Файл: Юматов Б.П. Открытая разработка сложноструктурных месторождений цветных металлов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2024

Просмотров: 98

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

гон стороны, опытно-промышленные работы показали, что в усло­ виях Сорского карьера применение многорядного взрывания руд­ ных блоков привело к резкому снижению качества извлекаемой руды: потери увеличились больше чем в 6 раз, а разубоживание — в 3 раза. Это объясняется особенностями геолого-морфологиче­ ского строения Сорского штокверка, недостаточным объемом экс­ плуатационно-разведочных работ, а также несовершенством совре­ менной технологии буровзрывных работ. При однорядном взры­ вании рудных блоков сортировка взорванной массы на карьере сводится к раздельной выдаче участков развала, прилегающих к

рудным и нерудным скважинам по всей

его ширине. Вследствие

того что на месторождении отсутствуют

визуально наблюдаемые

контакты между промышленными и непромышленными участками, сортировка взорванной массы в развале второй и последующих

заходок становится практически

неосуществимой.

Добычные работы на карьере

планируются по сортовым пла­

нам горизонтов, составленным на основании данных опробования перебуров взрывных скважин и немногочисленных скважин экс­ плуатационной разведки. Детальное геологическое строение блока выявляется лишь после обуривания. В связи с этим исключается возможность оперативного изменения параметров буровзрывных работ в зависимости от геологической характеристики взрываемого блока, что становится особенно необходимым при применении схем многорядного короткозамедленного взрывания.

Использование метода инструментального выноса промышлен­ ных и непромышленных участков по развалу многорядного блока возможно лишь при точном учете степени трансформации рудных участков блока в процессе взрыва, что неосуществимо при совре­ менной технологии буровзрывных работ. Таким образом, много­ рядное взрывание промышленных блоков с порядной схемой за­

медления не может быть

рекомендовано

при добыче сорских руд.

Принятое разделение пород по взрываемости и взаимосвязан­

ные параметры

буровзрывных работ приведены в табл. 7.

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

7

 

Породы

 

 

ft

а

е

т

 

 

f

 

w„

ft

я

 

 

 

6 - 8

 

1,2

0,9

0,16 60

0,335

Средневзрываемые (порфириты,

ортофиры) 10—12

1,1

0,8

0,25

50—55

0,345

Трудновзрываемые

(мелкозернистые гра­

 

 

 

 

45—50

0,365

ниты, сиениты)

 

12—15

1,0

0,7

0,30

П р и м е ч а н и е .

Здесь и далее: f — коэффициент

крепости

пород

по шкале M . М. Про -

тодьяконова; П — сопротивление по подошве, м; ft

высота у с т у п а ,

м; а—расстояние

м е ж д у

скважинами

в | р я д у , м; е — перебур

скважин, м; т — выход;горно(і массы с 1 м скважины, м л ;

q— расход

B B , к г / м 3 .

 

 

 

 

 

 

 

 

27


Основные

показатели

буровзрывных

работ

по карьеру за

1970 г. для станков СБШ-250 и БАШ-250

следующие.

 

 

 

 

С Б Ш - 2 5 0 Б А Ш - 2 5 0

Производительность станка,

м/смену

38,2

40,5

Коэффициент использования

станка

0,31

0,43

Диаметр скважины, мм

 

269

269

Выход горной массы с 1 м скважины, м3

49,4

49,4

Удельный

расход

ВВ, кг/м3

 

0,35

0,35

Стоимость

бурения

1 м скважины, руб

3,58

7,43

Стоимость

буровзрывных работ, руб/м3

0,15

0,18

На погрузке руды используют экскаваторы ЭКГ-4 и ЭКГ-4,6. Основные показатели их работы за 1970 г.:

Коэффициент использования экскаваторов во времени:

 

на

вскрышных работах

 

0,81

на

добычных работах

 

0,69

Годовая производительность экскаваторов, тыс. м3 на

1 м3 ем­

кости

ковшей экскаваторного

парка:

 

на

вскрышных работах

 

111,2

на добычных работах

 

95,3

Стоимость погрузки, руб.:

 

 

1 т

руды

 

0,058

1 м3

вскрыши

 

0,0981

Расход

электроэнергии на 1 м3

горной массы, квт-ч

1,12

Руда и пустые породы транспортируются автосамосвалами БелАЗ-540 и БелАЗ-548. Основные показатели работы автотранс­ порта по Сорскому карьеру за 1970 г. следующие.

Коэффициент

технической готовности

 

0,67

Коэффициент

использования

автопарка

 

0,514

Коэффициент

использования

автопробега

 

0,50]

Коэффициент

использования

грузоподъемности

0,97

Средняя продолжительность работы автомобиля в сутки,

маши­

но-часов

 

 

 

13,8

Среднетехническая скорость

движения,

км/ч

21,9

Стоимость транспортирования 1 ткм, коп

8,06

Среднее расстояние транспортирования,

км

2,5

§2. К А Д Ж А Р А Н С К И Й КАРЬЕР

Вгеологическом строении Каджаранского медно-молибденово- го месторождения принимают участие вулканогенно-осадочные об­ разования нижнего неоцена и покрывающие их интрузивные поро­ ды верхнего эоцена. Вулканогенно-осадочные породы представлены

метаморфическими сланцами и порфиритами, содержащими пачки и линзы известняков, кварцитами и туфоконгломератами. Само ме­ сторождение представляет собой большой штокверк, вмещающий гидротермальные разности монцонитов.

Под названием монцониты понимаются собственно монцоннты, кварцевые монцониты, диориты, кварцевые диориты, сиенитодиориты, габбро и габбро-диориты. По степени гидротермальной измененное™ монцониты подразделяются на неизмененные, слабоизмененные и сильно измененные.

28


На Центральном участке месторождения сильно измененные монцониты образуют зоны, расположенные вдоль тектонических нарушений и представленные мощными кварцевосульфидными жи­ лами и дайками кварцевополевошпатовых порфиров. По интенсив­ ности оруденения этот тип монцонитов является более благопри­ ятным.

Рис. 8. Характер расположения даек в Каджараігском месторождении

В геологическом строении Каджаранского рудного поля особое значение имеют жильные породы благодаря их широкому разви­ тию, большому разнообразию состава и генетических групп. По морфологическому типу все жильные породы представлены круто­ падающими дайками мощностью от нескольких сантиметров до 40 м (рис. 8).

Морфологически в штокверке выделяются два основных типа оруденения: прожилково-вкрапленный и жильный. Прожилкововкрапленный тип представлен сетью кварцевосульфидных и суль­ фидных прожилков с весьма неравномерной вкрапленностью суль­ фидов. Мощность прожилков колеблется в больших пределах: от долей миллиметров до нескольких сантиметров.

На месторождении выявлено одиннадцать различных по мощ­ ности кварцево-сульфидных жил. Размер жил по простиранию около нескольких сот метров, а по падению 100 м и более. В жи­ лах наблюдается повышенное содержание молибдена по сравне­ нию с прожилково-вкрапленным типом оруденения.

Несмотря на небольшие объемы жильных руд они играют су­ щественную роль в процессе шихтовки товарной руды. Текстурноструктурные особенности жильных руд аналогичны прожилкововкрапленным типам оруденения.

Главнейшим по значению рудным минералом является моли­ бденит. Молибденит образует мономинеральные прожилки, квар- цево-сульфидные полиметаллические прожилки, рассеянную вкрап­ ленность чешуек и скопления зернистых агрегатов в монцонитах

29


и в жильном кварце. Кроме того, молибденит часто встречается в виде тонких налетов и примазок по трещинам в монцонитах. Повы­ шенное содержание молибденита наблюдается в прожилках и в

жилах

кварца. С увеличением мощности рудоносных

прожилков

 

 

 

 

уменьшается

интенсив­

 

 

 

 

ность

их

минерализации.

 

 

 

 

Из

медных

минералов

 

 

 

 

промышленное

 

значение

 

 

 

 

имеет

халькопирит,

кото­

 

 

 

 

рый

наиболее

распрост­

 

 

 

 

ранен.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основой

для

оконту-

 

 

 

 

ривания

балансовых

и за­

 

 

 

 

балансовых

руд являются

 

 

 

 

утвержденные

кондиции

 

 

 

 

по Каджаранскому

место­

 

 

 

 

рождению. Бортовое и ми­

 

 

 

 

нимально

промышленное

 

 

 

 

содержание

 

установлено

 

 

 

 

совместно

по меди

и мо­

 

 

 

 

либдену. Балансовые про­

 

 

 

 

мышленные

руды

подраз­

 

 

 

 

деляются

на

сульфидные

 

 

 

 

со степенью окисления до

 

 

 

 

12%,

смешанные

со сте­

 

 

 

 

пенью окисления от 12 до

Рис. 9.

Расположение скважин

эксплуата­

20%

и окисленные,

в ко­

ционной разведки и взрывных скважин на

торых степень

окисления

 

Каджаранском

карьере:

превышает

20%.

Объем­

/ — контур рудной з а л е ж и ;

2 — дайки;

3 — взрыв­

ная

масса

руды

2,6—

ные скважины; 4 — скважины эксплуатационной

 

разведки

 

2,65 т/м3 , объемная

масса

пород 2,55 т/м3 .

Для оконтуривания рудных участков бурят скважины эксплу­ атационной разведки и взрывные скважины (рис. 9). Скважины эксплуатационной разведки проходят станками ударно-канатного бурения по сетке 50x50 м на глубину 90—100 м. Взрывные сква­ жины бурят станками шарошечного бурения СБШ-250 и частично станками БСШ-1 и БСШ-2. Высота уступов принята 15 м.

Сложный характер оруденения, наличие безрудных даек, пере­ секающих штокверк, неравномерность содержания металла в от­ дельных блоках и специфика вскрытия месторождения рудоспу­ сками предъявляют повышенные требования к внутрикарьерному усреднению.

Для обеспечения фабрики усредненной рудой на карьере имеются резервные добычные забои на нескольких уступах. На каждый месяц составляется оперативный план внутрикарьерного усреднения с таким ,расчетом, чтобы в каждый рудоспуск посту­ пала руда одинакового качества. Этот план часто подвергается

30


декадной и суточной корректировке. Дальнейшее усреднение про­ изводится во время загрузки приемных бункеров обогатительной фабрики и в процессе крупного и мелкого дробления.

При наличии четких контактов с безрудными дайками произво­ дится раздельное взрывание эксплуатационных блоков. На рис. 10 показан участок эксплуатационного горизонта с безруднымн дай­ ками. Для отработки этого участка планируется такая разбивка на экс-

плуатационные

блоки,

при которой

обеспечивались

б ы

максимально воз-

можная

полнота выемки,

минимально

возможные

потери

и разубоживание.

В 1970 г. потери по этому

участку

со-

ставили 5,2, а разубоживание 4,1%-

 

Для отработки даек обычно приме-

няется

однорядное

взрывание. Рудные

блоки

отрабатываются

по различным

схемам

многорядного

короткозамед-

ленного

взрывания.

 

,

 

 

Основные параметры

буровзрывных

работ приведены в табл. 8.

 

В качестве основного

ВВ на карье-

ре широко

использовался

игданит, од-

нако в настоящее

время для трудно-

взрываемых

и обводненных пород

ис-

пользуются акватол И другие ВВ.

 

Основные

технико-экономические

Показатели б у р О В З р Ы В Н Ы Х

работ

ПО

 

 

<г\4і\

 

 

 

 

 

карьеру за 1970 г. следующие.

« s ^ ^ ^ ^

^ ^ ^ ^ Р ^^/^ ѵ

^t^^^^^^v//' ''^////j

/ ^ ^ ^ ^ ^

Wy'A//////^^^^^^^^

Ж / Ѵ 7 ^ ^ ^ Ѵ % /

 

^^^^^È^^^//•'^Ш'///

^^^^^^^^^//-

 

////у,

 

 

 

^^///^^^^^^J/

 

'/////////^Т/^^^^^^т

 

'//^ты//'А//''-'-^Ау/У

 

 

^^г^///////////

 

 

^^^т^тщ^и/А

[ / ^ / Щ Ш , ?

^W<"

ѴУУА ШШ

 

 

Р и с 'ш

У ч а с т о к

э к с п л у а т а ц и .

онного горизонта с безрудными

 

дайками:

 

І—Ѵ— порядок развития

горных

работ;

/ — рудная

з а л е ж ь ;

2 — д а й -

кн

Производительность станка СБШ-250, м/смену

 

26,5

 

Коэффициент использования станка

 

0,39

 

Диаметр скважины, мм

 

250

 

 

Выход горной массы с 1 м скважины, м3

 

42,3

 

Удельный расход ВВ, кг/м3

 

0,42

 

 

Стоимость бурения 1 м скважины, руб

 

5,6

 

Стоимость буровзрывных работ, руб/м3

 

0,134

 

Для погрузки руды в автосамосвалы БелАЗ-540

применяются

экскаваторы ЭКГ-4,6. Руда транспортируется к трем

рудоспускам,

расположенным на различных горизонтах

(рис. 11), и затем по

транспортной штольне электровозами 25КР-750

в вагонетках до

бункеров корпуса крупного дробления. До приемных

бункеров

обогатительной фабрики руда транспортируется

по подвесной ка­

натной дороге.

 

 

 

 

Порода транспортируется в отвальные ярусы

за контур карь­

ера. В 1970 г. годовая производительность

экскаваторов

на 1 м 3

емкости ковшей экскаваторного парка составила

92,0 тыс. м 3 при

коэффициенте использования 0,44. Общая схема

развития горных

работ с указанием грузопотоков приведена на рис. 12.

 

 

31