Файл: Аронов Р.И. Испытание сооружений учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2024

Просмотров: 63

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

рость деформирования в испытуемом объекте будут одинаковыми по направле­ нию всех прикладываемых сил. Применяя же различный шаг резьбы или разные передаточные числа, можно добиться выдерживания определенного соотношения перемещений в заданных направлениях.

Следует, однако, отметить, что требуемые электродомкраты серийно пока не выпускаются. Для испытаний сооружений могут быть приспособлены компактные по своим размерам электродомкраты системы В. Г. Кнркина, успешно применяв­ шиеся при передвижках зданий; они обеспечивают заданные скорости выхода штоков.

2-5. Подвижная нагрузка.

При испытании сооружений и конструкций, предназначенных для пропуска перемещающихся грузов (подкрановые конструкции, шос­ сейные и железнодорожные мосты и т. д.), загружение должно про­ изводиться с максимальным приближением к эксплуатационным условиям.

Требуемая нагрузка — краны, автомобили, тракторы, дорожные катки, поезда и т. д. — постепенно (для исключения динамического эффекта) перемещается по пролету и устанавливается в необходи­ мом, заранее заданном положении.

 

Менее

точным

является

 

принятие давления

на колесо

 

или скат по паспортным дан­

 

ным с непосредственным взве­

 

шиванием

лишь дополнитель­

7777

ных грузов (например, уклады­

ваемых в кузов автомобиля).

Рис. 43. Определение нагрузки от колеса

Правильнее проверить всю при­

накаткой его на контрольную балкѵ ;

кладываемую нагрузку на ста­

1 — проверяемое колесо; 2 —контрольная бал­

ционарных

эксплуатационных

ка

весах (автомобильных, вагон­

лять давление от каждого

ных, паровозных) или опреде-

колеса в отдельности.

На рис. 43 схематически показана накатка автомобильного ко­ леса на контрольную балочку из полосовой стали. Значение дейст­ вующего усилия подсчитывают на основании измерений прогибов или напряжений в этих 'балочках под установленными над ними грузами.


ГЛАВА III

РЕЖИМ ИСПЫТАНИЯ

При выборе режима испытания устанавливают: 1) требуемую интенсивность нагружения; 2) ступени приложения и снятия на­ грузки и 3) продолжительность ее выдерживания на испытываемом объекте.

§ 1. Назначение величины испытательной нагрузки

Если сооружения или конструкции после испытания должны быть переданы в эксплуатацию, то испытание не должно ухудшать их состояния. Это значит, что в процессе приложения и выдержи­ вания нагрузки в испытываемом объекте не должны развиваться остаточные деформации и, тем более, нарушения сплошности, ко­ торые в обычных условиях эксплуатации не могли бы появиться. Максимальная испытательная нагрузка * поэтому не должна выхо­ дить за установленный предел. Обычно за этот предел принимается расчетная нагрузка в наиневыгоднейшем ее положении, за исклю­ чением тех случаев, когда приложение испытательной нагрузки, превышающей расчетную, предусмотрено соответствующими техни­ ческими условиями.

В качестве примера можно привести правила приемки стальных вертикаль­ ных цилиндрических резервуаров для нефти и нефтепродуктов. Емкости, прове­ ряемые на прочность, должны быть заполнены водой до расчетной отметки, а

* Под испытательной нагрузкой в большинстве случаев понимают нагрузку, прикладываемую к объекту непосредственно в процессе испытания. Действую­ щая при этом на объект полная нагрузка складывается как сумма испытательной

нагрузки, собственного веса конструкций и постоянно

приложенных к

объекту

усилий (например, веса стационарно установленного

оборудования и т. п.).

В курсе «Испытания сооружения» проф. Н.

Н.

Аистова ‘Принята

другая

терминология: полная нагрузка названа испытательной, а дополнительная, при­ кладываемая во время испытания, — пробной, что неудобно, поскольку под «пробным загружением» понимают обычно кратковременное приложение к объек­ ту начального, как правило, незначительного дополнительного усилия для опро­ бования загрузочных устройств и подготовки объекта к испытанию.

Под контрольной нагрузкой понимают (по ГОСТ 8829—66) заранее назначен­ ную нагрузку, которую должны выдерживать образцы конструкций и изделий серийного изготовления при выборочном их испытании.

79



избыточное давление воздуха п вакуум в так называемом «газовом пространстве»' резервуара (над залитой жидкостью) должны превышать проектные: избыточное давление — на 25%, а вакуум в зависимости от типа резервуаров — на 25—50%.

При испытаниях опытных объектов, передача которых в эксплуа­ тацию не предусматривается, указанные выше ограничения отпада­ ют и максимум нагрузки назначается в зависимости от поставлен­ ной задачи.

Если целью испытания является определение несущей способно­ сти или исследование условий появления местных повреждений (трещин, сколов и т. п.), то значения максимальной нагрузки уточ­ няют непосредственно в процессе эксперимента в соответствии с его результатами. Однако до начала испытания этот максимум должен быть оценен ориентировочно для подсчета требуемой нагрузки. По­ следняя должна браться «с запасом» во избежание задержек в хо­ де испытания в случае ее недостаточности.

Испытание железобетонных изделий серийного изготовления и

отбор контрольных образцов проводятся в соответствии с указания­ ми ГОСТ 8829—66:

при проверке на прочность-—контрольная нагрузка принимает­ ся равной расчетной, умноженной на коэффициент С, численные значения которого -берутся от 1,4 до 2,0 в зависимости от типа конст­ рукции, вида примененного бетона и характера ожидаемого разру­ шения;

при проверке на жесткость — контрольная нагрузка принимает­ ся равной нормативной в наиневыгоднейшем ее положении;

при проверке на трещиностойкость — для изделий первой кате­ гории трещнностойкости нагрузка берется равной 1,05 от расчетной

идля второй категории — 1,05 от нормативной.

§2. Последовательность приложения

иснятия нагрузки

Ступени нагружения. При их назначении исходят из следующих соображений: с одной стороны, чем меньше каждая ступень, тем чаще в процессе нагружения могут быть взяты отсчеты по прибо­ рам. Графики исследуемых характеристик строятся, следовательно, более четко (по большему числу точек); это особенно существенно при наличии нелинейной зависимости между нагрузкой и исследуе­ мой характеристикой; с другой стороны, с уменьшением ступеней нагрузки возрастает их общее число, что делает процесс испытания более длительным и трудоемким.

В каждом конкретном случае приходится находить оптимальное решение, учитывая эти положения.

Так, например, для контрольных испытаний образцов железобетонных изде­ лий серийного изготовления в ГОСТ 8829—66 даются следующие указания:

■ при проверке прочности ступени («доли») нагрузки не должны превосходить 10% от ее контрольного (т. е. максимального) значения;

80


при проверке оісесткости ступени должны быть не более 20% от соответст­ вующей контрольной;

при проверке трещиностойкости после приложения нагрузки, равной 90% от соответствующей контрольной, каждая последующая доля загружения, вплоть до момента появления трещин, должна составлять не более 5% контрольной.

Для облегчения обработки результатов испытаний последова­ тельные ступени нагрузки должны быть по возможности одинако­ выми.

Начальную ступень нагружения следует брать небольшой (по­ рядка 5, но не более 10% от ожидаемой максимальной нагрузки), поскольку в начале приложения усилий часть их идет на обмятие подкладок в опорах и под нагрузочными приспособлениями, обтяж­ ку тяг и т. д. Для уменьшения этих потерь прибегают к повторным приложениям и снятиям начальной ступени нагружения. Такие по­ вторные нагрузки полезны также и для проверки возвращения «на нуль» показаний установленных приборов.

При использовании подвижной нагрузки для той же цели дела­ ют пробные обкатки.

Разгрузка. Ступени разгрузки полезно брать такими же, как и ступени нагружения. Этим существенно облегчается сравнение «прямых» и «обратных» ходов показаний приборов.

Но для ускорения процесса испытания нередко приходится при­ бегать к сокращению числа ступеней разгрузки. Их следует тогда ■брать кратными ступеням нагружения, с тем чтобы совпадение со­ ответствующих точек прямого и обратного ходов все же сохраня-

•ЛОСЬ.

При повторных (циклических) загружениях нагрузка после каж­ дого цикла должна сниматься не полностью, а доводиться до уровня первой (начальной) ступени. Этим обеспечивается необходимая •четкость испытания, поскольку все нагрузочные устройства остают­ ся включенными. При полной же разгрузке не исключена возмож- -ность небольших перекосов и смещений нагрузочных устройств, что

.затрудняет сопоставление получаемых результатов.

§ 3. Выдерживание нагрузки

Для выяснения закономерности приращения перемещений и де- ■ -формаций после приложения нагрузки обычно бывает достаточна

.выдержка:

для металлических конструкций — от 15 до 30 мин\ для железобетонных конструкций — около 12 ч;

для деревянных конструкций — от 24 ч до нескольких суток.

Если перемещения и деформации при постоянной нагрузке в ука­ занные выше сроки не затухают, то время ее выдерживания удли­ няется. Если замедления нарастания перемещений и деформаций и в этом случае не наблюдается, то испытываемый объект является агегодным для эксплуатации в заданных условиях.

81