Файл: Соловьев Е.М. Судовые энергетические установки, вспомогательные и промысловые механизмы учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.06.2024
Просмотров: 93
Скачиваний: 1
цах, что может |
вызвать их «пригорание». |
Кроме того, в связи |
с расширением |
от нагревания возможно |
заклинивание поршня |
в цилиндре. Поэтому, сначала необходимо снизить частоту враще ния до малого хода или уменьшить нагрузку вспомогательного двигателя и только после этого остановить двигатель.
Если двигатель был , остановлен с полного хода, принимают меры для его постепенного охлаждения: прокачивают воду при помощи резервного насоса, если такой имеется, и проворачивают двигатель, одновременно прокачивая масло.
Во всех случаях после остановки двигателя рекомендуется провернуть его на два-три оборота. Следует закрыть все клапаны на трубопроводах топливной, смазочной, охлаждающей, пусковой и других систем, а при остановке на 8—10 ч и больше закрыть также кингстон системы охлаждения. і
Непосредственно после остановки двигателя следует осмотреть картер и убедиться в отсутствии чрезмерного нагрева рамовых, шатунных и головных подшипников. Если есть малейшая опас ность замерзания воды, необходимо спустить ее из всей системы охлаждения во избежание разрыва трубопроводов и охлаждаемых полостей двигателя.
Все неисправности, обнаруженные во время работы двигателя или во время осмотра после остановки, устраняют, затем проти рают двигатель и приводят в порядок все принадлежности и ин струмент.
Учет расхода топлива и масла. Запас топлив на судне состоит из основного и аварийного, составляющего 20% основного запаса. Проверка наличия топлива на судне и учет его расхода произво дится третьим механиком судна один раз в сутки. Суточный рас ход топлива заносится в машинный журнал и ежесуточно прове ряется старшим механиком. Ежемесячно старший механик состав ляет и по прибытии из рейса представляет в механико-судовую службу судовладельца теплотехнический и топливный отчеты, ко торые служат основными документами для учета выполнения норм и достигнутой экономии топлива.
Расход масла на доливку в масляную систему устанавливается в каждом отдельном случае инструкцией завода-строителя или специальными указаниями механико-судовой службы.
Учет ежесуточного расхода масла ведет второй механик. Запас масла на судне, как и топливный запас, складывается из
основного и аварийного (20% основного).
Техника безопасности при эксплуатации двигателей внутрен него сгорания. Весь персонал, обслуживающий двигатель, должен пройти техминимум и специальный инструктаж по технике безо пасности.
Машинное отделение должно содержаться в чистоте, быть хо рошо освещенным и вентилируемым. Проходы в машинном отде лении всегда должны быть свободными. Настил вокруг двигателя
итрапы своевременно и тщательно протирают для удаления масла
итоплива.
107
При работе в ночное время обеспечивают хорошее освещение помещения, рабочих мест для обслуживающего персонала, а также участков расположения контрольно-измерительных приборов. Ма шинное отделение должно быть оборудовано средствами пожаро тушения в соответствии с противопожарными нормами. В районе, двигателя не должно быть воспламеняющихся веществ и материа лов. Выпускные коллекторы двигателей должны быть хорошо изо лированы.
Все детали движения механизмов, не требующие непрерывного наблюдения (маховики, муфты, зубчатые передачи и пр.), на дежно ограждают укрепленными кожухами или щитками, которые нельзя снимать во время работы механизма.
Во избежание взрыва категорически запрещается запускать
двигатель |
сжатым кислородом (кислородные |
баллоны |
окрашены |
|
в голубой |
цвет). Нельзя |
быстро, без задержки открывать вентили |
||
на воздушных баллонах |
и на трубопроводах |
сжатого |
воздуха во |
избежание ударов и разрывов трубопроводов.
Запрещается оставлять работающий двигатель без наблю дения.
Нельзя чистить и обтирать движущиеся части механизмов во время работы двигателя. Некоторые детали двигателя можно сма зывать вручную на ходу лишь с помощью приспособлений, делаю щих эту работу безопасной. Ощупывать и смазывать движущиеся детали механизмов следует очень внимательно и осторожно, про тягивая к ним руку только по ходу детали, а ни в коем случае не навстречу ее движению. Не допускается исправление и ремонт двигателей на ходу, в том числе подтягивание болтов на движу щихся деталях.
При пуске в ход главного двигателя и вспомогательных меха низмов необходимо предупреждать об этом лиц, находящихся вблизи движущихся частей механизмов. Нельзя оставлять ломик (если маховик двигателя проворачивается при помощи ломика) в отверстиях обода маховика во избежание аварий или несчаст ных случаев при пуске.
Работы в картере двигателя могут быть начаты при следую щих условиях: клапан пускового воздуха на двигателе должен быть закрыт; давление воздуха в пусковом трубопроводе пони жено до атмосферного; подвод топлива к двигателю перекрыт; индикаторные краны на крышках рабочих цилиндров открыты; валоповоротное устройство выключено; на посту управления вы вешена табличка с надписью «Не пускать! Ведутся работы».
Запрещается пользоваться открытым огнем при осмотре дви гателя.
§ 15. Основные типы дизельных энергетических установок судов промыслового флота
Современная энергетическая установка морского судна пред ставляет собой сложный комплекс агрегатов и систем, обеспечи вающих надежную работу судна при всех режимах.
108
В зависимости от назначения и условий эксплуатации промыс ловых судов состав и схемы энергетических установок могут быть различными, однако все они включают в себя: один или несколько главных двигателей; вспомогательные дизель-генераторы; вспомо гательные механизмы, устройства и системы, обеспечивающие ра боту главных двигателей и дизель-генераторов; передачи и дви жители.
По способу передачи мощности от главного двигателя к греб ному винту судовые энергетические установки можно разделить на четыре основных типа: установки с реверсредукторной переда
чей мощности на винт от нереверсивного двигателя; установки с непосредственной передачей мощности на винт от реверсивного двигателя; дизель-редукторные установки и дизель-электрические установки.
Энергетические установки с реверсредукторной передачей на гребной винт от нереверсивного двигателя. Этот вид установок ис пользуется на малотоннажных промысловых судах: средних и ма лых сейнерах, малых траулерах и приемотранспортных судах с мощностью главного двигателя 80—200 л. с. Схема машинного отделения с такой энергетической установкой среднего черномор ского сейнера изображена на рис. 56. Главный двигатель 10 (ди зель мощностью 150 л. с.) вращает гребной винт 1. Передача мощ ности от двигателя к винту осуществляется валопроводом. Он со стоит из отдельных валов: промежуточного 24 и дейдвудного или гребного 26, соединенных между собой фланцами 3. Промежуточ ный вал расположен в опорных подшипниках 4, а дейдвудный вал — в дейдвудных подшипниках 2, которые установлены в дейд-
109
вудной трубе 25. На конце дейдвудного вала закреплен гребной винт 1. Коленчатый вал двигателя соединен с валопроводом через реверсредуктор 22, при помощи которого изменяется направление вращения валопровода и гребного винта. В корпусе реверсредуктора расположен упорный подшипник. Он воспринимает давление, создаваемое гребным винтом.
Для обеспечения энергией судовых вспомогательных и про мысловых механизмов — насосов, лебедок, сетеподъемных ма шин— в машинном отделении у правого борта размещен вспомо гательный двигатель 14 (дизель мощностью 20 л. с.), который при водит в действие электрогенератор. С левого борта установлен пожарный насос 9 с приводом от электродвигателя. В носовой части расположен осушительный насос 12, откачивающий воду из трюма и приводимый в действие непосредственно от главного дви гателя. Запускается главный двигатель электростартером.
Для питания электростартера и для освещения помещений пре дусмотрены аккумуляторы, расположенные в шкафу 21 по пра вому борту. В случае выхода из строя электростартера главный двигатель может быть пущен в ход сжатым воздухом, который хранится в баллонах 20. Сжатый воздух используется и для дру гих нужд. Запас его может быть пополнен компрессором 19. У кормовой переборки находятся распределительный щит 23 су дового электрохозяйства, котел водяного отопления 6 и угольный бункер 5. По бортам размещены цистерны: основного запаса топ лива 7 и 18, масляная 16 и расходная топливная 17. У носовой переборки установлен расходный масляный бак 11. Рядом с ци
стернами размещены ручные |
насосы: 8 — для |
воды, 13 — для |
масла, 15 — для топлива. |
непосредственной |
передачей на |
Энергетические установки с |
винт от реверсивного двигателя. Эти установки получили наиболь шее распространение на промысловых судах. Они используются на средних и больших траулерах, больших сейнерах, транспорт ных рефрижераторах, плавбазах. В таких энергетических установ ках коленчатый вал главного двигателя жестко соединен через си стему валов с гребным валом. Гребной винт в этом случае имеет ту же частоту вращения, что и вал главного двигателя.
Схема непосредственной передачи от реверсивного двигателя показана на рис. 57, а. С маховиком 8 двигателя 9 непосредственно соединен короткий упорный вал б, снабженный откованным заодно с ним упорным гребнем. Упорный вал лежит в упорном под шипнике 7, воспринимающем осевое усилие гребного винта. Кор пус упорного подшипника неподвижно и прочно прикреплен к на бору судна. Упорный вал при помощи фланцев соединяется с про межуточным валом, состоящим из одной или нескольких частей 4, лежащих в опорных подшипниках 5.
Промежуточный вал соединен с гребным валом 3, который вращается в дейдвудной трубе 2. На конце гребного вала укреп лен гребной винт 1. Установка такого типа применена на БМРТ типа «Маяковский».
ПО
Известно, что к. п. д. гребного винта на номинальном режиме в значительной степени зависит от частоты вращения: с увеличе нием частоты вращения к. п. д. уменьшается. Поэтому в установ ках большой и средней мощности с непосредственной передачей мощности на гребной винт применяются главные двигатели с ча стотой вращения от ПО до 360 об/мин. С точки зрения к. п. д. не посредственная передача наиболее выгодна, поскольку потери в ней при передаче мощности максимальны. Достоинством непо-
Рис. 57. |
Схемы |
дизельных установок: а — с непосред |
|
ственной |
передачей на винт; б — с |
редукторной пере |
|
|
дачей; |
в — с электрической |
передачей. |
средственной передачи является также ее высокая надежность. Мощность главных двигателей флота рыбной промышленности в установках с такой передачей находится в пределах от 300 до
10 000 л. с.
Энергетическая установка с дизель-редукторной передачей. Эта установка имеет в своем составе, как правило, два главных дви гателя, от которых мощность передается на один винт через ре дуктор.
Передаточное отношение редукторов 1:2; 1:4 позволяет ис пользовать двигатели с повышенной частотой вращения. Редук торы в таких установках только снижают частоту вращения ко ленчатого вала; задний ход обеспечивается путем реверсирования двигателя или с помощью ВРШ.
ill
Схема дизель-редукторной передачи приведена на рис. 57, б. Коленчатые валы двух главных двигателей 5 через две муфты 4 соединены с первичными валами редуктора. Редуктор представ ляет собой одноступенчатую зубчатую передачу. Шестерни 3 и 6 вращают большое зубчатое колесо, соединенное с валопроводом 2 и гребным винтом 1. В редуктор вмонтирован упорный подшипник валопровода. Благодаря наличию редукторной передачи частота вращения гребного вала может быть снижена до величины, обес печивающей высокий к. п. д. гребного винта.
В качестве муфт применяются индукционные или гидравличе ские муфты, допускающие скольжение, что обеспечивает быстрое отключение валопровода от коленчатых валов, отключение одного из двигателей при неисправностях, а также предохраняет шестерни редуктора от резких ударов при включении передачи.
Дизель-редукторная передача применена в установке с двумя главными двигателями 8ДР 43/61 по 2000 л. с. на рыбоконсервном заводе «Андрей Захаров».
Аналогичные по типу установки использованы на РТМ «Тро пик» и «Атлантик». Они состоят из двух главных двигателей (у РТМ «Тропик» — по 670 л. с., у РТМ «Атлантик» — по 1160 л. с.), соединенных с редуктором при помощи индукционных муфт.
Особенностью установок является применение в их составе обратимых электрических валомашин (на рис. 57,6 изображена штриховой линией), позволяющих либо осуществлять отбор мощ ности от главных двигателей для питания электроэнергией судо вых потребителей, либо использовать мощность судовой электро станции для движения судна. Валомашины приводятся от ведо мой шестерни редуктора через передачу, повышающую частоту вращения. Такие установки позволяют при выполнении промыс ловых операций (спуск, подъем орудий лова) использовать резерв мощности главных двигателей для питания электроэнергией про мысловых механизмов через валогенератор.
В период переходов валомашина может быть использована как валомотор для увеличения скорости хода судна.
Энергетические установки с дизель-электрической передачей.
Такие установки получили применение главным образом на су дах, имеющих мощное рыбообрабатывающее оборудование на борту (производственные рефрижераторы, консервные траулеры), где требуется гибкое перераспределение энергии, вырабатываемой энергетической установкой: на переходах — максимальное исполь зование вырабатываемой энергии для нужд движения судна, а на промысле — обеспечение работы промысловых и рыбообрабаты вающих механизмов. Такую возможность обеспечивает энергетиче ская установка с электрической передачей.
Электрическая передача показана на рис. 57, в. В машинных отделениях судов с дизель-электрической передачей устанавли ваются агрегаты, состоящие из дизелей 5 и приводимых ими в дви жение генераторов 4 электрического тока. Гребной винт 1 в этой передаче приводится в действие электродвигателем 2, который по-
112