ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.06.2024
Просмотров: 98
Скачиваний: 0
дит частичное спаривание строк. При полном спари вании, когда четная строка точно попадает на сосед нюю нечетную, изломов не наблюдается, но при этом диагонали становятся шире (четкость понижается в 2 раза). При спаривании строк уменьшается число отчетливо различимых линий в центральных горизон тальных клиньях таблицы, и сами линии расходятся веерообразно. Нарушение чересстрочной развертки можно проверить и по характеру растра (рис. 60). На рис. 60, а показан растр, когда точность синхрониза ции высокая и имеет место правильное чередование
а |
6 |
Рис. 60. Телевизионный растр: |
|
а — при хорошей |
синхронизации; б — прн плохой синхро |
низации |
(произошло спаривание строк) |
строк (спаривания нет), а на рис. 60,6 — растр, когда строки спарены. Нарушение чересстрочной развертки не всегда является признаком неисправности телеви зора и может происходить из-за неточной установки ручки регулировки частоты кадров.
Ч а с т о т н ы е и ф а з о в ы е и с к а ж е н и я на низ ких частотах проявляются за черными горизонталь ными прямоугольниками (в квадратах ДЗ, Д6, а также ЕЗ, Е4, Е5, Е6) в виде темных и светлых полос — «тянучек». При наличии этих искажений на высоких частотах на изображении тонких черных вертикаль ных или наклонных линий появляется справа узкая белая канва, называемая «пластикой», при этом кон туры изображения становятся чрезмерно рельефными. Если «пластику» не удается устранить регулировкой ручки «Настройка гетеродина», то такой телевизор нельзя признать качественным.
175
К а ч е с т в о з в у к о в о г о с о п р о в о ж д е н и я проверяется на громкость звучания, его чистоту и равномерность звукового воспроизведения по всей полосе пропускания. Полная громкость должна быть такой, чтобы передача была хорошо слышна на рас стоянии 6—7 м от телевизора. При повороте регу лятора громкости до упора влево звучание должно полностью прекращаться. Увеличение громкости должно происходить плавно, без треска. При макси мальной громкости динамик не должен дребезжать. Если дребезжание громкоговорителя нельзя устра нить настройкой гетеродина, то телевизор считается недоброкачественным.
В н е ш н е е о ф о р м л е н и е т е л е в и з о р о в тес но связано с общей компоновкой размещения блоков и узлов в футляре. Выбор того или иного варианта оформления зависит от многих причин, например: от класса телевизора и его стоимости, способа установки при эксплуатации (на столе или на полу), требуемого качества звучания. За последнее время размеры экра нов для телевизоров прямого видения уже не увеличи ваются, так как применение трубок с диагональю более 67—69 см вряд ли целесообразно.
Внешнее оформление телевизора должно соответ ствовать его назначению и гармонировать с интерьером жилого помещения. Простые архитектурные фор мы, скромная отделка без ярких, бесполезных, бро сающихся в глаза украшений — вот характерные осо бенности внешнего вида современного телеви зора.
Выбор материала футляра и его отделки опреде ляется в основном показателями качества телевизора, его массовостью и технологичностью. Совсем не давне единственным материалом для изготовления футляра было дерево, а способом отделки — окраши вание с накаткой текстурног-о рисунка или оклеива ние шпоном ценных пород дерева с шеллачной поли ровкой вручную. В настоящее время в простых массо вых моделях дерево все чаще заменяют пластиче скими массами, позволяющими резко снизить стои мость футляра за счет применения более совершенной технологии. Однако они пока не могут полностью за менить древесину, так как обладают двумя большими
176
I
недостатками: низкой теплоустойчивостью и низкими акустическими свойствами.
Отделывают футляры телевизоров или шпоном ценных пород дерева с последующей полировкой, или имитацией. Имитацию отделки под ценные породы де рева выполняют по новой технологии, обеспечиваю щей высокое качество и низкую стоимость футляра. В качестве имитирующих материалов служат глав ным образом декоративная фанера и декоративный шпон. Они представляют собой простые фанеру или шпон, на которые наклеена бумага с напечатанным текстурным рисунком, изображающим срез какихлибо ценных пород дерева. Фанеру вместе с бумаж ным слоем пропитывают бакелитовыми смолами и затем подвергают горячему прессованию. При прессо вании деревянным деталям ящика сразу придают не обходимую форму, например делают закругления. В результате получается гладкая поверхность, не тре бующая дополнительной отделки.
Качество отечественных телевизоров черно-белого изображения не уступает лучшим зарубежным образ цам. Подтверждением этому является то, что многим телевизорам присвоен Государственный знак качества.
Телевизоры, получившие Знак качества, должны обладать самыми высокими качественными парамет рами. Устойчивость синхронизации должна сохра няться при изменении питающего напряжения сети на ±10% . На приемнике должно находиться изображе ние Государственного знака качества по ГОСТу
1.9—67.
Качество телевизоров цветного изображения про веряют при передаче и воспроизведении на экране те левизионной испытательной таблицы типа 0249 и сиг нала цветовых полос. Проверка яркости, контраст ности, четкости, геометрических искажений и других параметров производится аналогично рассмотренной выше проверке качества черно-белого телевизионного изображения. Кроме того, телевизоры проверяют на к а ч е с т в о ц в е т о в о г о в о с п р о и з в е д е н и я . При передаче сигнала цветовых полос цвета на экране телевизора должны иметь такую последовательность: белый, желтый, голубой, зеленый, пурпурный, крас ный, синий, черный. При этом границы между
7 А, Л, Черкасов |
177 |
отдельными цветными полосами должны быть очер ченными. Не должно наблюдаться случайных измене ний цвета.
Телевизоры цветного изображения должны хорошо работать при изменениях величины питающего на пряжения в пределах 6— 10% от номинального.
Корпус телевизионного приемника должен быть деревянным, фанерованным ценными породами де рева (орех, красное дерево, карельская береза, груша, явор и др.) с внешним покрытием лаком. Поверхность корпуса должна быть полированной или матиро ванной.
В отличие от обычных телевизоров черно-белого изображения цветной телевизор после доставки его к месту установки требует дополнительной регули ровки.
Маркировочные данные телевизионных приемни ков наносят на шасси и задней стенке. На шасси должен быть четко выбит порядковый номер приемника. На задней стенке даются следующие обозначения: товар ный знак предприятия-изготовителя, наименование телевизионного приемника, схема расположения
•электронных ламп (с внутренней стороны стенки), необходимые поясняющие и предостерегающие над писи, клеймо или пломба ОТК. предприятия-изгото вителя.
-Упаковывают телевизионные приемники в картон ные коробки с амортизационными прокладками. На картонной упаковке указывают товарный знак заво- да-изготовителя, наименование приемника, ставят надписи «Верх», «Не бросать», «Стекло», «Не канто вать» и условный знак (рюмка, зонт и т. п.).
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ
1. Что называется разверткой изображения?
2.. Почему для телевизионного вещания выбраны ультрако роткие волны?
3.Какие три цвета называются основными и почему?
4.Перечислите основные показатели качества телевизионного изображения.
5.Как правильно проверить качество телевизора?
6. Назовите составляющие полного телевизионного сигнала.
Глава 7
МАГНИТОФОНЫ И ДРУГИЕ БЫТОВЫЕ РАДИОУСТРОЙСТВА
МАГНИТОФОНЫ
Магнитофоны — это |
аппараты, предназначенные |
|
для магнитной записи |
и |
воспроизведения звука. |
В качестве носителя звука |
используется ферромаг |
нитная лента'.
Принципиальную основу магнитной записи со ставляет свойство ферромагнитных тел (зерен окис лов железа и кобальта) намагничиваться под дей ствием магнитного поля и надолго сохранять остаточ ное намагничивание.
Запись звука в магнитофонах производится на магнитную ленту — гибкую пластмассовую полоску, покрытую с одной стороны ферромагнитным порош ком.
Блок-схема магнитофонов
Простейшая блок-схема устройства для магнитной записи и воспроизведения звука показана на рис. 61.
Записываемые звуковые колебания воспринима ются микрофоном (М) и преобразуются в электриче ские сигналы. Мощность электрических сигналов повышается усилителем записи (УЗ). К выходу по следнего подключена магнитная головка записи (ГЗ), представляющая собой кольцевой электромагнит, маг нитная цепь которого разомкнута с одной стороны диамагнитной прокладкой, образующей так называе мый рабочий зазор. К рабочему зазору прилегает дви жущаяся магнитная лента. Так как магнитное поле1
1 Ф е р р о м а г н е т и к а м и называют вещества, обладаю щие ярко выраженными магнитными свойствами.
7* |
179 |
над рабочим зазором имеет ту же закономерность изменения во времени, что и подводимый от микро фона электрический сигнал, все фазы последнего фиксируются на магнитной ленте в виде различной ост-аточной намагниченности ее отдельных участков. Лента с магнитной записью называется магнитной фонограммой. Чтобы воспроизвести записанные звуко вые колебания, магнитную фонограмму с той же ско
ростью, что и при записи, пропускают |
|
по |
рабочему |
||||
зазору |
головки воспроизведения |
(ГВ), |
которая по |
||||
|
|
устройству сходна с го |
|||||
|
|
ловкой записи. Магнит |
|||||
|
|
ный поток ленты замы |
|||||
|
|
кается через сердечник |
|||||
|
|
ГВ |
и возбуждает |
в ее |
|||
|
|
обмотке |
электрические |
||||
|
|
колебания |
той же |
ча |
|||
|
|
стоты, что и частота |
|||||
|
|
записанного |
звука. |
||||
Рис. 61. |
Блок-схема устройства для |
Мощность этих колеба |
|||||
магнитофонной записи и воспро |
ний повышается усили |
||||||
|
изведения звука |
телем воспроизведения |
|||||
|
|
(УВ), |
после |
чего |
|||
они преобразуются громкоговорителем в звук. |
|
||||||
Моментальная готовность записи к воспроизведе |
|||||||
нию и |
ее практическая неизнашиваемость |
(качество |
воспроизведения звука почти не зависит от количе ства проигрываний) является существенным преиму ществом магнитной записи.
Ненужная запись может быть легко удалена (стер та) с ленты. Для этого служит магнитная головка стирания (ГС), устроенная в принципе так же, как и головка записи и воспроизведения. Головка стирания питается токами высокой частоты (30— 100 кГц), а, как известно, поле высокой частоты размагничивает носитель.
Возможность многократно использовать носитель для записи является вторым важным преимуществом магнитной записи. Однако магнитная запись имеет и недостатки, важнейшим из которых является следую щий: магнитная запись не видна и она может быть испорчена при попадании в сильное магнитное поле.
180
На рис. 61 видно, что записывающая головка по лучает дополнительное питание от генератора высо кой частоты. Это делается для повышения чувстви тельности магнитной ленты и снижения нелинейных искажений при записи.
Каждый магнитофон состоит из лентопротяжного механизма и электронной части. Основу лентопротяж ного механизма составляют электродвигатели, кото рых в одном магнитофоне может быть один, два или три. В электронную часть входят усилители, ге нератор высокой частоты и индикатор уровня записи.
В современных магнитофонах используется одна головка для записи и воспроизведения, она назы вается универсальной.
Основные параметры магнитофонов
Основными параметрами, характеризующими ка чество магнитофонов, являются: скорость движения ленты, детонация, частотная характеристика, нели нейные искажения, относительный уровень шума и
фона, выходная мощность. |
|
|
|
С к о р о с т ь |
д в и ж е н и я |
л е н т ы |
измеряется |
в сантиметрах |
за секунду. |
Стандартом |
предусмот |
рены четыре скорости движения ленты в магнитофо нах любительского типа: 19,05; 9,53; 4,76; 2,38 см/сек.
По числу скоростей движения ленты все магнитофоны можно подразделить на три группы: односкоростные, двухскоростные и трехскоростные.
При прочих равных условиях качество записи тем выше, чем больше скорость движения магнитной ленты. Максимальная скорость (19,05 см/сек) дает возможность записать и воспроизвести звуковые ко лебания в диапазоне частот от 40 до 16 000 Гц.
Д е т о н а ц и я возникает в магнитофонах из-за того, что скорость движения ленты при записи никогда точно не равна ее скорости при воспроизведении. Раз ница в скоростях изменяет тональность звучания — звук становится выше или ниже натурального. При большой детонации звук при воспроизведении начи нает «плыть». Это выражается в том, что рояль, на пример, звучит как гавайская гитара.
Ш
Количественно детонация характеризуется коэф фициентом детонации, который равен в простейшем случае отношению амплитуды колебаний скорости дви жения ленты к ее среднему значению. Современные магнитофоны имеют коэффициенты детонации от ±0,1 (для магнитофонов I класса при скорости движения
ленты 19,05 см/сек) до |
±0,6 (для |
магнитофонов |
|
IV класса при скорости движения ленты 4,76 см/сек). |
|||
Ч а с т о т и д я |
х а р а к т е р и с т и к а |
показывает |
|
зависимость ЭДС |
головки |
воспроизведения от ча |
стоты записанного сигнала. Кроме того, она ограни чивает пределы частот, которые можно качественно воспроизвести на магнитофоне. Измеряется частотная характеристика нижним и верхним пределом эффек тивно воспроизводимых звуковых частот в герцах. Она
зависит |
от типа использованной |
магнитной |
ленты |
(2, 6, 10) |
и скорости ее движения. |
|
|
Н е л н н е й н ы е и ск а ж е и и я |
в основном |
полу |
чаются из-за несовершенства ферромагнитной ленты. Лучшими отечественными лентами, имеющими наименьшие нелинейные искажения, являются ленты ти па 6 и 10. Кроме того; нелинейные искажения зависят от уровня записи и величины тока подмагничивания. Минимум нелинейных искажений соответствует при мерно такой величине тока подмагничивания, при ко торой чувствительность ленты к записи звуковых час тот максимальна. Это значение тока называют опти мальным. На практике эффективнее несколько завы сить ток подмагничивания, чем занизить.
Увеличение подмагничивания уменьшает шумы магнитной ленты, но ухудшает запись высоких частот. Коэффициент нелинейных искажений современных магнитофонов составляет 2—4%.
Помехи в записи проявляются в виде шума и фона. Шум (шипение) возникает из-за неоднородно сти структуры магнитного порошка в ленте и непо стоянства механического контакта между лентой и головкой. Уровень шума возрастает при уменьшении ширины дорожки. Фон представляет собой помеху в виде периодических сигналов с частотами, кратными частоте питающей сети (50, 100, 150 Гц и т. д.). При чина фона — пульсация напряжений, питающих уси лители записи и воспроизведения, а также генератор
182