ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.06.2024
Просмотров: 93
Скачиваний: 0
ЭКСПЛУАТАЦИЯ t АВТОМОБИЛЕЙ
НА СЕВЕРЕ
Ю. Л. Бакуревич, С. С. Толкачев, Ф. Н. Шевелев
ЭКСПЛУАТАЦИЯ
АВТОМОБИЛЕЙ
НА СЕВЕРЕ
Издание второе, переработанное и дополненное под ред. канд. техн. наук Ф. Н. Шевелева
Москва «Транспорт» 1973
УДК 629.И3.004.2«324» |
|
|
|
Эксплуатация автомобилей |
на |
Севере. |
Б а к у р е- |
в и ч Ю. Л., Т о л к а ч е в С. |
С.. |
Ш е в е |
л е в Ф. Н. |
Изд-во «Транспорт», 1973, с. 1—180.
В книге рассмотрено влияние низких температур на работу автомобилей, на изменение технического состоя ния механизмов, деталей и эксплуатационных материа лов. Приводятся конструкции приспособлений и реко мендации по дооборудованию серийных автомобилей для работы на Севере. Для увеличения их долговечности и надежности изложены меры по подготовке автомобилей к эксплуатации в условиях низких температур, рассмот рено содержание, устройство, расчет зимнихдорог и ле дяных переправ, площадок и методов безгаражного хра нения.
В книге использован опыт передовых водителей, ме хаников, ремонтных рабочих, инженерно-технических ра ботников, эксплуатирующих автомобили в северных условиях, а также отдельные материалы научно-исследо вательских и проектно-конструкторских работ, проведен ных как авторами, так и сотрудниками научно-исследо вательских, проектных и других учреждений страны.
Книга предназначена для инженерно-технических работников автомобильного транспорта и может быть полезна преподавателям н студентам вузов. Рис. 129. табл. 40, библ. 97.
|
Гос. публичная |
3183-016 |
іучно-техничй«нля |
Б ---------------- 16-73 |
іиблиотѳка ССОР |
049(01)-73 |
Э К З Е М П Л Я Р |
А ? |
ИТАЛЬМОГО ЗАЛА |
|
©Издательство «Транспорт*, 1973 г.
Ю рий Львович Бакуревич, Сергей Сергеевич Толкачев, Федор Николаевич Шевелев
ЭКСПЛУАТАЦИЯ АВТОМОБИЛЕЙ НА СЕВЕРЕ
Редактор Л. В. Китаева Техн. редактор Т. А. Гусева
Корректоры В. Я. Кинареевская, С. М. Лобова
Сдано в набор 22/Ѵ 1972 |
г. |
Печ. л. |
11,25. |
Подписано в печать 22/Х 1973 г. |
|||
Бумага 60х90‘/ів |
тип. № |
2 |
Уч.-изд. л. |
12,79 |
Тир. 12 000 |
||
Зак. тип. 3155. |
Цена |
65 коп. |
Т—15617. |
Изд. № |
1—3—1/14 № 3916 |
Изд-во «Транспорт», Москва, Басманный туп., 6а Московская типография № 8 «Союзполиграфпрома» при Государственном
комитете Совета |
Министров СССР по делам издательств, полиграфии |
и |
книжной торговли, Хохловский пер., 7. |
ВВЕДЕНИЕ
• Размещение производительных сил, определенное директива ми XXIV съезда КПСС, требует наращивания экономического потенциала восточных районов страны — Сибири, Дальнего Вос тока, Крайнего Севера. Значительная часть капиталовложений на правляется на развитие и освоение районов Северо-Востока, Край него Севера и Арктики.
Автомобильный транспорт на севере практически единственный вид наземного транспорта. Так, например, в Магаданской области на долю автомобильного транспорта приходится 98% грузооборота.
Доставка на предприятия и в торговлю грузов составляет от 40 до 200% их стоимости. Недостаточная обеспеченность закрытыми стоянками (около 60%) очень осложняет и удорожает эксплуата цию автомобилей. Тяжелые условия эксплуатации понижают коэф фициент технической готовности (Кт.г). По данным Якутского фи лиала Сибирского отделения АН СССР, К т.г (рис. 1) при темпе ратуре 35° С и немного выше равен 0,45. Поломка основных деталей автомобиля с понижением температуры приведена на рис. 2. С по нижением температуры от —30° С до —60°С число поломок увели чивается в 5 и более раз.
Освоение новых промышленных и сельскохозяйственных райо нов, а также дальнейшее развитие существующих, расположенных в северной части страны, во многом зависит от эффективности, бесперебойной и круглогодовой работы автомобилей, особенно в районах, где железнодорожная сеть слабо развита или отсутст вует.
В нашей стране почти 3U парка автомобилей в течение от 4 до 9 месяцев в году эксплуатируются в условиях низких температур, сильных ветров и при сокращенном светлом времени суток и на личии снежного покрова.
В силу ряда экономических .причин и конструктивных особен ностей основная масса автомобилей отечественного производства рассчитана на надежную и эффективную их эксплуатацию зимой при температуре окружающего воздуха не ниже минус 30° С.
При понижении температуры воздуха ниже минус 30° С эксплу атация автомобилей усложняется и возникает потребность в их до полнительном оборудовании, а также обязательном обеспечении специальными зимними сортами топлива и смазок. Все автомобили, эксплуатируемые зимой, требуют специального обслуживания, а водительский и технический персонал требует хотя бы краткосроч ной теоретической и практической подготовки.
3
Рис. 1. Зависимость коэффициента технической готовности автомобильного парка от температуры окружающего воздуха
Неудовлетворительная подготовка подвижного состава к зимней эксплуатации и отсутствие у водителей достаточного опыта и необ ходимых знаний при значительном понижении температуры окру жающего воздуха приводит к массовому невыходу автомобилей на линию и значительному количеству вынужденных остановок в пути из-за возникновения характерных зимних технических неисправ ностей.
Устранение технических неисправностей автомобилей, возник ших в пути, особенно восстановление работоспособности их путем разогрева и пуска двигателей зимой в северных районах связано с большой затратой сил и времени и необходимостью применения подвижных технических средств.
За последние годы проведена большая и уопешная работа по
созданию |
специальных |
«Северных модификаций» |
серийных оте |
|||||||||
|
|
|
|
чественных |
автомобилей |
и |
по |
|||||
|
|
|
|
конструктивной доработке серий |
||||||||
|
|
|
|
ных автомобилей. |
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
Для |
примера можно указать, |
|||||||
|
|
|
|
что |
использование |
северной |
мо |
|||||
|
|
|
|
дификации автомобиля ЗИЛ-130 |
||||||||
|
|
|
|
ТС |
в |
сравнении |
с |
обычным |
||||
|
|
|
|
ЗИЛ-130 дает в год |
экономиче |
|||||||
|
|
|
|
ский эффект на 1 |
автомобиль — |
|||||||
|
|
|
|
1950 руб. |
|
серийных |
автомоби |
|||||
|
|
|
|
На |
ряде |
|||||||
|
|
|
|
лей |
устанавливают |
высокоэф |
||||||
|
|
|
|
фективные |
предпусковые |
подо |
||||||
|
|
|
|
греватели |
двигателей, |
отопители |
||||||
|
|
|
|
кабин |
и |
двойное остекление |
их, |
|||||
-60 -50 -40 -30 |
-20 -10 0 |
вентиляторы, |
системы |
охлажде |
||||||||
Земператур^а жружающвго |
ния с устройством для временно |
|||||||||||
|
|
|
|
го отключения, утепляют аккуму |
||||||||
Рис. 2. Частота поломок основных |
ляторные |
батареи. |
Для |
надеж |
||||||||
деталей автомобиля ЗИЛ-164: |
ной эксплуатации зимой разрабо |
|||||||||||
/ — полуось; |
2 — поворотная |
цапфа; |
таны |
и внедрены, |
новые |
сорта |
||||||
3 — кожух |
полуоси; |
4 — продольная |
||||||||||
|
балка рамы |
|
низкотемпературных |
масел |
и |
4
смазок, улучшено качество зимних сортов дизельного топлива и бензинов. Основные резино-технические изделия для автомобилей выполняют из морозостойких сортов материалов.
Для ^повышения проходимости автомобили оборудуют широкопрофильными арочными шинами, а также шинами с регулируе мым в них давлением воздуха. В целях повышения проходимости и безопасности движения на обледенелых дорогах и по льду начи нают внедряться шины, оборудованные шипами противосколь жения.
Однако, несмотря на улучшение приспособленности серийных автомобилей к зимней эксплуатации, специфика Севера требует выполнения ряда мероприятий по более основательной подготовке как подвижного состава, так и производственных участков авто транспортных предприятий к зиме. К ним относятся: глубокая про верка технического состояния автомобилей методом объективной диагностики и устранение всех обнаруженных неисправностей, ус тановка дополнительных средств обогрева и утепления механизмов автомобилей, заправка всех механизмов зимними сортами смазки, специальными жидкостями и др.
Опыт эксплуатации автомобилей на Севере показывает, что внедрение даже незначительной части предлагаемых в книге при способлений, приборов и дополнительных средств обеспечивает улучшение использования и бесперебойную работу подвижного со става и дает значительный экономический эффект.
Г л а в а 1
ОСОБЕННОСТИ ЭКСПЛУАТАЦИИ АВТОМОБИЛЕЙ ЗИМОЙ
КЛИМАТИЧЕСКИЕ ЗОНЫ СССР И УСЛОВИЯ ЭКСПЛУАТАЦИИ АВТОМОБИЛЕЙ
Более 50% территории СССР относится к климатической зоне со среднегодовой температурой января ниже минус 20° С и свыше 30% — к зоне со средней температурой января минус 10° С. Поэтому значительная часть автомобилей страны (более 60%) свыше пяти месяцев в году работает в условиях низких температур.
Исходя из особенностей температурных условий зимнего перио да, среднемесячных и минимальных температур января, вся терри тория СССР может быть условно подразделена ,на три климатичес кие зоны и две подзоны: особо низкой температуры и арктическую (рис. 3 и табл. 1).
Т а б л и ц а 1
|
|
Среднемесяч |
Число зимних |
Толщина |
Процент |
|||
Климатическая зона |
ная темпера |
|||||||
|
тура |
января, |
дней в году |
снежного |
от общей |
|||
|
|
|
СС |
|
|
покрова, я |
площади СССР |
|
Первая |
(жаркая)) . . . . От |
+ 5 |
до —10 |
70—140 |
0,8—1,0 |
9 |
||
Вторая |
(умеренная) . . . |
» |
—10 » |
—20 |
120—190 |
До 1,5 |
38 |
|
Третья |
(полярная) . . . . |
> |
—20 » |
—50 |
160—230 |
До 2 |
53 |
|
Подзона особо низкой тем- |
» |
—50 |
и ниже |
230—270 |
> 4 |
|
||
пературы ............................ |
— |
|||||||
Арктическая подзона . . . |
» |
—17 до —26 |
230—240 |
> 2,5 |
— |
Институт комплексных транспортных проблем при Госплане
СССР предложил ввести для районов, требующих применения ав томобилей, предназначенных для эксплуатации в условиях низких температур, наименование зоны холодного климата. Границы зоны холодного климата показаны на рис. 4.
Таким образом, в зону холодного климата входят следующие административные районы:
1)Мурманская область, Кольский полуостров;
2)Архангельская область, Ненецкий национальный округ;
3)Коми АССР;
4)Тюменская область, Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский
национальные округа; 5) Омская область;
6
Рис. 3. Карта климатических зон СССР
Рис. 4. Зоны |
холодного климата: |
изотерма января и температуры; |
I I — западная граница холодного климата |
6)Томская область;
7)Новосибирская область;
8)Алтайский край, Горно-Алтайская автономная -область;
9)Кемеровская область;
10)Красноярский край, Хакасская автономная область, Тай
мырский и Эвенский национальные округа;
11)Тувинская АССР;
12)Якутская АССР;
13)Иркутская область, Усть-Ордынский Бурятский националь
ный округ;
14)Бурятская АССР;
15)Читинская область, Ачинский Бурятский национальный
округ;
16)Амурская область;
17)Магаданская область, Чукотский национальный округ;
18)Камчатская область, Корякский национальный округ;
19)Хабаровский край, Еврейская автономная область;
20)Приморский край;
21)Сахалинская область.
Западная граница зоны холодного климата определена с учетом
следующих критериев: |
наиболее холодного меся |
||
а) изотермы |
средней температуры |
||
ца —20° С; |
климата — наличия сильных ветров |
при низкой |
|
б) суровости |
|||
температуре наружного воздуха (ветер |
10—20 м/сек |
п-ри темпера |
|
туре наружного воздуха минус 25—40°С); |
|
в) наличия низкой минимальной абсолютной температуры на ружного воздуха зимой (около —50° С) и скорректирована с учетом границ административных районов.
Зону холодного климата целесообразно разделить на подзоны: арктическую (прибрежная полоса северных морей) и особо низких температур с изотермой средней температуры января —40° С, как имеющую значительные особенности.
Площадь территории административных районов, расположен ных в границах зоны холодного климата, составляет 13 914 тыс. к м 2, или 62,1% площади территории СССР, численность населения этой зоны 28 022 тыс. чел., или 12% от общей численности населе ния страны.
При подготовке автомобилей к зимней эксплуатации необходи мо учитывать не только возможные среднемесячные температуры, но и суточные минимальные температуры, которые обычно на 10—15° С ниже среднесуточных, а также возможность резкого по нижения температуры воздуха в течение нескольких суток.
Следует также учитывать влияние ветров, имеющих скорость 10—15 м/сек, а в отдельных районах Сибири, Крайнего Севера и побережья Ледовитого океана до 30—40 м/сек. Ветер в значитель ной степени ускоряет остывание нагретых деталей и механизмов автомобиля, усложняет вождение и техническое обслуживание. Не обходимо учитывать также, что снег, измельченный под воздейст-
9