Файл: Юматов Б.П. Открытая разработка сложноструктурных месторождений цветных металлов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.06.2024
Просмотров: 98
Скачиваний: 0
гон стороны, опытно-промышленные работы показали, что в усло виях Сорского карьера применение многорядного взрывания руд ных блоков привело к резкому снижению качества извлекаемой руды: потери увеличились больше чем в 6 раз, а разубоживание — в 3 раза. Это объясняется особенностями геолого-морфологиче ского строения Сорского штокверка, недостаточным объемом экс плуатационно-разведочных работ, а также несовершенством совре менной технологии буровзрывных работ. При однорядном взры вании рудных блоков сортировка взорванной массы на карьере сводится к раздельной выдаче участков развала, прилегающих к
рудным и нерудным скважинам по всей |
его ширине. Вследствие |
того что на месторождении отсутствуют |
визуально наблюдаемые |
контакты между промышленными и непромышленными участками, сортировка взорванной массы в развале второй и последующих
заходок становится практически |
неосуществимой. |
Добычные работы на карьере |
планируются по сортовым пла |
нам горизонтов, составленным на основании данных опробования перебуров взрывных скважин и немногочисленных скважин экс плуатационной разведки. Детальное геологическое строение блока выявляется лишь после обуривания. В связи с этим исключается возможность оперативного изменения параметров буровзрывных работ в зависимости от геологической характеристики взрываемого блока, что становится особенно необходимым при применении схем многорядного короткозамедленного взрывания.
Использование метода инструментального выноса промышлен ных и непромышленных участков по развалу многорядного блока возможно лишь при точном учете степени трансформации рудных участков блока в процессе взрыва, что неосуществимо при совре менной технологии буровзрывных работ. Таким образом, много рядное взрывание промышленных блоков с порядной схемой за
медления не может быть |
рекомендовано |
при добыче сорских руд. |
|||||||
Принятое разделение пород по взрываемости и взаимосвязан |
|||||||||
ные параметры |
буровзрывных работ приведены в табл. 7. |
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
7 |
|
|
Породы |
|
|
ft |
а |
е |
т |
|
|
|
f |
|
w„ |
ft |
я |
||||
|
|
|
6 - 8 |
|
1,2 |
0,9 |
0,16 60 |
0,335 |
|
Средневзрываемые (порфириты, |
ортофиры) 10—12 |
1,1 |
0,8 |
0,25 |
50—55 |
0,345 |
|||
Трудновзрываемые |
(мелкозернистые гра |
|
|
|
|
45—50 |
0,365 |
||
ниты, сиениты) |
|
12—15 |
1,0 |
0,7 |
0,30 |
||||
П р и м е ч а н и е . |
Здесь и далее: f — коэффициент |
крепости |
пород |
по шкале M . М. Про - |
|||||
тодьяконова; \ѴП — сопротивление по подошве, м; ft — |
высота у с т у п а , |
м; а—расстояние |
м е ж д у |
||||||
скважинами |
в | р я д у , м; е — перебур |
скважин, м; т — выход;горно(і массы с 1 м скважины, м л ; |
|||||||
q— расход |
B B , к г / м 3 . |
|
|
|
|
|
|
|
|
27
Основные |
показатели |
буровзрывных |
работ |
по карьеру за |
|
1970 г. для станков СБШ-250 и БАШ-250 |
следующие. |
||||
|
|
|
|
С Б Ш - 2 5 0 Б А Ш - 2 5 0 |
|
Производительность станка, |
м/смену |
38,2 |
40,5 |
||
Коэффициент использования |
станка |
0,31 |
0,43 |
||
Диаметр скважины, мм |
|
269 |
269 |
||
Выход горной массы с 1 м скважины, м3 |
49,4 |
49,4 |
|||
Удельный |
расход |
ВВ, кг/м3 |
|
0,35 |
0,35 |
Стоимость |
бурения |
1 м скважины, руб |
3,58 |
7,43 |
|
Стоимость |
буровзрывных работ, руб/м3 |
0,15 |
0,18 |
На погрузке руды используют экскаваторы ЭКГ-4 и ЭКГ-4,6. Основные показатели их работы за 1970 г.:
Коэффициент использования экскаваторов во времени: |
|
|||
на |
вскрышных работах |
|
0,81 |
|
на |
добычных работах |
|
0,69 |
|
Годовая производительность экскаваторов, тыс. м3 на |
1 м3 ем |
|||
кости |
ковшей экскаваторного |
парка: |
|
|
на |
вскрышных работах |
|
111,2 |
|
на добычных работах |
|
95,3 |
||
Стоимость погрузки, руб.: |
|
|
||
1 т |
руды |
|
0,058 |
|
1 м3 |
вскрыши |
|
0,0981 |
|
Расход |
электроэнергии на 1 м3 |
горной массы, квт-ч |
1,12 |
Руда и пустые породы транспортируются автосамосвалами БелАЗ-540 и БелАЗ-548. Основные показатели работы автотранс порта по Сорскому карьеру за 1970 г. следующие.
Коэффициент |
технической готовности |
|
0,67 |
|
Коэффициент |
использования |
автопарка |
|
0,514 |
Коэффициент |
использования |
автопробега |
|
0,50] |
Коэффициент |
использования |
грузоподъемности |
0,97 |
|
Средняя продолжительность работы автомобиля в сутки, |
маши |
|||
но-часов |
|
|
|
13,8 |
Среднетехническая скорость |
движения, |
км/ч |
21,9 |
|
Стоимость транспортирования 1 ткм, коп |
8,06 |
|||
Среднее расстояние транспортирования, |
км |
2,5 |
§2. К А Д Ж А Р А Н С К И Й КАРЬЕР
Вгеологическом строении Каджаранского медно-молибденово- го месторождения принимают участие вулканогенно-осадочные об разования нижнего неоцена и покрывающие их интрузивные поро ды верхнего эоцена. Вулканогенно-осадочные породы представлены
метаморфическими сланцами и порфиритами, содержащими пачки и линзы известняков, кварцитами и туфоконгломератами. Само ме сторождение представляет собой большой штокверк, вмещающий гидротермальные разности монцонитов.
Под названием монцониты понимаются собственно монцоннты, кварцевые монцониты, диориты, кварцевые диориты, сиенитодиориты, габбро и габбро-диориты. По степени гидротермальной измененное™ монцониты подразделяются на неизмененные, слабоизмененные и сильно измененные.
28
На Центральном участке месторождения сильно измененные монцониты образуют зоны, расположенные вдоль тектонических нарушений и представленные мощными кварцевосульфидными жи лами и дайками кварцевополевошпатовых порфиров. По интенсив ности оруденения этот тип монцонитов является более благопри ятным.
Рис. 8. Характер расположения даек в Каджараігском месторождении
В геологическом строении Каджаранского рудного поля особое значение имеют жильные породы благодаря их широкому разви тию, большому разнообразию состава и генетических групп. По морфологическому типу все жильные породы представлены круто падающими дайками мощностью от нескольких сантиметров до 40 м (рис. 8).
Морфологически в штокверке выделяются два основных типа оруденения: прожилково-вкрапленный и жильный. Прожилкововкрапленный тип представлен сетью кварцевосульфидных и суль фидных прожилков с весьма неравномерной вкрапленностью суль фидов. Мощность прожилков колеблется в больших пределах: от долей миллиметров до нескольких сантиметров.
На месторождении выявлено одиннадцать различных по мощ ности кварцево-сульфидных жил. Размер жил по простиранию около нескольких сот метров, а по падению 100 м и более. В жи лах наблюдается повышенное содержание молибдена по сравне нию с прожилково-вкрапленным типом оруденения.
Несмотря на небольшие объемы жильных руд они играют су щественную роль в процессе шихтовки товарной руды. Текстурноструктурные особенности жильных руд аналогичны прожилкововкрапленным типам оруденения.
Главнейшим по значению рудным минералом является моли бденит. Молибденит образует мономинеральные прожилки, квар- цево-сульфидные полиметаллические прожилки, рассеянную вкрап ленность чешуек и скопления зернистых агрегатов в монцонитах
29
и в жильном кварце. Кроме того, молибденит часто встречается в виде тонких налетов и примазок по трещинам в монцонитах. Повы шенное содержание молибденита наблюдается в прожилках и в
жилах |
кварца. С увеличением мощности рудоносных |
прожилков |
|||||||||
|
|
|
|
уменьшается |
интенсив |
||||||
|
|
|
|
ность |
их |
минерализации. |
|||||
|
|
|
|
Из |
медных |
минералов |
|||||
|
|
|
|
промышленное |
|
значение |
|||||
|
|
|
|
имеет |
халькопирит, |
кото |
|||||
|
|
|
|
рый |
наиболее |
распрост |
|||||
|
|
|
|
ранен. |
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
Основой |
для |
оконту- |
|||||
|
|
|
|
ривания |
балансовых |
и за |
|||||
|
|
|
|
балансовых |
руд являются |
||||||
|
|
|
|
утвержденные |
кондиции |
||||||
|
|
|
|
по Каджаранскому |
место |
||||||
|
|
|
|
рождению. Бортовое и ми |
|||||||
|
|
|
|
нимально |
промышленное |
||||||
|
|
|
|
содержание |
|
установлено |
|||||
|
|
|
|
совместно |
по меди |
и мо |
|||||
|
|
|
|
либдену. Балансовые про |
|||||||
|
|
|
|
мышленные |
руды |
подраз |
|||||
|
|
|
|
деляются |
на |
сульфидные |
|||||
|
|
|
|
со степенью окисления до |
|||||||
|
|
|
|
12%, |
смешанные |
со сте |
|||||
|
|
|
|
пенью окисления от 12 до |
|||||||
Рис. 9. |
Расположение скважин |
эксплуата |
20% |
и окисленные, |
в ко |
||||||
ционной разведки и взрывных скважин на |
торых степень |
окисления |
|||||||||
|
Каджаранском |
карьере: |
превышает |
20%. |
Объем |
||||||
/ — контур рудной з а л е ж и ; |
2 — дайки; |
3 — взрыв |
|||||||||
ная |
масса |
руды |
2,6— |
||||||||
ные скважины; 4 — скважины эксплуатационной |
|||||||||||
|
разведки |
|
2,65 т/м3 , объемная |
масса |
пород 2,55 т/м3 .
Для оконтуривания рудных участков бурят скважины эксплу атационной разведки и взрывные скважины (рис. 9). Скважины эксплуатационной разведки проходят станками ударно-канатного бурения по сетке 50x50 м на глубину 90—100 м. Взрывные сква жины бурят станками шарошечного бурения СБШ-250 и частично станками БСШ-1 и БСШ-2. Высота уступов принята 15 м.
Сложный характер оруденения, наличие безрудных даек, пере секающих штокверк, неравномерность содержания металла в от дельных блоках и специфика вскрытия месторождения рудоспу сками предъявляют повышенные требования к внутрикарьерному усреднению.
Для обеспечения фабрики усредненной рудой на карьере имеются резервные добычные забои на нескольких уступах. На каждый месяц составляется оперативный план внутрикарьерного усреднения с таким ,расчетом, чтобы в каждый рудоспуск посту пала руда одинакового качества. Этот план часто подвергается
30
декадной и суточной корректировке. Дальнейшее усреднение про изводится во время загрузки приемных бункеров обогатительной фабрики и в процессе крупного и мелкого дробления.
При наличии четких контактов с безрудными дайками произво дится раздельное взрывание эксплуатационных блоков. На рис. 10 показан участок эксплуатационного горизонта с безруднымн дай ками. Для отработки этого участка планируется такая разбивка на экс-
плуатационные |
блоки, |
при которой |
|||||
обеспечивались |
б ы |
максимально воз- |
|||||
можная |
полнота выемки, |
минимально |
|||||
возможные |
потери |
и разубоживание. |
|||||
В 1970 г. потери по этому |
участку |
со- |
|||||
ставили 5,2, а разубоживание 4,1%- |
|
||||||
Для отработки даек обычно приме- |
|||||||
няется |
однорядное |
взрывание. Рудные |
|||||
блоки |
отрабатываются |
по различным |
|||||
схемам |
многорядного |
короткозамед- |
|||||
ленного |
взрывания. |
|
, |
|
|
||
Основные параметры |
буровзрывных |
||||||
работ приведены в табл. 8. |
|
||||||
В качестве основного |
ВВ на карье- |
||||||
ре широко |
использовался |
игданит, од- |
|||||
нако в настоящее |
время для трудно- |
||||||
взрываемых |
и обводненных пород |
ис- |
|||||
пользуются акватол И другие ВВ. |
|
||||||
Основные |
технико-экономические |
||||||
Показатели б у р О В З р Ы В Н Ы Х |
работ |
ПО |
|||||
|
|
<г\4і\ |
|
|
|
|
|
карьеру за 1970 г. следующие.
« s ^ ^ ^ ^
^й ^ ^ ^ ^ Р ^^/^ ѵ
^t^^^^^^v//' ''^////j
/ ^ ^ ^ ^ ^
Wy'A//////^^^^^^^^
Ж / Ѵ 7 ^ ^ ^ Ѵ % /
|
^^^^^È^^^//•'^Ш'/// |
||
^^^^^^^^^//- |
|
////у, |
|
|
|
|
^^///^^^^^^J/ |
|
'/////////^Т/^^^^^^т |
||
|
'//^ты//'А//''-'-^Ау/У |
||
|
|
^^г^/////////// |
|
|
|
^^^т^тщ^и/А |
|
[ / ^ / Щ Ш , ? |
^W<" |
||
ѴУУА ШШ |
|
|
|
Р и с 'ш |
У ч а с т о к |
э к с п л у а т а ц и . |
|
онного горизонта с безрудными |
|||
|
дайками: |
|
|
І—Ѵ— порядок развития |
горных |
||
работ; |
/ — рудная |
з а л е ж ь ; |
2 — д а й - |
кн
Производительность станка СБШ-250, м/смену |
|
26,5 |
|
|
Коэффициент использования станка |
|
0,39 |
|
|
Диаметр скважины, мм |
|
250 |
|
|
Выход горной массы с 1 м скважины, м3 |
|
42,3 |
|
|
Удельный расход ВВ, кг/м3 |
|
0,42 |
|
|
Стоимость бурения 1 м скважины, руб |
|
5,6 |
|
|
Стоимость буровзрывных работ, руб/м3 |
|
0,134 |
|
|
Для погрузки руды в автосамосвалы БелАЗ-540 |
применяются |
|||
экскаваторы ЭКГ-4,6. Руда транспортируется к трем |
рудоспускам, |
|||
расположенным на различных горизонтах |
(рис. 11), и затем по |
|||
транспортной штольне электровозами 25КР-750 |
в вагонетках до |
|||
бункеров корпуса крупного дробления. До приемных |
бункеров |
|||
обогатительной фабрики руда транспортируется |
по подвесной ка |
|||
натной дороге. |
|
|
|
|
Порода транспортируется в отвальные ярусы |
за контур карь |
|||
ера. В 1970 г. годовая производительность |
экскаваторов |
на 1 м 3 |
||
емкости ковшей экскаваторного парка составила |
92,0 тыс. м 3 при |
|||
коэффициенте использования 0,44. Общая схема |
развития горных |
|||
работ с указанием грузопотоков приведена на рис. 12. |
|
|
31