Файл: Шафрановский И.И. Очерки по минералогической кристаллографии.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.06.2024
Просмотров: 76
Скачиваний: 1
В статье Н. 3. Евзиковой детально рассмотрены особенности во з- растиой и пространственной изменчивости кристалломорфологии касситерита [54]. В ней содержатся результаты скрупулезного кристалломорфологического анализа касситерита примерно из 400' шлихов сульфидно-касситеритовых руд Мяо-Уанского района Даль него Востока. На прекрасных рисунках наглядно показана эволю ция форм касситерита во времени (по внутренним зонам роста кри сталлов), вкрест простирания рудного тела, по его простиранию и восстанию. В заключение автор подчеркивает значение учета кристалломорфологнческпх данных при решении вопроса о перспектив ности оруденения. Шпрота постановки вопроса наряду с тщатель ностью изучения кристалломорфологических деталей позволяет нам рассматривать статью как образец новаторского минералогокристаллографического исследования.
Не меньшего внимания заслуживает и монография Э. Г. Коломыца, в которой автор разработал оригинальную кристалломорфологнческую и генетическую классификацию отложенного снега, со ставленную на основе многолетних стационарных наблюдений [63]. Ему удалось выявить строгую последовательность в переходах раз личных форм кристаллов снега (обломочных, полиэдрических, плоских, столбчатых, скелетных, пластинчатых, фирновых). В ра боте убедительно показано, что «все многообразие форм вторичных кристаллов в каждом снежном горизонте п многообразие сочетаний самих горизонтов в каждой снежной толще представляют собой генетически связанные периоды и стадии (фазы) единого сублима ционно-метаморфического цикла».
Монография Э- Г. Коломыца (географа по специальности) яви лась ценным вкладом в минералогическую кристаллографию, наме тив новые обобщающие подходы к изучению природного кристалли ческого материала. В двух отмеченных выше работах мы в и д и м удач
ное сочетание |
широких геолого-минералогических исследований |
с углубленным |
кристаллографическим анализом. |
Приведенные примеры еще раз напоминают, что основные методы |
минералогической кристаллографии доляшы базироваться на гармо ническом сочетании минералогического подхода со всемерным исполь зованием кристаллографических приемов исследования, основанных
на законах симметрии и геометрии |
простых форм. |
Г л а в а |
VIII |
ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ МИНЕРАЛОГИЧЕСКОЙ КРИСТАЛЛОГРАФИИ
Преподаватели кристаллографии и минералогии хорошо знают о тех затруднениях, с которыми приходится иметь дело при переходе от идеализированных кристаллографических моделей к реальным минералогическим объектам. Автору этой книги, преподающему
108
свыше 40 лет кристаллографию студептам-геологам, нередко при ходилось выслушивать критические замечания со стороны минерало гов, связанные с этим обстоятельством. В частности, нас упрекают в том, что в элементарном курсе отводится слишком много места «деревянной кристаллографии», т. е. работе с моделями идеализиро ванных кристаллов [112].
Этот упрек несправедлив. Как нельзя выучиться чтению без азбуки, так невозможно понять и реальные кристаллические тела со всеми их усложнениями и искажениями без твердого и прочного знания правильно образованных простых форм с их математическими характеристиками-символами. Это знание может быть получено лишь с помощью тщательного штудирования идеализированных мо делей, представляющих наиболее обычные формы минералов. Зна комству с реальными кристаллами обязательно должно предшество
вать учение |
об идеальных формах, так же как в физике |
сведениям |
о реальных |
газах и жидкостях необходимо предпослать |
главы об |
их идеальных прообразах.
Сокращение объема преподавания «деревянной кристаллографии» неминуемо привело бы к катастрофическому падению кристалло графической культуры в трудах молодых минералогов, чего, конечно, нельзя допустить. К несчастью, количество учебных часов, отведен ных для курса кристаллографии, слишком мало для того,чтобы под робно развить раздел о кристаллических формах. В связи с этим, переходя к реальным примерам, мы вынуждены ограничиваться лишь общими понятиями и наиболее показательными случаями. К сожалению, ознакомиться в достаточной мере с природными кри сталлами минералов студентам не удается и при прохождении курса минералогии, хотя именно здесь они впервые встречаются на практи ческих занятиях с реальными образцами конкретных минералов.
Итак, ни курс кристаллографии, ни курс минералогии не даютдосстаточно твердых познаний в области кристалломорфологии минера лов. Мы видим только один выход из создавшегося положения. Совершенно необходимо для студентов-мпнералогов ввести в про грамму помимо курса гониометрии курс кристалломорфологии минералов или собственно минералогической кристаллографии.
Автором была сделана попытка наметить основы такого курса в виде краткой и популярной книжки, своего рода «азбуки» совре менной кристалломорфологии [163]. Хотелось бы привлечь к этой попытке внимание минералогов, чтобы после необходимых крити ческих высказываний и поправок появилась возможность создать полноценный и подлинно современный курс минералогической кристаллографии.
Проблема моделирования природных явлений подробно рассмот рена В. А. Штоффом [179], который следующим образом сформули ровал требования, предъявляемые к моделям ленинской диалектико материалистической теорией отражения: «Под моделью понимается такая мысленно представляемая или материально реализованная система, которая, отображая или воспроизведя объект исследования,
109
способна замещать его так, что ее изучение дает нам новую инфор мацию об этом объекте» [179].
Интересно пересмотреть в свете сформулированных выше поло жений роль и значение моделей кристаллических многогранников в современной кристалломорфологпи. На примере этих, казалось бы, типично статических, мертвенно застывших деревянных или картонных фигур ъгы попытаемся показать возможность отображения внутреннего строения и динамики развития реальных кристаллов с их усложнениями и противоречиями. Имея дело с моделями, изобра жающими формы кристаллических многогранников и принадлежа щими по классификации В. А. Штоффа к «материальным простран ственно-подобным моделям» [179], мы, по-видимому, застрахованы от слишком отвлеченного абстрагирования и существенного отрыва от реальности: несмотря на известную идеализацию и схематизациго,
эти фигуры |
все же дают достаточно наглядное и четкое понятие |
о реальных |
кристаллических полиэдрах. |
Первые по времени кристаллографические модели представляли попросту бесхитростные копии реальных кристаллов, воспроизводив шие более или менее точно их внешний вид. Именно так подходил к моделированию кристаллических образований известный петер бургский академик XVIII в. Т. Ловиц, старательно вылеплявший из черного воска по возможности точные копии выращиваемых и изу чаемых им кристаллов [81 ]. Ясно, что такие незамысловатые образы давали понятие лишь о внешности кристаллических фигур, не на талкивая мысль на дальнейшие обобщения и выводы.
Развитие учения о симметрии и формах кристаллов привело к созданию идеализированных полиэдрических моделей, хорошо знакомых нам по учебным курсам кристаллографии. Идеализация состоит здесь в том, что грани одной и той же простой формы, вы водящиеся друг из друга с помощью элементов симметрии, изобра жаются равными по площади и контурам. Как известно, в подавля ющем большинстве случаев на природных или искусственно выра щенных кристаллических многогранниках это условие не соблю дается. Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что принятая здесь идеализация отнюдь не является беспочвенной абстракцией, отор ванной от реального мира кристаллов. Идеально развитые кристалли ческие формы могут возникнуть при идеальных условиях роста, требующих всестороннего и равномерного подтока питающего ве щества к кристаллу.
Идеализация кристаллических форм на полиэдрических моделях позволяет получить достаточно богатую информацию о природе огранения кристаллов (грани одной простой формы должны быть одинаковыми не только геометрически, но и по своим физико-хими ческим свойствам). И все же изучение подобных моделей приводит лишь к статическим представлениям. Не случайно приходится слы шать высказывания о том, что «деревянная кристаллография» отдает схоластикой и обедняет сведения о реальном мире кри сталлов.
НО
, 1 ' |
|
tт |
1 |
і |
‘ |
|
1 ч n |
'
Рис. 30. Грани пяти кристаллографических разновидно стей куба.
Выше неоднократно подчеркивалась двойственность природы кристаллических форм, являющихся одновременно функцией и внут реннего строения (структуры) и внешней кристаллообразующей среды. Структура, как известно, вызывает преимущественное раз витие на кристаллах данного вещества одних и тех же габитусных граней. Внешнее воздействие среды приводит к искажению кристал лической фигуры и развитию «лоишых форм». Желательно, чтобы динамика того и другого явления нашла свое отражение на кристал лографической модели.
Первая задача, приближающая геометрическую модель к реаль ному кристаллическому прообразу, заключается в учете истинной симметрии кристалла и в ее изображении на модели. Известно, что «кристаллография различает между собой пять кубов, в то время как геометрия имеет дело только с одним кубом» [181]. При соответ ственном подходе вместо 47 простых форм, различаемых геометри чески, выводятся 146 кристаллографических разновидностей, раз личных по симметрии [14]. Эти разновидности легко показать на обычных моделях простых форм с помощью «стрелок», изображающих
(см. |
рис. 32) пять случаев конечной симметрии ребер [90, 119, |
169, |
184]. |
На рис. 36 показаны грани пяти кристаллографических разновид ностей куба, ребра которого (стороны квадратов на рисунке) заме нены пятью типами «стрелок» [98, 157]. Подобные модели дают на глядное понятие не только о конечной пространственной симметрии всей фигуры в целом, но и характеризуют по отдельности плоскост ную симметрию граней, линейную симметрию ребер и точечную симметрию вершин. Напомним, что процесс образования реального кристаллического тела представляет собой сложное переплетение сосуществующих явлений роста и растворения положительных и отрицательных вершин, ребер и граней [97]. Ясно, что модели кри сталлографических форм с нанесенными на ребра стрелками по могают решать кристалломорфологические задачи. Стрелки дают понятие о закономерностях нарастания граней, ребер и вершин,
111
которые вызываются симметрией и внутренним строением кристалла. В частности, с их помощью был сделан вывод всех возможных двой никовых законов [29].
Как видим, реберные стрелки некоторым образом «оживляют» статическую деревянную модель, приближая ее к реальному про образу, информируют о возможном поведении кристалла при росте или двойникованпп и тем самым придают модели в известной сте пени динамический характер.
В целях дальнейшего выяснения взаимосвязи кристаллической
формы со структурой |
следует воспользоваться типами |
стрелок |
с бесконечной реберной |
симметрией [184]. Использование |
всех ти |
пов стрелок (конечных и бесконечных) в качестве ребер на моделях простых форм помогает смоделировать и вывести 1403 структурных разновидности простых форм [149, 153]. Стрелки на ребрах в этом случае дают понятие о бесконечной плоскостной симметрии граней и бесконечной линейной симметрии ребер. При наличии главных винтовых осей, перпендикулярных к плоскостям граней, удобно иметь несколько кубов, вставляющихся друг в друга наподобие «деревянных матрешек». Такие модели вплотную подводят к струк турной симметрии кристалла. Полагаем, что подобные модели кри сталлографических форм во многом удовлетворяют вышеизложенным требованиям, предъявляемым к моделям природных объектов. Они дают богатую информацию, позволяющую предсказывать динамику ■формирующегося кристалла, связанную с симметрией его структуры.
Перейдем к моделям, отображающим воздействие кристалло образующей среды на кристаллическую форму. Если грани той или иной простой формы развиты неодинаково или присутствуют лишь частично, приходится отмечать наличие ложных форм. Как указы валось выше, ложная простая форма является частью истинной простой формы и соответствует совокупности граней, связанных элементами внешней симметрии реального кристаллического много гранника. В качестве основной причины образования ложных форм мы принимаем симметрию кристаллообразующей среды (симметрию подтоков питания к кристаллу).
Напомним, что внешняя симметрия реальных кристаллических тел сохраняет только те элементы истинной симметрии кристалла, которые совпадали во время его формирования с элементами сим метрии кристаллообразующей среды (следствие из принципа сим метрии Кюри). Тем самым, как указывалось выше, развитие ложных форм и соответствующая им внешняя симметрия кристаллов могут быть использованы в качестве индикаторов симметрии кристалло образующей среды.
По предложению В. А. Мокиевского, наглядные модели ложных -форм, выводящихся из какой-либо исходной простой формы, можно получить путем раскраски ее граней в разные цвета [92]. При опи сании таких моделей используются законы многоцветной симметрии
[13].На рис. 37 показаны ложные формы, выводящиеся из куба
&помощью девяти моделей, грани которых раскрашены в два, три,
112