ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.06.2024
Просмотров: 63
Скачиваний: 0
рость деформирования в испытуемом объекте будут одинаковыми по направле нию всех прикладываемых сил. Применяя же различный шаг резьбы или разные передаточные числа, можно добиться выдерживания определенного соотношения перемещений в заданных направлениях.
Следует, однако, отметить, что требуемые электродомкраты серийно пока не выпускаются. Для испытаний сооружений могут быть приспособлены компактные по своим размерам электродомкраты системы В. Г. Кнркина, успешно применяв шиеся при передвижках зданий; они обеспечивают заданные скорости выхода штоков.
2-5. Подвижная нагрузка.
При испытании сооружений и конструкций, предназначенных для пропуска перемещающихся грузов (подкрановые конструкции, шос сейные и железнодорожные мосты и т. д.), загружение должно про изводиться с максимальным приближением к эксплуатационным условиям.
Требуемая нагрузка — краны, автомобили, тракторы, дорожные катки, поезда и т. д. — постепенно (для исключения динамического эффекта) перемещается по пролету и устанавливается в необходи мом, заранее заданном положении.
|
Менее |
точным |
является |
|
принятие давления |
на колесо |
|
|
или скат по паспортным дан |
||
|
ным с непосредственным взве |
||
|
шиванием |
лишь дополнитель |
|
7777 |
ных грузов (например, уклады |
||
ваемых в кузов автомобиля). |
|||
Рис. 43. Определение нагрузки от колеса |
Правильнее проверить всю при |
||
накаткой его на контрольную балкѵ ; |
кладываемую нагрузку на ста |
||
1 — проверяемое колесо; 2 —контрольная бал |
ционарных |
эксплуатационных |
ка |
весах (автомобильных, вагон |
лять давление от каждого |
ных, паровозных) или опреде- |
колеса в отдельности. |
На рис. 43 схематически показана накатка автомобильного ко леса на контрольную балочку из полосовой стали. Значение дейст вующего усилия подсчитывают на основании измерений прогибов или напряжений в этих 'балочках под установленными над ними грузами.
ГЛАВА III
РЕЖИМ ИСПЫТАНИЯ
При выборе режима испытания устанавливают: 1) требуемую интенсивность нагружения; 2) ступени приложения и снятия на грузки и 3) продолжительность ее выдерживания на испытываемом объекте.
§ 1. Назначение величины испытательной нагрузки
Если сооружения или конструкции после испытания должны быть переданы в эксплуатацию, то испытание не должно ухудшать их состояния. Это значит, что в процессе приложения и выдержи вания нагрузки в испытываемом объекте не должны развиваться остаточные деформации и, тем более, нарушения сплошности, ко торые в обычных условиях эксплуатации не могли бы появиться. Максимальная испытательная нагрузка * поэтому не должна выхо дить за установленный предел. Обычно за этот предел принимается расчетная нагрузка в наиневыгоднейшем ее положении, за исклю чением тех случаев, когда приложение испытательной нагрузки, превышающей расчетную, предусмотрено соответствующими техни ческими условиями.
В качестве примера можно привести правила приемки стальных вертикаль ных цилиндрических резервуаров для нефти и нефтепродуктов. Емкости, прове ряемые на прочность, должны быть заполнены водой до расчетной отметки, а
* Под испытательной нагрузкой в большинстве случаев понимают нагрузку, прикладываемую к объекту непосредственно в процессе испытания. Действую щая при этом на объект полная нагрузка складывается как сумма испытательной
нагрузки, собственного веса конструкций и постоянно |
приложенных к |
объекту |
|
усилий (например, веса стационарно установленного |
оборудования и т. п.). |
||
В курсе «Испытания сооружения» проф. Н. |
Н. |
Аистова ‘Принята |
другая |
терминология: полная нагрузка названа испытательной, а дополнительная, при кладываемая во время испытания, — пробной, что неудобно, поскольку под «пробным загружением» понимают обычно кратковременное приложение к объек ту начального, как правило, незначительного дополнительного усилия для опро бования загрузочных устройств и подготовки объекта к испытанию.
Под контрольной нагрузкой понимают (по ГОСТ 8829—66) заранее назначен ную нагрузку, которую должны выдерживать образцы конструкций и изделий серийного изготовления при выборочном их испытании.
79
избыточное давление воздуха п вакуум в так называемом «газовом пространстве»' резервуара (над залитой жидкостью) должны превышать проектные: избыточное давление — на 25%, а вакуум в зависимости от типа резервуаров — на 25—50%.
При испытаниях опытных объектов, передача которых в эксплуа тацию не предусматривается, указанные выше ограничения отпада ют и максимум нагрузки назначается в зависимости от поставлен ной задачи.
Если целью испытания является определение несущей способно сти или исследование условий появления местных повреждений (трещин, сколов и т. п.), то значения максимальной нагрузки уточ няют непосредственно в процессе эксперимента в соответствии с его результатами. Однако до начала испытания этот максимум должен быть оценен ориентировочно для подсчета требуемой нагрузки. По следняя должна браться «с запасом» во избежание задержек в хо де испытания в случае ее недостаточности.
Испытание железобетонных изделий серийного изготовления и
отбор контрольных образцов проводятся в соответствии с указания ми ГОСТ 8829—66:
при проверке на прочность-—контрольная нагрузка принимает ся равной расчетной, умноженной на коэффициент С, численные значения которого -берутся от 1,4 до 2,0 в зависимости от типа конст рукции, вида примененного бетона и характера ожидаемого разру шения;
при проверке на жесткость — контрольная нагрузка принимает ся равной нормативной в наиневыгоднейшем ее положении;
при проверке на трещиностойкость — для изделий первой кате гории трещнностойкости нагрузка берется равной 1,05 от расчетной
идля второй категории — 1,05 от нормативной.
§2. Последовательность приложения
иснятия нагрузки
Ступени нагружения. При их назначении исходят из следующих соображений: с одной стороны, чем меньше каждая ступень, тем чаще в процессе нагружения могут быть взяты отсчеты по прибо рам. Графики исследуемых характеристик строятся, следовательно, более четко (по большему числу точек); это особенно существенно при наличии нелинейной зависимости между нагрузкой и исследуе мой характеристикой; с другой стороны, с уменьшением ступеней нагрузки возрастает их общее число, что делает процесс испытания более длительным и трудоемким.
В каждом конкретном случае приходится находить оптимальное решение, учитывая эти положения.
Так, например, для контрольных испытаний образцов железобетонных изде лий серийного изготовления в ГОСТ 8829—66 даются следующие указания:
■ при проверке прочности ступени («доли») нагрузки не должны превосходить 10% от ее контрольного (т. е. максимального) значения;
80
при проверке оісесткости ступени должны быть не более 20% от соответст вующей контрольной;
при проверке трещиностойкости после приложения нагрузки, равной 90% от соответствующей контрольной, каждая последующая доля загружения, вплоть до момента появления трещин, должна составлять не более 5% контрольной.
Для облегчения обработки результатов испытаний последова тельные ступени нагрузки должны быть по возможности одинако выми.
Начальную ступень нагружения следует брать небольшой (по рядка 5, но не более 10% от ожидаемой максимальной нагрузки), поскольку в начале приложения усилий часть их идет на обмятие подкладок в опорах и под нагрузочными приспособлениями, обтяж ку тяг и т. д. Для уменьшения этих потерь прибегают к повторным приложениям и снятиям начальной ступени нагружения. Такие по вторные нагрузки полезны также и для проверки возвращения «на нуль» показаний установленных приборов.
При использовании подвижной нагрузки для той же цели дела ют пробные обкатки.
Разгрузка. Ступени разгрузки полезно брать такими же, как и ступени нагружения. Этим существенно облегчается сравнение «прямых» и «обратных» ходов показаний приборов.
Но для ускорения процесса испытания нередко приходится при бегать к сокращению числа ступеней разгрузки. Их следует тогда ■брать кратными ступеням нагружения, с тем чтобы совпадение со ответствующих точек прямого и обратного ходов все же сохраня-
•ЛОСЬ.
При повторных (циклических) загружениях нагрузка после каж дого цикла должна сниматься не полностью, а доводиться до уровня первой (начальной) ступени. Этим обеспечивается необходимая •четкость испытания, поскольку все нагрузочные устройства остают ся включенными. При полной же разгрузке не исключена возмож- -ность небольших перекосов и смещений нагрузочных устройств, что
.затрудняет сопоставление получаемых результатов.
§ 3. Выдерживание нагрузки
Для выяснения закономерности приращения перемещений и де- ■ -формаций после приложения нагрузки обычно бывает достаточна
.выдержка:
для металлических конструкций — от 15 до 30 мин\ для железобетонных конструкций — около 12 ч;
для деревянных конструкций — от 24 ч до нескольких суток.
Если перемещения и деформации при постоянной нагрузке в ука занные выше сроки не затухают, то время ее выдерживания удли няется. Если замедления нарастания перемещений и деформаций и в этом случае не наблюдается, то испытываемый объект является агегодным для эксплуатации в заданных условиях.
81