Файл: Юматов Б.П. Открытая разработка сложноструктурных месторождений цветных металлов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2024

Просмотров: 107

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

35 мсек. Схема взрывания — порядная. В качестве ВВ исполь­ зуются в основном зерногранулнт 79/21, гранулотол и аммонит 6ЖВ. Для зарядки и забойки скважин применяют машины типа СЗБ.

Для отработки приконтурных лент на каждом

горизонте

станками БМК-4 и СБМК-5 предварительно создаются

наклонные

щелевые экранирующие врубы,

затем

производится

обуривание

всей ленты наклонными скважинами станками СБШ-250МН.

 

Глубина

скважин

экранирующего

вруба 12—13

м, диаметр

105 мм, расстояние между

скважинами

0,8—1,5 м. Для взрывания

используется

патронированный

аммонит 6ЖВ

и

детонирующий

шнур. Интервал между

патронами ВВ 20—25 см. Взрывание

сква­

жин экранирующего вруба

мгновенное.

 

 

 

 

 

 

Параметры

буровзрывных

работ

приведены

в табл. 16.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

16

Породы

 

/

 

ÜÜ2.

 

а

е

 

X

 

 

 

 

 

%

h

 

 

ч

 

 

 

h

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Легковзрываемые

(кварцевые

 

 

 

 

 

 

 

4 5 - -55

 

 

альбитофиры

и спилиты) .

8 - -12

 

1,0

0,75—1,0

0,20

0 , 4 - -0,6

Средневзрываемые

(окварцо-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ванные брекчии

спилитов)

10 -

16 0,8—0,9

0,65-0,75

0,22

25 - -35

0 , 7 - -0,8

Трудновзрываемые

(крупно­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

блочные

окварцованные

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

спилиты,

колчеданные

10 - -18 0,7—0,8

0,60—0,65

0,25

2 0 - -25

0 , 9 - -1,0

РУДЫ)

 

 

Основные показатели буровзрывных работ по карьеру сле­

дующие:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1970 г.

1971 г.

 

Производительность станка,

м/смену

 

 

61,0

66,2

 

 

Диаметр долота, мм

 

'

 

 

 

 

269

269

 

 

Коэффициент использования

станка

 

 

0,5

 

0,59

 

 

Удельный расход ВВ, кг/м3

 

 

 

 

 

0,74

 

0,76

 

 

Выход горной массы с

1 м скважины, м 3 . . . . . .

39,0

37,6

 

 

Стоимость бурения 1 м скважины, руб. . . . . . . .

3,78

3,75

 

Стоимость

буровзрывных работ,

руб/м3

 

 

0,24

0,24

 

 

Руда грузится экскаваторами ЭКГ-4,6 и ЭКГ-4 в автосамо­ свалы БелАЗ-540 и БелАЗ-548. На экскаваторных отвалах и на рудоусреднительных складах работают экскаваторы ЭКГ-4.

51


Основные показатели экскаваторных работ приведены ниже.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1970 г.

 

1971 г.

Производительность

экскаватора,

тыс. м; і на

1 м3

ем­

 

 

 

 

кости

ковшей

экскаваторного

парка:

 

 

 

 

 

 

 

 

забойных

 

 

 

 

 

 

 

 

135,5

146,7

 

отвальных

 

 

 

 

 

 

 

 

275,3

287,8

 

рудоусредннтельного склада

 

 

 

 

76,9

 

 

62,6

Коэффициент использования экскаваторов во времени .

0,66

 

0,74

Руда транспортируется автосамосвалами на перегрузочный

пункт и частично

на

рудоусреднительный склад. От

рудоусреднн­

тельного склада

руда

в думпкарах

транспортируется

тепловозами

на обогатительную

фабрику.

 

 

 

 

 

 

 

 

Для

внутрикарьерного

транспорта

применяются

 

150-тонные

электровозы и 105-тонные думпкары.

 

 

 

 

 

 

Основные показатели работы карьерного

транспорта:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1970 г.

1971 г.

Среднее

расстояние

транспортирования, км:

 

 

 

 

 

 

 

автотранспортом

 

 

 

 

 

 

.

2,27

 

2,4

 

железнодорожным

транспортом

 

 

 

5,3

 

 

5,4

Коэффициент использования :

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

автотранспорта

 

 

 

 

 

 

 

.

0,52

 

0,55

 

железнодорожного

транспорта

 

 

 

0,6

 

 

0,62

Производительность

 

автосамосвалов, ткм на 1 машино-

 

 

 

 

 

тонну

 

 

 

 

 

 

 

 

 

21600

22584

Стоимость транспортирования

1 ткм, коп.:

 

 

 

 

 

 

 

автотранспортом . . . •

 

 

 

 

 

7,89

 

8,8

 

железнодорожным

транспортом

 

 

 

1,90

 

 

1,89

Для управления работой автотранспорта и обеспечения внутри-

карьерного

усреднения

руды

на

карьерном

распределительном

пункте

используется

 

оригинальное

полуавтоматическое

устройство

с пультами управления. Аппаратура пультов размещается в прямо­ угольном корпусе. В правой части верхней плиты корпуса смон­ тирован пульт фиксации рейсов, который состоит из подвижных прямоугольных пластин с отверстиями для металлических шариков. Пластины размещены параллельно одна другой над гнездами -собирающего устройства, расположенного в корпусе. Отверстия •образуют координатную сетку, пронумерованные абсциссы кото­

рой соответствуют номерам автосамосвалов, а ординаты-—номерам

экскаваторов. Все отверстия в пластинах расположены

в один ряд

ц смещены относительно своих гнезд таким образом,

чтобы поло­

женные в них шарики не проваливались. Каждый шарик фикси­ рует номер экскаватора и номер направляемого к нему автосамо­ свала. В торцах пластин имеются кнопки с возвратными пру­ жинами; при нажатии на кнопки отверстия в пластинах совме­ щаются со своими гнездами, шарики опускаются в отверстия и пластины возвращаются в исходное положение.

Пульт фиксации маршрутов размещен в левой части верхней

52


плиты корпуса и представляет собой набор сигнальных лампочек, расположенных рядами около соответствующих кнопок включения пульта управления. Кнопки пульта управления расположены в средней части верхней плиты и служат для включения светового табло с номером экскаватора и сигнальных лампочек. Число горящих сигнальных лампочек в каждом ряду соответствует числу автосамосвалов, направленных к Данному экскаватору.

При подходе порожнего автосамосвала к распределительному пункту оператор кладет шарик в гнездо пульта фиксации рей­ сов, соответствующее точке пересечения координат подошедшего автосамосвала и экскаватора, к которому он направляется; одно­ временно при помощи кнопок пульта управления он включает световое табло и сигнальную лампочку. При возвращении авто­

самосвала

от экскаватора после

погрузки

оператор выключает

лампочку

иа

пульте фиксации маршрутов и опускает

шарик в

свое гнездо

нажатием

кнопки

на

соответствующей

пластине

пульта фиксации рейсов.

В конце

смены

подсчитывают

шарики

в каждом гнезде и определяют фактическую выработку

каждого

автоеамосвала

в тоннах и тонно-километрах. Для ускорения под­

счета шариков применяют специальную рамку с подвижными стержнями, входящими в гнезда и имеющими пронумерованные деления.

Внутрикарьер'ное усреднение руды производится по заранее разработанному режиму в соответствии с данными опробования забоев. Обычно в режиме усреднения работают несколько экс­ каваторов, для которых определяется требуемое соотношение между автосамосвалами, подаваемыми для погрузки. Для облег­ чения работы оператора используется специальная программи­

рующая шариковая обойма,

в

пазах которой размещены шарики

в заданных соотношениях

для

данных экскаваторов. Оператор

при выдаче маршрутов берет шарики из обоймы, что обеспечивает подачу автосамосвалов в заданном режиме усреднения.

§7. МЕДВЕЖИЙ РУЧЕЙ

Внастоящее время карьером отрабатывается пологопадающая часть залежи (угол падения 5—8°) вкрапленных полиметалличе­

ских руд. В южной части карьера угол падения увеличивается до 40°. Под рудной залежью залегают слои осадочных пород. Покрывающие залежь породы сложены эффузивными оливиновыми габбро-диабазами. Весь массив горных пород разбит трещинами, заполненными вторичными минералами и льдом. Объемная масса руды 3 т/м3 , объемная масса породы 2,8—2,9 т/м3 . В северной части карьера рудный массив нарушен подземными выработками рудника «Таймырский», а в южной части ряд уступов карьера попадает в зону сдвижения рудника «Заполярный». Наличие

вечной мерзлоты,

подземных горных выработок в карьерном

поле,

а также сильная

трещиноватость пород осложняют ведение

гор-

53


пых работ. Верхние горизонты карьера вскрыты системой железно­ дорожных съездов, обеспечивающих непосредственное транспор­ тирование пустых пород в отвалы. Подготовка нижних рудных горизонтов осуществляется разрезными траншеями, проходимыми по простиранию месторождения со стороны лежачего бока залежи.

Высота вскрышных уступов принята равной 20 м, рудных уступов— 15 м. На карьере изыскивались различные способы буре­ ния Ii взрывания скважин. В течение нескольких лет (до 1967 г.) на рудных уступах применялись станки пневмоударного бурения НБС-2 и НБС-5, которыми бурились наклонные скважины. Испытывался также пневмоударный станок БАП-290, который не прошел промышленных испытаний из-за существенных конструк­ тивных недостатков. Двухшпиндельные станки НБС-5 позволили несколько повысить технико-экономические показатели пневмо­ ударного бурения, однако они оказались менее эффективными, чем шарошечные станки БАШ-250.

Для подбуривания подошвы и заоткоскн уступов на карьере

применяются

пневмоударные станки

НКР-ЮОм,

смонтированные

на специальных полозьях. Станки ударно-канатного

бурения БС-Ім

используются

для бурения скважин

эксплуатационной разведки,

а также в зонах, нарушенных подземными выработками и для бурения сильно обводненных пород. Диаметр скважин пневмоударных станков 105 мм, ударно-канатных 249 мм и шарошечных

269мм.

Вкачестве ВВ на карьере применяют аммонит № 6ЖВ, гранулит АС, зерногранулит, гранулотол, алюмотол, а также испы­ тывают горячие льющиеся ВВ.

В летний период скважины

заполняются грунтовыми,

талыми

и ливневыми водами, что осложняет ведение буровзрывных

работ.

Величина взрываемого блока

в этот период определяется из

условия обеспечения безотказности взрывания. Обводненные сква­

жины заряжаются вслед за бурением и общая

продолжительность

бурения и заряжания скважин в блоке

не превышает

стойкости

ВВ и средств взрывания в водной среде.

На

карьере

применяют

многорядное короткозамедленное взрывание и следующие схемы: диагональную, врубо-волновую и различные комбинированные клиновые схемы. В ряде случаев для преодоления большого со­ противления по подошве H равномерного дробления пород в- первом ряду бурят парносближенные скважины, расстояние между которыми 1,2—1,5 м. Параметры буровзрывных работ приведены в табл. 17.

Для разделки негабарита применяют накладные заряды и

гидровзрывной

способ.

 

Основные

показатели

буровзрывных работ по карьеру за

1970 г. приведены в табл.

18.

На верхних вскрышных горизонтах для погрузки пород при­ меняются экскаваторы ЭКТ-8 и ЭКГ-8И. Для транспортирования пород в отвалы используются думпкары ВС-100 с локомотивами

54


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

17

 

 

 

 

Высо­

 

 

 

а

 

 

 

 

 

Породы

 

та у с ­

Ряд

/

 

С

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

тупа .

h

 

h

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

м

 

 

 

 

 

 

 

 

Легковзрываемые

(окис­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ленные, сильно

вывет­

 

1-й (пары)

 

0,60

 

0,18

50,2

 

 

ренные породы)

. . . .

20

8—10і

0,8

 

 

 

 

 

 

 

2- й (оди­

 

0,50

1,21

0,16

53,7

 

 

Средневзрываемые

(габ­

 

ночный)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

бро-диабазы такситовые

 

 

 

 

 

 

 

 

 

и пнкритовые, эффузив­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ный

диабаз, лабрадоро­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

вый

порфирит,

габбро-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

диабаз оливиновый, габ­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

бро-диабазы оливино-

 

 

 

 

 

 

47,4

 

 

биотитовые)

 

15

То же

10—14

0,70

0,77

0,20

 

 

Трудновзрываемые

(габ­

 

 

 

0,60

1,18

0,18

51,0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

бро-диабаз

оливиновый,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

эффузивный, диабаз пи-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

критовый

контактный,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

габбро-диабаз оливино-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

биотитовый,

габбро,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

габбро-диориты,

эффу­

 

 

 

 

 

0,22

 

 

 

зивный диабаз)

. . . .

15

 

14—18,

0,65

0,75

45,0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0,55

1,14

0,20

48,0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Станки

 

 

 

 

 

 

Показатели

 

 

шарошеч­

пневмо-

 

ударно -

 

 

 

 

 

 

 

 

ные

ударные

канатные

 

 

 

 

 

 

 

 

46,0

40,0

 

7,7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0,44

0,50

 

0,48

 

 

 

 

 

 

 

 

 

269

105

 

249

 

 

 

 

 

 

 

 

 

45,9

7,0

 

47,1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0,77

0,6—0,7

0,8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12,14

7,8

 

23,2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0,59

1,20

 

0,82

 

21-Е-1. Порода с нижних горизонтов транспортируется автосамо­ свалами на бульдозерные отвалы. Руду грузят экскаваторами ЭКГ-4 и ЭКГ-4.6Б в автосамосвалы БелАЗ-540 и БелАЗ-548.

В целях обеспечения обогатительной фабрики кондиционной рудой производят внутрикарьерное усреднение, для чего состав­ ляют декадные графики объемов руды с указанием содержания металлов по каждому экскаваторному блоку.

55