Файл: Филяев А.Т. Исследование износостойкости сталей, упрочненных наклепом.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.06.2024
Просмотров: 74
Скачиваний: 0
С увеличением степени пластической деформации вели чина износа сначала уменьшается, а затем, несмотря на продолжающееся некоторое повышение твердости по верхности, растет. Это объясняется тем, что до опреде ленной степени наклепа плотность дислокаций способ ствует упрочнению поверхностного слоя и препятствует отрыву микрочастиц металла. Когда же пластические возможности исчерпаны, хотя внешних признаков (повы шение шероховатости, шелушение поверхности) не обна ружено, микрообъемы стали находятся уже на грани перенапряжения. Дальнейшее неминуемое развитие пластической деформации в процессе трения приводит к усталости металла, понижению его прочности, образова нию микротрещии, окислению под действием высокой температуры смазки и воздуха поверхностного слоя («эффект Ребнндера») [69]. Эти изменения интенсифици руют изнашивание стали.
Из рис. 35 видно, что в начале пути трения наклеп на износ поверхности сталей оказывает более заметное влияние, затем это влияние постепенно уменьшается. Образцы, обкатанные по оптимальным режимам, имели меньший износ, чем шлифованные и «перенаклепанные». В этом случае на единицу удельного износа затрачива лась более значительная работа трения. Измерение мо мента трения и температуры в процессе испытаний пока зало, что их величина для образцов с разной степенью наклепа отличается мало 1. Была отмечена некоторая тенденция к уменьшению момента трения и температуры при истирании поверхности, обкатанной по оптимальным режимам и имеющей минимальную высоту микронеров ностей до предварительной приработки (образцы, обка танные с усилиями на ролики от 9,8 до 14, 7 кН). Следует сказать, что температура в местах действительного кон такта поверхностей трения более значительна у, образцов, шлифованных и обкатанных с режимами выше опти мальных. Это вызвано наличием большого числа локаль
1 Температура, замеренная термопарой, является усредненной для всех контактных участков поверхностей трения. Действительные температуры даже при умеренной нагрузке и незначительной скоро сти скольжения будут иными. Боуден и Тейбор отмечают, что они могут достигать 773—1273 °К. Замеренные нами температуры хотя и не отражают значений действительных температур на контактнруемых участках трущихся поверхностей, однако являются достаточ ной сравнительной характеристикой процесса трения.
■116
ных зацеплений. Последние возникают из-за неблаго приятной формы шероховатостей: этими же причинами следует объяснить повышение момента трения. Коэффи циент трения при установившемся износе для всех образ цов был неодинаков и находился в пределах 0,065— 0,070. В начальный период испытаний он несколько выше у образцов, имеющих максимальную степень наклепа, а также у образцов со шлифованной поверхностью, и равен 0,110.
Высота микронеровностей поверхности в процессе испытаний не. оставалась постоянной. Отклонение шеро ховатостей от средней линии профиля изменялось в опре деленных пределах (для каждой пары трения). У по верхности, обкатанной с усилиями 9,8, 14,7 кН, величина Ra была меньше, чем у образцов, обкатанных с усилиями выше оптимальных. В последнем случае чистота поверх ностей в процессе испытаний на износ ухудшалась зна чительно быстрее. В ряде случаев наблюдались вырывы металла, царапины, скалывание отдельных частиц. Это подтверждает предположение, что мнкрообъемы исчер пали свои пластические возможности. Начавшиеся при обкатывании сдвиги по плоскостям скольжения и дробле ние блоков достигли критических значений, что привело к снижению прочности стали. Отделившиеся частицы, обладающие более высокой твердостью, чем основной металл, шаржировали поверхности трения, ухудшали их чистоту и увеличивали износ.
Аналогичные результаты получены при испытании образцов стали 35, обкатанных с усилием 9,8 кН. Одна ко их износ при прочих равных условиях был несколько большим 0,0645 мг/км-см2, затраченная работа на еди ницу удельного износа, температура при установившем ся износе и момент трения несколько меньшими. Подоб ные явления объясняются тем, что твердость поверхности образцов после обкатывания была ниже, чем у образцов из стали 45. Уменьшение в стали углерода несколько сни зило ее износостойкость.
Анализ изнашивания и износостойкости поверхности от пути трения говорит о наиболее интенсивном ее изно се в начальный период (см. рис. 36). После приработки интенсивность изнашивания стабилизируется.
Опыты показали, что наиболее износостойкой явля ется поверхность, обработанная по оптимальным режи
117
мам обкатывания, т. е. по режимам, дающим возмож ность получить минимальную высоту микронеровностей и достаточное упрочнение стали за счет наклепа.
3. Влияние наклепа на износ малоуглеродистой и легированной сталей
Исследования, аналогичные изложенным выше, были проведены на образцах из малоуглеродистой и легиро ванной сталей. Сталь 15 имеет крупнозернистую перлито ферритную структуру и обладает большой способностью
кнаклепу. У стали 45Г2, наоборот, мелкозернистая структура. Сравнительно небольшое различие в пара метрах решетки между Fev и Мпѵ и почти одинаковое кристаллическое строение обусловили взаимное раство рение этих аллотропических форм элементов. Растворе ние марганца и изменение параметра решетки привели
кизмельчению зерен феррита и повышению твердости.
Испытания на износ малоуглеродистой стали пока
зали, |
что |
образцы, обкатанные |
с усилиями 4,9, 9,8 и |
14,7 |
кН и получившие твердость |
187, 190, 192 единиц HD |
|
(исходная |
твердость 113 HD), за |
62,8 км пути трения |
износились соответственно на 0,183; 0,212; 0,478 мг/км-см2
(см. рис. 35). Меньший износ поверхности, |
обкатанной |
с усилием 4,9 кН, при наибольшей работе |
на единицу |
удельного износа объясняется тем, что последняя затра чивается как на износ поверхности, так и на дальнейшее пластическое деформирование поверхностного слоя.
В связи с тем что износ сопровождается пластической деформацией, изнашивание материала может быть выра
жено |
зависимостью |
|
|
|
|
|
W = W1 + W0 = - - \ - W , |
(50) |
|
|
|
V |
|
|
где |
Wi — объем частиц, удаленных с |
поверхности |
тре |
|
ния; |
W2— объем частиц, перемещенных за счет пласти |
|||
ческих |
деформаций; G — вес частиц, |
удаленных с |
по |
верхности трения; у — удельный вес материала (стали). Следует отметить, что процесс износа, состоящий из упругих и пластических деформаций, из разрушения и сдвигов, связан также с физико-механическими свойства ми поверхностных слоев стали (см. рис. 35, 36). Наиболь шая интенсивность изнашивания в первые 6—8 км пути
1 1 8
трения |
отмечена у образцов, обкатанных |
с усилием |
14.7 кН, |
а наибольшая износостойкость-— у |
образцов, |
обкатанных с усилием 4,9 кН. У последних на этом участ ке пути трения износостойкость достигает своего макси мума, затем несколько снижается. Это объясняется тем, что в начальный период износа, как было показано выше, происходит лишь пластическая деформация поверхност ного слоя без отрыва частиц стали от поверхности. В ре зультате механических сил трения весьма тонкий поверх ностный слой металла претерпевает структурные и фи зико-механические изменения.
Эксперименты показали, что интенсивность изнаши вания и износ поверхности увеличиваются с некоторого значения степени наклепа, несмотря на рост ее твер дости. Увеличение износа в данном случае вызвано чрез мерным дроблением блоков и локализацией дислокаций
иих полей. Кроме того, при обкатывании с усилием
14.7кН происходит ухудшение характера микропрофиля поверхности. Металл выжимается нз-под роли ков и на поверхности образуется волнистость. В процес се испытания на износ гребешки волн первыми вступают в контакт с контртелом и стираются значительно быст рее, чем остальные участки. Образовавшиеся продукты износа увеличивают интенсивность изнашивания сопря женных деталей. При экспериментах не было отмечено значительных изменений температуры, момента и коэф фициента трения от степени наклепа. При установив шемся износе температура была равной 323 °К, момент 39,4 Н-см, коэффициент трения 0,0266. Значение Ra на ходилось в пределах 0,32—0,35 мкм.
Испытания на износ марганцовистой стали показали
еепреимущество перед среднеуглеродистой. Износостой кость поверхности значительно выше, удельный износ при оптимальном наклепе в конце пути трения был ра вен 0,0437 мг/км-см2, что составляет 74% от износа об разцов из стали 45. Ранее было отмечено, что марганец повышает твердость и пластичность стали, улучшает ее микроструктуру, чем оказывает благоприятное влияние на характеристики упрочнения и износостойкость. Дис персность структуры, незначительное присутствие кар бидов также ведет к повышению износостойкости стали. Удельный износ образцов, обкатанных с усилием 4,9 кН, составил 0,0495, а обкатанных с усилием 24,5 кН —
1 1 9
0,136 мг/кг-см2. При этом закономерность влияния на клепа на износ сохранилась и для данной марки стали (чем больше наклеп, тем больше износ). Причем боль шая работа, затраченная на единицу удельного износа, потребовалась для образцов, обкатанных со средними усилиями — 9,8; 14,1 кН.
Температура на расстоянии 0,1 мм от зоны трения при установившемся износе была 410 °К. С увеличением степени наклепа до оптимальных значений отмечена некоторая тенденция к ее снижению. Это связано с тем, что поверхность трения имеет более благоприятный микропрофиль для удержания смазки. Гребешки обте каемой формы уменьшают возможность нарушения масляной пленки. Следует предположить, что граничный слой имеет наименьшую толщину, т. е. в данном случае, согласно взглядам Гарди, коэффициент и сила трения будут лI инимальными.
Таким образом, износостойкость стальных поверхно стей, работающих в условиях граничного трения сколь жения, повышается до определенных (оптимальных) величин предварительного наклепа. Наклеп свыше опти мальных значений увеличивает интенсивность изнашива ния, ухудшает количественные характеристики износа. Степень предварительного наклепа для конкретного ма териала может быть определена только опытным путем с учетом его физико-механических свойств.
Эксперименты показали, что удельный износ умень шается с увеличением содержания углерода в стали. Увеличение углерода повышает твердость стали, что ве дет в наших опытах к повышению износостойкости по верхности. Введение в сталь незначительного количества марганца позволяет получить более высокий комплекс механических свойств. Он способствует более стабиль ному износу, так как замедляет процесс отпуска наклепа при трении, сохраняя при этом высокую пластичность стали.
В наших опытах при определенном для каждой стали оптимальном наклепе более износостойкой оказалась сталь 45Г2, менее износостойкой — сталь 15, стали 45 и 35 занимают промежуточное положение.
Одним из наиболее ценных для практики эффектов обработки поверхности наклепом является получение на поверхности деталей сжимающихостаточных напряже
но
ний. Наличие макро- и мнкронапряжений, как показали исследования, влечет за собой повышение износостой кости поверхностей, работающих при трении скольжения в условиях граничной смазки.
Пластическая деформация поверхностного слоя изме няет его физико-механические свойства, и эти изменения зависят от исходных свойств. Хорошо наклепываются металлы и сплавы, имеющие гранецентрированную кри сталлическую решетку. Склонность к упрочнению зави сит и от степени легирования стали: чем больше легиро ван сплав и выше его исходная твердость и прочность, тем меньше его упрочняемость при деформировании.
4.Сравнительные исследования износостойкости обкатанной и шлифованной поверхностей
По ранее принятым режимам были проведены сравни тельные испытания на износостойкость обкатанных и шлифованных образцов. До опытов шероховатость по верхности находилась в пределах 8-го класса.
В целях сохранения первоначального состояния по верхностей каждая пара трения притиралась. От пред варительной приработки пришлось отказаться, так как после нее наряду с изменением характера микропрофпля и высоты шероховатостей происходит изменение твер дости шлифованной поверхности. У среднеуглеродистых сталей твердость повышается на одну-две, а у малоугле родистой — на четыре-пять единиц HD. Твердость шли фованной поверхности несколько выше исходной, заме ренной на шлифах (см. табл. 6), что свидетельствует о наличии наклепа, полученного после абразивной обра ботки.
Как показали исследования, наибольший износ образ цов со шлифованной поверхностью наблюдается в на чальный период — период приработки. Количественно он больше у стали 15 и меньше у стали 45Г2. Среднеуглеро дистые стали занимают промежуточное положение. В кон це пути трения (62,8 км) удельный износ сталей 15, 35, 45, 45Г2 соответственно был равен 0,438; 0,099; 0,083; 0,076 мг/км-см2. Это в два-три раза больше, чем у образ цов, обкатанных с оптимальным режимом. Характер изменения износа сталей от пути трения показан на рис. 35, 36, а абсолютный износ образцов и контртела —
121