Файл: Юматов Б.П. Открытая разработка сложноструктурных месторождений цветных металлов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2024

Просмотров: 101

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 

 

Т а б л и ц а 8

 

Породы

 

Легковзрываемые

(слабо измененные зна­

чительно окварцованные

сульфидные

руды, сильно

измененные

окварцован­

ные монцоннты, зоны окисления с уча­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

стками

смешанных

руд)

 

 

 

|

6—8

| 0,73

|

0,62

|

0,16

|

58

|

0,3

Средневзрываемые (сильно измененные ок­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

варцованные, серицитизированные,

вяз­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

кие плотные монцониты, зоны сульфид­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ных руд. Даііки

кварц-полевошпатовых

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

порфиров. Разрушенные,

трещиноватые

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

зоны окисленных

руд)

 

 

 

|

8—10|

0,67

|

0,60

|

0,17

|

48

|

0,36

Трудновзрываемые

(слабо

 

выветрелые

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

дайки

порфиров,

трещиноватые,

раз­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

деленные

на

остроугольные

обломки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

светло

іі

основной массой.

 

Втричные

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

кварциты

зоны

окисленных

и

сомешан

,

,

 

,

 

,

,

 

,

37 |

ных руд)

 

 

 

 

 

 

 

110—12|

0,60

I 0,56

I 0,18 I

 

Весьма

трудновзрываемые

(монолитные,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

не затронутые

выветриванием,

оквар­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

цованные,

карбонатизированные

дайки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

порфиров

с красноватой

основной мас­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

сой. Вторичные

кварциты

зоны

суль-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

фндных руд)

 

 

 

 

 

|12-14| 0,54 |

0,54 |

0,20 |

25

|

0,45

Рис.

11. Схема

транспортирования руды

на карьере:

 

/ _ рудная з а л е ж ь ;

2 — д а й к и ; 3

рудоспуск; 4

транспортная

штольня; 5 — о т д е л е н и е

для

крупного дробления; 6 — разгрузочная станция и

приемные бункеры обогатительной

фаб ­

 

 

рики

 

 

 

Горные работы ведутся таким образом, чтобы обеспечить не­ обходимую протяженность рудного фронта, создать удобные подъ­ езды к рудоспускам и обеспечить наиболее эффективное отвалообразование.

Наличие мобильного автотранспорта позволяет обеспечить

32


рассредоточенные грузопотоки на отвалы и в карьерные рудо­ спуски.

Основные технико-экономические показатели работы автотран­ спорта по карьеру за 1970 г. следующие:

Среднее расстояние транспортирования, км

.

1,2

Коэффициент

технической готовности

 

0,540

Коэффициент

использования

автопарка

, . .

0,694

Коэффициент

использования

автопробега

 

0,496

Средняя продолжительность работы автомобиля в сутки, ма­

11,9

шино-часов

 

 

 

Среднетехническая скорость движения, км/ч .

 

14,5

Годовая выработка на среднесписочный автомобиль,

т . . .

473^700

Среднегодовой пробег списочного автомобиля, км 3

 

69 405

Стоимость транспортирования

1 ткм, коп

 

11,27

Рис.

13. Вариант

реконструкции

транспортной

схемы:

/ — рудная залежь;

2 — дайкн; 3—рудоспуск;

4 — транспортная

штольня; 5 — отделения

для мелкого н среднего

дробления;

6 — ленточный

конвейер; 7 — перегрузочный пункт,

S — разгрузочная

станция

и

приемные

бункера обогатительной фабрики

В связи с предстоящей реконструкцией комбината рассматри­ ваются различные варианты транспортирования руды. На рис. 13 показана одна из схем, предусматривающая проведение новой штольни на горизонте 1680 м, установку дробилок над устьями рудоспусков, установку конвейеров в штольне до корпуса среднего и мелкого дробления и до приемных бункеров обогатительной фа­ брики.

Одновременно с реконструкцией на комбинате ведутся работы по изысканию новых технологических схем, обеспечивающих даль­ нейшее снижение потерь и разубоживания руды, а также более эффективное внутрикарьерное усреднение.

§3. АГАРАКСКИЙ КАРЬЕР

Вгеологическом строении Агаракского медно-молибденового месторождения принимают участие интрузивные породы: монцо- нит-граниты, порфировидные гранодиориты и сиенитограниты.

34


Руды месторождения относятся к прожилково-вкрапленному типу, причем прожилковый тип имеет подчиненное значение. Руд­ ные минералы встречаются в тонких кварцсульфидных прожилках и вкрапленниках. В пределах зоны промышленного оруден.ения имеются интенсивно обогащенные участки, связанные с зонами дробления и брекчирования.

Содержание меди с глубиной постепенно уменьшается, а со­ держание молибдена повы­ шается. Медесодержащими минералами являются пер­

вичные и вторичные

сульфи­

ды меди.

Молибден

пред­

ставлен

преимущественно

мол ибденитом.

Объем пая

масса руды 2,6 т/м3 , породы 2,55 т/м3 .

На

месторождении

выде­

 

 

 

 

 

ляются

четыре

сорта

руд:

 

 

 

 

 

сульфидные,

смешанные,

 

 

 

 

 

окисленные

и забалансовые.

 

 

 

 

 

Сортовой

план

добычного

 

 

 

 

 

горизонта

представлен

на

 

 

 

 

 

рис. 14.

 

 

 

 

 

Рис.

14. Сортовой план добычного гори­

Применительно

к

геоло­

/ — сульфидная

зонта:

руда;

го-морфологическим

 

усло­

руда;

2 — забалансовая

 

Л — с м е ш а н н а я

руда; 4— окисленная руда;

5 —

виям

разработки

Агарак-

 

 

пустая

порода

 

ского месторождения

необ­

 

 

 

 

 

ходимо

соблюдать

 

следующие

условия:

 

 

1)плановое содержание полезных компонентов должно соот­ ветствовать горнотехническим условиям разработки месторож­ дения;

2)содержание полезных компонентов должно обеспечить по­ лучение кондиционных концентратов.

Основные трудности при планировании добычных работ со­ здаются из-за неравномерного пространственного распределения полезных компонентов в рудном массиве и многообразия форм и условий залегания рудных тел. Для обеспечения планового содер­ жания полезных компонентов в добываемой руде систематически проводится опробование взрывных скважин.

Скальные породы рыхлятся методом колонковых зарядов в скважинах. Взрывные скважины бурятся станками шарошечного

бурения БСШ-1м и 2СБШ-200 диаметром

соответственно

190—

200 и 214—240 мм. В качестве ВВ применяются в основном

зерно-

гранулиты: на обводненных участках — зерногранулит

марки

30/70

и в сухих скважинах — игданит.

 

 

 

Метод взрывания—однорядный, что в

условиях

Агаракского

карьера, обеспечивает высокую производительность взрывных сква­ жин и исключает выход негабаритов.

2* 35


Основные технико-экономические показатели

 

буровзрывных

работ по карьеру следующие:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Шарошечные Ударпо-канат-

 

 

 

 

 

станки

 

ные станки

Производительность станка, м/смену . . .

 

54

 

18

Коэффициент

использования станка . . .

 

0,35

 

0,30

 

 

 

 

 

214—240

 

200

Выход горной

массы с 1 м скважины, м3 .

 

56

 

56

 

 

 

 

 

0,26

 

0,26

Стоимость бурения

1 м скважины, руб. .

 

2,90

 

3,10

Стоимость буровзрывных работ, руб/м3 . .

 

0,16

 

Параметры буровзрывных работ приведены ниже.

 

Средневзрываемые

гранодиорит-

 

 

 

 

 

порфиры

 

8—10

7,1

7,1

16,5

56

0,26

Неравномерное распределение полезных компонентов требует применения селективной экскавации, в результате чего добычной уступ принимает сложную конфигурацию. Экскаваторная селекция заключается в периодическом чередовании погрузки балансовой руды на фабрику в течение 13 смен и забалансовой руды в спе­ циальные отвалы (12 смены).

Основные показатели экскаваторных работ на карьере сле­ дующие:

Коэффициент использования экскаваторов

0,35

Типы применяемых экскаваторов

ЭКГ-4,

 

 

ЭКГ-4,6

Годовая производительность

экскаваторов

на добычных

работах, тыс. м3 на 1 м3

емкости ковшей экскаватор­

ного парка

 

68,0

Максимальная годовая производительность

экскаваторов,

тыс. м3

 

600

Число рабочих дней за год

 

280

Транспортирование руды в условиях

Агаракского карьера име­

ет специфические особенности: обогатительная фабрика располо­

жена на нижней отметке по отношению к карьеру

и поэтому

гру­

женые автосамосвалы движутся под уклон.

 

 

Ниже приводятся показатели работы автотранспорта

на

карьере.

 

 

 

 

Коэффициент

технической готовности

0,68

 

Коэффициент

использования

автопарка

0,521

 

Коэффициент

использования

автопробега

0,464

 

Коэффициент

использования

грузоподъемности . . . . .

0,878

 

Средняя продолжительность

работы автомобиля в

сутки,

 

машино-часов

 

 

12

Среднетехническая скорость

движения, км/ч

 

21,3

Годовая выработка на среднесписочный автомобиль,

т . .

92 360

То же, ткм

 

 

250 000

Среднегодовой пробег списочного автомобиля, км .

. . .

10 780

36


Стоимость транспортирования 1 ткм, коп

 

11,6

То же,

1 т

 

.

31,3

Среднее

расстояние

транспортирования, км

 

2,70

Объем перевозки, тыс. м3

2145,46

Типы применяемых

автосамосвалов .

 

МАЗ-525,

 

 

 

 

БелАЗ-540

§ 4. КАЛЬМАКЫРСКИЙ КАРЬЕР

Кальмакырское месторождение медно-порфировых руд сложено в основном интрузивными и эффузивными породами среднего со­ става, представленными сиенитами, сиенит-диоритами, гранодио-

1- .іс. 15. Разрез

по Кальмакырскому месторождению:

/ — лёсс; 2—граноднорнт-порфнр;

3— окисленная р у д а ; 4— смешанная руда; 5 — сульфид ­

ная халькозшювая руда; 6 — сульфидная

первичная

руда; 7—

сульфидная б е д н а я руда;

8 — забалансовая

руда;

9 — граница

горных

работ

рит-порфирами и липаритовыми порфирами. Породы месторожде­ ния измененные. Они подвергались окварцеванйю, лимонитизации и хлоритизации. Гранодиорит-порфиры и сиениты превратились во вторичные оруденелые кварциты. Первичное оруденение тесно свя­ зано с интрузией гранодиорит-порфиров.

Первичная вкрапленная руда образует кольцеобразную зону оруденения внутри штока гранодиорит-порфиров. На глубине, где резко выполаживаются контакты штока с сиенитами, интенсив­ ность оруденения снижается, и рудные тела постепенно выклини­ ваются.

Зона оруденения представлена чередующимися полосами про­ мышленных и забалансовых руд, имеющих форму пологопадающих и линзообразных тел (рис. 15). В плане оруденелые участки пред­ ставляют собой иногда вытянутые, но чаще неправильные тела. Часто встречаются участки с гнездообразной формой рудных тел (рис. 16).

37