Файл: Цуркан И.Г. Смазочные и защитные материалы учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2024

Просмотров: 475

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рис. 48. Схема работы электроокрасочной установки:

1 — изделие;

2 — конвейер; 3 — изолятор;

4 — разрядник;

5 — ограничительный резистор;

6 — кенотрон;

7 — высоковольтный

трансформатор; В— воздухопровод; 9 — воздухоочисти­

тель; 10 — бачок для краски;

// — пульт

управления;

12 — краскопровод; 13 — дозатор;

14 — распылитель; 15 — качалка

 

 

 

дробленных капелек краски применяют пневматические или центро­ бежные (с числом оборотов от 1200 до 10 000 в минуту) электрорас­ пылители. Лакокрасочные материалы для окраски в электрическом поле должны обладать определенными электрическими свойствами.

Качество и степень электроосаждения лакокрасочного материала обусловлены следующими основными физико-химическими и электро­ физическими свойствами: диэлектрической проницаемостью е, удель­ ным объемным сопротивлением р„, вязкостью и диаметром частиц крас­ ки, а также режимом окраски.

Оптимальные величины: диэлектрической проницаемости е =6-4-10; удельного объемного сопротивления р„ = 5 - 106 — 5 - ІО7 ом-см; вяз­ кости краски 15—25 сек по вискозиметру ВЗ-4 при наименьшем диа­ метре частиц краски (пигмента) от 1 до 10 мк.

Степень распыления лакокрасочных материалов в электрическом

поле определяется

величиной

максимально возможного радиуса

г тах капли по формуле

 

 

 

 

 

16яа

 

(52)

 

 

Rq2 + е£2

 

 

 

где а — коэффициент поверхностного натяжения

лакокрасочного ма­

териала;

 

 

 

 

R — постоянная

величина;

 

 

 

q — поверхностная плотность

заряда

капли

краски; .

Е — напряженность внешнего электрического поля.

При повышении удельного объемного сопротивления лакокрасоч-.

ного материала величина заряда частиц снижается и размеры распы­ ляемых в электрическом поле капель увеличиваются, т. е. качество

распыления ухудшается.

133


Максимально возможный радиус капли краски обусловлен дисперс­ ностью пигмента и размерами сольватной оболочки связующего, об­ волакивающей пигмент. По действующим стандартам и техническим условиям дисперсность пигмента пли нанесенной краски определяется величиной частиц в микронах (замеренной по микрометру), а слоя крас­ ки— степенью перетира, определенной методом «клина». Увеличение радиуса капли краски вызывает необходимость увеличения напряжен­ ности поля, которая лимитируется в определенных пределах.

Большинство лакокрасочных материалов, применяемых в вагон­ ном хозяйстве, не обладает необходимыми дисперсностью (1—3 мк) и степенью перетира до 10 по «клину» и электрофизическими свойст­ вами. Крупность частиц многих пигментов и красок очень велика. Если дисперсность двуокиси титана равна 1 мк по микрометру, эмали алкидно-меламиновой МЛ-12, составляет 10 по «клину», то степень перетира черной краски, зелени свинцовой и цинковой густотертых колеблется от 25 до 30 мк по микрометру, а эмалей пентафталевых ПФ-115, ПФ-133, грунтовок ФЛ-03к, ФЛ-013 от 30 до 40 по «клину» и масляных красок, готовых к употреблению, от 40 до 90 по «клину».

Достигнуть необходимой степени дисперсности красок и эмалей для распыления в электрическом поле можно при перетире микронизированных на струйной мельнице пигментов и наполнителей на би­ серных мельницах.

Для улучшения электрофизических свойств грунтовок, красок и эмалей при нанесении их в электрическом поле в вагонном депо, ваго­ норемонтных заводах и других предприятиях вагонного хозяйства следует подбирать рецептуру рабочего состава путем введения до полу­ чения необходимой вязкости краски различных растворителей или их смесей (РЭ-1В и РЭ-2В для эмалей МЛ; РЭ-ЗВ и РЭ-4В для эмалей ПФ; РЭ-5В, РЭ-6В и РЭ-7В для эмалей ХВ, ХС). Растворитель сле­ дует подбирать таким образом, чтобы при рабочей вязкости лакокра­ сочный материал имел оптимальные значения электрических харак­ теристик.

9. Порошковые лакокрасочные материалы

Порошковые материалы — непрерывная система дисперсных твер­ дых частиц или их конгломератов (зерен), находящихся одновременно в контакте друг с другом и с окружающей преимущественно газообраз­ ной средой.

Мелкодисперсные частицы . полимеров (порошки), наносимые на нагретую поверхность изделия, плавятся и растекаются по ней, обра­ зуя сплошную пленку, которая после искусственной сушки затверде­ вает. Такая пленка предохраняет окрашенную поверхность от кор­ розии, механического и атмосферного воздействия, а также обеспе­ чивает необходимый декоративный вид изделия.

В качестве порошковых материалов применяются: полиэтилен низкого, высокого и среднего давления ПЭНД, ПЗВД и ПЭСД; поли-

134


пропилен; сополимер этилена с пропиленом СЭП-10; фторопласт-4; фторопласт-3; фторопласт-42Л; полиамид П-68; поликапролактам; поливннилбутираль; полистирол; этилцеллюлоза; ацетобутиратцеллюлоза; полиметилметакрилат; эпоксиполимер — краска ПЭП-177.

Наиболее важными показателями порошковых материалов яв­ ляются форма и размер частиц, их строение, величина взаимодействия между ними (внутреннее трение) и т. д.

По форме различают частицы изометрические (равноосные), на­ пример кубические, шаровидные, и неизометрические (разноосные), например типа волокон, пластинок, пирамид и т. д. Размер частиц колеблется от долей микрона до нескольких сотен.

Порошкообразные тела являются высокопористыми из-за сквоз­ ных или замкнутых пор в частицах (внутричастичная пористость) и в промежутках между ними (межчастичная пористость). Плотность укладки технических порошкообразных материалов невелика (объем пор от 25 до 90%).

Одна из форм связи между частицами — механическое зацепление. Порошковые полимеры подвергаются пластификации (дибутилфталатом, диоктилфталатом, трифенилфосфатом и др.)( что облегчает условия пленкообразования и позволяет в широких пределах регули­

ровать физико-механические и другие свойства покрытий. Улучшение свойств порошковых покрытий может быть достигнуто

добавлением других полимеров, способных к пленкообразованию, т. е. получением композиций порошков.

Для придания необходимого цвета, повышения прочностных, за­ щитных свойств и атмосферостойкости, а также для направленного изменения электрических, теплофизнческих и других свойств покры­ тий в порошкообразные композиции вводятся пигменты и наполнители.

Температура пленкообразования порошковых красок колеблется от 180 до 280° С и более, что является тормозом к широкому примене­ нию их в вагонном хозяйстве. Однако для покрытия мелких деталей, арматуры и гарнитуры вагонов порошковые материалы применяют в вагонном депо и на заводах методом нанесения в псевдосжиженном состоянии (вихревое напыление) или в электрическом поле с предва­ рительным нагревом деталей и .последующей сушкой покрытий.

10. Противокоррозионные мастики, герметики, морилки, порозаполнители, замазки

П р о т и в о к о р р о з и о н н ы е м а с т и к и . Одной из наи­ более сложных проблем в вагонном хозяйстве является надежная за­ щита от коррозии внутренней поверхности кузова цельнометалличе­ ского вагона. Конденсирующаяся влага и различные загрязнения (со­ ляной рассол, щелочи, промывные воды, дезинфицирующие средства и т. д.) вызывают интенсивную коррозию обшивки пассажирских, изотермических и рефрижераторных вагонов, а также цельнометал­ лических крытых вагонов. Для противокоррозионной защиты этих поверхностей вагонов хорошо зарекомендовали себя битумные масти­

135


ки, которые по своей стойкости и долговечности превосходят другие покрытия (рис. 49).

Мастики № 579, 580, 213, 112 и др. представляют собой растворы специальных битумов или рубракса в органических растворителях с добавкой полимеризованного масла или алкидного лака и наполни­ теля — асбеста разных модификаций: в мастике № 579 — длинново­ локнистого асбеста (длина волокон 3—5 мм), в мастиках № 580, 213 и др. — асбестовой пыли, образующейся при обработке асбеста АТД. Добавка длинноволокнистого асбеста в мастику № 579, создающего

.каркас, скрепляющий защитное покрытие, обеспечивает длительную сохранность покрытий из этой мастики (14 лет эксплуатации). Она наносится слоем толщиной 3 мм по грунтовке из свинцового сурика на льняной натуральной олифе или по фенолформальдегидной грунтовке ФЛ-03к. Нанесение мастики № 579 с асбестом толщиной 1 мм и даже 2 мм не обеспечивало такой долговечности. Мастики № 580 и 213, нанесенные слоем разной толщины, а также другие лакокрасочные покрытия в условиях эксплуатации вагонов разрушались значительно быстрее (см. рис. 49).

Восстановление защитного покрытия в цельнометаллических ва­ гонах связано с необходимостью их полной разборки, которую из-за высокой стоимости производят не раньше чем через 16 лет. Применение

мастики № 579,

нанесенной

установкой

УНБМ-1 слоем толщиной

3 мм по указанным грунтовкам из свинцового сурика

или

ФЛ-03к

с подслоем из

фосфатирующей грунтовки ВЛ-02

или

ВЛ-08,

может

 

 

 

 

 

 

 

 

обеспечить сохранность ку­

 

 

 

 

 

 

 

>ѣлет

зова

вагона

без сквозных

 

 

 

 

 

 

 

повреждений

в течение 25

 

10

 

 

 

 

 

 

-

-

 

 

 

 

 

лет и более, т. е. увеличить

«о

Q

 

 

 

 

 

 

ГТ*

 

 

 

 

 

 

пробег вагона на 10 лет.

cs-

J

 

 

 

 

 

 

*

8

-

 

 

 

 

 

Поэтому для

 

противокор­

чГ

7 -

 

 

 

 

 

розионной

защиты цельно­

Е

в

 

 

 

 

 

 

металлических вагонов при

§

5

 

 

 

 

 

 

постройке и при заводском

э-

4L

 

 

 

 

 

«О

4 Г

 

 

 

 

 

ремонте с

полной

разбор­

 

3

 

7 3

4 5

 

 

 

кой

надлежит

применять

■ч г _

 

 

 

мастику № 579 в указанном

 

1-

 

 

 

 

 

технологическом

режиме

 

о

 

 

 

 

Покрытия

(толщиной 3 мм по

грунту

 

 

 

 

 

 

ВЛ-02 и свинцовому сури­

Рис. 49. Долговечность защитных покрытий,

ку или ФЛ-03к).

 

 

В

 

последние

годы в

применяемых внутри металлического кузова

вагонном

хозяйстве

при­

пассажирских вагонов:

 

 

 

 

меняются

г е р м е т и к и

7 — АЛ-177 (3 слоя);

2 — ХСГ-26+ХСЭ-26 (2 слоя);

3 — битум

№ 5

(толщина Л=2

мм):

4 — № 138 (3

для

защиты

от коррозии

слоя); 5 — ФЛ-ОЗк+ПФ-115 (2

слоя);

6 — свннцо-

в местах

зазоров,

соеди­

выіі сурнк+желеЗный сурик (2 слоя); 7—ФЛ-03к+

+мастнка №580

(/і=3 мм): 8 — металлизация цин­

нений

и труднодоступных

ком;

9 — свинцовый

сурнк+ПФ-115;

W — желез­

ный

сурик+мастика

№ 579; II — ФЛ-03к+мастнка

участках.

 

 

 

 

 

№ 579 (Л=3 мм): /2 — свинцовый сурик с наклейкой

 

 

 

 

 

парусины,

окрашенной свинцовым суриком; 13

Герметик УЗОМЭС-5 со­

свинцовый

сурик+мастика № 579 (Л=3 мм): М

стоит из герметизирующей

ФЛ-03к+мастнка № 213 (h= 2 мм)

 

136


пасты У-ЗОЭ-5

на основе наирита, вулканизирующей

пасты № 9

и ускорителя

(дифенилгуанидина). Все составные

части

смешивают

перед началом

работ. Жизнеспособность смеси

2— 10

ч. Герметик

14 ТЭП-4 представляет собой раствор дивинилстирольного термоплас­

тика в бутиловом

спирте.

М о р и л к и

или п р о т р а в ы применяют для более четкого

выявления структуры древесины, имитирования цвета ее поверхности под ценные породы дерева, выравнивания тона естественного цвета или придания древесине более темного цвета.

В качестве морилок применяют водные или водно-спиртовые рас­ творы органических красителей.

П о р о з а п о л н и т е л и представляют собой смеси наполните­ лей с небольшим количеством лессирующих (образующих прозрачные пленки) красителей со связующим (высыхающими маслами, олифами, лаками и т. п.). Порозаполнители впитываются в поры древесины, цементируя ее с образованием плотного слоя покрытия, сохраняю­ щего структуру древесины и препятствующего диффузии последую­ щих слоев лака в древесину.

З а м а з к и готовят смешением мела, железного или свинцового сурика с олифой для заполнения ими зазоров в местах контакта дета­ лей, промазки оконных рам и др.

11.Вспомогательные материалы

Ввагонном хозяйстве при выполнении окрасочных работ применяет­ ся ряд вспомогательных материалов: органические растворители и водные растворы щелочей для обезжиривания; растворы кислот для травления; растворы фосфатов для фосфатирования; преобразователи ржавчины; абразивные и шлифовочные материалы; смывки; моющие вещества и эмульсии; полировочные и профилактические составы.

О р г а н и ч е с к и е р а с т в о р и т е л и должны обладать вы­ сокой растворяющей способностью, стабильностью при применении, летучестью при низком поверхностном натяжении и регенерируемо­ стью. В качестве органических растворителей применяются ацетон, бензин БР-1 «калоша», бензол, 1—2 дихлорэтан, перхлорэтилен, трих­ лорэтилен, уайт-спирит, хлористый метилен.

В о д н ы е щ е л о ч н ы е р а с т в о р ы готовят из щелочей с добавкой поверхностно-активных веществ (ПАВ) и смачивателей (эмульгаторов) ОП-7, ОП-Ю или контакта Петрова— ДБ, ДС-РАС, сульфанола.

Обезжиривание этими составами проводят в ваннах или струйных установках преимущественно при подогреве до 70—90° С.

На процесс щелочного обезжиривания оказывают влияние: темпе­ ратура, механическое воздействие, перемешивание, жесткость воды.

Для т р а в л е н и я металлической поверхности (удаления окали­ ны, ржавчины) применяют растворы серной, соляной или фосфорной кислоты. Удаление окалины не является результатом непосредствен­ ного взаимодействия кислоты с окислами металла. Окисные пленки

137