Файл: Хорошев Г.А. Шум судовых систем вентиляции и кондиционирования воздуха.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2024

Просмотров: 124

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

F2— полная аэродинамическая сила, действующая на обте­ каемое тело, когда оно находится в центре аэродинами­ ческого следа.

Для прямоугольной формы входной кромки (рис. 38, а)

Рис. 38. Форма входной кромки обтекаемого тела: а — прямо­ угольная; б —часть дуги окружности; в — часть дуги пара­ болы.

откуда

 

 

 

 

+

,

(76')

где Ди2= ( ѵ ' 2 ) -2 { ѵ "

2 ) 2 \

величина недостатка

статиче­

Лрст=р'ст —р"ст — максимальная

ского давления в аэродинамическом следе.

Для формы входной кромки обтекаемого тела в виде полуок­

ружности радиуса г

имеем (рис. 38, б)

 

 

F = Ap„nrb + F',

(77)

где Арст-пгЬ — пульсационная сила, обусловленная изменением статического давления по шагу лопаток;

71

F' =F i —Fz — пульсационная

сила,

обусловленная изменением

динамического давления по шагу лопаток.

 

Для элемента rda получим

 

 

 

 

 

 

р

( ѵ2 c o s а ) 2

 

 

 

dF[==

 

2

rda.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ha всю входную кромку обтекаемого тела действует сила

 

Я/2

 

 

 

 

 

 

р (ѵ0 c o s а ) 2

 

а

, s in 2 а Я/2

Р«2

■яrb.

(78)

Fi = 2b \ —-— -----— rda — pbvt г

2

' 4 0

4

 

 

 

 

Аналогично определив F \ и подставив ее в формулу (77), по­ лучим

F = nrb(ApCT + - P * p j .

(79)

По аналогии с предыдущим случаем для формы входной кром­ ки в виде дуги параболы найдем, что на единичный элемент дуги параболы dS действует сила (рис. 38, в)

F — АpCTdS ■1 -f dF'u

(80)

р (o 2 c o s a ) J

(81)

dF1 = -.-v

2~

""1- rdu\

 

2

 

 

r = x + ^ - ;

(82)

а — угол между нормалью в точке М (х, у) и осью х\

Рі — параметр параболы;

и касательной

в точке М(х,у).

и — угол между радиусом FM

Из рис. 38, в видно, что

 

 

 

2х = ВТ —у tga.

 

Подставляя последнее выражение в (82) и используя равен­

ство у2= 2ріХ, получаем

 

 

 

г = — (1 + tg2 a) = — — .

(83)

2

 

2 c o s 2 «

v

Кроме того, из рис. 38, в следует, что

 

и —90°—а;

du —da.

(84)

Интегрируя выражение для

элементарной

силы (81),- обус­

ловленной изменением динамического давления в следе, с учетом (83) и (84) получаем для тела длиной b

р (o 2 c o s a ) 2

Рі

1 da

: Ріаb

рѵ2

F[ = 2b

2

c o s 2 а

(85)

 

 

 

72


Приняв а = 74^, что соответствует точке М с координатами

*о=6рь г/о = Рі]/Л12, получим

F'i = l,29Plè -^ y -.

(86)

Тогда полная сила, действующая на входную кромку тела, бу­ дет равна

F = ApCT-14,45Pl6 + F = Plö(l4,45ApCT+ 1,29

.

(87)

Таким образом, если известны геометрические характеристики тела, обтекаемого неоднородным потоком (его форма и размеры), и параметры эпюры скорости на выходе из решетки лопатки, то звуковое давление на частоте fz можно подсчитать по формуле (75) с учетом зависимости (70) и формы обтекаемого тела.

§ 19. Оценка уровней шума судовых вентиляторов

Правильная оценка уровней шума вентиляторов — основных источников шума систем — позволяет выбрать наиболее оптималь­ ные средства снижения шума систем.

При оценке уровней шума судовых вентиляторов необходимо:

рассчитать уровни воздушного шума на всасывании или нагнетании вентилятора;

рассчитать уровни воздушного шума вокруг электровенти­ лятора.

Зная шум всасывания, можно определить уровень шума в вен­ тилируемых и кондиционируемых помещениях, а также в помеще­

ниях, где расположены транзитные

воздухопроводы.

Если

извес­

тен

уровень шума вокруг вентилятора, можно рассчитать

шум

в помещении, где устанавливается электровентилятор.

 

 

по

Уровни воздушного шума вентиляторов могут быть подсчитаны

зависимостям, полученным в §

14—18. Для этого

необходимо

знать характер возмущающих сил, их спектральный состав, кор­ реляцию и др. В настоящее время найти такие характеристики ана­

литическим путем невозможно. Они

могут быть

получены только

в результате экспериментальных

исследований

применительно

к каждому вентилятору отдельно. Таким образом, расчет уровня шума вентилятора по указанным зависимостям представляет собой весьма сложную задачу. В связи с этим оценку уровней шума вен­ тиляторов целесообразно производить по некоторым обобщенным параметрам, которые могут быть получены из его аэродинами­ ческого расчета.

Для расчета уровня воздушного шума на всасывании вентиля­ тора наиболе известна формула, предложенная Е. Я. Юдиным:

L = L + 251gtf+101gQ +18,

(88)

где Н — полное давление, развиваемое вентилятором,

кгс/м2;

Q — производительность вентилятора, м3/с;

 

L — критерий шумности вентилятора.

 

73


Входящий в формулу (88) критерий шумности L является функцией только шумовой и безразмерной аэродинамической ха­ рактеристик вентилятора; он не зависит от размера вентилятора, размерной характеристики сети, плотности воздуха и акустиче­ ских условий. Величина критерия шумности, полученная Е. Я- Юдиным на основании исследования большого числа различ­

ных вентиляторов, колеблется

в довольно широких пределах: L =

= (18-f-20)

(30-^35) дБ, что

является существенным недостат­

ком формулы

(88). Однако, как показали исследования [3], крите­

рий шумности судовых вентиляторов изменяется в пределах 22— 28 дБ, в связи с чем расчетные значения уровней шума не имеют большого разброса.

Для судовых вентиляторов, по мнению М. В. Аптекаря, более

точной и удобной является формула вида [3]

 

L = 1 4 1 g ^ .

(89)

Точность расчета при этом составляет ±4 дБ. В формулу (89) отличие от (88) входит и к. п. д. вентилятора. Тем самым пред­ полагается, что чем меньше к. п. д., тем больше потери в вентиля­ торе и, следовательно, больше уровень шума, генерируемого венти­ лятором. Однако это условие не всегда правомерно. В некоторых случаях оказывается, что уровень шума вентилятора с большим к. п. д. больше уровня шума вентилятора с меньшим к. п. д. при одинаковых давлении и производительности вентилятора [94]. Сле­ довательно, нельзя в общем случае говорить о жесткой зависимо­ сти шума вентилятора от его к. п. д. Как показала Т. Р. Таракановская, уровень шума вентилятора определяется не полной энергией, затрачиваемой на вихреобразование, а энергией отдельных наибо­ лее крупных вихрей. Этот вывод подтверждается и зависимостью (41), полученной авторами, в которую размер вихрей, сходящих

сзадней кромки лопатки, входит в 4-й степени.

Вработе [98] дана другая зависимость для удельного уровня Руд, дБ, звуковой мощности:

Руд= Р - lO lg ^ — 2 0 lg - ^ ,

(90)

4 0

“ о

 

где Р — уровень звуковой мощности, дБ;

 

Q — производительность вентилятора, м3/с;

 

Я — полное давление вентилятора, кгс/м2;

 

Но и Qo — соответственно единичные

значения давления

и произ­

водительности.

 

 

Величина удельного уровня звуковой мощности зависит от бы­ строходности вентилятора ns. С физической точки зрения эта связь вполне логична, так как форма рабочего колеса, тип и экономич­ ность вентилятора зависят от его быстроходности. Таким образом, па определяет как геометрию проточной части, так и характер те­ чения в вентиляторе. Следовательно, быстроходность вентилятора должна определять и уровень шума вентилятора. А. Н. Майбо­

74


рода получил зависимость для расчета удельного уровня акусти­ ческой мощности вентилятора, аналогичную (90). Представив, что Руд есть некоторая функция безразмерных производительности и давления вентилятора, т. е.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

<91>

где / 0= ІО-12 Вт/м2;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

р — плотность воздуха,

 

 

п т

 

 

 

 

 

можно написать

Р = Руд+ 10 lg

10 lg Ризл,

 

 

(92)

 

 

 

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

U 2

 

 

 

 

 

где

Q, Я, Z?2 — отвлеченные числа,

равные

количеству

единиц

 

 

в величинах производительности, полного давле­

 

 

ния и диаметра рабочего колеса вентилятора.

 

РуЭ,Зб

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0oo<b8°&

, 0 0 0 0 ° ) 0

(

гг

а э

ддддд лдд^

 

 

 

 

DO ОО ?°°j

 

 

 

 

 

 

 

 

40І------------- --------------— — I I

I I

I-----— — -------- ------

 

 

W

 

го

w

60

so

юо

гоо

зоо

ns

 

 

Рис. 39. Зависимость удельного уровня акустической

 

 

мощности от быстроходности вентилятора.

 

 

 

 

О — центробежные вентиляторы

ЦС;

Л —осевые

вентиляторы

[98J;

 

 

 

 

 

X — центробежные

вентиляторы Ц7-70.

 

 

 

Приняв за излучающее

 

отверстие

вентилятора

сечение

входа

в рабочее колесо, определим его площадь:

 

 

 

 

для центробежных вентиляторов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Fизл

"Рр

 

 

 

 

(93)

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

где D0— диаметр входа в колесо;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

для осевых вентиляторов

 

пИ Ці—ѵ2)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(94)

 

 

 

 

 

Г ИЗ Л

 

 

4.

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

где

v — DilDz— втулочное отношение колеса;

 

 

 

 

 

D1 — внутренний диаметр рабочего колеса.

 

 

С учетом (93) и (94) выражение (92) запишется в виде:

 

для центробежных вентиляторов .

 

 

 

 

 

 

P

уд

=P -

10 l g Q — 2 0 l g / / — 2 0

;

 

 

(95)

 

Г

 

 

 

 

 

 

 

 

D2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

для осевых вентиляторов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Руд = P — 10 lg

Q - 2 0 lg Я — 10 lg

(1 - V 2).

 

(96)

Зависимости

(95) —(96)

 

отличаются от подобного

выражения

(90)

членами, характеризующими

геометрические параметры вен­

75