Файл: Юматов Б.П. Открытая разработка сложноструктурных месторождений цветных металлов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2024

Просмотров: 100

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

На месторождении отчетливо развито зональное строение по вертикали: зона окисления, вторичного сульфидного обогащения и зона первичных сульфидных руд. Эти зоны не имеют четких гра­ ниц между собой и с пустой породой, поэтому балансовые руды подразделяются на сорта, требующие из-за различной степени обо-

 

Рис.

16. Сортовой

план

горизонта:

/ — сульфидная руда;

2 — забалансовая сульфидная

руда;

3 — смешанная руда; 4 — з а б а ­

лансовая смешанная

руда;

5 — о к и с л е н н а я

руда;

6" — забалансовая окисленная руда;

 

7 — следы оруденения;

8 пустая

порода

гатнмости, раздельной добычи и переработки. Объемная масса руд

изменяется

от 2,5

до

2,65 т/м3 , объемная

масса пород — от 2.4

до

2,5 т/м3 .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В зависимости от технологии обогащения принято следующее

разделение

руд:

 

 

 

 

 

 

 

1. Окисленные I типа, с содержанием окисной меди от 80 до

100%, и

окисленные

I I типа,

с содержанием

окисной

меди от

50

до 79%.

Оба типа

этих руд по степени обогатимости

делятся

на

упорные и неупорные;

 

 

 

 

 

 

2. Смешанные, с содержанием окисной меди от 10 до 49%;

 

3. Сульфидные,

с содержанием окисной меди до

10%.

 

Месторождение

вскрыто отдельными

и

общими

траншеями

внешнего и внутреннего заложения.

 

 

 

 

Уступы

верхней

части

карьера вскрыты полутраншеями,

а

уступы

нижней

части — капитальной

траншеей, переходящей

в

спиральный железнодорожный

съезд.

 

 

 

 

38


В карьере принята транспортная система разработки с переме­ щением пустых пород железнодорожным и автомобильным транс­ портом на внешние отвалы. Высота вскрышных и добычных усту­ пов принята одинаковой, но изменяющейся в зависимости от типа пород и морфологии рудных тел.

На верхних горизонтах восточной части карьера в районе без­ рудных известняков высота уступа равна 15 м, в центральной ча­ сти, характеризующейся более сложным оруденением,— 10 м, а на нижних горизонтах, с переходом в зону сплошной сульфидной ми­ нерализации — 15 м.

Перемещение фронта работ в карьере в верхней части принято параллельное, а при переходе на постоянный спиральный съезд — веерное с поворотным пунктом внутрикарьерных путей у капи­ тальной траншеи. Длина фронта работ на верхних горизонтах пре­ вышает 500—600 м, а с углублением карьера при переходе на по­ стоянные съезды постепенно сокращается до 400 и даже до 250 м.

Высокая интенсивность разработки месторождения и постоян­ ное все возрастающее увеличение добычи сульфидных руд обусло­ вили работу карьера с большим числом эксплуатационных гори­ зонтов и размещением на них по два экскаватора.

Породы разрабатываемой части месторождения имеют интен­ сивную сеть трещин, разбивающую массив на мелкие и крупные блоки. Основная масса трещин дорудного возраста, так как почти все они заполнены выщелоченными минералами. Кроме того, почти во всех породах месторождения имеется много видимых и невиди­ мых вторичных микротрещин.

Породы месторождения имеют различные коэффициенты крепо­ сти по шкале M . М. Протодьяконова: известняки 8, сиениты 10— 12, диориты 12, кварцевые породы 12—14, гранодиорит-порфиры

12—14 и вторичные кварциты 14—16. Коэффициент

разрыхления

пород изменяется от 1,4 до 1,6.

 

 

 

По трудности взрывания породы Кальмакырского

месторожде­

ния делят на три категории:

 

 

 

I категория — легковзрываемые с выходом фракций размером

более 500 мм около 5%;

 

 

 

I I категории — средней взрываемости

с выходом

фракций

раз­

мером более 500 мм около 30%;

 

 

 

I I I категория — трудновзрываемые с

выходом

фракций

раз­

мером 500 мм более 30%.

 

 

 

Для бурения взрывных скважин применялись станки БСШ-2м, БСВ-3, СБШ-250, 2СБШ-200 и БАШ-320. В настоящее время сква­ жины бурят станками СБШ-250. Для бурения вспомогательных

скважин малого диаметра применяют станки СБМК-5

. Негабарит­

ные куски горной массы бурят ручными перфораторами.

 

Технико-экономические показатели буровых работ

по

карьеру

за 1970 г. приведены в табл. 9.

 

 

В табл. 10 приведены удельные веса каждого способа

взрыва­

ния в общем объеме взрывных работ.

 

 

39



Т а б л и ц а 9

Тип станка

 

 

 

Показатели

 

В

среднем

 

по

карьеру

БСШ-2М 2 С Б Ш - 2 0 0 БСВ-3

СБШ - 250

 

 

Диаметр

скважины,

мм

 

 

194

200 '

214

250

 

Производительность

бурения,

м:

17 623

21 230

14 332

31 875

19 584

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1468

1770

1194

2656

1630

сменная

 

 

 

60

58

70

85

70

Коэффициент использования станка

0,26

0,24

0,20

0,39

0,29

Выход

горной массы

с 1 м сква­

 

 

 

 

 

жины,

м3

 

 

 

59,3

52,8

66,3

65,0

57,1

Расход

шарошечных

долот

на

 

1000 м3 горной массы, кг

. . .

0,053

Стоимость бурения

1 м скважины,

2,76

руб

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т a fi л и u а 10

 

 

 

 

 

 

Удельный вес способа

взрывания

 

 

 

 

 

 

 

по годам, %

 

 

Способ

взрьшання

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1964

1965

1968

1 970

 

 

 

 

 

 

58

47

27

20

Двухрядный

 

 

 

 

27

35

42

45

 

 

 

 

 

 

15

18

31

35

Параметры буровзрывных работ в зависимости от категории

пород

по взрываемое™ и высоты уступа приведены

в табл. 11.

Из

применяемых ВВ наибольшее распространение

получили

зерногранулиты 80/20, 30/70, гранулиты АС и реже зерногранули-

ты 50/50, акватолы и тротил. Удельный расход ВВ в 1970 г. по карьеру составил 0,326 кг/м3 .

В качестве боевика в основном используются узлы ДШ, а в

обводненных скважинах — тротиловые

шашки. Взрывная сеть

мон­

тируется из двойной

нитки Д Ш по скважине, а электрическая

сеть

на поверхности. Полностью

освоено

короткозамедленное

взры­

вание.

 

 

 

 

На погрузочных

работах

в карьере

используются экскаваторы

ЭКГ-4,6, ЭКГ-8 и ЭКГ-8И. Экскаваторы ЭКГ-8 на погрузке гор­ ной массы работают с ковшом емкостью 6 м3 . Экскаваторы ЭКГ-4,6 используются в основном на погрузке руды.

Часто на одном и том же горизонте в одной и той же экска­ ваторной заходке рудные забои переходят в породные, и наобо­ рот. Поэтому разработка пород и руды осуществляется одними и

40


Т а б л и ц а 11

Породы

 

/

 

_^п

а

е

 

 

1

 

 

Л

 

h

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Высота

уступа

10 м

 

 

 

 

Легковзрываемые

. . . .

2—6

0,90

0,83

0,21

65,3

 

0,245

Ö795

0,85

0,20

59,6

 

0,295

 

 

 

 

Средневзрываемые

. . .

6—12

0,87

0,76

0,24

51,6

 

0,300

0,90

0,84

0^22

52,7

 

0,300

 

 

 

 

Трудновзрываемые

. . .

8—14

0,83

0,82

0,28

42,2

 

0,415

0,83

0,82

0,24

43,3

 

0,460

 

 

 

 

 

 

Высота

уступа

15 м

 

 

 

 

Легковзрываемые

. . . .

2—6

0,80

0,60

0,17

88,0

 

0,200

0,83

0,75

0,13

65,6

 

0,280

 

 

 

 

средневзрываемые

. . .

6—12

 

 

0,72

0^62

оТТб

59,0

 

0,347

 

 

 

 

Трудновзрываемые

. . .

8—14

 

 

0,63

0,60

0,21

5 М

 

0,390

 

 

 

 

П р и м е ч а н и е .

В числителе приведены

параметры для условии однорядного

взрывания,

в знаменателе для многорядного.

 

 

 

 

 

 

 

 

теми же техническими средствами при одинаковых

параметрах бу­

ровзрывных и выемочно-погрузочных работ.

 

 

 

 

Погрузочные работы в карьере ведутся в три смены при непре­

рывной рабочей неделе, для чего организованы подменные

бригады

по обслуживанию экскаваторов. Закрепление экскаваторов

по ви­

дам горных работ не производится, и поэтому почти каждый

месяц

их работа планируется на определенном горизонте. При необходи­ мости увеличения объема добычи какого-либо типа руды с гори­ зонта планируют работу двух экскаваторов на горизонте.

Форма трассы для железнодорожного транспорта на большин­

стве горизонтов тупиковая, что при установке

нескольких

экскава­

торов приводит к снижению их производительности.

 

 

Взорванная

горная

масса отрабатывается

лентами

шириной

от 8 до 14 м, которым

соответствует и шаг передвижки

внутри-

карьерных железнодорожных

путей. Средний

шаг передвижки пу­

тей составляет 12,6 м. Развал

породы убирают, как правило, за два

прохода: первую полосу шириной 13—15 м — экскаватором

ЭКГ-4,6

и шириной 17—19 м — экскаватором ЭКГ-8

прямым ходом

с по­

грузкой на существующий железнодорожный

путь, который

вслед

за экскаватором

переносят

к забою, а вторую

полосу — обрат­

ным ходом.

 

 

 

 

 

 

 

41