Файл: Соловьев Е.М. Судовые энергетические установки, вспомогательные и промысловые механизмы учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.06.2024
Просмотров: 90
Скачиваний: 1
периодически — только во время хода нагнетания, при другом же ходе происходит лишь всасывание жидкости. Это приводит к ко лебаниям давления воды в трубопроводе 5. Чтобы уменьшить ко лебания давления и сделать подачу воды более равномерной, на нагнетательном трубопроводе устанавливают колпак 4, заполняе мый воздухом. Воздух, в отличие от воды, при изменении давле ния легко изменяет объем. При нагнетании вода частично входит в колпак, сжимая воздух. В период всасывания по трубопро воду 12 воздух в колпаке, расширяясь, оказывает давление на
5 |
4 |
|
О ------------------------o |
f V |
\ |
\ |
А |
|
|
\ |
/ |
7 |
Г і т |
|
|
\Г |
L |
. |
|
|
|||
|
“1 |
|
|
|
Ъ і |
V |
10 |
|
|
|
|
|
|
||
Рис. 66. Схемы |
поршневых |
насосов: а — двойного действия; |
б — |
||||
|
|
прямодействующего. |
|
|
|
воду и вытесняет ее в нагнетательный трубопровод. Таким обра зом обеспечивается частичное сглаживание колебаний давления нагнетаемой жидкости.
Большую равномерность подачи перекачиваемой жидкости обеспечивают поршневые насосы д в о й н о г о д е й с т в и я . Схема одноцилиндрового насоса двойного действия приведена на рис. 66, а. Обе полости цилиндра 4 насоса слева и справа от поршня 3 — рабочие. Каждая из этих полостей имеет свои всасы вающие 1 и нагнетательные 2 клапаны. Два всасывающих клапана соединены с подводящим трубопроводом 7, а два нагнетательных клапана — с отливным трубопроводом 5. При движении поршня вправо в левой рабочей полости происходит всасывание, в пра вой — нагнетание; при движении поршня влево в правой полости происходит всасывание, а в левой нагнетание. Таким образом, насос совершает два рабочих действия за один ход поршня, в ре зультате чего увеличивается его производительность и осуществ ляется более равномерная подача.
130
На паровых судах имеют широкое распространение поршневые
п р я м о д е й с т в |
у ю щ и е |
н а с о с ы . |
Кривошипно-шатунный ме |
||||||
ханизм у таких |
насосов |
отсутствует. |
На |
одном конце штока 6 |
|||||
(рис. |
66, б) |
прямодействующего насоса |
установлен |
гидравличе |
|||||
ский |
поршень |
3, а на |
другом конце — паровой поршень 9 в ци |
||||||
линдре 10. |
В |
правую |
и |
левую полости |
цилиндра |
попеременно |
золотником 8 пропускается пар, в результате чего шток и два поршня (3 и 9) перемещаются.
Поршневые насосы надежны в работе, отличаются хорошей всасывающей способностью, создают высокие напоры нагнетания, однако они громоздки, тихоходны, имеют большую массу и не обеспе чивают равномерной подачи.
Поршневые насосы применяют
вкачестве питательных, циркуля ционных, масляных, топливных идр. На современных танкерах их ис пользуют в качестве грузовых (для перекачки нефтепродуктов). Ши роко применяют поршневые насосы
впитательных системах вспомога
тельных паровых котлов.
Ротационные насосы. Ротацион ные насосы, как и поршневые, явля
ются объемными (насосами вытес |
||
нения). |
В отличие от поршневых, |
|
у ротационных насосов |
изменение |
|
объема, |
обеспечивающее |
всасыва |
ние и нагнетание жидкости, осуще |
|
||
ствляется роторами-вытеснителями, |
|
||
совершающими |
вращательное дви |
|
|
жение в корпусе насоса. |
Рис. 67. Роторно-шиберный насос. |
||
В зависимости от вида роторов- |
|||
|
|||
вытеснителей |
ротационные насосы |
|
можно подразделить на три группы: роторно-шиберные, имеющие форму тел вращения с лопатками — пластинами (шиберами); ро торно-зубчатые, или шестеренные, с роторами в виде зубчатых ко лес; винтовые, или червячные, с роторами, имеющими винтовую
нарезку.
Р о т о р н о - ш и б е р н ы й , или пластинчатый, насос изображен на рис. 67. Он состоит из цилиндрического корпуса 1, имеющего в нижней части приемный 6 и отливной 4 патрубки. Ротор насоса установлен эксцентрично и нижней частью соприкасается с по верхностью корпуса. В роторе имеется сквозной диаметрально расположенный паз, в который вставлены две пластины 2, прижи маемые к внутренней поверхности корпуса пружинами 5, поме щенными между пластинами.
При вращении ротора 3 по часовой стрелке пластина, пройдя всасывающий патрубок 6, создает за собой разрежение, а перед
5* |
131 |
собой — зону повышенного давления. Жидкость, находящаяся перед лопаткой, выталкивается в нагнетательный трубопровод.
Роторно-шиберные насосы просты по конструкции, удобны и надежны в работе. Они находят применение в системах гидропри водов судовых вспомогательных механизмов, а также в качестве топливоподкачивающих в ДВС.
Шестеренные насосы. Шестеренные насосы применяют на про мысловых судах для обслуживания масляных систем двигателей, топливных систем паровых котлов и для внутрисудовой перекачки различных нефтепродуктов. Простейший шестеренный насос изо бражен на рис. 68. Он состоит из двух одинаковых шестерен. Ше-
Рис. 68. Шестеренный насос.
стерня 1, приводимая во вращение двигателем, передает движе ние шестерне 2, вращающейся в противоположную сторону. При вращении шестерен жидкость, заполняющая промежутки 3 между зубьями и корпусом, переносится из приемной полости 4 в нагне тательную 5. Шестеренные насосы просты по устройству, долго вечны и надежны в действии. К недостаткам этих насосов следует отнести необходимость тщательной и точной пригонки трущихся частей и соблюдения минимальных зазоров между зубьями и. корпусом насоса.
Винтовые насосы. Винтовые, как и шестеренные насосы, при меняются для перекачки вязких жидкостей (топлива, масел). Ро торами винтовых насосов служат винты (от двух до пяти); они
устанавливаются в |
одном |
корпусе |
и |
находятся |
в |
зацеплении |
один с другим. |
показан |
на рис. |
69. |
Во втулке |
7 |
корпуса 5 |
Винтовой насос |
насоса помещены три сцепленных один с другим винта. Ведущий винт 3 вращается от электродвигателя, а два ведомых винта 6 находятся в зацеплении с ведущим. Жидкость поступает через приемный патрубок 8. При вращении винтов жидкость перено сится в нагнетательную полость корпуса и через патрубок 1 по дается в нагнетательную магистраль. Вал ведущего винта на вы
132
ходе из корпуса уплотнен сальником 2. Приемная и нагнетатель
ная полости |
соединены |
предохранительно-перепускным клапа |
ном 4. |
|
|
Винтовые насосы надежны в работе и обладают способностью |
||
поддерживать |
постоянное |
давление при изменении нагрузки. |
К недостаткам их следует отнести сложность изготовления и по вышенную стоимость.
Лопастные насосы. Наибольшее распространение из лопастных
получили ц е н т р о б е ж н ы е н а с о с ы . |
Схема |
центробежного |
|
насоса показана на рис. 70. Насос |
состоит из улиткообразного |
||
корпуса |
1, |
имеющего |
всасывающий |
обеспечения работы полость насоса и всасывающий трубопровод перед пуском должны быть заполнены жидкостью.
Принцип действия насоса заключается в следующем. При вра щении вала 3 вращается и рабочее колесо с лопатками 2. Вода, находящаяся между лопатками, будет захватываться ими и под действием центробежной силы отбрасываться к корпусу. В центре насоса создастся разрежение, в результате чего туда по всасы вающему трубопроводу непрерывно будет подводиться жидкость.
При сходе с лопаток жидкость под действием центробежных сил с большой скоростью попадает в улиткообразный корпус и движется по нему к нагнетательному патрубку 5. Так как корпус имеет расширяющееся сечение, то при движении по нему скорость жидкости уменьшается, а давление увеличивается.
Таким образом, можно сказать, что работа центробежного на соса основана на принципе использования центробежной силы и превращения кинетической энергии скорости в потенциальную энергию давления в улиткообразном корпусе.
Характерной особенностью центробежных насосов является то, что в отличие от других лопастных насосов жидкость у них всегда
133
подводится к центру рабочего колеса. Простота конструкции, ком пактность, равномерность подачи, малая чувствительность к за грязнению жидкости обеспечили центробежным насосам широкое применение. Они используются в основном для перекачки воды и топлива.
При лове рыбы на электросвет и кошельковым неводом при меняют центробежные рыбонасосы. Их выполняют с закруглен ными кромками лопаток и плавно изменяющимися в сечении ка
налами, чтобы |
избежать повреждения тела рыбы при |
движении |
ее через насос. |
н а с о с ы , являясь разновидностью |
лопастных, |
В и х р е в ы е |
находят все более широкое применение на судах в системах сани тарной воды в качестве питательных насосов вспомогательных и
|
утилизационных котлов, |
в |
||
|
системах |
охлаждения ДВС |
||
|
и т. д. В отличие от центро |
|||
|
бежного, |
в вихревом насосе |
||
|
(рис. 71) |
лопастное |
колесо |
|
|
представляет собой |
диск |
2 |
|
|
с лопатками 4 на перифе |
|||
|
рии, которые выфрезеровы- |
|||
|
ваются или выполняются от |
|||
Рис. 71. Схема вихревого насоса. |
ливкой. Между корпусом -5 |
|||
насоса и лопастным колесом |
||||
|
имеется |
кольцевой |
канал |
а |
постоянного сечения, прерывающийся перемычкой. При вращении лопастного колеса, посаженного на валике /, жидкость поступает на лопасти через всасывающее отверстие и сбрасывается под дей ствием центробежной силы в кольцевой канал. Из кольцевого ка нала жидкость поступает в полость между следующей парой лопа стей и т. д., как показано' на рисунке. Одна и та же частица жидкости на своем пути несколько раз попадает на лопасти и сбра сывается с них, получая постоянное приращение энергии. В резуль тате лопасти придают жидкости в кольцевом канале вихревое движение, заставляя ее перемещаться к нагнетательному от верстию.
Благодаря многократному приращению энергии жидкости вих ревой насос создает в два—четыре раза больший напор, чем цен тробежный, при одинаковых диаметре и частоте вращения. Это преимущество вихревых насосов.
Вихревые насосы почти не применяют для перекачки вязких жидкостей, так как при этом у них резко уменьшается напор и возрастает потребляемая мощность.
О с е в ы е (пропеллерные) н а с о с ы имеют осевой вход и вы ход жидкости. Эти насосы, являясь лопастными, отличаются от центробежных тем, что их крыльчатка перемещает перекачивае мую жидкость вдоль своей оси, жидкость же при этом движется по винтовой поверхности. Эти насосы широко применяются в тех случаях, когда необходимо обеспечить большую производитель-
134