Файл: Хорошев Г.А. Шум судовых систем вентиляции и кондиционирования воздуха.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2024

Просмотров: 108

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

эта сила за короткий промежуток времени изменяется, в резуль­ тате чего тело будет воздействовать на окружающую среду с пе­ ременной силой, которая по своим свойствам является акустиче­ ским источником звука осциллирующего типа [72]. Если обтекае-

Рис. 33. Схема обтекания тела неоднородным потоком.

мым телом является лопатка рабочего колеса осевого вентиля­ тора, выполненного по схеме НА + РК, наряду с появлением пульсационной аэродинамической силы на входной кромке лопатки

 

появляется

еще

пульсационная

 

аэродинамическая

 

сила

вслед­

 

ствие

флуктуаций

 

подъемной

 

силы профиля.

 

 

 

 

 

Генерирование шума от неод­

 

нородности

потока

из-за пульса­

 

ции

подъемной

силы

профиля

 

в данном

параграфе не рассмат­

 

ривается. Этот вопрос хорошо

 

освещен Е. Я- Юдиным

[72] и

 

другими авторами

[93].

Кроме

Рис. 34. Проекция входной кромки

того,

также не рассматривается

картина возникновения вихревого

обтекаемого тела, наклоненного на

шума

вследствие-

обтекания ка­

угол Ѳ в системе координат хуг.

кого-либо тела неоднородным по­

 

не отличается от физической

током, так как она принципиально

картины

генерирования

вихревого

шума при обтекании лопаток турбулентным потоком.

 

 

 

Итак, рассмотрим возникновение шума

вследствие

обтекания

неоднородным потоком какого-либо тела [73]. Совместим проек­ цию входной кромки этого тела на плоскость, нормальную вектору скорости набегающего потока с плоскостью хоу (рис. 34). Поло­ жительное направление оси z примем совпадающим с направле­ нием, обратным движению потока. Обозначим через AF (%) пуль­ сирующую аэродинамическую силу, действующую на единичный

66


элемент входной

кромки и изменяющуюся во времени по закону

£ = £(т). Так как

аэродинамический след изменяется с увеличе­

нием расстояния от выходных кромок лопаток, то эта сила также зависит от расстояния As обтекаемого тела до выходных кромок лопаток. Положим, что эта сила в зависимости от расстояния As изменяется по закону X(As). Тогда ее можно представить в виде

AF (т) = AF% (т) X (As).

(58)

В свою очередь этот элемент будет воздействовать на окружаю­ щую среду с такой же по величине, но противоположно направлен­ ной силой. В элементе dS на среду действует сила AFl(x)X(As)dS. Очевидно, что

J AFI (т) X(As) dS = F (т) X (As).

(59)

Для элемента dS потенциал скоростей, обусловленный сосредото­ ченной силой, будет равен [12]

Ф =

і

Zi

_д_ e-iks J_

(60)

4яр£]С

dz

 

 

 

где Zi = AF%(x)X(As)dS, ki — волновое число;

г — расстояние до точки замера; р — плотность окружающей среды.

Потенциал скоростей, обусловленный всей системой сил, дей­

ствующих на обтекаемое тело, выражается уравнением

(61)

С учетом того,

что

e-iks

 

 

 

 

 

 

д_

 

d

 

(62)

 

 

 

dz

г

I

dr

 

 

 

 

 

 

где

у — угол

между

осью

z и

радиусом-вектором г,

выражение

(61)

можно представить в виде

 

 

 

 

Ф =

і

fj AFUx)X(As) _a_

cos ydS.

(63)

 

 

 

Anpkxcs

 

dr

 

 

Дифференцируя функцию, стоящую под интегралом, и произ­

водя некоторое упрощение, получаем

 

 

 

д_

 

 

 

 

 

 

(64)

 

dr

 

 

 

 

 

 

 

Звуковое

давление, обусловленное

потенциалом

скоростей,

' равно

 

 

 

 

 

 

 

Р = Р

дер

(65)

 

д т

 

 

 

з*

67


Подставив сюда выражение для потенциала (63) с учетом

(64)

и (59), получим для амплитуды звукового давления

 

P==l b " k lF (t) M As)] cos;Y,

(66)

где /г( т ) — аэродинамическая сила, действующая на обтекаемое тело, находящееся на некотором расстоянии от выходных кромок лопаток.

В зависимости от конструкции рабочих колес вентилятора сила F (х) может быть периодической (при постоянном шаге лопаток) и

Рис. 35. Трапецеидальная эпюра скорости и положение наклонного тела в различные моменты времени.

непериодической (при переменном шаге лопаток).

В случае равно-

бо

(z — число ло­

мерного шага сила F(x) имеет период Т ==----

паток колеса) и может быть разложена в ряд Фурье:

 

 

00

 

 

 

 

 

 

F (т) = N0-f- 2

A/к cos ( k m —ф),

(67)

где

 

k = \

_____

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

NK= ~\fЯк+ tf;

 

 

 

 

t g

^ ;

 

 

 

T

 

 

г

 

2

г

F (t ) cos kmdx\

bK=

2

c

(68)

aK— J

— J F (x) sin kmdx.

T o

 

 

T o

 

Тогда выражение для звукового давления может быть запи­ сано в виде

4пег дх

NKcos ( k m —ty) cos у-

(69)

k = \

 

68


Как видно из выражения (69), для расчета звукового давления необходимо знать закономерность изменения силы F(т) или фор­ му аэродинамического следа по шагу на выходе из решеток про­ филей.

Рис. 36. Эпюра скорости на выходе из рабочего колеса по шагу лопаток.

/ — действительная

эпюра скорости;

2 — схематизированная

(прямоугольная) эпюра скорости.

Экспериментальное

исследование

формы аэродинамического

следа на' выходе из рабочих колес судовых вентиляторов с по­

мощью термоанемометра

фирмы

Диза

(см. § 24)

показало, что

все эпюры скорости можно в основном

 

 

свести к двум видам:

эпюра

ско­

 

 

— трапецеидальная

 

 

рости (рис. 35), наблюдаемая у

цен­

 

 

тробежных вентиляторов с радиаль­

 

 

ными лопатками и у осевых вентиля­

 

 

торов на расчетном режиме, а также

 

 

на режимах, меньше номинальных;

 

 

 

— прямоугольная эпюра

скорости

Рис. 37. Переменная сила, дей­

(рис. 36), встречающаяся

у центро­

ствующая на

обтекаемое тело.

бежных вентиляторов с радиальными лопатками й у осевых вентиляторов

при производительности номинальной и,больше номинальной. Определим коэффициенты Фурье для случая трапецеидальной

формы эпюры скорости на выходе из решетки лопаток, наиболее часто встречающегося у судовых вентиляторов. Развернем на пло­ скость эпюру скорости за рабочим колесом вентилятора (см. рис. 35). Там же показано взаимное расположение обтекаемого тела, наклоненного на угол Ѳ относительно эпюры в различные моменты времени хп- Для наглядности и простоты дальнейших выводов будем считать, что форма входной кромки обтекаемого тела — прямоугольная. При перемещении обтекаемого тела из по­ ложения 0 в положение 3 сила, действующая на него, изменяется приближенно по тому же закону, что и Дп (рис. 37). Величины хп определяются следующими зависимостями:

69


4 =

А Р A B — d/cos6

_

Ахг -f- Дл:3 + А.х3b tg Ѳ — d/cos Ѳ .

 

 

aR

 

2aR

 

 

 

 

 

т2— %\ —

DE -f- d/c o s Ѳ

b tg Ѳ + d /c o s Ѳ — Ax3

(70)

aR

 

aR

 

 

 

 

 

Т —т2 -Axt -f- Ax2Ax3

b tg Ѳ — d /c o s 0 .

 

 

 

 

2aR

 

 

где а — угловая скорость вращения рабочего колеса.

Сила F (х) изменяется во времени по следующему закону:

при

 

о

F(x) = F ± i

 

 

і

 

 

 

 

 

Т1

при

 

т2—

F (т) = F = const;

при

 

Т — т2

F(x) = p l = l .

 

 

 

 

 

Т — т3

Подставив (71)

в (68), найдем

 

 

 

г

 

 

 

ак =

j* F (т) cos kmdx =

F — cos kmdx +

 

 

о

 

 

Ti

 

 

 

 

 

+ J F cos kmdx -f- J F

— — coskaxdx

 

 

 

 

r,

2

 

2F

(COS k(£)Xi -j- COS &CBT2—cos kwT — 1).

 

TkWxt

Аналогично для bKполучим

 

 

,

 

2F

(sin kcoXi + sin Ы х г—sin ka>T).

 

Tk2^

 

 

 

 

Тогда

 

 

 

 

 

\j

1 f

2

, «2

2F

. 6шт, . k(äX3

 

 

 

+

 

 

(71)

(72)

(73)

(74)

Подставляя выражение (74) в формулу для амплитуды звуко­

вого давления (69) и дифференцируя,

получаем

выражение для

звукового давления на частоте fz:

 

/

 

р = 4,15- 101—7 F -sin

k(äX1 sin- &С0Т,

(75)

rkx1

2

2

 

В зависимости (75) неизвестной величиной остается пульсаци онная аэродинамическая сила

F = Fi - F 2,

где F1 — полная аэродинамическая сила, действующая на обте­ каемое тело, когда оно находится в центре межлопаточного канала;

70