Файл: Филяев А.Т. Исследование износостойкости сталей, упрочненных наклепом.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.06.2024
Просмотров: 72
Скачиваний: 0
живать нагрузку, равную тысячам килограммов на квадратный сантиметр. В то же время такая масляная пленка оказывается вполне достаточной, чтобы запол нить углубления неровностей, вследствие чего выступы уже не могут входить в зацепление на всю свою высоту из-за несжимаемости жидкости. Толщина масляного слоя значительно превосходит размер двух-трех молекул (радиус действия молекулярных сил), чем препятствует силам молекулярного взаимодействия поверхностей тре ния. Силы трепня при граничной смазке проявляются только между адсорбированными пленками, при этом износ деталей, как правило, минимальный. Взаимодейст вие поверхностей в присутствии граничного слоя при контакте и трепни характеризуется совокупностью тесно связанных между собой явлений, протекающих в моле кулярной структуре граничного слоя, на фазовых поверх ностях и в прилежащих слоях металла.
Таким образом, в одном случае граничное трение может способствовать форсированному износу пар тре ния, в другом — благоприятно сказываться на их долго вечности. Пока встречается чаще первое, для более глу бокого познания происходящих процессов нужны даль нейшие исследования.
В настоящих исследованиях износ пар трепня подчиня ется общей закономерности, он характеризуется тремя основными периодами: приработки, нормальной работы и форсированного (аварийного) износа.
Период приработки характеризовался наиболее ин тенсивным износом сталей, период нормальной работы — более стабильным износом. Аварийный износ в экспери ментах отсутствовал, так как увеличения зазоров в со пряжении при данной методике испытаний не было. Только при чрезмерном разжижении смазки, нарушении масляной пленки возникали условия, характерные для «полусухого» трепня. В этом случае износ был чрезвы чайно большой, а качественные показатели иными. Не редко отмечались задиры и схватывание поверхностей. Форма, размеры и характер сопряжения образца и контр тела приведены на рис. 33. Продолжительность испыта ний во всех случаях устанавливалась опытным путем ис ходя из величины ощутимого износа. С целью получения возможности применения экспериментальных данных и полученных на их основе выводов к парам трения, имею-
1 0 8
тми иную площадь и путь трения, абсолютный износ об разцов отнесен к единице площади и единице пути трения. Удельный износ (/), интенсивность изнашивания (Лг), износостойкость (№) it затраченная работа трения (.4), взятые вместе, дали более полную картину процесса, а также позволили провести сравнение сталей разного хи мического состава в зависимости от вида механической обработки поверхности.
На процесс трения и износ деталей оказывают сущест венное влияние упругие колебания, которые зависят от
Рис. 33. |
Схема испытания образцов на изнашивание: / — коптртело; |
2 |
— образец; о —-термопара; 4 — шарик; 5 — фиксатор |
высоты мпкроперовностей, микропрофиля поверхности и других геометрических параметров сопряжения. Источ ником колебаний могут быть периодические импульсы, присущие, например, двигателям внутреннего сгорания, или силы инерции движущихся масс. Эксперименты по казали, что внешний возбудитель колебаний сопряжения особенно в диапазоне ультразвуковых частот оказывает влияние на изменение момента трения, времени приработ ки, износа поверхностей, кавитационные и другие про цессы, протекающие в граничных слоях смазки [164]. В исследуемом диапазоне нагрузок под действием высоко частотных колебаний момент трения снижается на 40— 45%, а износ поверхности растет. Эта закономерность сохраняется и после периода приработки. При изучении
1 0 9
процесса трепня и износа детален отмечены явления ка витации смазки, образование потоков жидкости, форма и интенсивность которых зависят от мнкропрофиля поверх ности. В виду того что расстояние между, сопряженными поверхностями чрезвычайно мало, оно проявляет себя как капилляр, обеспечивающий подачу смазки и снижение момента трения. Под действием внешнего возбудителя, усиливающего энергию упругих колебаний, происходят чередующиеся деформации сжатия и растяжения, что вызывает увеличение температуры говерхностных слоев, деталей, возникновение динамических явлении в зоне тре пня и увеличение износа.
Результаты исследований показывают, что поверх ность, обкатанная по опти мальным режимам, имеет повышенную твердость и благоприятный для смазки микропрофнль (рис. 34). Увеличение несущей способ ности поверхности повышает
Рис. 34. Изменение твердости по
верхности |
в |
зависимости |
от |
уси |
лия обкатывания: I — сталь |
-І5Г2; |
|||
2 — сталь |
45; |
3 — сталь |
35; |
4 — |
|
сталь 15 |
|
|
ее износостойкость. Эти свойства, как и сокращение вре мени приработки, увеличивают период нормальной рабо ты сопряжения. Образцы, получившие оптимальный и даже незначительный наклеп, прирабатывались быстрее шлифованных и переиаклепаниых (рис. 35, 36).
У обкатанных образцов по сравнению со шлифован ными в начале приработки не обнаружено скачкообраз ного износа. Наоборот, на большом отрезке пути отме чена стабильность условий трения, которые обеспечива ли более постоянную интенсивность изнашивания и тем самым увеличивали время нормальной работы сопряже
но
пия. Эта закономерность отмечена для всех исследуемых сталей. Время приработки зависело от химического со става и физико-механических свойств сталей: оно меньше для стали 15 и постепенно увеличивается соответственно росту углерода в стали.
Износ в период приработки оказался наименьшим у образцов, обкатанных по оптимальным режимам. Так, например, за 18,8 км пути трения для стали 15 он равен 0,405 мг/км-см2, для стали 45—0,130, для стали 35— 0,133, для стали 45Г2—0,083 мг/км-см2, что составляет 43—66% от износа шлифованных поверхностен за этот же путь. Характерным для средпеуглеродистых ста-
I , м г /км -с м 2 VJЮ1Н:Км/мг
Рис. 35. Износ и износостойкость сталей, упрочненных ППД: по верхность детален обкатана соответственно с. усилиями: 4,9, 9,8, 14,7, 19,6. 24,5 кН (1—5 — износ; 7—11 — износостойкость); поверхность шлифованная: 6 — износ; 12 — износостойкость
Ш
леTi было то, что в период приработки износ более интен сивно протекал ближе к торцам образца, образующая которого принимала форму дуги с определенным радиу сом кривизны. Надо полагать, что это связано со специ фичным строением микроструктуры наклепанного слоя. Перерезанные у торцов волокна металла открыли доступ смазке в микропоры, которая, расклинивая их, способ ствует отрыву частиц металла образца при его истира нии. Кроме того, отрыву частиц способствуют также кон центрация напряжении на острых кромках и потеря пластичности материала.
С т а л ь 3 5
О 12 24 |
ЗВ 48 L , m |
С т аль |
45 Г 2 |
Рис. 36. Интенсивность износа (I—5) и работа, затраченная на износ (7—II) поверхности, обкатанной соответственно с усилиями 4,9, 9,8, 14,7, 19,6, 24,5 кН, и интенсивность износа 6 и работа, затраченная па износ 12 шлифованной поверхности
112
Отмечено, что величина износа и длительность при работки зависят не только от степени предварительного наклепа и упрочнения поверхностного слоя в процессе износа, но и от высоты, формы шероховатостей и харак тера мпкропрофиля. Поверхность, обкатанная роликами, характеризуется не только наличием благоприятных физико-механических свойств, но и отсутствием заост ренных неоднородных по форме и упрочнению микронеровностей. После приработки высота шероховатостей не оставалась постоянной. Характер микропрофиля и чистота к концу приработки зависели от условий трения и физико-механических свойств поверхности. Поверх ность образцов после обработки и испытаний на износ представлена на рис. 37, 38.
Эксперименты подтвердили результаты исследовате лей, придерживающихся точки зрения, что основа физи ческой сущности процесса износа находится в нзмене-
Рнс. 37. Поверхность образцов (8-іі класс чистоты) |
после |
различных |
||
видов |
обработки. Х200: |
а —-точение; б — обкатывание |
с усилием |
|
4,9 кН. 1— сталь 45; 2 — сталь 35; 3 — сталь 15; |
4 — сталь 45Г2 |
|||
8. Зак. |
1200 |
|
|
113 |
Pnc. 38. Понерхиость образцов после испытания па износ со смазкой, |
Х200, |
усилие обкатывания |
||||
9 8 кЯ: я — поверхность трения |
в период приработки |
(сталі, 15); |
б—г — ‘ поверхность |
после |
||
62 к.», пути трепня |
(соответственно стали 15, 45, 45Г2); |
д — шаржирование |
поверхности |
трепня |
||
микромас іицсіі продуктов износа |
(сталь 4оГ2); е — узел схватывания |
на |
поверхности |
трения |
||
(сталь 45); |
ж — локальное усталостное разрушение поверхности трения (сталь 45) |
|
нии физико-механических свойств поверхностных слоев материала под действием пластической деформации.
Известно [77, 83, 143], что, исходя из конкретных условий работы сопряжения, взаимодействие трущихся поверхностей можно разделить на механическое и моле кулярное или то и другое. Если считать, что механиче ское внедрение преобладает, то снижения износа можно достичь путем уменьшения взаимного внедрения трущих ся поверхностен, т. е. путем изменения характера микро профиля, а также за счет повышения твердости поверх ности. Процесс молекулярного взаимодействия и после дующего схватывания протекает интенсивно лишь в случае непосредственного контакта чистых поверхностей металла и пластической деформации в месте контакта. Поэтому предварительный наклеп поверхностей трения снижает возможность их дальнейшего деформирования в период истирания и тем самым уменьшает вероятность схватывания.
Температурный фактор существенно изменяет качест во и износостойкость обработанных или трущихся по верхностей. Тепловой износ при повышенных давлениях становится определяющим. Величина его при этом может возрастать на несколько порядков по сравнению с обыч ными условиями работы деталей машин или инструмен та. Поэтому исследование тепловых процессов представ ляет значительный интерес.
2. Влияние наклепа на износостойкость среднеуглеродистой стали
Эксперименты показали, что между степенью накле па, твердостью, химическим составом стали, характером микропрофиля и износом поверхности существует опре деленная закономерность. Из сравнения результатов видно, что за один и тот же путь трения, равный 62,8 км, износ поверхности образцов из среднеуглеродистых, ле гированной и малоуглеродистой сталей неодинаковый. Характер же изменения величины удельного износа за весь путь трения во всех случаях имеет одну и ту же закономерность (см. рис. 35, 36). Детали из стали 45, твердость поверхности которых была равной 241 и 274 HD, имели износ соответственно 0,071 и 0,153 мг/кмсм2.
8* |
115 |