Файл: Юматов Б.П. Открытая разработка сложноструктурных месторождений цветных металлов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.06.2024
Просмотров: 108
Скачиваний: 0
Для оконтурнвания рудного тела производят опробование шлама разведочных скважин и строят контуры, соответствующие установленному бортовому содержанию условного никеля. Экс
плуатационная разведка ведется |
по сетке 25X25 м |
с |
уплотнением |
в местах разделения рудного |
тела на слои, при |
|
выклинивании |
и других нарушениях. Рудные уступы, перемещаясь от лежачего
бока залежи к висячему, постепенно |
переходят |
в породные. На |
рис. 18 показана схема перемещения |
рудных |
уступов высотой |
15 м на трех смежных горизонтах. Верхний уступ из рудного уже
перешел в породный. |
|
|
|
|
\ |
г |
8 |
5 |
а |
|
Рис. 18. Схема перемещения рудных |
уступов на |
|
||||
|
|
|
трех |
горизонтах |
|
|
|
|
Средний уступ при перемещении из положения ао\ в |
положе |
|||||
ние гг\ последовательно проходит три |
стадии. В интервале от aaY |
||||||
до |
ббг производится |
валовая |
выемка |
с допустимым разубожива- |
|||
нием руды за |
счет примешивания пустых пород, сосредоточенных |
||||||
в треугольнике |
абб\. |
В интервале между положениями уступа бб 2 |
|||||
и |
ве2 производится |
селективная выемка руды в объеме |
б\б2в2в\ |
||||
с |
использованием |
приемов |
вертикальной |
селективной |
выемки. |
При движении рудного уступа из положения вві в положение гг\ происходят потери руды в треугольнике г1в2ві.
Вопрос о допустимых величинах разубоживания и потерь руды решается для каждого участка месторождения дифференцированно в зависимости от абсолютных значений содержаний полезных компонентов и установленной зональной закономерности их из менений.
На различных участках месторождения наблюдается относи тельно закономерное изменение содержания металла в верти кальной или горизонтальной плоскости, что влияет на величину потерь руды и объемы примешиваемых пустых пород. Допусти мые нормативные потери при переходе в более богатые зоны закономерно снижаются.
Отмеченные особенности оруденения значительно осложняют экскаваторную селективную выемку и требуют точного и своевре менного определения всех исходных параметров.
Площади приконтактных зон, где производится экскаваторная селективная выемка, значительные, и снижение потерь руды и разубоживания на этих участках является важной задачей, тре бующей постоянного оперативного контроля качества руды.
Ниже приведены технико-экономические показатели экскава торных работ за 1970 г. по карьеру.
56
Коэффициент использования экскаваторов во времени: |
|
|
на |
железнодорожном транспорте |
0,37 |
на |
автотранспорте . . . . . |
0,56 |
Годовая |
производительность экскаваторов, тыс. м3 на |
1 м3 ем |
кости |
ковшей, экскаваторного парка: |
|
на |
вскрышных работах |
126,0 |
на добычных работах |
111,0 |
|
Стоимость погрузки 1 т руды, руб. . |
0,12 |
|
Стоимость погрузки 1 м3 вскрыши, руб |
• . . . 0,31 |
|
Расходы |
электроэнергии на 1 м3 горной массы, квт-ч |
2,11 |
Максимальная годовая производительность экскаваторов, тыс. м3 |
||
ЭКГ-4 |
657 |
|
ЭКГ-4,6 |
630 |
|
ЭКГ-8 |
917 |
|
ЭКГ-8И |
965 |
Из приведенных данных видно, что несмотря на более высокий коэффициент использования рудных экскаваторов, работающих с автомобильным транспортом, их годовая производительность ниже, чем у вскрышных машин. Это объясняется необходимостью производства селективной выемки и внутрикарьерного усреднения.
Показатели работы автомобильного транспорта за 1970 г. по карьеру следующие:
Среднее |
расстояние |
транспортирования, км |
. . . . |
2,23 |
||
Коэффициент |
использования |
автопарка |
|
0,766 |
||
Коэффициент |
использования |
автопробега |
|
0,44 |
||
Коэффициент использования грузоподъемности . . . |
0,978 • |
|||||
Средняя |
продолжительность |
работы автомашины в |
|
|||
сутки, |
машино-часов |
|
13 |
|||
Среднетехническая |
скорость, |
км/ч |
24,5 |
|||
Годовая |
выработка |
на среднесписочный |
автомо |
|
||
биль, |
т |
|
|
|
• . 409733 |
|
То же, ткм |
|
|
|
916436 |
||
Среднегодовой |
пробег списочного автомобиля, км . |
53210 |
||||
Стоимость транспортирования |
1 ткм, коп |
|
9,64 |
|||
То же, 1 т . . . - |
|
|
21,53 |
Показатели |
работы железнодорожного транспорта по карьеру |
|||||
за 1970 г.: |
|
|
|
|
|
|
Среднее расстояние транспортирования, |
км |
. . . |
4,75 |
|||
Число думпкаров в составе |
|
|
|
8 |
||
Сцепной вес локомотива, |
т |
|
|
150 |
||
Число |
рейсов в сутки |
|
|
|
129 |
|
Продолжительность рейса до отвалов, |
мин |
. . . . |
174,2 |
|||
Число пар поездов в сутки |
|
|
|
32 |
||
Годовой объем перевозок, млн. т |
|
39,2 |
||||
То же, млн. ткм |
|
• |
|
186,4 |
||
Расход |
электроэнергии |
на |
1 т горной |
массы, |
|
|
квт-ч |
|
|
|
0,7 |
||
Стоимость транспортирования |
1 ткм, коп |
|
4,0 |
|||
То же, |
1 т |
|
|
|
19,0 |
|
|
§ 8. КУРГАШИНКЛНСКИЙ |
КАРЬЕР |
|
Кургашинканское полиметаллическое месторождение сложено осадочными и интрузивными породами. Осадочные породы пред ставлены известняками и доломитами, изверженные породы —
57
|
сиенитами, диоритами и монцо- |
||||||||||
|
нитами. |
Многообразно |
пред |
||||||||
|
ставлена |
дайковая |
|
фация |
ин |
||||||
|
трузии |
гранодиорит-порфиров, |
|||||||||
|
сиенит-порфиров, |
диоритовых |
|||||||||
|
и диабазовых |
порфиритов. |
|
||||||||
|
Залегание |
осадочных |
пород |
||||||||
|
весьма изменчиво из-за боль |
||||||||||
|
шого числа |
тектонических |
на |
||||||||
|
рушений, обусловивших |
блоко |
|||||||||
|
вый характер структуры |
место |
|||||||||
|
рождения. |
Глубокие |
|
разломы |
|||||||
|
создали |
пути |
для |
проникнове |
|||||||
|
ния |
горячих |
растворов, |
кото |
|||||||
|
рые |
привели |
к |
интенсивным |
|||||||
|
постмагматическим |
изменениям |
|||||||||
|
осадочных |
|
и |
изверженных |
|||||||
|
пород. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Рудные |
тела |
имеют |
форму |
|||||||
|
неправильных |
пластов |
и |
линз |
|||||||
|
с весьма |
непостоянной |
мощ |
||||||||
|
ностью (рис. 19). Имеются раз |
||||||||||
|
дувы и пережимы рудных тел |
||||||||||
|
по |
простиранию |
и |
падению. |
|||||||
|
Местами |
пережимы |
сопровож |
||||||||
|
даются |
расчленением |
|
одного |
|||||||
|
крупного |
тела |
на |
|
несколько |
||||||
|
мелких. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
На |
месторождении |
выде |
|||||||
|
ляются три типа руд: окислен |
||||||||||
|
ные, смешанные |
и сульфидные. |
|||||||||
|
Жильное |
оруденение |
приуро |
||||||||
ч |
чено к толще карбонатных по |
||||||||||
род |
по контактам |
с |
сиенито- |
||||||||
о |
диоритами. Рудные |
|
тела |
обра |
|||||||
о |
зуют рудоносную зону |
|
значи |
||||||||
|
тельных |
размеров. |
|
Простира |
|||||||
|
ние |
рудоносной |
зоны |
юго-за |
|||||||
|
падное, |
падение |
северо-запад |
||||||||
|
ное под |
углом |
30—60°. |
Мощ |
|||||||
|
ность рудных тел |
|
изменяется |
||||||||
|
от |
десятков |
сантиметров |
до |
|||||||
|
30 |
м. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Карьер |
вскрыт |
|
траншеями |
||||||
|
внутреннего |
и внешнего |
зало |
||||||||
|
жения. Высота уступов 10 м. |
||||||||||
|
Верхние |
горизонты |
|
вскрыты |
|||||||
|
автомобильными |
|
съездами, |
58
расположенными в юго-восточной части карьера. Далее горизонты вскрывались с северо-западного борта капитальной траншеей. В ней уложен железнодорожный путь нормальной колеи, по кото рому руда транспортируется на обогатительную фабрику. Нижние горизонты карьера вскрываются тупиковыми заездами. На рис. 20 показан план карьера с контурами рудных тел.
На карьере принята транспортная система разработки с пере мещением вскрышных пород на внешние отвалы железнодорож ным и автомобильным транспортом.
Вследствие значительной разобщенности рудных тел и их малой мощности применяются самые различные технологические схемы ведения горных работ: совместная отбойка и раздельная по грузка породы и руды, раздельная отбойка и валовая погрузка горной массы.
Взрывные скважины бурят станками шарошечного бурения БСШ-2м, 2СБШ-200 и БСВ-3. Диаметр скважин 190 и 214 мм. Для вторичного дробления и обуривания порогов в подошве усту пов используются перфораторы и станки пнезмоударного бурения СБМК-5.
Эксплуатационные скважины обычно бурят вертикально с одчо- II двухрядным, реже многорядным расположением. Для бурения скважин эксплуатационной разведки на глубину 20—30 м исполь зуются станки колонкового бурения ЗИФ-300 и ударно-канатного
бурения БС-1. Сетка |
скважин |
20x20 |
м. Часто |
имеет |
место не |
|||||
совпадение контуров |
|
рудных тел, определенных |
по данным сква |
|||||||
жин эксплуатационной |
разведки |
и |
по |
взрывным |
|
скважинам |
||||
(рис. 21). |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Основные показатели работы буровых станков по Кургашин- |
||||||||||
канспому карьеру за 1969 и 1970 гг.: |
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
1969 г. |
1970 г. |
|
'Среднегодовая производительность |
станков, |
м: |
|
|
|
|
||||
шарошечного бурения |
|
|
|
|
|
11508 |
18528 |
|||
БСШ-2м |
|
|
|
|
|
|
10548 |
18025 |
||
БСВ-3 |
|
|
|
|
|
|
14383 |
15232 |
||
2СБШ-200 |
|
|
|
|
|
|
12756 |
21113 |
||
пневмоударного бурения СБМК-5 |
|
|
|
6912 |
5916 |
|||||
колонкового бурения ЗИФ-300 |
|
|
|
1215 |
|
1215 |
||||
ударио-канатного |
бурения БС-1 . |
|
|
|
16908 |
15725 |
||||
3<оэффициент использования станков: |
|
|
|
|
|
|
||||
шарошечного бурения |
|
|
|
|
|
0,276 |
0,330 |
|||
БСШ-2м |
|
|
|
' |
|
|
0,260 |
0,342 |
||
БСВ-3 |
|
|
|
|
|
|
0,317 |
0,323 |
||
'2СБШ-200 |
|
|
|
• |
|
|
0,306 |
0,304 |
||
пневмоударного |
бурения |
|
|
|
|
0,364 |
0,270 |
|||
колонкового бурения ЗИФ-300 |
|
|
|
0,455 |
|
0,430 |
||||
ударно-канатного бурения БС-1 |
|
|
|
0,358 |
|
0,360 |
||||
Стоимость бурения |
1 м скважины |
шарошечным |
стан |
|
|
|
||||
ком, руб. • |
|
|
|
|
|
|
— |
3,7 |
||
При взрывании |
сухих |
скважин |
используются зерногранулиты |
|||||||
•80/20, 50/50 и 30/70. алюмотол, |
а обводненных — акватол. |
59