Файл: Филяев А.Т. Исследование износостойкости сталей, упрочненных наклепом.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.06.2024
Просмотров: 82
Скачиваний: 0
Большая склонность наклепанной поверхности к схватыванию — результат наличия избыточной энергии в поверхностном слое образца, которая под действием высоких температур и непосредственного контакта по верхностей трения, не принимая во внимание окисиые пленки, стремится высвободиться.
В результате пластической деформации в металлах происходит накопление энергии (табл. 15).
Т а б л и ц а 15
Максимальная энергия поглощения
в результате деформации |
[134] |
|
|
Поглощенная |
Удельная |
Металл |
теплоемкость |
|
энергия, кал/г |
при |
|
|
|
20 °С, кал/г |
Алюминий |
1,10 |
0,2140 |
Медь |
0,50 |
0,0915 |
Железо |
1,20 |
0,1080 |
Никель |
0,75 |
0,1065 |
По мнению А. П. Семенова [134], для протекания этого процесса необходимо, чтобы энергия атомов кри сталлической решетки поднялась выше определенного для данного металла уровня энергетического порога схватывания. Этот процесс происходит раньше у накле панных поверхностей, так как под действием подводи мой энергии извне, повышения температуры при трении становится возможным освобождение избыточной энер гии, аккумулированной кристаллической решеткой при пластической деформации, наступление схватывания шлифованной поверхности с контртелом возможно лишь при давлениях, способных развить достаточные пласти ческие деформации и температуры, обеспечивающие энергетический порог схватывания.
Кислород воздуха и теплота, выделяющиеся при тре нии, играют основную роль в локализации процесса схватывания. При схватывании интенсивность изнаши вания максимальна, скорость процессов, вызывающих схватывание, превышает скорости всех других процес сов, протекающих на поверхностях трения.
Явлениям схватывания может способствовать и то, что на наклепанной поверхности, как отмечается в ли
Д36
тературе, образуется тонкий слой с аморфным стро ением, который способствует исчезновению поверхности раздела трущихся тел, возникновению молекулярного взаимодействия и диффундирования атомов.
Различная износостойкость наклепанной и шлифо ванной поверхностей объясняется изменением опреде ленных свойств. В то время как шлифованная поверхность в процессе трения получала упрочнение, в микрообъемах наклепанной поверхности наступали усталостные разрушения, выкрошивание металла в ре зультате шаржирования поверхности твердыми части цами и лавинное нарастание износа. Это предположение
подтверждено повышением |
микротвердости |
шлифован |
||
ной поверхности |
образцов |
из |
стали 15, что |
связано с |
пластическими |
деформациями |
поверхности |
в первом |
случае и снижением микротвердости при действии вы соких температур и развитием микротрещин усталости— во втором.
Из-за того что деформированный слой имеет измель ченные блоки и значительные остаточные напряжения, обладает повышенным уровнем свободной энергии и находится в крайне неравновесном термодинамическом состоянии, в условиях сухого трения скольжения наблю дается повышенный износ наклепанной поверхности. Отсутствие смазки и развитие высоких температур в зоне трения способствуют повышению подвижности ато мов, что облегчает взаимодействие трущихся поверх ностей и отрыв отдельных частиц металла.
Величина силы трения для шлифованной и накле панной поверхностей почти одинакова. С увеличением твердости поверхности она имела некоторую тенденцию к снижению, однако это снижение не всегда выходило за пределы возможных ошибок измерений. Количествен но сила трения была больше в начальный период, а по мере приработки снижалась. Отмечено, что в условиях интенсивного разрушения поверхностей упрочнение де формированием не оказало заметного влияния на со противление трению и изнашиванию поверхности. Ха рактер изменения величины коэффициента трения для шлифованных и наклепанных поверхностей одинаков, он довольно значителен в начальный период при наимень ших давлениях; после приработки для некоторого диа пазона до величины, предшествующей заеданию, начи
1 3 7
нает расти. По величине коэффициент трения больше для наклепанных поверхностей, чем для шлифованных, он несколько выше для сталей с большим содержанием углерода. Влияние легирующего элемента на величину коэффициента трепня не отмечено.
Снижение износостойкости обкатанной поверхности, вероятно, можно объяснить и тем, что в результате об катывания произошло завальцовывание микропор, а вместе с этим и уменьшение количества адсорбирован ных молекул среды, в то время как у шлифованных об разцов адсорбированные атомы и молекулы на «внеш ней» и «внутренней» поверхностях явились надежной за
щитой, |
а возможно, и своеобразной смазкой при |
трении |
скольжения. |
Обкатывание поверхности с режимами, обеспечива |
|
ющими |
лишь притупление гребешков мпкронеровностей |
без глубинной пластической деформации, приводит к некоторому повышению ее износостойкости. С увеличе нием степени наклепа стали и давления в зоне трения
эти свойства |
пропадают. |
|
Предварительный |
наклеп способствует схватыванию |
|
поверхностей |
трения, |
что проявляется наиболее ярко |
при жестких |
режимах работы сопряжения. |
Глава VI
ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ИЗГОТОВЛЕНИЯ И СНИЖЕНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ НЕКОТОРЫХ ДЕТАЛЕЙ
Наиболее сложными и трудоемкими в изготовлении деталями являются конические шестерни задних мостов тракторов и автомобилей, шатуны, шлицевые валы и др. Так, трудоемкость конической пары заднего моста трак тора МТЗ составляет около 1,5% общей трудоемкости трактора. При этом для их обработки применяется до рогостоящее оборудование и инструмент, требуются высококвалифицироваиные кадр ы.
Снижение себестоимости производства даже на 1% может дать народному хозяйству огромную экономию. Поэтому исследования, связанные с совершенствовани ем технологии изготовления некоторых деталей, и сни жение себестоимости их изготовления на заводах мас сового и серийного производства имеют не только теоре тическое, но и практическое значение [150, 167].
Широко распространенные в машиностроении раз мерно-чистовые процессы резания материалов хотя и обеспечивают весьма высокую точность и чистоту по верхности, имеют ряд существенных недостатков, ко торых нет при обработке деталей поверхностным пла стическим деформированием [72]. В частности, обкаты вание роликом при достижении более высоких качественных результатов экономичнее финишных про цессов абразивной обработки в 4—4,5 раза [149].
Решение проблемы повышения надежности машин во многом зависит от правильного подбора материала и технологического процесса обработки сопрягаемых де талей. В связи с ужесточением режимов эксплуатации машин и механизмов (увеличение скоростей, нагрузок, температур и т. п.) значительно возросли требования, предъявляемые к точности выполнения геометрических
139
форм и размеров, а также к получению необходимых микропрофиля поверхности и физико-механических свойств поверхностного слоя.
На заводах машиностроения и ремонтных предприя тиях все шире получают заготовки, а в ряде случаев и
готовые детали методом |
пластической деформации. |
Этот способ позволяет уже |
в начале технологического |
процесса заложить высокие прочностные качества изде лия, что особенно важно для таких деталей, как зубча тые колеса и шлицевые валы, работающие в силовых передачах.
1.Исследование упрочнения материала зубчатых колес при накатке зубьев
Теоретические разработки и производственный опыт показывают, что зубчатые колеса мелких модулей целе сообразно накатывать в холодном состоянии, а зубча тые колеса крупных модулей — в горячем. Холодное накатывание обеспечивает получение зубьев 7—8-й сте пени точности, а горячее накатывание, выполняемое с
нагревом |
заготовки зубчатого колеса токами высокой |
частоты |
до температуры 1100— 1200 °С, обеспечивает |
получение зубьев 9—10-й степени точности. Инструмен том для накатки конических кривозубых и гипоидных зубчатых колес является накатник-шестерня, а для на катки цилиндрических зубчатых колес обычно исполь зуются рейки.
Однако в настоящее время номенклатура зубчатых колес, получаемых накаткой, еще ограничена, а сущест вующие технологические процессы нуждаются в совер шенствовании. Например, при полугорячеп накатке вы сок процент брака, имеют место отклонения от техни ческих требований и несоблюдение технологической дисциплины. В связи с этим нами был проведен анализ технологических процессов изготовления ведомой ше стерни главной пары заднего моста автомобиля ГАЗ на Минском заводе запасных частей и автомобильном за воде им. Лихачева [151].
Исследования показали, что технологические процес сы на этих заводах в основном идентичны. Схема техно логического процесса: получение заготовки (штампов ка), термическая обработка, токарная обработка базо
140