Файл: Юматов Б.П. Открытая разработка сложноструктурных месторождений цветных металлов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.06.2024
Просмотров: 100
Скачиваний: 0
На месторождении отчетливо развито зональное строение по вертикали: зона окисления, вторичного сульфидного обогащения и зона первичных сульфидных руд. Эти зоны не имеют четких гра ниц между собой и с пустой породой, поэтому балансовые руды подразделяются на сорта, требующие из-за различной степени обо-
|
Рис. |
16. Сортовой |
план |
горизонта: |
|
/ — сульфидная руда; |
2 — забалансовая сульфидная |
руда; |
3 — смешанная руда; 4 — з а б а |
||
лансовая смешанная |
руда; |
5 — о к и с л е н н а я |
руда; |
6" — забалансовая окисленная руда; |
|
|
7 — следы оруденения; |
8 — пустая |
порода |
гатнмости, раздельной добычи и переработки. Объемная масса руд
изменяется |
от 2,5 |
до |
2,65 т/м3 , объемная |
масса пород — от 2.4 |
до |
||||
2,5 т/м3 . |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В зависимости от технологии обогащения принято следующее |
|||||||||
разделение |
руд: |
|
|
|
|
|
|
|
|
1. Окисленные I типа, с содержанием окисной меди от 80 до |
|||||||||
100%, и |
окисленные |
I I типа, |
с содержанием |
окисной |
меди от |
50 |
|||
до 79%. |
Оба типа |
этих руд по степени обогатимости |
делятся |
на |
|||||
упорные и неупорные; |
|
|
|
|
|
|
|||
2. Смешанные, с содержанием окисной меди от 10 до 49%; |
|
||||||||
3. Сульфидные, |
с содержанием окисной меди до |
10%. |
|
||||||
Месторождение |
вскрыто отдельными |
и |
общими |
траншеями |
|||||
внешнего и внутреннего заложения. |
|
|
|
|
|||||
Уступы |
верхней |
части |
карьера вскрыты полутраншеями, |
а |
|||||
уступы |
нижней |
части — капитальной |
траншеей, переходящей |
в |
|||||
спиральный железнодорожный |
съезд. |
|
|
|
|
38
В карьере принята транспортная система разработки с переме щением пустых пород железнодорожным и автомобильным транс портом на внешние отвалы. Высота вскрышных и добычных усту пов принята одинаковой, но изменяющейся в зависимости от типа пород и морфологии рудных тел.
На верхних горизонтах восточной части карьера в районе без рудных известняков высота уступа равна 15 м, в центральной ча сти, характеризующейся более сложным оруденением,— 10 м, а на нижних горизонтах, с переходом в зону сплошной сульфидной ми нерализации — 15 м.
Перемещение фронта работ в карьере в верхней части принято параллельное, а при переходе на постоянный спиральный съезд — веерное с поворотным пунктом внутрикарьерных путей у капи тальной траншеи. Длина фронта работ на верхних горизонтах пре вышает 500—600 м, а с углублением карьера при переходе на по стоянные съезды постепенно сокращается до 400 и даже до 250 м.
Высокая интенсивность разработки месторождения и постоян ное все возрастающее увеличение добычи сульфидных руд обусло вили работу карьера с большим числом эксплуатационных гори зонтов и размещением на них по два экскаватора.
Породы разрабатываемой части месторождения имеют интен сивную сеть трещин, разбивающую массив на мелкие и крупные блоки. Основная масса трещин дорудного возраста, так как почти все они заполнены выщелоченными минералами. Кроме того, почти во всех породах месторождения имеется много видимых и невиди мых вторичных микротрещин.
Породы месторождения имеют различные коэффициенты крепо сти по шкале M . М. Протодьяконова: известняки 8, сиениты 10— 12, диориты 12, кварцевые породы 12—14, гранодиорит-порфиры
12—14 и вторичные кварциты 14—16. Коэффициент |
разрыхления |
||
пород изменяется от 1,4 до 1,6. |
|
|
|
По трудности взрывания породы Кальмакырского |
месторожде |
||
ния делят на три категории: |
|
|
|
I категория — легковзрываемые с выходом фракций размером |
|||
более 500 мм около 5%; |
|
|
|
I I категории — средней взрываемости |
с выходом |
фракций |
раз |
мером более 500 мм около 30%; |
|
|
|
I I I категория — трудновзрываемые с |
выходом |
фракций |
раз |
мером 500 мм более 30%. |
|
|
|
Для бурения взрывных скважин применялись станки БСШ-2м, БСВ-3, СБШ-250, 2СБШ-200 и БАШ-320. В настоящее время сква жины бурят станками СБШ-250. Для бурения вспомогательных
скважин малого диаметра применяют станки СБМК-5 |
. Негабарит |
|
ные куски горной массы бурят ручными перфораторами. |
|
|
Технико-экономические показатели буровых работ |
по |
карьеру |
за 1970 г. приведены в табл. 9. |
|
|
В табл. 10 приведены удельные веса каждого способа |
взрыва |
|
ния в общем объеме взрывных работ. |
|
|
39
Т а б л и ц а 9
Тип станка |
|
|
|
|
Показатели |
|
В |
среднем |
|
|
по |
карьеру |
||
БСШ-2М 2 С Б Ш - 2 0 0 БСВ-3 |
СБШ - 250 |
|||
|
|
Диаметр |
скважины, |
мм |
|
|
194 |
200 ' |
214 |
250 |
|
Производительность |
бурения, |
м: |
17 623 |
21 230 |
14 332 |
31 875 |
19 584 |
||
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
1468 |
1770 |
1194 |
2656 |
1630 |
сменная |
|
|
|
60 |
58 |
70 |
85 |
70 |
|
Коэффициент использования станка |
0,26 |
0,24 |
0,20 |
0,39 |
0,29 |
||||
Выход |
горной массы |
с 1 м сква |
|
|
|
|
|
||
жины, |
м3 |
|
|
|
59,3 |
52,8 |
66,3 |
65,0 |
57,1 |
Расход |
шарошечных |
долот |
на |
— |
— |
— |
— |
|
|
1000 м3 горной массы, кг |
. . . |
0,053 |
|||||||
Стоимость бурения |
1 м скважины, |
— |
— |
— |
— |
2,76 |
|||
руб |
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
Т a fi л и u а 10 |
|
|
|
|
|
|
|
Удельный вес способа |
взрывания |
||
|
|
|
|
|
|
|
по годам, % |
|
|
|
Способ |
взрьшання |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1964 |
1965 |
1968 |
1 970 |
|
|
|
|
|
|
58 |
47 |
27 |
20 |
Двухрядный |
|
|
|
|
27 |
35 |
42 |
45 |
|
|
|
|
|
|
|
15 |
18 |
31 |
35 |
Параметры буровзрывных работ в зависимости от категории
пород |
по взрываемое™ и высоты уступа приведены |
в табл. 11. |
Из |
применяемых ВВ наибольшее распространение |
получили |
зерногранулиты 80/20, 30/70, гранулиты АС и реже зерногранули- |
ты 50/50, акватолы и тротил. Удельный расход ВВ в 1970 г. по карьеру составил 0,326 кг/м3 .
В качестве боевика в основном используются узлы ДШ, а в
обводненных скважинах — тротиловые |
шашки. Взрывная сеть |
мон |
||
тируется из двойной |
нитки Д Ш по скважине, а электрическая |
сеть |
||
на поверхности. Полностью |
освоено |
короткозамедленное |
взры |
|
вание. |
|
|
|
|
На погрузочных |
работах |
в карьере |
используются экскаваторы |
ЭКГ-4,6, ЭКГ-8 и ЭКГ-8И. Экскаваторы ЭКГ-8 на погрузке гор ной массы работают с ковшом емкостью 6 м3 . Экскаваторы ЭКГ-4,6 используются в основном на погрузке руды.
Часто на одном и том же горизонте в одной и той же экска ваторной заходке рудные забои переходят в породные, и наобо рот. Поэтому разработка пород и руды осуществляется одними и
40
Т а б л и ц а 11
Породы |
|
/ |
|
_^п |
а |
е |
|
|
1 |
|
|
Л |
|
h |
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
Высота |
уступа |
10 м |
|
|
|
|
|
Легковзрываемые |
. . . . |
2—6 |
0,90 |
0,83 |
0,21 |
65,3 |
|
0,245 |
|
Ö795 |
0,85 |
0,20 |
59,6 |
|
0,295 |
||||
|
|
|
|
||||||
Средневзрываемые |
. . . |
6—12 |
0,87 |
0,76 |
0,24 |
51,6 |
|
0,300 |
|
0,90 |
0,84 |
0^22 |
52,7 |
|
0,300 |
||||
|
|
|
|
||||||
Трудновзрываемые |
. . . |
8—14 |
0,83 |
0,82 |
0,28 |
42,2 |
|
0,415 |
|
0,83 |
0,82 |
0,24 |
43,3 |
|
0,460 |
||||
|
|
|
|
||||||
|
|
Высота |
уступа |
15 м |
|
|
|
|
|
Легковзрываемые |
. . . . |
2—6 |
0,80 |
0,60 |
0,17 |
88,0 |
|
0,200 |
|
0,83 |
0,75 |
0,13 |
65,6 |
|
0,280 |
||||
|
|
|
|
||||||
средневзрываемые |
. . . |
6—12 |
|
— |
— |
— |
— |
|
— |
0,72 |
0^62 |
оТТб |
59,0 |
|
0,347 |
||||
|
|
|
|
||||||
Трудновзрываемые |
. . . |
8—14 |
|
— |
— |
— |
— |
|
— |
0,63 |
0,60 |
0,21 |
5 М |
|
0,390 |
||||
|
|
|
|
||||||
П р и м е ч а н и е . |
В числителе приведены |
параметры для условии однорядного |
взрывания, |
||||||
в знаменателе для многорядного. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
теми же техническими средствами при одинаковых |
параметрах бу |
||||||||
ровзрывных и выемочно-погрузочных работ. |
|
|
|
|
|||||
Погрузочные работы в карьере ведутся в три смены при непре |
|||||||||
рывной рабочей неделе, для чего организованы подменные |
бригады |
||||||||
по обслуживанию экскаваторов. Закрепление экскаваторов |
по ви |
||||||||
дам горных работ не производится, и поэтому почти каждый |
месяц |
их работа планируется на определенном горизонте. При необходи мости увеличения объема добычи какого-либо типа руды с гори зонта планируют работу двух экскаваторов на горизонте.
Форма трассы для железнодорожного транспорта на большин
стве горизонтов тупиковая, что при установке |
нескольких |
экскава |
|||||
торов приводит к снижению их производительности. |
|
|
|||||
Взорванная |
горная |
масса отрабатывается |
лентами |
шириной |
|||
от 8 до 14 м, которым |
соответствует и шаг передвижки |
внутри- |
|||||
карьерных железнодорожных |
путей. Средний |
шаг передвижки пу |
|||||
тей составляет 12,6 м. Развал |
породы убирают, как правило, за два |
||||||
прохода: первую полосу шириной 13—15 м — экскаватором |
ЭКГ-4,6 |
||||||
и шириной 17—19 м — экскаватором ЭКГ-8 |
прямым ходом |
с по |
|||||
грузкой на существующий железнодорожный |
путь, который |
вслед |
|||||
за экскаватором |
переносят |
к забою, а вторую |
полосу — обрат |
||||
ным ходом. |
|
|
|
|
|
|
|
41