Файл: Хорошев Г.А. Шум судовых систем вентиляции и кондиционирования воздуха.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.06.2024
Просмотров: 124
Скачиваний: 1
F2— полная аэродинамическая сила, действующая на обте каемое тело, когда оно находится в центре аэродинами ческого следа.
Для прямоугольной формы входной кромки (рис. 38, а)
Рис. 38. Форма входной кромки обтекаемого тела: а — прямо угольная; б —часть дуги окружности; в — часть дуги пара болы.
откуда |
|
|
|
|
+ |
, |
(76') |
где Ди2= ( ѵ ' 2 ) -2 { ѵ " |
2 ) 2 \ |
величина недостатка |
статиче |
Лрст=р'ст —р"ст — максимальная |
|||
ского давления в аэродинамическом следе. |
|||
Для формы входной кромки обтекаемого тела в виде полуок |
|||
ружности радиуса г |
имеем (рис. 38, б) |
|
|
|
F = Ap„nrb + F', |
(77) |
где Арст-пгЬ — пульсационная сила, обусловленная изменением статического давления по шагу лопаток;
71
F' =F i —Fz — пульсационная |
сила, |
обусловленная изменением |
||||
динамического давления по шагу лопаток. |
|
|||||
Для элемента rda получим |
|
|
|
|
|
|
р |
( ѵ2 c o s а ) 2 |
|
|
|
||
dF[== |
|
2 |
rda. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ha всю входную кромку обтекаемого тела действует сила |
|
|||||
Я/2 |
|
|
|
|
|
|
р (ѵ0 c o s а ) 2 |
|
а |
, s in 2 а Я/2 |
Р«2 |
■яrb. |
(78) |
Fi = 2b \ —-— -----— rda — pbvt г |
2 |
' 4 0 |
4 |
|||
|
|
|
|
Аналогично определив F \ и подставив ее в формулу (77), по лучим
F = nrb(ApCT + - P * p j . |
(79) |
По аналогии с предыдущим случаем для формы входной кром ки в виде дуги параболы найдем, что на единичный элемент дуги параболы dS действует сила (рис. 38, в)
F — АpCTdS ■1 -f dF'u |
(80) |
||
р (o 2 c o s a ) J |
(81) |
||
dF1 = -.-v |
2~ |
""1- rdu\ |
|
|
2 |
|
|
r = x + ^ - ; |
(82) |
||
а — угол между нормалью в точке М (х, у) и осью х\ |
|||
Рі — параметр параболы; |
и касательной |
в точке М(х,у). |
|
и — угол между радиусом FM |
|||
Из рис. 38, в видно, что |
|
|
|
2х = ВТ —у tga. |
|
||
Подставляя последнее выражение в (82) и используя равен |
|||
ство у2= 2ріХ, получаем |
|
|
|
г = — (1 + tg2 a) = — — . |
(83) |
||
2 |
|
2 c o s 2 « |
v ’ |
Кроме того, из рис. 38, в следует, что |
|
||
и —90°—а; |
du —da. |
(84) |
|
Интегрируя выражение для |
элементарной |
силы (81),- обус |
ловленной изменением динамического давления в следе, с учетом (83) и (84) получаем для тела длиной b
р (o 2 c o s a ) 2 |
Рі |
1 da |
: Ріаb |
рѵ2 |
F[ = 2b |
2 |
c o s 2 а |
(85) |
|
|
|
|
72
Приняв а = 74^, что соответствует точке М с координатами
*о=6рь г/о = Рі]/Л12, получим
,й
F'i = l,29Plè -^ y -. |
(86) |
Тогда полная сила, действующая на входную кромку тела, бу дет равна
F = ApCT-14,45Pl6 + F = Plö(l4,45ApCT+ 1,29 |
. |
(87) |
Таким образом, если известны геометрические характеристики тела, обтекаемого неоднородным потоком (его форма и размеры), и параметры эпюры скорости на выходе из решетки лопатки, то звуковое давление на частоте fz можно подсчитать по формуле (75) с учетом зависимости (70) и формы обтекаемого тела.
§ 19. Оценка уровней шума судовых вентиляторов
Правильная оценка уровней шума вентиляторов — основных источников шума систем — позволяет выбрать наиболее оптималь ные средства снижения шума систем.
При оценке уровней шума судовых вентиляторов необходимо:
—рассчитать уровни воздушного шума на всасывании или нагнетании вентилятора;
—рассчитать уровни воздушного шума вокруг электровенти лятора.
Зная шум всасывания, можно определить уровень шума в вен тилируемых и кондиционируемых помещениях, а также в помеще
ниях, где расположены транзитные |
воздухопроводы. |
Если |
извес |
|
тен |
уровень шума вокруг вентилятора, можно рассчитать |
шум |
||
в помещении, где устанавливается электровентилятор. |
|
|
||
по |
Уровни воздушного шума вентиляторов могут быть подсчитаны |
|||
зависимостям, полученным в § |
14—18. Для этого |
необходимо |
знать характер возмущающих сил, их спектральный состав, кор реляцию и др. В настоящее время найти такие характеристики ана
литическим путем невозможно. Они |
могут быть |
получены только |
в результате экспериментальных |
исследований |
применительно |
к каждому вентилятору отдельно. Таким образом, расчет уровня шума вентилятора по указанным зависимостям представляет собой весьма сложную задачу. В связи с этим оценку уровней шума вен тиляторов целесообразно производить по некоторым обобщенным параметрам, которые могут быть получены из его аэродинами ческого расчета.
Для расчета уровня воздушного шума на всасывании вентиля тора наиболе известна формула, предложенная Е. Я. Юдиным:
L = L + 251gtf+101gQ +18, |
(88) |
где Н — полное давление, развиваемое вентилятором, |
кгс/м2; |
Q — производительность вентилятора, м3/с; |
|
L — критерий шумности вентилятора. |
|
73
Входящий в формулу (88) критерий шумности L является функцией только шумовой и безразмерной аэродинамической ха рактеристик вентилятора; он не зависит от размера вентилятора, размерной характеристики сети, плотности воздуха и акустиче ских условий. Величина критерия шумности, полученная Е. Я- Юдиным на основании исследования большого числа различ
ных вентиляторов, колеблется |
в довольно широких пределах: L = |
|
= (18-f-20) |
(30-^35) дБ, что |
является существенным недостат |
ком формулы |
(88). Однако, как показали исследования [3], крите |
рий шумности судовых вентиляторов изменяется в пределах 22— 28 дБ, в связи с чем расчетные значения уровней шума не имеют большого разброса.
Для судовых вентиляторов, по мнению М. В. Аптекаря, более
точной и удобной является формула вида [3] |
|
L = 1 4 1 g ^ . |
(89) |
Точность расчета при этом составляет ±4 дБ. В формулу (89) отличие от (88) входит и к. п. д. вентилятора. Тем самым пред полагается, что чем меньше к. п. д., тем больше потери в вентиля торе и, следовательно, больше уровень шума, генерируемого венти лятором. Однако это условие не всегда правомерно. В некоторых случаях оказывается, что уровень шума вентилятора с большим к. п. д. больше уровня шума вентилятора с меньшим к. п. д. при одинаковых давлении и производительности вентилятора [94]. Сле довательно, нельзя в общем случае говорить о жесткой зависимо сти шума вентилятора от его к. п. д. Как показала Т. Р. Таракановская, уровень шума вентилятора определяется не полной энергией, затрачиваемой на вихреобразование, а энергией отдельных наибо лее крупных вихрей. Этот вывод подтверждается и зависимостью (41), полученной авторами, в которую размер вихрей, сходящих
сзадней кромки лопатки, входит в 4-й степени.
Вработе [98] дана другая зависимость для удельного уровня Руд, дБ, звуковой мощности:
Руд= Р - lO lg ^ — 2 0 lg - ^ , |
(90) |
|
4 0 |
“ о |
|
где Р — уровень звуковой мощности, дБ; |
|
|
Q — производительность вентилятора, м3/с; |
|
|
Я — полное давление вентилятора, кгс/м2; |
|
|
Но и Qo — соответственно единичные |
значения давления |
и произ |
водительности. |
|
|
Величина удельного уровня звуковой мощности зависит от бы строходности вентилятора ns. С физической точки зрения эта связь вполне логична, так как форма рабочего колеса, тип и экономич ность вентилятора зависят от его быстроходности. Таким образом, па определяет как геометрию проточной части, так и характер те чения в вентиляторе. Следовательно, быстроходность вентилятора должна определять и уровень шума вентилятора. А. Н. Майбо
74
рода получил зависимость для расчета удельного уровня акусти ческой мощности вентилятора, аналогичную (90). Представив, что Руд есть некоторая функция безразмерных производительности и давления вентилятора, т. е.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
<91> |
где / 0= ІО-12 Вт/м2; |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
р — плотность воздуха, |
|
|
п т |
|
|
|
|
|
|||||
можно написать |
Р = Руд+ 10 lg |
10 lg Ризл, |
|
|
(92) |
|||||||||
|
|
|
+ |
|
|
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
U 2 |
|
|
|
|
|
|
где |
Q, Я, Z?2 — отвлеченные числа, |
равные |
количеству |
единиц |
||||||||||
|
|
в величинах производительности, полного давле |
||||||||||||
|
|
ния и диаметра рабочего колеса вентилятора. |
||||||||||||
|
РуЭ,Зб |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
0oo<b8°& |
, 0 0 0 0 ° ) 0 |
( |
гг |
а э |
ддддд лдд^ |
|
|
||||||
|
|
DO ОО ?°°j |
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
40І------------- --------------— — I I |
I I |
I-----— — -------- ------ |
|
||||||||||
|
W |
|
го |
■ w |
60 |
so |
юо |
гоо |
зоо |
ns |
|
|||
|
Рис. 39. Зависимость удельного уровня акустической |
|
||||||||||||
|
мощности от быстроходности вентилятора. |
|
|
|
||||||||||
|
О — центробежные вентиляторы |
ЦС; |
Л —осевые |
вентиляторы |
[98J; |
|
||||||||
|
|
|
|
X — центробежные |
вентиляторы Ц7-70. |
|
|
|
||||||
Приняв за излучающее |
|
отверстие |
вентилятора |
сечение |
входа |
|||||||||
в рабочее колесо, определим его площадь: |
|
|
|
|
||||||||||
для центробежных вентиляторов |
|
|
|
|
|
|
||||||||
|
|
|
|
|
|
Fизл |
"Рр |
|
|
|
|
(93) |
||
|
|
|
|
|
|
|
4 |
’ |
|
|
|
|
||
где D0— диаметр входа в колесо; |
|
|
|
|
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|||||||||
для осевых вентиляторов |
|
пИ Ці—ѵ2) |
|
|
|
|
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
(94) |
||||
|
|
|
|
|
Г ИЗ Л |
|
|
4. |
1 |
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
где |
v — DilDz— втулочное отношение колеса; |
|
|
|
|
|||||||||
|
D1 — внутренний диаметр рабочего колеса. |
|
|
|||||||||||
С учетом (93) и (94) выражение (92) запишется в виде: |
|
|||||||||||||
для центробежных вентиляторов . |
|
|
|
|
|
|||||||||
|
P |
уд |
=P - |
10 l g Q — 2 0 l g / / — 2 0 |
; |
|
|
(95) |
||||||
|
Г |
|
|
|
|
|
|
|
|
D2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
для осевых вентиляторов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
Руд = P — 10 lg |
Q - 2 0 lg Я — 10 lg |
(1 - V 2). |
|
(96) |
|||||||||
Зависимости |
(95) —(96) |
|
отличаются от подобного |
выражения |
||||||||||
(90) |
членами, характеризующими |
геометрические параметры вен |
75