Файл: Аронов Р.И. Испытание сооружений учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2024

Просмотров: 76

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

паных труб длиной 23,3 м, воспроизводивших конструкцию цент­ рального пролета (длиной 140 м) в масштабе 1 :6. Испытания по­ казали, что прочность и жесткость трубчатых балок велики, и проект был изменен — на тех же опорах вместо цепного был соору­ жен мост балочного типа.

В середине и второй половине XIX в. рост промышленности, строительство железных дорог и все возрастающее применение ме­ таллических конструкций стимулировали развитие методов расчета сооружений. Соответственно менялся и взгляд на эксперимент, за­ дачей которого все в большей степени становилось сопоставление фактической работы сооружений с расчетными данными. При этом, в первую очередь, сверялись прогибы конструкций, которые легче всего поддавались определению при помощи применявшихся в то время измерительных приборов. Так, при приемке в эксплуатацию железнодорожных мостов проверка их прогибов под пробной на­ грузкой считалась обязательной.

По мере развития техники эксперимента и разработки соответ­ ствующей аппаратуры стали определяться и деформации, с пересче­ том их в напряжения. В этот период были созданы первые образцы различных измерительных приборов для статических испытаний, основанные главным образом на механическом принципе действия.

В начале XX в. начинается следующий период развития экспе­ римента, связанный с коренной переоценкой его роли. Выявленные многочисленные несоответствия между результатами измерений и данными расчета, в особенности в отношении конструкций из но­ вого материала — железобетона, выдвинули как основную задачу

необходимость уточнения действительных условий работы сооруже­ ний.

Новое направление экспериментальных исследований оказалось весьма пло­ дотворным. Однако быстро выяснилась недостаточность одних только «общих», хотя бы и тщательно поставленных испытаний под действием эксплуатационной нагрузки, поскольку многочисленность воздействующих при этом факторов и трудность выделения влияния каждого из них создавали большие затруднения при оценке работы исследуемых конструкций.

Действительно эффективным показал себя «целенаправленный» экспери­ мент, проводимый по заранее разработанной программе для проверки или опро­ вержения определенных гипотез, выдвинутых на основании уже имеющихся дан­ ных. Решение при этом, в каждом отдельном случае, более узкой задачи облег­ чало и проведение испытаний, делало их более четкими и позволяло достовер­ нее оценивать получаемые результаты.

Из больших натурных испытаний данного периода, оказавших значительное влияние на развитие методики и теории эксперимента, следует отметить ряд работ, выполненных в Советском Союзе, ко­ торому принадлежала ведущая роль в создании и развитии этого нового направления:

серия испытаний мостов, проведенных, начиная с 1919 г., под ру­ ководством Н. С. Стрелецкого и И. М. Рабиновича;

исключительные по масштабу исследования напряженного со­ стояния и температурного режима плотины Днепровской ГЭС, про­

1S


веденные в 1930—1937 гг. под руководством проф. Ю. А. Нилендера;

работы по испытанию сооружений, выполненные сотрудниками Ленинградского инженерно-строительного института под руковод­ ством итроф. Н. Н. Аистова, и др.

При испытаниях этого периода был применен ряд новых, более совершенных типов измерительных приборов как для статических, так и для динамических испытаний, основанных на различных прин­ ципах действия.

Начиная с 40-х годов XX в. наступает следующий период разви­ тия эксперимента, характеризующийся началом широкого исполь­ зования электроники и новых физических методов исследования,

основанных на применении ультразвука, радиоизотопов и т. п. В со­ ответствии с новыми возможностями значительно возрастает роль освидетельствования конструкций (по сравнению с их испытанием под нагрузкой), в особенности с применением «неразрушающих» методов контроля и оценки состояния материала непосредственно в сооружениях.

Наряду с натурными экспериментами, все большую роль начи­ нают играть модельные испытания. С их помощью для более слож­ ных сооружений уточняются и более надежно выбираются расчет­ ные схемы; значительно ускоряется при этом и вариантное проекти­ рование.

Наконец, для современного состояния строительного экспери­ мента характерно намечающееся дальнейшее изменение целена­ правленности. Определение физико-механических параметров мате­ риалов, напряжений и деформаций в элементах конструкций, которые до сих пор использовались при испытаниях и научных ис­ следованиях и лишь отчасти в качестве контроля при строительстве и эксплуатации, в ряде случаев становятся сейчас неотъемлемой частью самого строительного процесса.

Так, изготовление предварительно напряженных конструкций требует тщательного замера усилий в напрягающих элементах, что меняет требования к методике проведения необходимых измерений.

Очередная задача в этом направлении сводится сейчас к даль­ нейшей автоматизации измерений и непосредственной передаче их результатов для обработки на ЭВМ. В перспективе — это путь к внедрению автоматизации в управлении строительным производ­ ством.

РАЗДЕЛ ВТОРОЙ

Освидетельствование

Освидетельствование сооружений складывается из следующих операций, выполняемых полностью или частично в зависимости от поставленных задач и состояния исследуемого объекта:

1)ознакомление с документацией;

2)осмотр объекта в натуре;

3)обмеры — проверка генеральных размеров конструкций (про­

летов, высот и т. д.) и контроль сечений элементов;

4)выявление, установление характера и регистрация трещин и повреждений;

5)проверка качества материала в сооружении и контроль со­ стояния стыков и соединений.

В отдельных случаях, например в предварительно напряженных конструкциях, приходится определять также усилия и напряжения, ■фактически имеющие место в исследуемых элементах.

В результате освидетельствования с учетом данных соответст­ вующих перерасчетов дается общая оценка состояния сооружения

ив случае необходимости решается вопрос о проведении статиче­ ских и динамических испытаний.

ГЛАВА I

ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ДОКУМЕНТАЦИЕЙ, ОСМОТР СООРУЖЕНИЯ И КОНТРОЛЬНАЯ ПРОВЕРКА

РАЗМЕРОВ И СЕЧЕНИЙ

§1. Ознакомление с документацией и осмотр сооружения

Кизучению документации целесообразнее приступать после предварительного (рекогносцировочного) осмотра объекта.

При освидетельствовании сооружений, предназначенных к сдаче

вэксплуатацию, необходимо ознакомиться с проектной и строитель­ но-монтажной документацией, где следует обратить особое внима­ ние на акты скрытых работ. При освидетельствовании объектов, на­

17


ходящихся в эксплуатации, дополнительно должны быть изучены акты передачи в эксплуатацию, паспорт сооружения, журналы экс­ плуатации, документы о произведенных ремонтах и другие имею­ щиеся материалы, характеризующие службу сооружения.

Осмотр сооружения является наиболее ответственной частью освидетельствования. Его начинают с установления соответствия между предъявленной документацией и сооружением в натуре. Вы­ явленные расхождения фиксируются, оцениваются и устанавлива­ ются их причины. В объектах, сданных в эксплуатацию, проверяется устранение недоделок, отмеченных в актах приемки.

Далее производится детальный (по возможности) осмотр эле­ ментов сооружения, начиная с наиболее ответственных: осматри­ ваются опорные части, заделки и соединения и проверяется их со­ стояние и условия работы; осматриваются связи, настилы и прочие элементы, обеспечивающие надлежащую пространственную работу сооружения, и проверяется правильность их опирания и крепления; устанавливается наличие в конструктивных элементах ослаблений и надрезов, сколов и других дефектов; выявляется наличие корро­ зии, гниения и других повреждений материала, ухудшающих работу конструкций и снижающих несущую способность сооружения.

Отмечается (при осмотре — визуально) наличие осадок, дефор­ мирования и взаимных смещений элементов.

По результатам осмотра дается предварительная оценка состоя­ нию сооружения в целом и намечается план дальнейшего проведе­ ния освидетельствования (инструментальных съемок, проверки ка­ чества материала в сооружении и т. д.).

§ 2. Проверка геометрических размеров

2-1. Проверка основных геометрических параметров и конфигурации сооружения

При освидетельствовании должны быть проверены главнейшие размеры конструктивной схемы: длины пролетов, высоты колонн и другие геометрические параметры, от соблюдения заданной величи­ ны которых зависит напряженно-деформированное состояние эле­ ментов конструкций в процессе их службы. В отдельных случаях (если это важно с точки зрения эксплуатации или при наличии обнаруженных при осмотре отклонений) проверяется также гори­ зонтальность перекрытий, соблюдение заданных уклонов, вертикаль­ ность несущих элементов и ограждений и т. д.

В сооружениях сравнительно простого очертания и незначитель­ ных по размерам эти контрольные измерения не являются скольконибудь сложными и выполняются с помощью стальных рулеток, от­ весов, нивелиров и т. д.

При освидетельствовании, же крупных сооружений и объектов сложной конфигурации применяют специальные инструменты для

18


библиотека ' Сссу-
ЭКЗЕМПЛЯР

ускорения процесса съемки и обеспечения ее точности. Так, провер­ ки по вертикали производятся инструментами вертикального визи­ рования, позволяющими производить сноску точек по высоте на 100 м и более с погрешностью, не превышающей ±2 мм. Для ниве­ лирования в тесных и труднодоступных местах целесообразно при­ менять гидравлические нивелиры, обеспечивающие высокую точ­ ность измерений.

При необходимости проверки больших пролетов (в 100 м и бо­ лее), как например расстояния между центрами опорных площадок уже возведенных мостовых опор, применяются новейшие светодальномеры, ускоряющие процесс съемки и обеспечивающие точность порядка 1/25000 определяемой длины.

Для быстрой и надежной фиксации наружного очертания и раз­ меров освидетельствуемого объекта целесообразно применять сте­ реофотограмметрическую съемку (подробнее рассматриваемую в третьем разделе данного курса).

Проведение замеров с применением указанных специализиро­ ванных инструментов, требующих тщательной предварительной вы­ верки и учета ряда поправок, осуществляется квалифицированными геодезическими группами.

2-2. Контроль сечений и проверка очертаний ответственных элементов

В тех случаях, когда проверяемые элементы доступны для изме­ рений, замеры сечений и проверка очертаний достаточно просты и выполняются обычно средним техническим персоналом. Для ускоре­ ния и облегчения измерений в последнее время предложен ряд приспособлений, например шаблоны с автоматической фиксацией отклонений от заданных размеров, чем в значительной степени уменьшается возможность ошибок при проведении контроля.

Более сложной является задача определения толщин в конструк­ циях, доступных при измерениях лишь с одной стороны. Наиболее грубым (и сравнительно еще недавно — единственным) способом измерения толщин было просверливание или, что хуже — пробивка отверстий в соответствующих местах проверяемых конструкций. Способ этот трудоемок и в большинстве случаев крайне неудобен даже при условии последующей заделки отверстий, так как связан с нарушением сплошности материала и возможностью поврежде­ ний. При освидетельствованиях же конструкций, требующих сохра­ нения герметичности (как, например, в уже эксплуатируемых ре­ зервуарах) даже самое аккуратное сверление каких-либо отверстий вообще недопустимо.

Все эти затруднения отпадают при применении для целей «толщинометрии» современных неразрушающих методов контроля, рас­ сматриваемых в следующей главе. Разумеется, применение этих методов требует наличия соответствѵютей^аппарятѵры и подготов­

ленного для работы с ней персонала.

I

і-

~~

 

 

"УЬжчкея

 

I

;-;>«':” 0*тсхн«чвск.- г 19