Файл: Хорошев Г.А. Шум судовых систем вентиляции и кондиционирования воздуха.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.06.2024
Просмотров: 108
Скачиваний: 1
эта сила за короткий промежуток времени изменяется, в резуль тате чего тело будет воздействовать на окружающую среду с пе ременной силой, которая по своим свойствам является акустиче ским источником звука осциллирующего типа [72]. Если обтекае-
Рис. 33. Схема обтекания тела неоднородным потоком.
мым телом является лопатка рабочего колеса осевого вентиля тора, выполненного по схеме НА + РК, наряду с появлением пульсационной аэродинамической силы на входной кромке лопатки
|
появляется |
еще |
пульсационная |
|||||
|
аэродинамическая |
|
сила |
вслед |
||||
|
ствие |
флуктуаций |
|
подъемной |
||||
|
силы профиля. |
|
|
|
|
|||
|
Генерирование шума от неод |
|||||||
|
нородности |
потока |
из-за пульса |
|||||
|
ции |
подъемной |
силы |
профиля |
||||
|
в данном |
параграфе не рассмат |
||||||
|
ривается. Этот вопрос хорошо |
|||||||
|
освещен Е. Я- Юдиным |
[72] и |
||||||
|
другими авторами |
[93]. |
Кроме |
|||||
Рис. 34. Проекция входной кромки |
того, |
также не рассматривается |
||||||
картина возникновения вихревого |
||||||||
обтекаемого тела, наклоненного на |
шума |
вследствие- |
обтекания ка |
|||||
угол Ѳ в системе координат хуг. |
||||||||
кого-либо тела неоднородным по |
||||||||
|
||||||||
не отличается от физической |
током, так как она принципиально |
|||||||
картины |
генерирования |
вихревого |
||||||
шума при обтекании лопаток турбулентным потоком. |
|
|
|
|||||
Итак, рассмотрим возникновение шума |
вследствие |
обтекания |
неоднородным потоком какого-либо тела [73]. Совместим проек цию входной кромки этого тела на плоскость, нормальную вектору скорости набегающего потока с плоскостью хоу (рис. 34). Поло жительное направление оси z примем совпадающим с направле нием, обратным движению потока. Обозначим через AF (%) пуль сирующую аэродинамическую силу, действующую на единичный
66
элемент входной |
кромки и изменяющуюся во времени по закону |
£ = £(т). Так как |
аэродинамический след изменяется с увеличе |
нием расстояния от выходных кромок лопаток, то эта сила также зависит от расстояния As обтекаемого тела до выходных кромок лопаток. Положим, что эта сила в зависимости от расстояния As изменяется по закону X(As). Тогда ее можно представить в виде
AF (т) = AF% (т) X (As). |
(58) |
В свою очередь этот элемент будет воздействовать на окружаю щую среду с такой же по величине, но противоположно направлен ной силой. В элементе dS на среду действует сила AFl(x)X(As)dS. Очевидно, что
J AFI (т) X(As) dS = F (т) X (As). |
(59) |
Для элемента dS потенциал скоростей, обусловленный сосредото ченной силой, будет равен [12]
Ф = |
і |
Zi |
_д_ e-iks J_ |
(60) |
|
4яр£]С |
dz |
||||
|
|
|
где Zi = AF%(x)X(As)dS, ki — волновое число;
г — расстояние до точки замера; р — плотность окружающей среды.
Потенциал скоростей, обусловленный всей системой сил, дей
ствующих на обтекаемое тело, выражается уравнением |
(61) |
|||||||
С учетом того, |
что |
e-iks |
|
|
|
|||
|
|
|
д_ |
|
d |
|
(62) |
|
|
|
|
dz |
г |
I |
dr |
|
|
|
|
|
|
|
||||
где |
у — угол |
между |
осью |
z и |
радиусом-вектором г, |
выражение |
||
(61) |
можно представить в виде |
|
|
|
||||
|
Ф = |
і |
fj AFUx)X(As) _a_ |
cos ydS. |
(63) |
|||
|
|
|
Anpkxcs |
|
dr |
|
|
|
Дифференцируя функцию, стоящую под интегралом, и произ |
||||||||
водя некоторое упрощение, получаем |
|
|
||||||
|
д_ |
|
|
|
|
|
|
(64) |
|
dr |
|
|
|
|
|
|
|
Звуковое |
давление, обусловленное |
потенциалом |
скоростей, |
|||||
' равно |
|
|
|
|
|
|
|
Р = Р |
дер |
(65) |
|
||
д т |
|
|
|
|
з* |
67 |
Подставив сюда выражение для потенциала (63) с учетом |
(64) |
и (59), получим для амплитуды звукового давления |
|
P==l b " k lF (t) M As)] cos;Y, |
(66) |
где /г( т ) — аэродинамическая сила, действующая на обтекаемое тело, находящееся на некотором расстоянии от выходных кромок лопаток.
В зависимости от конструкции рабочих колес вентилятора сила F (х) может быть периодической (при постоянном шаге лопаток) и
Рис. 35. Трапецеидальная эпюра скорости и положение наклонного тела в различные моменты времени.
непериодической (при переменном шаге лопаток). |
В случае равно- |
бо |
(z — число ло |
мерного шага сила F(x) имеет период Т ==---- |
паток колеса) и может быть разложена в ряд Фурье:
|
|
00 |
|
|
|
|
|
|
F (т) = N0-f- 2 |
A/к cos ( k m —ф), |
(67) |
||
где |
|
k = \ |
_____ |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
NK= ~\fЯк+ tf; |
|
|
||
|
|
t g |
^ ; |
|
|
|
„ |
T |
|
|
„ |
г |
|
2 |
г |
F (t ) cos kmdx\ |
bK= |
2 |
c |
(68) |
aK—— J |
— J F (x) sin kmdx. |
|||||
T o |
|
|
T o |
|
Тогда выражение для звукового давления может быть запи сано в виде
4пег дх |
NKcos ( k m —ty) cos у- |
(69) |
k = \ |
|
68
Как видно из выражения (69), для расчета звукового давления необходимо знать закономерность изменения силы F(т) или фор му аэродинамического следа по шагу на выходе из решеток про филей.
Рис. 36. Эпюра скорости на выходе из рабочего колеса по шагу лопаток.
/ — действительная |
эпюра скорости; |
2 — схематизированная |
(прямоугольная) эпюра скорости. |
||
Экспериментальное |
исследование |
формы аэродинамического |
следа на' выходе из рабочих колес судовых вентиляторов с по
мощью термоанемометра |
фирмы |
Диза |
(см. § 24) |
показало, что |
||
все эпюры скорости можно в основном |
|
|
||||
свести к двум видам: |
эпюра |
ско |
|
|
||
— трапецеидальная |
|
|
||||
рости (рис. 35), наблюдаемая у |
цен |
|
|
|||
тробежных вентиляторов с радиаль |
|
|
||||
ными лопатками и у осевых вентиля |
|
|
||||
торов на расчетном режиме, а также |
|
|
||||
на режимах, меньше номинальных; |
|
|
|
|||
— прямоугольная эпюра |
скорости |
Рис. 37. Переменная сила, дей |
||||
(рис. 36), встречающаяся |
у центро |
|||||
ствующая на |
обтекаемое тело. |
бежных вентиляторов с радиальными лопатками й у осевых вентиляторов
при производительности номинальной и,больше номинальной. Определим коэффициенты Фурье для случая трапецеидальной
формы эпюры скорости на выходе из решетки лопаток, наиболее часто встречающегося у судовых вентиляторов. Развернем на пло скость эпюру скорости за рабочим колесом вентилятора (см. рис. 35). Там же показано взаимное расположение обтекаемого тела, наклоненного на угол Ѳ относительно эпюры в различные моменты времени хп- Для наглядности и простоты дальнейших выводов будем считать, что форма входной кромки обтекаемого тела — прямоугольная. При перемещении обтекаемого тела из по ложения 0 в положение 3 сила, действующая на него, изменяется приближенно по тому же закону, что и Дп (рис. 37). Величины хп определяются следующими зависимостями:
69
4 = |
А Р — A B — d/cos6 |
_ |
Ахг -f- Дл:3 + А.х3— b tg Ѳ — d/cos Ѳ . |
|
|
|
aR |
|
2aR |
|
|
|
|
|
|
||
т2— %\ — |
DE -f- d/c o s Ѳ |
b tg Ѳ + d /c o s Ѳ — Ax3 |
(70) |
||
aR |
|
aR |
|
||
|
|
|
|
||
Т —т2 -Axt -f- Ax2— Ax3— |
b tg Ѳ — d /c o s 0 . |
|
|||
|
|
|
2aR |
|
|
где а — угловая скорость вращения рабочего колеса.
Сила F (х) изменяется во времени по следующему закону:
при |
|
о |
F(x) = F ± i |
||
|
|
і |
|||
|
|
|
|
|
Т1 |
при |
|
т2— |
F (т) = F = const; |
||
при |
|
Т — т2 |
F(x) = p l = l . |
||
|
|
|
|
|
Т — т3 |
Подставив (71) |
в (68), найдем |
|
|||
|
|
г |
|
|
|
ак = |
j* F (т) cos kmdx = |
F — cos kmdx + |
|||
|
|
о |
|
|
Ti |
|
|
|
|
|
|
+ J F cos kmdx -f- J F |
— — coskaxdx |
||||
|
|
|
|
r, |
2 |
|
2F |
(COS k(£)Xi -j- COS &CBT2—cos kwT — 1). |
|||
|
TkWxt |
||||
Аналогично для bKполучим |
|
|
|||
, |
|
2F |
(sin kcoXi + sin Ы х г—sin ka>T). |
||
|
Tk2^ |
||||
|
|
|
|
||
Тогда |
|
|
|
|
|
\j |
1 f |
2 |
, «2 |
2F |
. 6шт, . k(äX3 |
|
|
|
+ |
|
|
(71)
(72)
(73)
(74)
Подставляя выражение (74) в формулу для амплитуды звуко
вого давления (69) и дифференцируя, |
получаем |
выражение для |
|
звукового давления на частоте fz: |
|
/ |
|
р = 4,15- 101—7 F -sin |
k(äX1 sin- &С0Т, |
(75) |
|
rkx1 |
2 |
2 |
|
В зависимости (75) неизвестной величиной остается пульсаци онная аэродинамическая сила
F = Fi - F 2,
где F1 — полная аэродинамическая сила, действующая на обте каемое тело, когда оно находится в центре межлопаточного канала;
70