Файл: Филяев А.Т. Исследование износостойкости сталей, упрочненных наклепом.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.06.2024
Просмотров: 85
Скачиваний: 0
иа рис. 39. Износостойкость обкатанных и шлифованных поверхностей особенно различна в начальный период, так как износ упрочненного слоя обкатанных образцов происходит в большей степени за счет отделения частиц, а шлифованных поверхностей — за счет отделения частиц н перемещения металла — пластической деформации мпкрообъемов. С увеличением пути трения разница в ве личине износа уменьшалась. Более заметно это па об-
Рпс. 39. |
Величина износа |
детален сопряжения: |
1 - 5 — поверхпоеіь |
|
обкатана |
с усилиями |
на |
ролик соответственно |
4,9. 9,8, 14,7, 19,6, |
|
24,5 кН; |
6 — поверхность шлифованная |
разцах из малоуглеродистой стали. Предварительное упрочнение поверхностным пластическим деформирова нием и дальнейший наклеп в результате испытаний па износ ведут к уменьшению пластических свойств поверх ностного слоя металла. Из-за малой прочности стали 15 наклеп в процессе трения оказывает отрицательное влияние на износостойкость обкатанных образцов, так как наступает перенаклеп поверхности, и положительное для шлифованных. По мере увеличения углерода в стали
ееспособность к наклепу в процессе трения уменьшается.
Усталей 35, 45 и 45Г2 наблюдалось повышение износо стойкости поверхности в более широком диапазоне пред
варительного наклепа, чем у стали 15.
Таким образом, износостойкость поверхности, обка танной по оптимальным режимам, выше шлифованной. Это объясняется высокой твердостью, иным микропро филем, отсутствием зерен абразива, которым может быть
насыщена поверхность, обработанная абразивным инструментом, диффузией кислорода в металл, способ ствующей образованию твердого раствора и возникно вению химических соединений FeO, БегО, Fe30^, а также благоприятным воздействием остаточных напряжений.
Причину снижения износостойкости шлифованной поверхности можно объяснить наличием на ней надрезов и царапин различной глубины и формы. Дефекты строе ния сталей вместе с системой макро- и микротрещин являются источниками перенапряжения локальных участков поверхности. В данном случае капиллярная система во внешних слоях шлифованных образцов более развита, чем в наклепанном слое. Она способствует, согласно взглядам П. А. Ребиндера и Б. В. Дерягина, проникновению молекул внешней среды, развитию до полнительного давления на стенки микрощелей, раскли ниванию последних, ускорению износа поверхности [43, 123].
Если принять во внимание, что сопряженные детали
впроцессе эксплуатации испытывают вибрации, нередко достигающие звуковых и ультразвуковых частот, то можно считать, что здесь проявляется «эффект Конова лова». На границе раздела твердой и жидкой фаз проис ходит ускорение всех процессов: проникновение смазки
вкапилляры, пластическое и упругое деформирование
макро- и микронеровностей, отрыв частичек материала с поверхности. У обкатанных деталей по сравнению со шлифованными действие поверхностно-активной среды и вибраций снижено. Кроме того, при обкатывании в отли чие от шлифования волокна металла не перерезаются, а деформируются в определенном направлении, сохраняя свою структуру и целостность.
Как было показано выше, зерна вытянуты в направ лении течения металла, кристаллическая решетка иска жена. Беспорядочно ориентированные кристаллы до об катывания при деформации поворачиваются осями наибольшей прочности вдоль направления деформации. Вдоль волокон по их границам располагаются неметал лические включения. Поэтому от ориентации волокон зависят физические свойства металла, его износостой кость [36, 173].
Исследования поверхности трения до эксперимента и после него под микроскопом показали, что она пред-
1 2 3
•ставляет собой ряд выступов п впадин, величина и фор ма которых зависят от вида обработки. На шлифованной поверхности есть глубокие впадины и остроконечные выступы разной высоты, не имеющие какой-либо законо мерности нн в расположении, ни в форме. У поверхно сти, обкатанной роликами, наблюдается закономерность как в расположении, так и в форме шероховатостей: нет острых гребней и глубоких впадин. Кроме того, при об катывании, как было показано ранее, поверхностный слой получает повышение твердости, изменение внут
ренних |
напряжений |
и |
размера |
кристаллических |
блоков. |
испытании на |
истирание наклепанного слоя |
||
При |
||||
последний выступает |
не |
только как |
самостоятельный |
фактор упрочнения. Он сочетается с условиями работы сопряжения, характером смазки, температурой в зоне трения, с высотой шероховатостей н характером микропрофиля поверхности. Благоприятная форма микронеровностей увеличивает площадь истинного контакта поверхностей трения и в то же время обладает достаточ ной способностью удерживать на себе масляную пленку, которая обеспечивает малый коэффициент трения и ма лый износ.
Под действием молекулярных сил в тонком слое смазки, как указывает Б. В. Дерягин [43], легче проис ходит поляризация молекул и образование неактивного молекулярного ворса, по которому с чрезвычайно незна чительными силами трения н происходит перемещение поверхностей. В случае наклепа стали выше оптималь ного значения тонкий слой смазки оказывает уже отри цательное влияние. При трении в условиях несовершен ной смазки на поверхностях протекает сложный процесс, сопровождающийся упругими и пластическими дефор мациями микрообъемов.
Впроцессе наклепа с большими усилиями, несмотря на высокий класс чистоты, на поверхности образуются микротрещины, способствующие ее резрушению. Кроме того, под действием смазки и высоких температур по верхностные слои металла окисляются, что приводит к увеличению износа.
Вслучае ухудшения микропрофиля и увеличения вы соты микронеровностей после обкатывания, так же как и
ушлифованных поверхностей, износ увеличивается еще
124
и за счет непосредственного взаимодействия поверхностей трения.
Для каждой марки стали существует своя оптималь ная степень предварительного наклепа, обеспечивающая наибольшую износостойкость поверхности. Повышение твердости за счет наклепа не всегда ведет к повышению износостойкости сталей.
Увеличение углерода, а также легирующего элемен та повышает износостойкость стали независимо от вида механической обработки. Обкатанная поверхность в сравнении со шлифованной, как показали эксперимен ты, прирабатывается быстрее, причем более интенсивно изнашиваются образцы из малоуглеродистой стали.
Вопрос, за счет какого фактора износостойкость на клепанных сталей возрастает больше: за счет остаточ ных напряжений, изменения механических свойств де формированного слоя или за счет приобретения благо приятного микропрофиля поверхности, еще ждет своего решения. Особенно расходятся мнения исследователей при оценке влияния остаточных напряжений на износ материалов при трении скольжения.
В. А. Кислик [66] описал результаты исследований на износ образцов, которые подвергались предваритель ному растяжению или сжатию (2—5%). Первые по сравнению с отожженными образцами изнашивались быстрее, вторые сначала изнашивались медленнее, но затем, начиная с некоторого значения сжатия, износ резко возрастал. Эта закономерность проявлялась тем ярче, чем больший процент углерода содержала сталь. Наблюдаемую зависимость износа сталей от предвари тельного наклепа автор объясняет влиянием упругих де формаций разного знака и явлениями сдвигов, ослаб ляющих зерна феррита и перлита. Достоинством этих исследований является то, что установлены характерные черты разрушения при износе деталей подвижного со става. Металловедческий анализ в работах дает направ ление для дальнейшего изучения трения и износа в ма шинах.
В. А. Кельдюшев [62] показал зависимость износа образцов из осевой стали в паре с бронзовыми вклады шами от наклепа, полученного обкатыванием роликом. Опыты проводились при трении скольжения с обильной смазкой. Линейный износ в зависимости от пути трения
125
обкатанных образцов был меньше, чем у необкатапных. Аналогичные исследования зависимости износа от на клепа на машине Амслера с парами трения сталь — чу гун при сухом трении и со смазкой были проведены В. В. Ивановым [57]. Как было установлено, упрочнен ные пластическим деформированием образцы имеют из носостойкость выше, чем образцы, обработанные точе нием или шлифованием. При «сухом» трении наклепан ная поверхность менее износоустойчива. С увеличением твердости поверхностного слоя износ образцов умень шался.
Аналогичные положения высказаны в работах К. В. Савицкого [129]. В результате анализа сопротив
ляемости деталей машин абразивному |
изнашиванию |
К. В. Савицкий [130] и П. Н. Львов [107] |
пришли к вы |
воду, что износостойкость материалов должна характе ризоваться их структурным состоянием и прочностью межатомных связей. При интенсивных режимах рабо ты, которые сопровождаются значительным нагревом трущихся поверхностей, влияние прочности межатомной связи становится доминирующим. Максимальное повы шение износостойкости достигается только в тех случа ях, когда повышение твердости металла или сплава со четается с увеличением сил связи решетки. Тогда при равных значениях твердости более высокой износостой костью будут обладать металлы и сплавы, у кото рых силы связи атомов в решетке основных фаз больше.
Иные результаты были получены П. Е. Дьяченко и Т. В. Смушковой [136]. Образцы, в поверхностных слоях которых были растягивающие напряжения, обла дали большей износостойкостью, чем образцы с оста точными напряжениями сжатия. Авторы объединяют полученные результаты тем, что именно растягивающие остаточные напряжения, распределенные в тонком по верхностном слое, положительно влияют на повышение износостойкости. При работе детали происходит рост напряжений сжатия, которые в первое время компенси руются из запаса остаточных растягивающих напряже ний. Поэтому износ тем меньше по количеству и во вре мени, чем больше величина и глубина распространения остаточных напряжений растяжения. Авторы на основа нии полученных экспериментальных данных утверждают,
126
что величина износа зависит от знака напряжений, кото рые созданы предварительной пластической деформа цией.
В работах других авторов выдвигается иная точка зрения. А. А. Маталин [108] считает, что главным фак тором, определяющим износ шлифованных поверхностен сталей, является величина остаточных напряжений, а не знак этих напряжений. Распространенное в технической литературе понятие о «полезности» сжимающих напря жений и «вредности» растягивающих является упроще нием вопроса. Остаточные напряжения растяжения так же положительно влияют на износостойкость, как и на пряжения сжатия. Всякий наклеп способствует повыше нию износостойкости деталей, если он не связан с умень шением величины напряжений. Автор объясняет это тем, что поверхностные слои шлифованных деталей при наличии в них остаточных напряжений находятся в со стоянии всестороннего растяжения или сжатия и такое состояние ослабляет влияние сил трения и способству ет уменьшению износа.
А. А. Маталин [109] подчеркивает, что при испытании металла на твердость вдавливанием шарика или алмаз ной пирамиды учитывается только пластическая дефор мация при статическом действии внешней нагрузки. При износе наблюдаются пластическая и упругая деформа ции, окисление, молекулярное сцепление, скалывание, срез и усталостное разрушение шероховатостей при со четании статической и динамической нагрузок. По этому в действительности не существует универсальной численной зависимости износоустойчивости детали от мнкротвердости ее поверхностного слоя.
Упрочнение поверхности способствует также повы шению усталостной прочности [173]. Оно уменьшает амплитуду циклической пластической деформации и противодействует образованию субмикроскопических нарушений сплошности металла (разрыхления), кото рые обычно являются началом развития усталостных трещин.
Наличие наклепа препятствует прогрессированию имеющихся, а также образованию новых усталостных трещин. Всевозможные геометрические и структурные концентраторы напряжений в поверхностных слоях ста новятся при этом менее опасными. Их отрицательное
1 2 7
действие как бы нейтрализуется положительным влия нием наклепа.
В. С. Рысцова [127] указывает, что при трении скольжения в поверхностном слое наблюдается увели чение микротвердости и это происходит тем интенсив нее, чем меньшую микротвердость имел металл до из носа. Величина остаточных напряжений, возникающих при механической обработке, на износостойкость влия ния не оказывает. Аналогичные результаты были полу чены М. И. Худых [163].
Д. А. Драйгор [46], изучая влияние остаточных на пряжений на износ, пришел к выводу, что оптимальной по износостойкости является поверхность, у которой после механической обработки остаточные напряжения близки по величине и знаку к напряжениям, возникаю щим в поверхностном слое при заданных условиях тре ния. Определенное число работ посвящено изучению со стояния поверхностных слоев, физико-химических изме нений, происходящих в результате трения при разных режимах [40, 140, 154]. При лабораторных исследова ниях и в реальных условиях работы деталей наблюда лось значительное повышение твердости поверхностей трения в результате наклепа, иногда достигающей твер дости закаленных сталей, что влекло за собой в некото рых случаях повышение износостойкости [140, 141, 159],
а в некоторых — наоборот [68]. |
Однако |
результаты |
большинства авторов сходятся в |
том, что |
изменение |
свойств активных слоев наиболее интенсивно происхо дит в начальный период трения, что период приработки поверхностей оказывает существенное влияние на каче ственные и количественные характеристики износа.
Из изложенного следует, что благоприятные режи мы трения, упрочнение за счет «тренировки» (трением), поверхностным наклепом повышают износостойкость де талей машин, работающих при трении скольжения.
5. Влияние скорости скольжения и давления на износостойкость поверхности
Сравнительные испытания образцов (сталь 45Г2), обкатанных по оптимальному режиму, показали, что с увеличением скорости скольжения износ поверхности сначала возрастает, а потом, несмотря на дальнейшее
1 2 8
увеличение скорости скольжения, количественно изме няется мало. При скоростях скольжения до 2,14 лі/с обкатанная поверхность изнашивалась (в проточной масляной ванне) в полтора раза медленнее, чем шлифо ванная. Дальнейшее увеличение скорости скольжения уменьшало влияние предварительного наклепа, а при скоростях, близких к 5,12 м/с, износ всех образцов количественно был одинаков.
Снижение положительного влияния наклепа на из носостойкость поверхности с увеличением скорости скольжения, вероятно, связано с изменением условий трения. Нагревание поверхностей, отсутствие зазора в сопряжении (при данной методике исследований) при водили к разрыву масляной пленки. Износ происходил при «полусухом» трении скольжения. Можно предполо жить, что в сопряжениях, где действуют законы гидро динамического трения и отсутствуют причины, вызы вающие нарушение масляной пленки, обкатанная по оптимальному режиму поверхность даже при высоких скоростях скольжения будет более износостойкой, чем шлифованная.
Как показали исследования, увеличение давления до 7 , 5 М лЯ і2/ большого влияния иа изменение величины износа не оказывает. Сравнительные испытания обка танной и шлифованной поверхностей показали, что на клеп повышает износостойкость стали; количественно износ обкатанной поверхности был на 25—30% меньше, чем шлифованной.
Увеличение давления до 9,81 МН/м2 часто приводило к изменению условий работы сопряжения. В этом слу чае на свойства поверхностей трения и их износ более значительное влияние оказывала не приложенная сила, а температура, развивающаяся в зоне трения. Наруше
ние температурного |
режима снижало |
износостойкость |
|||
обкатанной |
поверхности. |
Возможно, как отмечается в |
|||
отдельных |
работах, |
в поверхностном |
слое |
даже при |
|
небольших |
нагружениях |
разупрочнение |
стали |
происхо |
дило не рекристаллизационным путем [29].
По данным работ [24, 33, 85, 90], основное воздейст вие скорости на износ заключается в повышении темпе ратуры трущихся поверхностей. М. М. Хрущов и М. А. Бабичев [161], исследуя изнашивание при трении об абразивную поверхность, отметили, что в диапазоне
Э. Зак. 1200 |
129 |