Файл: Юматов Б.П. Открытая разработка сложноструктурных месторождений цветных металлов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2024

Просмотров: 108

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Для оконтурнвания рудного тела производят опробование шлама разведочных скважин и строят контуры, соответствующие установленному бортовому содержанию условного никеля. Экс­

плуатационная разведка ведется

по сетке 25X25 м

с

уплотнением

в местах разделения рудного

тела на слои, при

 

выклинивании

и других нарушениях. Рудные уступы, перемещаясь от лежачего

бока залежи к висячему, постепенно

переходят

в породные. На

рис. 18 показана схема перемещения

рудных

уступов высотой

15 м на трех смежных горизонтах. Верхний уступ из рудного уже

перешел в породный.

 

 

 

 

\

г

8

5

а

 

Рис. 18. Схема перемещения рудных

уступов на

 

 

 

 

трех

горизонтах

 

 

 

Средний уступ при перемещении из положения ао\ в

положе­

ние гг\ последовательно проходит три

стадии. В интервале от aaY

до

ббг производится

валовая

выемка

с допустимым разубожива-

нием руды за

счет примешивания пустых пород, сосредоточенных

в треугольнике

абб\.

В интервале между положениями уступа бб 2

и

ве2 производится

селективная выемка руды в объеме

б\б2в2в\

с

использованием

приемов

вертикальной

селективной

выемки.

При движении рудного уступа из положения вві в положение гг\ происходят потери руды в треугольнике г1в2ві.

Вопрос о допустимых величинах разубоживания и потерь руды решается для каждого участка месторождения дифференцированно в зависимости от абсолютных значений содержаний полезных компонентов и установленной зональной закономерности их из­ менений.

На различных участках месторождения наблюдается относи­ тельно закономерное изменение содержания металла в верти­ кальной или горизонтальной плоскости, что влияет на величину потерь руды и объемы примешиваемых пустых пород. Допусти­ мые нормативные потери при переходе в более богатые зоны закономерно снижаются.

Отмеченные особенности оруденения значительно осложняют экскаваторную селективную выемку и требуют точного и своевре­ менного определения всех исходных параметров.

Площади приконтактных зон, где производится экскаваторная селективная выемка, значительные, и снижение потерь руды и разубоживания на этих участках является важной задачей, тре­ бующей постоянного оперативного контроля качества руды.

Ниже приведены технико-экономические показатели экскава­ торных работ за 1970 г. по карьеру.

56


Коэффициент использования экскаваторов во времени:

 

на

железнодорожном транспорте

0,37

на

автотранспорте . . . . .

0,56

Годовая

производительность экскаваторов, тыс. м3 на

1 м3 ем­

кости

ковшей, экскаваторного парка:

 

на

вскрышных работах

126,0

на добычных работах

111,0

Стоимость погрузки 1 т руды, руб. .

0,12

Стоимость погрузки 1 м3 вскрыши, руб

• . . . 0,31

Расходы

электроэнергии на 1 м3 горной массы, квт-ч

2,11

Максимальная годовая производительность экскаваторов, тыс. м3

ЭКГ-4

657

ЭКГ-4,6

630

ЭКГ-8

917

ЭКГ-8И

965

Из приведенных данных видно, что несмотря на более высокий коэффициент использования рудных экскаваторов, работающих с автомобильным транспортом, их годовая производительность ниже, чем у вскрышных машин. Это объясняется необходимостью производства селективной выемки и внутрикарьерного усреднения.

Показатели работы автомобильного транспорта за 1970 г. по карьеру следующие:

Среднее

расстояние

транспортирования, км

. . . .

2,23

Коэффициент

использования

автопарка

 

0,766

Коэффициент

использования

автопробега

 

0,44

Коэффициент использования грузоподъемности . . .

0,978 •

Средняя

продолжительность

работы автомашины в

 

сутки,

машино-часов

 

13

Среднетехническая

скорость,

км/ч

24,5

Годовая

выработка

на среднесписочный

автомо­

 

биль,

т

 

 

 

• . 409733

То же, ткм

 

 

 

916436

Среднегодовой

пробег списочного автомобиля, км .

53210

Стоимость транспортирования

1 ткм, коп

 

9,64

То же, 1 т . . . -

 

 

21,53

Показатели

работы железнодорожного транспорта по карьеру

за 1970 г.:

 

 

 

 

 

 

Среднее расстояние транспортирования,

км

. . .

4,75

Число думпкаров в составе

 

 

 

8

Сцепной вес локомотива,

т

 

 

150

Число

рейсов в сутки

 

 

 

129

Продолжительность рейса до отвалов,

мин

. . . .

174,2

Число пар поездов в сутки

 

 

 

32

Годовой объем перевозок, млн. т

 

39,2

То же, млн. ткм

 

 

186,4

Расход

электроэнергии

на

1 т горной

массы,

 

квт-ч

 

 

 

0,7

Стоимость транспортирования

1 ткм, коп

 

4,0

То же,

1 т

 

 

 

19,0

 

§ 8. КУРГАШИНКЛНСКИЙ

КАРЬЕР

 

Кургашинканское полиметаллическое месторождение сложено осадочными и интрузивными породами. Осадочные породы пред­ ставлены известняками и доломитами, изверженные породы —

57


 

сиенитами, диоритами и монцо-

 

нитами.

Многообразно

пред­

 

ставлена

дайковая

 

фация

ин­

 

трузии

гранодиорит-порфиров,

 

сиенит-порфиров,

диоритовых

 

и диабазовых

порфиритов.

 

 

Залегание

осадочных

пород

 

весьма изменчиво из-за боль­

 

шого числа

тектонических

на­

 

рушений, обусловивших

блоко­

 

вый характер структуры

место­

 

рождения.

Глубокие

 

разломы

 

создали

пути

для

проникнове­

 

ния

горячих

растворов,

кото­

 

рые

привели

к

интенсивным

 

постмагматическим

изменениям

 

осадочных

 

и

изверженных

 

пород.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рудные

тела

имеют

форму

 

неправильных

пластов

и

линз

 

с весьма

непостоянной

мощ­

 

ностью (рис. 19). Имеются раз­

 

дувы и пережимы рудных тел

 

по

простиранию

и

падению.

 

Местами

пережимы

сопровож­

 

даются

расчленением

 

одного

 

крупного

тела

на

 

несколько

 

мелких.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На

месторождении

выде­

 

ляются три типа руд: окислен­

 

ные, смешанные

и сульфидные.

 

Жильное

оруденение

приуро­

ч

чено к толще карбонатных по­

род

по контактам

с

сиенито-

о

диоритами. Рудные

 

тела

обра­

о

зуют рудоносную зону

 

значи­

 

тельных

размеров.

 

Простира­

 

ние

рудоносной

зоны

юго-за­

 

падное,

падение

северо-запад­

 

ное под

углом

30—60°.

Мощ­

 

ность рудных тел

 

изменяется

 

от

десятков

сантиметров

до

 

30

м.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Карьер

вскрыт

 

траншеями

 

внутреннего

и внешнего

зало­

 

жения. Высота уступов 10 м.

 

Верхние

горизонты

 

вскрыты

 

автомобильными

 

съездами,

58


расположенными в юго-восточной части карьера. Далее горизонты вскрывались с северо-западного борта капитальной траншеей. В ней уложен железнодорожный путь нормальной колеи, по кото­ рому руда транспортируется на обогатительную фабрику. Нижние горизонты карьера вскрываются тупиковыми заездами. На рис. 20 показан план карьера с контурами рудных тел.

На карьере принята транспортная система разработки с пере­ мещением вскрышных пород на внешние отвалы железнодорож­ ным и автомобильным транспортом.

Вследствие значительной разобщенности рудных тел и их малой мощности применяются самые различные технологические схемы ведения горных работ: совместная отбойка и раздельная по­ грузка породы и руды, раздельная отбойка и валовая погрузка горной массы.

Взрывные скважины бурят станками шарошечного бурения БСШ-2м, 2СБШ-200 и БСВ-3. Диаметр скважин 190 и 214 мм. Для вторичного дробления и обуривания порогов в подошве усту­ пов используются перфораторы и станки пнезмоударного бурения СБМК-5.

Эксплуатационные скважины обычно бурят вертикально с одчо- II двухрядным, реже многорядным расположением. Для бурения скважин эксплуатационной разведки на глубину 20—30 м исполь­ зуются станки колонкового бурения ЗИФ-300 и ударно-канатного

бурения БС-1. Сетка

скважин

20x20

м. Часто

имеет

место не­

совпадение контуров

 

рудных тел, определенных

по данным сква­

жин эксплуатационной

разведки

и

по

взрывным

 

скважинам

(рис. 21).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные показатели работы буровых станков по Кургашин-

канспому карьеру за 1969 и 1970 гг.:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1969 г.

1970 г.

'Среднегодовая производительность

станков,

м:

 

 

 

 

шарошечного бурения

 

 

 

 

 

11508

18528

БСШ-2м

 

 

 

 

 

 

10548

18025

БСВ-3

 

 

 

 

 

 

14383

15232

2СБШ-200

 

 

 

 

 

 

12756

21113

пневмоударного бурения СБМК-5

 

 

 

6912

5916

колонкового бурения ЗИФ-300

 

 

 

1215

 

1215

ударио-канатного

бурения БС-1 .

 

 

 

16908

15725

3<оэффициент использования станков:

 

 

 

 

 

 

шарошечного бурения

 

 

 

 

 

0,276

0,330

БСШ-2м

 

 

 

'

 

 

0,260

0,342

БСВ-3

 

 

 

 

 

 

0,317

0,323

'2СБШ-200

 

 

 

 

 

0,306

0,304

пневмоударного

бурения

 

 

 

 

0,364

0,270

колонкового бурения ЗИФ-300

 

 

 

0,455

 

0,430

ударно-канатного бурения БС-1

 

 

 

0,358

 

0,360

Стоимость бурения

1 м скважины

шарошечным

стан­

 

 

 

ком, руб. •

 

 

 

 

 

 

3,7

При взрывании

сухих

скважин

используются зерногранулиты

•80/20, 50/50 и 30/70. алюмотол,

а обводненных — акватол.

59