Файл: Цейтлин Ю.А. Установки для кондиционирования воздуха в шахтах [Текст] 1974. - 166 с.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2024

Просмотров: 67

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Хд — коэффициент дросселирования; лп — коэффициент подогрева; А* — коэффициент герметичности;

X— коэффициент подачи компрессора;

Ѵ„ — объем, описанный поршнями компрессора за один ход. Объемный коэффициент учитывает снижение производитель­ ности вследствие наличия вредного пространства в цилиндрах компрессора. Этот коэффициент для паровых компрессоров рас­

считывается так же, как и для воздушных компрессоров:

К ,

= 1 — ß

РК ^ т.

 

(51)

Я0 =

1

V„

 

Рп

 

 

Ѵо

 

 

 

вредного про-

Здесь ß = 7 T- =0,01-f-0,08 — относительный объем

'п

странства для

 

 

компрессоров холо­

 

дильных установок;

расширения

Ш[— показатель процесса

пара из вредного пространства, при­ нимаемый [14] обычно для фреоно­ вых компрессоров равным 1, для аммиачных машин 1,1*.

Коэффициент дросселирования учитывает влияние на произ­ водительность компрессора понижения давления пара в ци­ линдре при всасывании по сравнению с давлением во всасываю­ щем трубопроводе и равен

к=к.

(52)

 

 

Обычно влияние вредного пространства и дросселирования пара при всасывании учитывается [9] индикаторным коэффициентом всасывания

'к1— Я0Я,д —

К з

__

Ри

Арв - ß

Рк

Рп — Ар„

(53)

 

Ѵ„

~

р

 

Ри

Ри

 

 

где &рв потеря

давления

при всасывании,

равная

 

обычно

0,05—0,10 бар.

учитывающий снижение

фактиче­

Коэффициент

подогрева,

ской производительности компрессора за счет повышения темпе­ ратуры пара при всасывании, определяется обычно по эмпири­ ческой формуле [9]:

 

Хп —

Т„

(54)

 

Тк

 

 

 

Величина b для вертикальных прямоточных компрессоров

равна нулю, а

для крупных горизонтальных машин 26.

Коэф­

* Показатель

адиабаты для аммиака /е= 1,3, для фреона-12

/г = 1,14.

30


фициент герметичности при нормальном состоянии компрессора составляет 0,95—0,98. Таким образом, коэффициент подачи ком­ прессоров ПКХУ при степени повышения давления 3—8 и водя­ ном охлаждении цилиндров (ß=0,03ч-0,04) составляет пример­ но 0,85—0,60' [26]. Для фреоновых машин при недостаточном пе­ регреве пара перед компрессором коэффициент подачи может быть ниже названных величин за счет влияния циклической конденсации хладагента на стенках цилиндра и растворимости его в масле. Обычно принимается, что при перегреве до 40° С величина коэффициента подачи не снижается за счет этих яв­ лений, однако [26] снижение перегрева на каждые 10° С приво­ дит к уменьшению коэффициента подачи на 3—5%.

Работа, затрачиваемая за один ход поршня в цилиндре ком­ прессора (индикаторная работа), численно равна площади ин­ дикаторной диаграммы в соответствующем масштабе. Для оцен­ ки совершенства компрессора используются величины индика­ торного и полного к. п. д. компрессора. Индикаторный к. п. д. представляет собой отношение теоретической работы, затрачен­ ной на 1 кг или 1 м3 засасываемого пара, к фактической инди­ каторной работе, затрачиваемой на получение того же количе­ ства сжатого пара. При анализе неохлаждаемых машин тео­

ретическую

работу

определяют при - идеальном адиабатном

(S = const)

сжатии

пара в компрессоре,

индикаторный

к. п. д.,

определяемый таким образом, называют адиабатным:

 

 

 

•п.-ад

 

(55)

 

 

 

 

где іа и

— соответственно конечная

 

I

и начальная энтальпия

 

пара при адиабатном сжатии его в компрессоре,

 

кдж/кг;

индикаторная

работа

і і — фактическая удельная

 

компрессора, кдж/кг.

 

!

Ориентировочно адиабатный индикаторный к. п. д, поршне­ вых компрессоров ПКХУ может быть рассчитан [9] по формуле

лізд = К +

(56)

где Яп — коэффициент подогрева

компрессора, определяемый

по формуле (54);

 

Іі— эмпирический коэффициент, равный для горизонталь­ ных компрессоров двойного действия 0,0020, для вер­ тикальных прямоточных компрессоров аммиачных 0,0010 и фреоновых 0,0025.

Полный к. и. д. компрессора представляет собой произве­ дение индикаторного и механического к. п. д. Механический к. п. д. учитывает потери энергии вследствие трения в подшип­ никах. кривошипно-шатунной группе и обычно [9] равен 0,85— 0,93. Механический к. ш д. зависит от режима работы ком-

31


прессора. Приведенные значения механического к. и. д. соот­ ветствуют паспортным режимам работы машин.

Мощность на валу компрессора может быть рассчитана по

формуле

(«о — к) ■МК.

ѵ

N.

(57)

 

ЛД

 

В установках для кондиционирования воздуха используются, ;Как правило, турбокомпрессоры без специального охлаждения

пара

между

ступенями

или

внутри

 

ступеней.

Теоретический

 

рабочий

процесс сжатия

пара в

такой

машине

 

(при от­

сутствии

сопротивлений

движению

пара)

пред­

ставляет

собой

обрати­

мый

адиабатный

про­

цесс

(s = const)

(линия

/—2,

рис.

9).

 

Удельная

работа,затрачиваемая

на получение

1 кг

сжа­

того пара,

в этом случае

(приращением

 

кинетиче­

ской энергии потока

пара

в компрессоре пренебрегаем) определяется по формуле

 

/х = и — г\

 

 

 

 

(58)

и будет эквивалентна площади 12456. В реальной ма­ шине благодаря наличию сопротивлений в проточной части про­ исходит диссипация энергии потока и связанное с ней повыше­ ние энтропии пара. Условно реальный процесс сжатия пара в турбокомпрессоре может быть изображен линией 13. Площадь под линией 1—3 представляет собой работу, затрачиваемую на преодоление сопротивлений проточной части компрессора. Пол­ ная работа, затрачиваемая на сжатие 1 кг пара, определится уравнением

I — і3іI

(59)

и будет эквивалентна площади А34561В.

Обычно газодинамическое совершенство

неохлаждаемого

турбокомпрессора характеризуют так называемым внутренним (политропным) к. п. д., представляющим собой отношение ра­ боты сжатия (площадь 13456) к полной работе, затра­ гиваемой в компрессоре (площадь А34561В). Од­ нако при сжатии реальных газов (паров) определение этого коэффициента затруднено из-за невозможности использования характеристического уравнения идеального газа и базирую­

32


щихся на нем формул для расчета работы. Применение урав­ нения состояния реального газа значительно усложняет расчет. Поэтому обычно совершенство парового турбокомпрессора .ха­ рактеризуется адиабатным к. п. д., представляющим собой от­ ношение теоретической (адиабатной) работы (площадь 124—5—6) к полной работе, затрачиваемой в компрессоре:

Полный адиабатный к. п. д. компрессора

Лад,. - Л адк Л 01.Л м к ,

( 6 1 )

где г)ок — объемный к. п. д. компрессора, представляющий со­

бой отношение массовых расходов воздуха в нагне­ тательном и всасывающем патрубках машины12;

т)мк— механический к. п. д. компрессора, представляющий

собой отношение мощности, переданной пару в ком­ прессоре, к мощности на его валу.

Степень повышения давления в одной ступени турбокомпрес­ сора ограничивается допустимой по условиям прочности и газо­ динамическим условиям течения газа окружной скоростью рабочего колеса. В настоящее время для используемых в ста­ ционарных компрессорных машинах материалов допустимая окружная скорость рабочего колеса составляет 300—350 м/сек. Газодинамические условия работы компрессорной ступени оп­ тимальны, если отношение скорости пара в потоке па выходе из рабочего колеса к скорости распространения звука не пре­ вышает определенного предела. Так как скорость распростра­ нения звука в газах зависит от их физических свойств, то и допустимая окружная скорость компрессорного колеса различна для разных хладагентов. Наибольшая окружная скорость по этому фактору допускается для хладагентов с малой молеку­

лярной массой

(для аммиака около 560 м/сек), наименьшая —

для тяжелых

хладагентов

(Ф-12 около 200 м/сек).

Высокая молекулярная

масса фреонов и достаточно высокие

допустимые окружные скорости колес при использовании этих агентов позволяют ограничиваться малым числом ступеней турбокомпрессоров. В установках для кондиционирования воз­ духа при использовании в качестве хладагента Ф-12 применя­ ются одноили двухступенчатые машины, в то время как при использовании аммиака в тех же условиях приходится приме­ нять семиступеичатый агрегат (перепад температур па одну ступень равен примерно 6°С).

1 Разница массовых расходов объясняется наличием расхода пара через разгрузочный поршень турбокомпрессора.

2 Ц ейтлин Ю . А .

33


5.Реальный цикл ПКХУ

Вразделах 1 и 3 этой главы рассматривались теоретические

рабочие процессы в холодильных установках. Фактические процессы отличаются от них. Прежде всего отличаются от тео­ ретических реальные процессы сжатия пара в компрессорах (см. п. 4). Кроме того, в реальном цикле температуры испаре­ ния Тп и конденсации Тк хладагента отличаются от температур окружающей Т0 и охлаждаемой Г„.с сред, что приводит к не­

обратимости процессов теплообмена

в испарителе

и конденса­

 

 

торе н снижению

показа­

 

 

 

телен

 

работы

ПКХУ..

 

 

 

Вследствие

потерь

дав­

 

 

ления

 

в

конденсаторе и

 

 

 

испарителе

давление

в-

 

 

 

этих

аппаратах

не

оста­

 

 

 

ется постоянным, что так­

 

 

 

же приводит к снижению-

 

 

 

эффективности

работы

 

 

установки.

Учитывая

все

 

 

 

сказанное,

 

реальный

 

 

 

цикл

ПІ\ХУ

будет отли­

 

 

 

чаться

от

теоретиче­

 

 

 

ского

 

(рис. 10).

Идеаль­

 

 

 

ный

 

цикл

 

показан

 

на

 

 

 

рисунке пунктиром.

Фак­

Рис. Ю. Реальный цикл установки

тическая

удельная

 

хо-

лодопропзводительность

 

 

щадью В1b—С И может

быть

цикла

 

определится

пло-

 

рассчптана

по

формуле

% = Г,, As,, = і.

-

«V.

 

 

 

 

 

(62)

где Asn=siso— фактическое

изменение энтропии

хладагента

в испарителе, кдж/кг-°К;

 

 

 

хладагента

Г„м— средняя абсолютная

температура

в испарителе; і‘іэ и іів — эквивалентные энтальпии хладагента на входе

и выходе из испарителя, определяемые по зна­ чениям средней температуры (среднего дав­ ления) И ЭНТРОПИЙ S) И Sh.

Удельная работа, затрачиваемая в цикле (без учета меха­ нических и объемных потерь в компрессоре), определяется со­ гласно (59):

/ф =- і„ — t j .

( 63)

Эквивалентная этой работе площадь будет Л—а3451В_ Таким образом, фактический холодильный коэффициент ре­

альной ПКХУ определяется отношением

34

I