ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.06.2024
Просмотров: 47
Скачиваний: 0
с точки зрения ее макроструктуры одним из наиболее однородных материалов, по своей микроструктуре неоднородна; зерна и про слойки феррита, перлита и других ее составляющих обладают, как известно, отличными друг от друга физико-механическими свойст вами, размерами, ориентировкой и т. д.
Резко неоднороден по своей структуре бетон, состоящий из це ментного камня с различными по размерам и свойствам заполни телями. Различны строение и физико-механические характеристики слоев древесины и т. п.
Анизотропность материала, т. е. переменность физико-механиче ских свойств по различным направлениям в одной и той нее точке, появляется как неизбежное следствие несплошности и неоднород ности материала. В еще большей степени анизотропия обусловли вается технологическими процессами. Бетон анизотропен вдоль и поперек направления уплотнения. Металл вдоль и поперек проката также может отличаться по своим электромагнитным и механиче ским характеристикам и т. д.
Со всеми этими факторами приходится считаться при оценке напряженного состояния материала в испытываемых конструкциях.
3-3. Неоднородность работы составных сечений
При расчете сечений из совместно работающих элементов («па кетов») и сечений, составленных из различных материалов (наприімер, армированных элементов), исходят обычно из предположения их слитной работы.
Между тем, дефекты и несовершенства соединений, недостаточ ная связь между разнородными материалами (а иногда и не вполне удачный выбор их физико-механических параметров) нередко обусловливают появление внутренних сдвигов, искажающих рас пределение усилий и напряжений по сравнению с расчетными. По этому действительные условия работы составных сечений требуют уточнений путем соответствующих испытаний.
§ 4. Изменения в работе сооружения во времени
4-1. Переменность внешних воздействий
Переменность силовых воздействий, например от крановой на грузки, от усилий, возникающих при работе машин и динамически действующего оборудования и т. п., как правило, учитывается в рас четах (часто лишь приближенно — в случае отсутствия у проекти ровщика соответствующих точных данных).
Однако переменные воздействия оказывают на сооружения и иные факторы, не всегда в должной мере отражаемые в расчетах.
Так, температуре наружного воздуха свойственны, как известно, годовые и суточные колебания. При этом в материалах с малой теплопроводностью, например в бетоне, возникают тепловые волны, постепенно проникающие в глубь элементов. Неравномерное рас пределение температуры создает в материале неравномерное же
9
поле напряжений, что в ряде случаев приводит к появлению трещин
вбетонных и железобетонных конструкциях. Тот же фактор в кон струкциях из материала с большой теплопроводностью (металл) вызывает циклические деформации. Подобные деформации и пе ремещения, нередко довольно значительные, появляются, например,
врезультате неравномерного нагрева лучами солнца металличе ских резервуаров и газгольдеров, конструкций металлических мо стов и т. п.
Меняющиеся во времени напряжения, деформации и перемеще ния могут вызываться также колебаниями уровня грунтовых вод, изменением влажности воздуха и рядом других подобных же фак торов, учет которых весьма существен при оценке действительной
работы и несущей способности сооружений.
4-2. Изменения свойств материалов
Материал в сооружениях «живет», т. е. его состояние и харак теристики в известной степени (в зависимости от рода материала, условий эксплуатации и приложенных нагрузок) меняются во вре мени. Рассмотрим несколько наиболее характерных примеров.
Общеизвестно, что прочность бетона в сооружениях со временем возрастает. Однако при неблагоприятных условиях — при низких температурах свежеуложенного бетона, недостаточном увлажнении его и, в особенности, при воздействии агрессивных сред, это нара стание прочности не только замедляется, но может приостановиться совсем, а в отдельных случаях — даже замениться обратным про цессом.
При приложении внешней нагрузки зависимость между напря жениями и деформациями в бетоне носит криволинейный характер. 4Но при повторных циклах нагружения (не превосходящих 40—50% от предела прочности) график деформаций постепенно выпрямля ется (рис. 3) и бетон начинает работать практически упруго. В та-
Рис. 3. График деформаций при повторных загружениях бетона
10
ких условиях находятся, например, железобетонные мосты, систе матически загружаемые проходящей подвижной нагрузкой. Наобо рот, длительная выдержка сооружения в ненагруженном состоянии ведет к частичному восстановлению криволинейное™ диаграммы деформаций.
Характеристики металла в элементах конструкций, работающих в упругой стадии, остаются практически стабильными. Пластиче ские же деформации вызывают явление наклепа, влияющего на фи зико-механические свойства материала (снижение пластичности, увеличение хрупкости, развитие анизотропии и т. д.). Длительная разгрузка отчасти восстанавливает первоначальные свойства.
Наклеп и связанное с ним механическое старение металла соз дают условия для возникновения и развития, в особенности при по ниженных температурах, опасных для целости конструкций «хруп ких» трещин.
Постепенное изменение физико-механических свойств 'наблю дается и в других материалах — дереве, пластмассах и т. д., тем более значительное, чем в более трудных условиях протекает про цесс эксплуатации сооружения. При оценке действительной работы и несущей способности конструкций выявление и учет возможных изменений характеристик материалов является задачей первосте пенной важности.
4-3. Расстройства стыков и соединений элементов
При пуске сооружения в эксплуатацию, при первых же загружениях возникают сдвиги и пластические деформации в соедине ниях и связях, сопровождающиеся появлением характерных для начальной работы конструкции так называемых «рыхлых» прогибов и перемещений.
Постепенно элементы как бы взаимно «притираются» и приспо сабливаются к условиям эксплуатации, однако сдвиги и остаточные деформации в соединениях и связях все же возрастают. Элементы начинают работать менее слитно, ухудшаются условия их крепле ния и опирания, появляются трещины и другие повреждения, и воз можность нормальной эксплуатации нарушается.
4-4. Выводы
Состояние и работа сооружений переменны во времени. После довательно при этом сменяются три стадии:
1)период «приспособления», продолжающийся до тех пор, пока деформации как в основном материале элементов, так и в их соеди нениях, не становятся практически стабильными в данных условиях эксплуатации;
2)длительный период нормальной работы;
3)период «старения», сопровождающийся расстройством сое динений и связей, появлением различных повреждений и ухудше нием показателей работы всего сооружения.
11
ГЛАВА II
УТОЧНЕНИЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СООРУЖЕНИЙ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫМ ПУТЕМ
§ 1. Основные определения
Под испытанием сооружений понимают совокупность операций,, связанных с выявлением и проверкой состояния и работоспособно сти обследуемых строительных объектов и отдельных их элементов.
Эти операции могут быть разбиты на следующие основные комплексы:
1)освидетельствование, включающее операции по проверке размеров, выявлению'качества материалов, дефектоскопии и уточ нению других факторов, определяющих состояние сооружения;
2)испытание, понимая под этим в данном случае проверку по ведения исследуемого объекта при приложении к нему внешних нагрузок (статических и динамических), изменении температуры и влажности внешней среды и т. д.;
3)перерасчеты на прочность, деформативность и трещиностой
кость как отдельных, входящих в состав сооружения конструкций, так и всего объекта в целом, проводимые на основании фактических данных, полученных в результате освидетельствования и испы тания.
Классификация освидетельствований и испытаний может произ водиться по различным признакам. Приведем главнейшие из них.
1. Классификация по цели исследования:
а) приемочные освидетельствования и испытания законченных строительных объектов перед сдачей их в эксплуатацию;
б) освидетельствования и испытания объектов, находящихся в эксплуатации, как плановые, так и назначаемые в особых случаях, например для установления фактической несущей способности со оружения в связи с предстоящей его реконструкцией, после аварии и т. д.;
в) испытания деталей и элементов на заводах строительных конструкций;
г) научно-исследовательские испытания.
2. Классификация по объектам исследования:
а) натурные освидетельствования и испытания, проводимые на реальных объектах;
б) испытания отдельных конструкций и их элементов на спе циальных установках или стендах, проводимые как в лабораториях
12
испытаний строительных конструкций, так и на строительных поли
гонах и площадках; в) испытания на моделях, воспроизводящих в уменьшенном
масштабе или исследуемое сооружение в целом, или отдельные его детали. Модельные испытания, как правило, проводятся в лабора торных условиях.
3. Классификация по характеру приложенной нагрузки — ста тические и динамические испытания.
Более детальная классификация каждой из этих групп рассмат ривается ниже, в разделах третьем и четвертом.
§ 2. Исторический обзор
На опытные данные всегда опиралась строительная деятель ность человека. В течение многих веков, когда не было даже в за родыше теории расчета сооружений, только опыт практического строительства, отсутствие или наличие разрушений и аварий позво ляли отсеивать и выбирать наиболее рациональные конструкции. Решения неудачные, не выдерживавшие проверки временем, отбра сывались и, наоборот, сохранялись и частично дошли и до нас наи более совершенные конструкции и сооружения, часто даже сейчас поражающие своей инженерной целенаправленностью и смелостью (например, стрельчатые арки с аркбутанами готических соборов, многоярусные римские акведуки и др.). Усовершенствование и раз витие новых конструктивных форм при этом происходило чрезвы чайно медленно.
Начало развития учения о работе сооружений связано с общим подъемом производства и его-практическими запросами. В первой части XVII в. зарождается наука «сопротивление материалов» (Галилей, 1638 г.). Появляется и строительный эксперимент в его прямом значении — специально поставленный опыт, проводимый в заданных условиях с возможностью его повторения и проверки.
Долгое время роль эксперимента по сравнению с расчетом оста валась доминирующей и к началу XIX в. инженерные расчеты при носили больше пользы развитию математики, чем непосредствен ному усовершенствованию строительных конструкций. Действитель но, приемы расчета инженерных сооружений еще только намечались. Строительные эксперименты ставились поэтому безот носительно к расчету (практически еще не существовавшему), и задача экспериментатора по-прежнему сводилась к определению и проверке несущей способности новых испытываемых конструкций.
Среди наиболее крупных испытаний рассматриваемого периода отметим следующие: испытание крупномасштабной модели деревян ного арочного моста через Неву в Петербурге, проведенное в 1775— 1776 гг., и испытание в 1831 г. железочугунных конструкций, подго товленных для перекрытий Александрийского театра (ныне Ленин градский академический театр драмы им. А. С. Пушкина).
Перекрытие Невы арочным мостом пролетом 298 м, предложен ное И. П. Кулибиным, являлось для своего времени исключительно
13
смелым и прогрессивным решением, надолго опередившим уровень современной ему техники. Очертания и сечения этого удивительного, оставшегося неосуществленным, сооружения определялись И. П. Ку либиным экспериментальным путем.
Для проверки работы запроектированной конструкции в целом И. П. Кулибин на основании правильно оцененных им законов по добия изготовил деревянную модель этого сооружения в масштабе 1/10 натуральной величины. Эта модель, сама являвшаяся внуши тельной арочной конструкцией (пролетом около 30 м), успешно вы держала испытание пробной нагрузкой и затем долгое время ис пользовалась как пешеходный мост в Таврическом саду.
Сквозные арочные фермы для перекрытий Александрийского театра пролетом около 30 м и другие, предусмотренные проектом конструкции нового типа и большого для своего времени пролета, вызывали сомнение в их прочности. Способов расчета решетчатых ферм тогда еще не существовало, и работы были приостановлены. Лишь по настоянию автора проекта, известного архитектора К. И. Росси, уверенного в своей интуиции, приняли решение о про ведении контрольных испытаний. Каждая арка была проверена под нагрузкой около 40 Т (2500 пудов). Установленные после этого конструкции успешно служат до настоящего времени.
Аналогичные массовые испытания были произведены несколько позднее при восстановлении перекрытий Зимнего дворца после по жара 1837 г.
Взамен сгоревших деревянных ферм были сконструированы и изготовлены металлические пролетом до 21,3 ж с поясами из обтя нутых хомутами металлических полос, а для меньших пролетов — своеобразные, эллиптического сечения балки из тонкого листового железа.
В данном случае были уже сделаны попытки расчета. По фор муле Навье определялись наибольшие нормальные напряжения в опасных сечениях. Вне зависимости от этого, прочность всех изго товленных балок и ферм до их установки на место была проверена пробным загружением.
Таким образом, уже в первой половине XIX в. в России при воз ведении монументальных сооружений применялся сплошной экспе риментальный контроль (по современной терминологии) прочности ответственных конструкций.
Необходимо отметить испытания при выборе конструкций ме таллических мостов, проводившиеся в Англии в связи со строитель ством сети железных дорог.
Одной из наиболее значительных и интересных работ подобного рода были испытания крупномасштабной модели так называемого БританскогЬ моста через пролив Меней.
Для увеличения жесткости балки запроектированного цепного моста ее сечение после ряда предварительных экспериментов было выбрано в виде замкнутого прямоугольника с пропуском железно дорожных составов внутри этой трубы. В 1846—1847 гг., уже при готовых мостовых опорах, было произведено испытание таких кле
14