Файл: Юматов Б.П. Открытая разработка сложноструктурных месторождений цветных металлов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.06.2024
Просмотров: 109
Скачиваний: 0
На карьере применяется короткозамедлениое взрывание. Ин тервалы замедления подбираются в зависимости от характеристики взрываемого блока, схемы расположения скважины и условий взрывания.
Параметры буровзрывных работ за период с 1962 по 1970 г. приведены в табл. 19.
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а 19 |
Год |
|
|
а |
|
|
|
|
п |
|
II |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
1962 |
8—10 |
0,83 |
1,00 |
0,18 |
64,5 |
0,347 |
1966 |
8—12 |
0,90 |
0,90 |
0,24 |
63,5 |
0,303 |
1969 |
8—12 |
0,95 |
0,85 |
0,25 |
59,4 |
0,293 |
1970 |
8—12 |
0,95 |
0,84 |
0,26 |
52,0 |
0,294 |
С внедрением многорядного короткозамедленного взрывания, особенно при взрывании на неподобранный забой, улучшилось качество дробления горной массы, повысилась производительность экскаваторов, снизились потери и разубоживаине руды. Выемка и погрузка горной массы на карьере производятся экскаваторами ЭКГ-4,6, ЭКГ-4 и частично СЭ-3.
Технико-экономические показатели выемочно-погрузочных ра бот за 1970 г. следующие.
Производительность экскаваторов, |
тыс. м 3 |
на 1 м3 |
|
емкости ковшей экскаваторного |
парка: |
|
|
забойных |
|
|
169,6 |
отвальных |
|
|
201,3; |
Коэффициент использования |
экскаваторов |
во време |
|
ни: |
|
|
|
забойных |
|
|
0,614 |
отвальных |
|
|
0,586' |
Расход электроэнергии на |
1 м: | |
горной |
массы, |
квт-ч |
|
|
1,29 |
На карьере исследовались различные способы выемки мало мощных рудных тел. Опыты, проведенные в Средазнипроцветмете, позволили установить влияние различных способов отбойки на величину разубоживания и потерь. Так, при совместном взры вании вмещающих пород и руд вертикальными скважинами диаметром 230 мм потери составляли 20,1—24,5%, разубоживание 15,1—28,6%, а при раздельном взрывании потери снижались до 4,0—9,8% и разубоживание до 4,6—8,5%.
Рис. 20. План Кургашинканского карьера с контурами рудных тел на нижних горизонтах
6Г
Значительное улучшение количественных и качественных пока зателей выемки рудных тел объясняется возможностью разделения породы и руды при взрывных работах, благодаря чему сущест венно снижается количество примешиваемых пустых пород к руде во время погрузки.
|
Себестоимость |
добычи |
1 т |
руды |
при |
раздельной |
отбойке |
|||||||||||
маломощных рудных тел обычно |
выше, чем при валовой |
отбойке, |
||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
однако |
в |
результате |
получения |
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
руды |
с более |
высоким |
содержа |
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
нием |
металла |
достигается |
эконо |
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
мия за счет сокращения |
расходов |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
на |
транспортирование |
и |
обога |
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
щение. В 1970 г. потери на карье |
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
ре составили 7,3%, а разубожива- |
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
ние |
|
30%. |
|
Производительность |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
экскаваторов |
при селективной по |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
грузке |
несколько |
снижается |
за |
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
счет |
увеличения |
|
времени |
на пе |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
регоны |
и снижения |
коэффициен |
|||||||||
Рис. 21. Промышленные контуры руд |
та |
наполнения ковша. |
|
|
|
|||||||||||||
|
На |
карьере |
применяется ком |
|||||||||||||||
ных тел по данным опробования эк |
|
|||||||||||||||||
сплуатационных и взрывных скважин: |
бинированный |
автомобильно-ж~ |
||||||||||||||||
J — контур промышленной |
руды, |
по |
дан |
лезнодорожный |
транспорт. |
Лок'-- |
||||||||||||
ным |
опробования скважин эксплуатацион |
мотивосостав |
состоит |
из электро |
||||||||||||||
ной |
разведки; |
2 — приращение |
промыш |
|||||||||||||||
ленных контуров руды за счет опробова |
воза |
со сцепным |
весом |
100 т и |
||||||||||||||
ния |
взрывных |
скзажпн; |
3 — сокращение |
|||||||||||||||
промышленных |
контуров |
руды |
из-за не- |
трех |
думпкаров; |
максимальный |
||||||||||||
лодтверждення |
запасов при опробовании |
уклон |
|
железнодорожных |
путей |
|||||||||||||
вірывныч скважин: |
4 — участки |
пустых |
|
|||||||||||||||
пород и забалансовых руд по |
данным |
0,035. На горизонте обычно уст |
||||||||||||||||
взрывных скважин и скважин эксплуата |
||||||||||||||||||
|
ционной |
разведки |
|
|
раивается |
один |
забойный |
погру |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
зочный |
тупик, |
рассчитанный |
на |
один экскаватор. Автосамосвалы БелАЗ-540 транспортируют гор ную массу до перегрузочных площадок в карьере.
Автодороги от забойных экскаваторов до перегрузочных пло щадок и отвалов делают со щебеночным или гравийным покрытием. Ширина проезжей части автодорог 9 м; максимальный уклон авто дорог 0,100.
В целях повышения технико-экономических показателей работы автотранспорта на карьере оборудовано три перегрузочных пункта. Два из них находятся в районе выездной траншеи. Один пункт предназначен для складирования доставляемой автосамосвалами руды и дальнейшей ее погрузки экскаватором в думпкары для отправки на обогатительную фабрику; второй — для непосредст венной перегрузки пустых пород и некондиционной руды в думп кары с последующим транспортированием в отвалы. К третьему перегрузочному пункту, расположенному в карьере, подводится нижний железнодорожный тупик. Порода разгружается из авто самосвалов на горизонте и экскаватором грузится в железнодо рожные составы.
62
Технико-экономические показатели карьерного |
транспорта за |
|
1970 г. по карьеру следующие: |
|
|
Производительность : |
|
|
локомотивосоставов, м3 /сутки |
|
1836 |
автосамосвалов, ткм/машино-тонну |
в год . . |
20500 |
Коэффициент использования: |
|
|
локомотивосоставов |
|
0,77 |
автосамосвалов |
,. • . . . |
0,46 |
Среднее расстояние транспортирования, |
км: |
|
автосамосвалами |
|
2,49 |
железнодорожным транспортом . . . . . . . . |
4,30 |
На карьере применяется экскаваторное и бульдозерное отЕалообразование.
§ 9. АЛТЫН-ТОПКАНСКИЙ (ЦЕНТРАЛЬНЫЙ) КАРЬЕР
Алтын-Топканское полиметаллическое месторождение располо жено в высокогорной местности. Месторождение сложено гранодиоритами, скарнами, известняками, гранодиорит-порфнрами, кварцевыми и диабазовыми порфирами.
Рис. 22. Разрез по Алтын-Топканскому место рождению
На месторождении выделена Главная рудная зона, состоящая из крутопадающих линзообразных рудных тел и имеющая сезеровосточное простирание и падение на северо-запад под углом 70—80°. Мощность рудной зоны изменяется от 80 до 200 м. Поро ды, слагающие месторождение, трещиноватые и нарушены текто ническими разломами (рис. 22).
Вскрытие месторождения осуществлялось комбинированным способом в несколько этапов. Для удаления верхней части пустых пород и образования рабочих площадок было произведено три последовательных массовых взрыва. Всего было взорвано
63
1,652 млн. м3 горной массы. Из контуров карьера было удалено взрывами 0,894 млн. м3 породы и израсходовано 3240 і ВВ.
Рабочие горизонты карьера вскрыты четырьмя рудоспусками, расположенными в контуре карьера и выходящими на горизонт капитальной штольни. Руда из рудоспусков поступает к дробиль ному отделению и системой конвейеров транспортируется к бун керам железнодорожной станции.
Сложная схема вскрытия оказала существенное влияние на все технологические процессы в карьере. Взрывные .скважины бурятся станками БСВ-3 и СБМК-5 диаметром соответственно 214 и 105 мм. За 1970 г. производительность станков составила: БСВ-3 — 7660 м и СБМК-5 — 2583 м. Скважины бурят вертикально и, как правило, взрывают на подобранный забой.
При подходе к контуру карьера скважины бурят самоходными станками пневмоударного бурения СБМК-5. Эти же станки используются для отбойки рудных тел малой мощности п бурения разведочных скважин.
Сложное геологическое строение рудных тел, вязкость и вы сокая крепость пород значительно усложняют ведение буровзрыв ных работ, поэтому в основном применяется одно- и двухрядное
расположение |
взрывных |
скважин, |
реже — многорядное. |
Выход |
|||||
горной |
массы |
с 1 м скважины составил |
в 1970 г. 41,8 м3 . |
|
|||||
В качестве основных ВВ используются зерногранулнты 80/20, |
|||||||||
50/5С и 3070 и аммониты. Средний |
расход ВВ |
на 1 м3 |
горной |
||||||
массы в 1970 г. составил 0,533 кг. |
|
|
|
|
|||||
Основные параметры |
буровзрывных работ приведены в табл. 20. |
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а 20 |
|
Высота усту - |
Дvaметр |
|
/ |
|
О |
с |
|
|
|
. па, м |
скважины, мм |
|
h |
|
h |
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
||
10 |
|
214 |
8—16 |
1,0 |
0,7 |
0,3 |
40 |
0,54 |
|
15 |
|
214 |
8—16 |
0,8 |
0,5 |
0,25 |
50 |
0,50 |
Выемка горной массы на карьере производится экскаваторами СЭ-3 и ЭКГ-4. Годовая производительность забойных экскавато ров на 1 м3 емкости ковша экскаваторного парка в 1970 г. со ставила 74,1 тыс. м3 при коэффициенте использования 0,33.
Низкие показатели работы экскаваторов объясняются резким •сокращением фронта горных работ в нижней части карьера, а также увеличением удельного веса вынимаемой руды.
С понижением горных работ ширина рабочих площадок умень шилась до 15 м. Вскрытие нижнего горизонта и развитие горных работ осуществляют следующим образом. После взрыва блока, обуренного на всю высоту уступа, проходят наклонную траншею забоем, позволяющим осуществлять петлевой разворот автома шин. При достижении подошвы уступа траншея переходит в по-
€4
степенно расширяющийся очистной забой. Выемка ведется попереч ными заходками вкрест простирания рудного тела. Потери и разубоживание руды при этом зависят от направления эксканаторной выемки относительно плоскостей контактов руды и пустых пород.
На карьере накоплен большой опыт отработки приконтактных зон, однако потери руды в 1970 г. составляли 5,1 %, а разубожи вание 20%.
Руду и породу транспортируют из карьера автосамосвалами БелАЗ-540 и МАЗ-525. Среднее расстояние транспортирования руды до рудоспусков составляет 0,26 км. Пустую породу авто самосвалами вывозят на внешние отвалы. Среднее расстояние откатки пород вскрыши до отвалов 1 км. Высота отвалов дости гает 250 м.
§ 10. С А Р Д О Б С К И Й КАРЬЕР
Сардобское полиметаллическое месторождение расположено в высокогорной местности в северном крыле Кураминской антикли нали Алтыи-Топканского рудного поля.
Оруденение локализуется в порфировидных гранитах неокале донского возраста и частично в окварцованных сланцах нижнего силура. Форма оруденения штокверковая. Из других извержен ных пород на площади месторождения имеют развитие грано- диорит-порфиры, кварцевые порфиры и диабазовые порфиры верх непалеозойского возраста, которые залегают среди порфировидных
гранитов в виде даек. |
Коэффициент крепости пород по шкале |
M. М. Протодьяконова |
изменяется от 10 до 16. |
Песчаники и сланцы нижнего силура в непосредственной бли зости от контактов с изверженными породами, вследствие интен сивно проявившегося метаморфизма, магматической и постмаг матической стадий претерпели значительные изменения, в резуль тате чего они превратились в кварц-серицитовые и серицитовые сланцы и карбонат-серицитовые породы, а на некотором удале нии от контактов — в серицит-хлоритовые и хлоритовые сланцы.
На площади месторождения широко развиты явления текто ники. Разрывные нарушения выделены в три группы, из которых самым крупным является Сардобский разлом. Морфология его очень сложна и представлена крупными трещинами и зонами дробления. Породы, попавшие в зону разлома, представляют со бой основную рудоконтролирующую структуру. На участке кон такта гранита со сланцами Сардобский разлом образует узкий тектонический клин, вершина которого представляет собой одно временно границу распространения оруденения в северном направ лении.
Вдоль трещин и в местах сопряжения их с Сардобский раз ломом и между собой локализуются рудные тела, которые DO
S' Б. П. Ю м а т о з и д р . |
65 |
разуют вдоль Сардобского разлома единую рудную залежь. Промышленное оруденение внутри залежи концентрируется пре имущественно в окварцованных и серицитизироваиных гранитах и частично з окварцованных сланцах.
Рудные тела месторождения имеют сложную форму с невы держанными контурами как по простиранию, так и по падению.
лансовая руда
Мощность рудных тел изменяется от 2 до 30 м. На многих участках рудные тела разветвляются и имеют форму линз (рис. 23).
На месторождении, как правило, преобладают вкрапленные и прожилковые структуры окисленных и сульфидных руд. Верхние горизонты вскрываются полутраншеями непосредственно с поверх ности. Вскрытие нижних горизонтов запроектировано спиральной траншеей внутреннего заложения. Система разработки — транс портная с размещением вскрышных пород в отвалах за контуром карьера. В связи со сложной морфологией рудных тел высота уступов принята равной 10 м.
Взрывные скважины на карьере бурят шарошечными стан ками БСВ-3 и 2СБШ-200. Для отбойки рудных тел малой мощ ности, доработки уступов в приконтурной части (в последней ленте у борта карьера), разбуривания порогов и бурения разведочных скважин применяют станки СБМК-5. Для мелкошпурового буре ния при проходке полутраншей и разбуривания негабаритов применяют перфораторы, работающие от передвижных компрес соров.
На карьере применяется главным образом многорядное распо ложение взрывных скважин диаметром 200 н 243 мм. Расстояние
66
между рядами скважин 7—7,5 м, а между скважинами в ряду 8—8,5 м. Заряд скважины комбинированный: в нижнюю часть помещают зерногранулнт 30/70, а в верхнюю часть — зеоногранулпт 80/20. Взрывание короткозамедленное с интервалами замед ления между рядами скважин 25—75 мсек. Параметры буро взрывных работ приведены в табл. 21.
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а 21 |
|
Высота |
усту |
/ |
w |
a |
с |
Т |
ч |
|
па, |
м |
h |
^ г Г |
ft |
||||
|
||||||||
10 |
10—16 |
1,0 |
0,80 |
0,25 |
45 |
0,44 |
||
15 |
10-16 |
0,8 |
0,76 |
0,20 |
52 |
0,43 |
Контакты рудных тел с вмещающими |
породами и |
включе |
|
ниями пустых пород и некондиционных руд визуально |
неразли |
||
чимы. Они устанавливаются по результатам |
химического |
анализа |
|
проб эксплуатационной |
разведки. |
|
|
Опробование забоев |
осуществляется |
бороздовым |
методом. |
Длина бороздовой секции в зависимости от мощности рудного тела и характера оруденения изменяется от 1 до 2 м; сечение борозды 0,03X0,10 м. Бороздовые пробы обычно отбираются по разведоч ным линиям, ориентированным вкрест простирания рудного тела. Расстояние между разведочными линиями 20 м.
|
На основании химических анализов проб составляются пого- |
||||||||||
ризонтные |
сортовые |
планы, |
по которым |
производится |
планиро |
||||||
вание горных работ. |
Обычно |
применяется |
раздельное |
взрывание |
|||||||
и |
валовая |
погрузка |
руды или породы. |
Применяют также раз |
|||||||
дельную погрузку руды с внутризабойной |
сортировкой. |
|
|
||||||||
|
Погрузочные работы осуществляются экскаваторами ЭКГ-4. |
||||||||||
Руда и порода транспортируются автосамосвалами БелАЗ-540. |
|||||||||||
|
Через каждые два отгруженных |
автосамосвала |
руды |
машинист |
|||||||
экскаватора |
один |
ковш высыпает |
в штабель |
сменной |
пробы. |
||||||
В |
конце смены руда |
тщательно перемешивается, |
разравнивается |
||||||||
в |
штабель высотой |
40—50 см и опробуется |
по поверхности |
в точ |
ках по сетке 20x20 см. Контрольные пробы берутся также на канатно-ленточном конвейере, который установлен между корпу
сом |
крупного дробления и |
железнодорожной станцией. |
Общее |
|||
расстояние |
транспортирования руды |
10 |
км, среднее расстояние |
|||
до |
отвала 1 км. |
|
|
|
|
|
|
Характер |
распределения |
затрат |
на |
транспортирование |
руды |
автосамосваламн и по каскаду ленточных конвейеров, а также на дробление в щековой дробилке приведен в табл. 22.
Технико-экономические показатели по карьеру за 1970 г. сле дующие:
3* 67