различной ее фор­ ме) и обмениваться ею. В нашем примере — это пружина, на­ капливающая потенциальную энергию, и груз, накапливающий кинетическую энергию. В процессе функционирования системы

происходит постоянный обмен этими видами энергии.

 

Если канал, по которому идет обмен, идеальный,

т. е. отсут­

ствуют потери энергии, то в такой системе переходный процесс незатухающий. В этом случае 7'1= 0, так как т|= 0.

Чем больше сопротивление канала обмена энергией, тем вы­ ше ее потерн. В примере на рис. 1.9 с ростом трения между ку­ лисой и стенками (с ростом ц) безвозвратные потери энергии для системы увеличиваются. Это ведет к росту Д при поддержании

7'22 = const.

При больших потерях энергии (больших Т\) колебания быст­ рее гасятся и наступает такой момент, когда при Гг2 —const пе­ реходный процесс превращается из колебательного в апериоди­ ческий. Таким образом, постоянная времени Д характеризует процесс затухания собственных колебаний системы.

Если считать Д = const, то можно показать, что постоянная времени Т-г будет характеризовать раскачивание параметров системы. Действительно, чем больше Т2-, характеризуемая в на­ шем примере массой груза т, тем больше должно быть трение в системе, чтобы уменьшить колебания до исходного значения.

Решение уравнения движения в системе второго

порядка в

общем случае может быть выражено так:

 

у = кРФ,

(1.13)

где Ф—сложная функция, в состав которой могут входит посто­ янные времени исходного уравнения, собственная частота коле­ баний, начальная фаза и другие параметры.

Это решение, как и ранее, представлено в виде двух сомно­ жителей, первый из которых kP характеризует статические свой­ ства системы, а второй Ф—динамические.

16


В общем случае уравнение переходного процесса для систем второго порядка имеет вид:

Ц at

+7\ ^ at\ + Х вых = V'ox,

(1- 14)

где /г2 — статический 'коэффициент усиления системы; Т-г и Ti — постоянные времени системы.

Для неустойчивой системы второй член левой части уравне­ ния (1.14) будет отрицательным.

1.2.4. Система высшего порядка

При увеличении числа элементов, соединенных различным об­ разом, а также при учете побочных факторов, воздействующих на систему, закон поведения системы будет описываться более сложным уравнением, порядок которого может быть любым.

Вкачестве примера рассмотрим систему «самолет — курсо­ вой автопилот», в которой специальное устройство — автопилот поддерживает заданный курс полета самолета при любых возму­ щающих воздействиях на систему. Предположим, что на самолет оказывают действие момент и силы только в плоскости, перпен­ дикулярной вертикальной осп. Такие момент и силы могут воз­ никнуть в результате неснмметрип тяги двигателей, бокового ветра и некоторой собственной несимметрии самолета. В этом случае, даже при идеальном автопилоте, уравнение движения си­ стемы имеет третий порядок. Учет дополнительных воздействий, связанных с различными условиями полета и режимами работы двигателей, а также применение реального автопилота наклады­ вают дополнительные связи на эту систему и повышают поря­ док уравнения.

Вобщем случае для системы n-го порядка уравнение движе­ ния имеет вид*:

й ал

d a~

d x

 

 

+ ая-1

dtn

dt

T

® 0 ^ " В Ы Х ^ 7 1 ^ В Х > ( ! • 1 '- ! )

dt"

 

 

где л-вх—'Сигнал

входного воздействия; л:вых— сигнал выходно­

го воздействия; а п, а„_ь ..., щ,

а0— постоянные коэффициенты.

Решением неоднородного

линейного

 

дифференциального

уравнения (1.15) будет сумма общего решения соответствующе­ го однородного уравнения и частного решения неоднородного уравнения. Этот метод решения является классическим. Однако он очень сложен и трудоемок, в то же время решить с его помо­ щью можно ограниченное число уравнений. По этой причине бо­ лее широкое применение нашли специальные методы решения, некоторые из них рассмотрены в гл. III.

* Для некоторых систем возможно наличие производных и в правой части уравнения (1.15), а также интегральных членов вЬбеих-частях. . я


1.2.5.Системы с обратной связью

Вавтоматике системы с обратной связью играют очень важ­ ную роль. Применение их позволяет получать процессы, подле­ жащие управлению, близкие к желаемым при минимальных ошибках как в динамике, так и в статике. Обратимся к примеру, приведенному на рис. 1.10.

Пусть на шкале 4 имеется подвижная стделка — указатель 5, не связанная с системой и способная перемещаться на величину

±г/зад под действием постороннего

источника

энергии.

 

 

 

л

 

ТРД

->

 

Gj.fi

 

\'

 

 

 

 

Регулятор

Настройка

Рис. 1.10. Пример системы с

Рис. 1.11.

Схема

системы

обратной связью

регулирования числа оборо­

 

тов ТРД

 

Наблюдатель, находящийся в комнате, должен в любой мо­ мент так поддерживать положение стрелки 3 (связанной с систе­ мой), чтобы не допустить рассогласования между входным t/3aд и выходным у0 воздействиями, т. е. выполнять соотношение

А */ = Уза д— У 0 = 0.

Информация о внешних и внутренних воздействиях на систе­ му передается с помощью определенной связи. Связь между вхо­ дом и выходом системы называется п р я мо й, а между выходом и входом — о б р а т н о й . В примере на рис. 1.10 обратная связь осуществляется между стрелками 3, 5 и наблюдателем.

В технике обратные связи вводятся в системы управления для самых различных целей, а не только для выполнения функ­ ции, рассмотренной в примере (см. рис. 1.10). Так, для регули­ рования числа оборотов ротора ТРД (см. рис. 1.1 и 1.11) преду­ сматривается наличие связи между двигателем и управляющим устройством (регулятором). Выходной сигнал с двигателя — число оборотов п—одновременно является входным сигналом ре­

гулятора, а выходной сигнал

регулятора •— подача топлива

GT—входным для двигателя. Это так называемая замкнутая сис­

тема, охваченная г л а в н о й

о б р а т н о й с в я з ь ю .

Часто

в

системы входят дополнительные

(местные)

обратные связи,

ко­

торые передают воздействия от какого-либо

последующего

(по

цепи прохождения сигнала)

элемента предыдущему

(рис. 1.12).

18