Файл: Цейтлин Ю.А. Установки для кондиционирования воздуха в шахтах [Текст] 1974. - 166 с.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.06.2024
Просмотров: 92
Скачиваний: 2
\
хф |
'V - V |
r Ml,Asn |
|
(64) |
|
/ф |
|
|
|
|
Холодильный коэффициент зависит не только от совершен ства установки, но и от условий, в которых она работает, по этому лучше характеризовать эффективность работы ПКХУ ее полным к. п. д.
( Г „ — т 0С ) Г „ М Д 5 | ,
Л: |
(65) |
Т о.с 0 « |
— ' і ) |
Здесь, кроме принятых ранее обозначений, т]д — к. п. д. привод ного двигателя КПХУ.
Если потерями давления хладагента в испарителе можно
пренебречь, то .уравнение |
полного |
к. п. д. установки |
будет |
|
иметь следующий вид: |
|
|
|
|
Лх = |
( Т о |
- Т о.с ) ( h |
- ‘ b) ЛмкЛокЛд. |
( 66) |
Т о. с (‘ а — н )
Для эксплуатируемых ПКХУ полный к. п. д. может быть оп ределен по величине фактического удельного расхода энергии Э, равного отношению мощности, потребляемой двигателем уста новки из сети, к фактической холодильной мощности:
Л |
То - Т ол |
|
Т. |
(67) |
|
|
сЭ |
На величину к. п. д. ПКХУ в значительной мере влияет сте пень необратимости теплообмена в ее аппаратах, поэтому при ■одинаковой разности температур сред, обменивающихся теплом в испарителе и конденсаторе, к. п. д. установки будет тем ниже, чем меньше разность температур окружающей и охлаждаемой
■сред. Так, например, при заданных ^0 |
= 25°С, ^о.с= 0°С, |
t„= |
|
= —5°С, #к = 30°С, тПк= 0.9, 11мк= 0І95, |
т)„к =0,98, |
т)д= 0,92 |
уста, |
новка, работающая на фреоне 12 по |
основному |
циклу |
(см. |
рис. 4, б), имеет к. п. д. 35%. При г‘0.с = —20° С |
и ін = —25° С |
(все остальные величины такие же, как и в предыдущем слу чае) к. л. д. установки составит около 42%.
6. Конструкции основных элементов ПКХУ
Основными элементами ПКХУ являются компрессор, конден
сатор, |
испаритель и |
регулирующий (дроссельный) |
вентиль. |
|
П а р о в ы е к о м п р е с с о р ы х о л о д и л ь н ы х у с т а н о- |
||||
вок. |
В установках для кондиционирования |
воздуха в шахтах |
||
применяются одноступенчатые поршневые |
компрессоры: при |
|||
средней холодильной |
мощности — бескрейцкопфные |
быстроход- |
35
пыс компрессоры простого действия; при большой холодильной мощности — бескренцкопфныс простого действия и крейцкопф ные двойного действия. Преимущественное пріпмепение компрес соров простого действия в холодильных установках объясняется сложностью герметизации сальникового уплотнения движуще гося штока, а также увеличением массы движущихся частей при наличии штока и крейцкопфа.
В холодильных установках широко применяются прямоточ ные компрессоры, у которых всасывающие клапаны располо жены в поршне, а нагнетательные в крышке цилиндра. Через такой компрессор пар проходит в одном направлении. Прямо точные компрессоры имеют преимущества по сравнению с ком прессорами обычного типа: при всасывании пар меньше нагре вается. более свободно размещаются клапаны, что дает воз можность увеличить их проходное сечение. Однако в прямоточ ном компрессоре увеличивается масса движущихся частей, усложняется монтаж и демонтаж всасывающих клапанов, ис ключается возможность отжима всасывающих клапанов при пуске и для регулирования производительности.
В крупных холодильных установках широко применяются многоцилпндровые блок-картерные компрессоры, цилиндры и картер у которых представляют собой единый литой блок. Эти компрессоры имеют преимущества по сравнению с компрессо рами с отдельными цилиндрами, масса и габариты их значи тельно меньше. Таким компрессором является фреоновый восьмпцплиндровый одноступенчатый компрессор ФУУ-350, исполь зуемый в холодильном агрегате МФ-700. Компрессор ФУУ-350 прямоточный, блок-картерный, с веерообразным расположением цилиндра. Всасываемые пары хладагента поступают в блок-кар тер с торца через специальный фильтр (грязеуловитель). В ци линдр пар поступает через всасывающий клапан в поршне. На гнетаемый пар подается в общий коллектор. Насос для подачи масла расположен в нижней части картера. Скорость вращения вала компрессора 960 об/мин, объем, описываемый поршнями, составляет 28,2 м3/мнн. При /’„= +5°С и А =+35°С компрессо ром обеспечивается холодильная мощность 840 квт, установлен ная мощность электродвигателя 250 квт.
В установках большой производительности применяются ком прессоры оппозитного типа, обладающие хорошей уравновешен ностью и выполняемые с повышенной скоростью вращения вала (500 об/мин). К этому типу относятся крупные аммиачные ком прессоры АО-600 и АО-1200 с холодопроизводптелыюстью соот ветственно 700 квт (600 ккал/ч) и 1400 квт (1200 ккал/ч), ис пользуемые в холодильных установках на поверхности шахт.
Компрессор АО-600 обеспечивает при ^,= + 5 °С и /к= +35"С холодильную мощность 750 квт, мощность двигателя 320 квт, скорость вращения вала 500 об/мин, объем, описываемый порш нями, 26,5 м3/мин.
36
На рис. II показан аммиачный оппозитпый горизонталь ный компрессор АО-600, который состоит из цилиндров 1, на правляющих крейцкопфа 2, базы компрессора 3, агрегата маслосмазкн, состоящего из насоса 5 для подачи смазки в цилиндры и к крейцкопфам (лубрикатора), фильтра-холодильника масла 6, используемого для смазки механизма движения (кроме крейц копфа) и шестеренного насоса 7.
Выход8оды
О
Рис. 11. Компрессор АО-600:
а — обиши вид; б — продольный разрез цилиндра
37
В настоящее время выпускают унифицированные компрес сорные машины, пригодные для сжатия хладагентов различного типа (например, аммиака и фреона).
На рис. 12 показан продольный разрез фреонового двухсту пенчатого турбокомпрессора ТКФ-2-48 (ТК-2-1), используемого
Рис. 12. Фреоновый турбокомпрессор ТКФ-2-48
в холодильном агрегате ХТМ-248-4000, холодильная мощность которого при ^п=+5°С и гф=+35°С составляет 5500 квт.
Корпус компрессора 2 выполнен разъемным в горизонталь ной плоскости. Вал 1, на котором сидят рабочие колеса 9, опирается на два подшипника: опорный 5 и опорно-упорный 11. Пары фреона поступают во всасывающую камеру 10, а затем в первое рабочёе колесо. Направляющий аппарат <3, располо женный перед первой ступенью, служит для регулирования про изводительности агрегата. Внутри корпуса размещены так на зываемые диафрагмы 8, использующиеся для крепления непо движных элементов ступеней и являющиеся одной из стенок канала направляющего аппарата. Из второй ступени пар посту
28
пает в выходную улитку 4 и затем в нагнетательный трубо провод.
Осевое усилие, возникающее при работе компрессора, частич но уравновешивается разгрузочным поршнем 7, а частично воспринимается подшипником 11.
Перед вторым рабочим колесом имеется вход для пара из промежуточного сосуда— отделителя жидкости (см. рис. 7), необходимый для осуществления двухступенчатого дросселиро вания.
Компрессор имеет выносную систему смазки подшипников и сальника 6, уплотняющего выходной конец вала, схема смаз ки — циркуляционная. Для привода компрессора используется синхронный двигатель мощностью 1500 квт.
Турбокомпрессоры аммиачных установок обычно имеют боль шее число ступеней. Например, компрессор ТКА-735 холодиль ной машины АТКА-735, используемой в системах кондициони рования, имеет семь ступеней и регулирование производитель
ности их осуществляется дросселированием |
засасываемого |
пара. |
собой тепло |
К он де н с а т о р ы. »Конденсатор представляет |
обменный аппарат, в котором происходит отбор тепла от хлад агента охлаждающей средой. Средой, охлаждающей конден сатор, может быть воздух или вода. В шахтных условиях пз-::а значительной мощности применяемых холодильных установок используются конденсаторы только с водяным охлаждением. Конструктивно такие конденсаторы выполняются кожухотрубнымп (горизонтальными или вертикальными), кожухозмеевиковыми пли испарительными. Для крупных холодильных устано вок широко применяются горизонтальные кожухотрубные кон денсаторы (рис. 13). Конденсатор состоит из цилиндрического корпуса 10 с крышками 1 и 8, в котором размещается пучок труб 13. Трубы завальцованы в решетки 14, одна из которых закрепляется в корпусе жестко, а вторая может перемещаться вдоль оси корпуса. Пары хладагента из компрессора поступают в верхний патрубок 3 и заполняют междутрубное пространство. Конденсируясь на поверхности трубок, хладагент стекает в ниж нюю часть аппарата 11, откуда отводится через патрубок. Вода проходит по трубкам конденсатора. Специальными перегород ками в крышках пучок труб разделяется на секции, по которым течет вода. Конденсатор обычно снабжается предохранитель ным клапаном 4, клапаном 7 для спуска воздуха и указателем уровня 15, отводами 2, 5, б, 9, 12 для подсоединения измери тельных приборов, выпуска конденсата. Иногда на крупных аммиачных холодильных установках устанавливаются' верти кальные кожухотрубные конденсаторы, конструкции которых
аналогичны описанной, так |
что отличие |
горизонтального и |
вертикального конденсаторов |
состоит лишь |
в их расположе |
нии. |
|
|
39
Вход пара
т о 7
Рис. 13. Кожухотрубпыи конденсатор КТР-140
В испарительных конденсаторах отвод тепла конденсации производится в основном за счет испарения части охлаждающей воды с помощью специальных форсунок непрерывно орошающей трубки, по которой движутся пары хладагента. Благодаря зна чительной скрытой теплоте парообразования расход воды в та ких конденсаторах меньше, чем в кожухотрубных конденсато рах, однако для интенсификации испарения возникает необхо димость в установке специальных вентиляторов, т. е. в услож нении установки.
И с п а р и т е л и. Испаритель-теплообменник, |
в котором осу |
ществляется передача тепла от охлаждаемой |
среды (или от |
хладоносителя) к кипящему хладагенту.
По конструкции различают испарители кожухотрубные и кожухозмеевиковые. Причем в некоторых случаях хладагент
движется внутри трубок аппарата, а в |
некоторых — снаружи. |
В зависимости от причины движения |
хладагента испарители |
могут быть с естественной й принудительной циркуляцией. Кро ме того, по степени заполнения жидким хладагентом различают затопленные и сухие (незатопленные) испарители. В затоплен ных испарителях вся теплопередающая поверхность омывается жидким кипящим хладагентом. В незатопленных испарителях часть теплопередающей поверхности омывается не жидкостью, а паром хладагента. Испарители, предназначенные для охлаж дения жидкости, отличаются конструктивно от испарителей, в которых производится непосредственное охлаждение воздуха. При использовании испарителей для охлаждения воздуха необ ходимо принимать меры для повышения довольно низкого ко эффициента теплоотдачи от поверхности труб, по которым дви жется хладагент к воздуху.
На рис. 14 показан кожухотрубный испаритель ИТР-210, ис пользуемый на шахтах. Испаритель состоит из цилиндрического корпуса 4 с крышками 1 и 9. Внутри корпуса находится пучок гладких или оребренных труб 11, концы которых завальцованы в трубные решетки 12. В испарителе данной конструкции хлад агент движется снаружи трубок, а внутри трубок циркули рует хладоиоситель. Так же как и в рассмотренной выше конст рукции конденсатора (см. рис. 13), за счет специальных пере городок в крышках корпуса производится разделение трубного пучка на несколько последовательно соединенных секций. Под вод хладагента к испарителю производится через коллектор 10 (см. рис. 14), соединенный с нижней частью корпуса аппарата. Отбор пара производится из сухопарника 3, имеющегося в не которых конструкциях испарителя, или от верхней части кор пуса. Испаритель снабжается предохранительным клапаном 5, указателем уровня 7 и необходимой запорной арматурой 2, 6, 8.
Как уже указывалось выше, можно использовать затоплен ные и незатопленные испарители. В затопленном испарителе (рис. 15, а) через трубопровод 1 хладагент после дросселиро-
41