Файл: Соловьев Е.М. Судовые энергетические установки, вспомогательные и промысловые механизмы учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.06.2024
Просмотров: 88
Скачиваний: 1
кость при малом напоре. На |
судах осевые насосы применяются |
в основном в качестве водоотливных. |
|
Рабочим органом насоса |
(рис. 72) служит лопастное колесо |
5, снабженное тремя—шестью лопастями 6, имеющими винтовую поверхность. Лопастное колесо (пропеллер) установлено в ци линдрической трубе 2, служащей корпусом насоса. Рабочее колесо приводится в движение от электродвигателя через вал 1, установ ленный в неподвижной втулке 3. При вращении рабочего колеса в сторону, указанную стрелкой, лопасти, захватывая жидкость, приведут ее в движение и будут давить на нее. Давление лопастей
вызовет осевое перемещение частиц жидкости относительно корпуса с од новременным вращением их. Таким образом, жидкость в осевом насосе совершает поступательное и враща тельное движение.
|
вдда |
Рис. 72. Схема осевого на |
Рис. 73. Схема струйного насоса. |
соса. |
|
Так как поток жидкости сходит с рабочего колеса сильно за крученным, за ним устанавливают неподвижный направляющий аппарат, состоящий из криволинейных лопаток 4, которые рас кручивают поток,- придавая ему осевое направление и преоб разуя кинетическую энергию вращательного движения в давле ние.
Струйные насосы. Струйными называют такие насосы, у ко торых приращение энергии перемещаемой жидкости происходит за счет кинетической энергии струи другой (рабочей) жидкости, подводимой к насосу под давлением. В качестве рабочей жидкости (рабочего тела) на судах применяется вода или пар. Струйный
насос называют эж е к т о ро м, если он |
служит для откачки, или |
и н ж е к т о р о м , если он предназначен |
для нагнетания. Напри |
мер, струйный насос, откачивающий воду из трюма за борт, на зывают эжектором, а если насос этого типа подает питательную воду в котел, его называют инжектором.
На рис. 73 приведена схема работы струйного насоса. Рабо чее тело (пар) с большим давлением подводится к соплу 2. При проходе через сопло давление пара падает, а скорость его по
135
вышается. Выходя из сопла с большой |
скоростью, |
пар |
посту |
пает в расширяющийся конус (диффузор) |
1. При этом в |
камере |
|
создается разрежение. В результате создавшегося |
разрежения |
вода, поднимаясь по трубопроводу 4, поступает в камеру 3, а за тем в диффузор. При движении смеси пара и воды по диффузору их скорость падает, а давление возрастает.
Пароструйные насосы применяют на промысловых судах в ка честве питательных насосов паровых котлов и насосов, обслужи вающих опреснительные установки и конденсаторы. Водоструйные насосы используются в качестве водоотливных, осушительных и рыбовыливных.
Отличительной особенностью этих насосов является отсутствие движущихся частей.
Методические указания к гл. V
При изучении данной главы необходимо помнить, что значительную часть вспомогательных механизмов на каждом судне составляют насосы. Они разно образны по назначению, имеют различные параметры и разное конструктивное устройство.
Необходимо уяснить основной принцип классификации насосов — в зависи мости от рабочего органа, осуществляющего всасывание и нагнетание.
Кроме того, надо усвоить понятие об основных параметрах, харак теризующих любой насос: напоре, производительности, потребляемой мощ ности.
Четко представлять, что если у поршневых насосов вытеснителем жидкости служит поршень, совершающий возвратно-поступательное прямолинейное дви жение, то ротационные насосы вытесняют жидкость с помощью роторов: зубча тых колес или винтов, имеющих вращательное движение. Это создает им су щественные преимущества, обеспечивающие их широкое применение на промыс ловых судах. Еще более широко* распространены на морских судах центробеж ные насосы, которые принципиально отличаются от насосов вытеснения и явля ются насосами лопастного типа. Работа центробежных насосов основана на принципе использования центробежной силы и превращения кинетической энер гии скорости в потенциальную энергию давления в улиткообразном канале кор пуса.
Необходимо ознакомиться с устройством и действием осевого и вихревого лопастных насосов. Вихревые насосы начинают все чаще устанавливать на со временных промысловых судах, они считаются перспективными.
Уяснить принцип работы струйных насосов и разницу между эжектором и инжектором.
Название насосов определяется системой, которую они обслуживают (на пример, трюмный, противопожарный, топливный и т. д.). Характер конструкции и приведение насоса в действие определяются соответственно рабочим аппара том (поршень, крыльчатки, шестерня) и первичным двигателем (например, пор шневой паррвой насос или центробежный электронасос и т. д.).
Не следует забывать, что надежность работы судовых насосов гарантирует не только бесперебойную работу энергетической установки, но и безопасность плавания самого судна. Известно много случаев гибели судов из-за того, что неисправные насосы не обеспечивали откачку и подачу воды в нужных количе ствах.
136
ГЛАВА VI
ПАЛУБНЫЕ И ПРОМЫСЛОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ
Для подъема и спуска якорей, шлюпок, забортных трапов, для перекладки руля, выполнения грузовых, швартовных и буксирных работ применяют палубные механизмы. Палубные механизмы пред ставляют собой самостоятельную группу механического оборудо вания, не обслуживающую энергетическую установку судна. Свое название палубные механизмы получили от того, что они устанав ливаются на палубах, вне машинно-котельных отделений. В состав палубных механизмов входят механизмы рулевого устройства и механизмы якорно-швартовных, грузоподъемных и буксирных устройств.
§ 19. Механизмы рулевых устройств
Рулевое устройство (рис. 74) обеспечивает судну управляемость и состоит из четырех дополняющих одна другую частей, каждая из
которых выполняет определенное |
назначение. |
Р у л ь / восприни |
|||||
мает |
давление воды |
и изменяет |
направление движения судна. |
||||
Р у л е в о й |
п р и в о д 2 связывает руль с рулевой машиной и пере |
||||||
дает |
вращающий |
момент, необходимый для |
поворота |
баллера. |
|||
Р у л е в а я |
м а ш и н а |
(двигатель) |
3 создает |
усилие и обеспечи |
|||
вает |
работу рулевого |
привода. Т е л е д и н а м и ч е с к а я |
п е р е |
||||
д а ч а |
(телемотор) |
4 связывает рулевую машину с постом управ |
ления судна.
Рулевые приводы подразделяются на две группы: приводы с гиб кой связью (штуртросные, цепные) и проводы с жесткой связью (зубчатые, гидравлические, винтовые).
Рулевые машины могут быть ручными, паровыми, электриче скими и электрогидравлическими. Ручные рулевые машины уста навливают на маломерных судах. Паровые рулевые машины рас пространены на паровых судах. Широкое распространение на всех судах получили электрические рулевые машины. При больших зна чениях вращающего момента, возникающего на баллере руля при перекладке (на БМРТ, плавбазах), применяют электрогидравлические рулевые машины.
Телемоторы бывают механические (валиковые, стержневые, тросовые), электрические и гидравлические. Наиболее часто встре чаются электрические и гидравлические телемоторы.
Рассмотрим принципиальные схемы рулевых устройств с раз личными рулевыми приводами, рулевыми машинами и телемото рами, применяемые на промысловых судах.
На рис. 75 показано рулевое устройство с зубчатым секторным приводом, ручной рулевой машиной и валиковым телемотором, ус танавливаемое на СРТ.
Ручная рулевая машина состоит из штурвала и тумбы 15, вну три которой помещен вертикальный вал, соединяющий при помощи двух пар конических шестерен вал штурвала с карданным валом 16
137
привода. Вал 16 через конический редуктор 14 соединен с валопроводом, состоящим из валиков 11, связанных фланцами 10. Валопровод уложен в подшипниках 12. Для предотвращения закли нивания валиков в подшипниках при деформациях корпуса судна
Рис. 74. Принципиальная схема рулевого устройства.
в систему валопровода включены шарниры Гука 13 и продольно компенсирующая муфта 9. Валопровод соединен с червячным ре дуктором 8, на выходном валу которого закреплена цилиндриче ская шестерня 7, входящая в зацепление с зубчатым сектором 5,
свободно посаженным на баллере 2. Румпель 3 закреплен на баллере шпонкой и соединен с сектором посредине буферных пру жин 6, предохраняющих привод от ударных нагрузок, возникающих в результате действия волн на перо руля. Руль соединяется с баллером муфтой 1. В нижней части руль опирается на подпятник ахтерштевня.
138
Направление движения судна (курс) изменяют вращением штурвала рулевой машины.
В случае выхода из строя рулевого привода управление судном осуществляется при помощи румпеля 4 аварийного рулевого устрой ства. Перекладка руля производится с помощью румпель-талей, закрепляемых в кормовой части судна за рымы, специально пре дусмотренные для этой цели.
Рулевое устройство с зубчатым секторным приводом, электри
ческой рулевой машиной и электрическим телемотором показано на рис. 76.
Рис. 76. Рулевое устройство |
Рис. |
77. Схема |
рулевого устройства |
с зубчатым секторным при- |
с |
гидравлическими элементами, |
|
водом. |
|
|
|
С ходового мостика команда (импульс) через электрическую дистанционную систему (телемотор) передается на электродвига тель 6, который начинает вращаться в ту или другую сторону. Электромотор через передачу, состоящую из червяка 5 и червячной шестерни 4, вращает цилиндрическую шестерню 3. Шестерня 3 вхо дит в зацепление с зубьями сектора 2, свободно посаженного на баллер 7. Вращение шестерни вызывает поворот зубчатого сектора, который, воздействуя через буферные пружины 7 на румпель 8, осуществляет перекладку руля.
На рис. 77 изображена схема рулевого устройства транспорт ного рефрижератора типа «Яна», у которого рулевой привод, руле вая машина и телемотор — гидравлические.
Румпель 2, посаженный на баллере 7, шарнирно соединен со штоками поршней прессов 5 рулевого привода. Полости рабочих цилиндров прессов 5 и 77 трубопроводами 6 связаны с насосом 8 рулевой машины, получающим привод от электродвигателя. Телемо тор состоит из датчиков 9, установленнных в рулевой рубке, и при емника 12, находящегося в румпельном отделении. Датчики и при емник связаны трубопроводами 10. Шток 13 приемника связан
139