Файл: Соловьев Е.М. Судовые энергетические установки, вспомогательные и промысловые механизмы учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.06.2024
Просмотров: 84
Скачиваний: 1
на котором посажен подвижный блок из шестерен 8 и 10. Блок мо жет перемещаться по шлицевому валику при помощи вильчатого рычага и рукоятки 9. Соединительная муфта электродвигателя од
новременно служит шкивом для |
электромагнитного тормоза 7. |
На |
|
промежуточном валу 15 |
жестко |
закреплены шестерни 12 и |
14 |
и приводная шестерня 13. |
|
|
|
Пуск лебедки в ход производится включением электродвигателя. Одновременно ток поступает на электромагнитный тормоз, растор маживающий вал двигателя.
Лебедка обеспечивает два режима работы. При зацеплении ше стерен 8 и 14 будет обеспечиваться меньшая скорость, но большая грузоподъемность, а при зацеплении шестерен 10 и 12 грузоподъем ность уменьшится, но скорость подъема груза возрастет. Переклю чение скоростей можно осуществлять только при остановленной ле бедке и отсутствии груза на гаке. Ленточный тормоз 5 служит для притормаживания грузового барабана во время работы лебедки. Электромагнитный тормоз 7 предотвращает обратное проворачива ние лебедки в случае обесточивания электродвигателя.
Многие транспортные и производственные рефрижераторы вме сто грузовых лебедок оборудованы грузовыми п о в о р о т н ы м и к р а н а м и , которые имеют ряд преимуществ. При наличии кранов повышается производительность труда, появляется возможность принимать и опускать груз в любую точку трюма, обеспечивается быстрая готовность к действию.
Поворотные грузовые краны получили свое название в связи с тем, что они могут поворачиваться вокруг своей оси. В частности, отечественные краны выполняются на угол поворота от 220 до 420° или на неограниченный угол поворота.
Современные поворотные грузовые краны — электро- и гидро приводные и оборудованы обычно тремя механизмами: поворота крана, изменения вылета стрелы и подъема груза. Вылет стрелы достигает 12—16 м, грузоподъемность 10—60 кН (1—6 т).
Схема механизмов электрического грузового поворотного крана, применяемого на некоторых производственно-транспортных рефри жераторах, показана на рис. 81. На литой фундаментной плите 11, крепящейся к набору корпуса, неподвижно установлен баллер 2. Вокруг баллера может вращаться на катках 7 поворотная плат форма 14. На поворотной платформе с помощью пальцев 12 шар нирно закреплены стрела 13 с постоянным вылетом, механизм подъема груза, механизм поворота и кабина 3. Так как стрела имеет постоянный вылет, который определяется двумя оттяж ками 1, механизм изменения вылета отсутствует.
Механизм подъема конструктивно представляет собой обыкно венную односкоростную электрическую лебедку с электродвигате лем 4, вращение которого передается через вал 15, червяк 17 и чер вячную шестерню 16 грузовому валу 19, лежащему в подшипниках кронштейнов. На вал 19 жестко насажен барабан 18 с намотанным концом грузового шкентеля 20. Второй конец шкентеля через на правляющие и грузовые блоки прикреплен к грузовому гаку.
146
Механизм поворота обслуживается электродвигателем 5, вра щение от которого через червяк 6, червячное колесо 8 и вал 9 пере дается цилиндрической шестерне 10. Шестерня находится в зацеп лении с круговым зубчатым венцом фундаментной плиты и при вращении, обкатываясь вокруг него, поворачивает платформу. Ме ханизм поворота снабжен педальным тормозом.
Управление краном осуществляется двумя контроллерами, ус тановленными на посту управления, размещенном в кабине.
Рис. 81. Схема механизмов электрического грузового поворот ного крана.
Основное назначение ш л ю п о ч н ы х л е б е д о к — быстрый и безопасный спуск и подъем шлюпок. Спускаются шлюпки под дей ствием собственного веса на тормозе, подъем производится на при воде.
Для обслуживания шлюпок весом до 5 кН (0,5 т) обычно при меняют ручные лебедки, для подъема более тяжелых шлюпок — электроприводные лебедки с запасным ручным приводом.
По конструктивному исполнению шлюпочные лебедки подразде ляются на одно- и двухбарабанные, одинарные и сдвоенные. Оди нарные лебедки обслуживают одну шлюпку, сдвоенные —две. Передачи в лебедках — зубчатые цилиндрические и червячные.
На рис. 82 дана кинематическая схема электрической двухбара банной шлюпочной лебедки.
Вращение от электродвигателя 7 через соединительную муфту передается червяку 3, который вращает червячное колесо 2 и нахо дящиеся на одном валу с ним барабаны 1 с намотанным шкентелем
147
талей шлюпочного устройства. Соединительная муфта одновре менно является шкивом ленточного тормоза 5. При подъеме шлюп ки, когда электродвигатель работает, соленоид 4 удерживает ленту тормоза 5 в отжатом состоянии. Если по каким-либо причинам цепь обесточится, действие соленоида прекратится, груз 6 опустится и затянет ленту тормоза, барабаны остановятся.
Обслуживание механизмов грузовых устройств и правила их ос видетельствования. Приготовление к действию любого грузоподъем ного механизма начинается с внешнего осмотра, цель которого — проверка узлов и деталей механизма и вы
явление возможных неисправностей.
Если внешний осмотр подтвердил ис правность механизма, производится подго товка его привода к действию.
Приготовленные к действию привод и механизм проверяют в работе на холостом ходу. При этом обращают внимание на правильность укладки тросов на бараба нах, исправность действия тормозных уст ройств, рычагов управления и переключения.
Во время работы грузовых лебедок или кранов вахтенный механик обязан осматри вать работающий механизм не менее двух раз за вахту.
Частота вращения электрической лебед ки регулируется плавным поворотом руко ятки контроллера. При выполнении ревер са контроллер устанавливают в нулевое
положение и плавно переводят в другую сторону лишь после оста новки механизма. Опускают груз только при включенном электро двигателе. Если питание энергией внезапно прекратится, груз опу скают на электротормозе путем его растормаживания вручную. Ленточный тормоз на грузовом барабане используется при неис правном электротормозе. По окончании грузовых операций меха низм останавливают, муфты сцепления устанавливают в нейтраль ное положение и ленточный тормоз ослабляют.
Во время работы механизмов запрещается чистить и обтирать движущиеся части, крепить гайки, выбирать слабину, замерять за зоры и выполнять другие ремонтные работы, которые могут при вести к несчастным случаям.
Запрещается пользоваться лебедками, если неисправны детали движения, расстроено парораспределение, неисправно тормоз ное устройство, сильно изношены зубья шестерен или имеются тре щины в ответственных деталях.
Судовые грузоподъемные механизмы и устройства в процессе эксплуатации подвергают периодическому освидетельствованию ин спекций Регистра СССР: один раз в четыре года (полное освиде тельствование). В промежутках между ежегодными освидетельство ваниями инспекцией Регистра судовая администрация должна не
148
реже одного раза в три месяца осматривать грузоподъемные меха низмы и их детали. Результаты осмотра заносят в вахтенный жур нал. В случае поломки механизма или отдельных его деталей про изводят внеочередное освидетельствование грузоподъемных меха низмов. О допуске механизма к эксплуатации инспектор Регистра делает пометки в соответствующих документах.
При ежегодных освидетельствованиях производится внешний осмотр механизма и основных деталей устройства: грузовой стрелы, ее съемных деталей (грузового гака, блоков и др.) и несъемных деталей. Опробование лебедки или крана осуществляется при рабо чей нагрузке, причем проверяют действие переключающих уст ройств, передаточных механизмов, тормозов, тросоукладчиков, стопорных устройств и концевых выключателей.
Полное освидетельствование, помимо тщательного осмотра грузовой лебедки (крана) и всех деталей грузового снаряжения, включает также испытание под нагрузкой.
Статическое испытание состоит в подвешивании к гаку на 30 мин пробной нагрузки, превышающей рабочую на 25% для
стрел грузоподъемностью до 196 кН |
(20 т). К стрелам-тяжелове |
|
сам грузоподъемностью 196—490 кН |
(20—50 т) |
подвешивают до |
бавочный груз весом 49 кН (5 т) и |
проверяют |
грузовое устрой |
ство путем подъема и опускания этого груза, а также поворота стрелы на оба борта. Кроме того, проверяют возможность пово рачивания стрелы, для чего подвешивают к гаку у нока стрелы груз, на 10% превышающий максимальную нагрузку, и повора чивают стрелу с грузом из диаметральной плоскости на правый и левый борта судна до отказа. Испытание проводят при расчет ном угле наклона стрелы к горизонту не более 15° (для стрел гру зоподъемностью Ю ти более — 25°).
Грузовые механизмы считают пригодными к эксплуатации, если в период испытания и при последующем освидетельствовании не будет обнаружено отклонений от спецификационных характеристик. Лебедки и краны с гидравлическим приводом испытывают на мак симально возможную нагрузку, которая может превышать рабочую нагрузку не более чем на 25%. Максимальная безопасная рабочая нагрузка четко наносится буквами на видном месте поверхности кранов, грузовых стрел, погрузочно-разгрузочных механизмов и де талей грузовых устройств.
Буксирные лебедки. На морских буксирных, спасательных су дах и ледоколах устанавливают специальные буксирные лебедки, предназначенные для выбирания буксирного троса и изменения длины его вытравленной части. Особенность этих лебедок состоит в том, что они снабжены автоматическим устройством для травле ния буксира при увеличении его натяжения и для выбирания — при ослаблении. Приводной электродвигатель имеет электрическую ап паратуру, которая с помощью контакторной системы вызывает со ответствующее изменение вращающего момента электродвигателя при изменении натяжения буксирного троса. Такой автомат ослаб ляет рывки буксира в свежую погоду, предотвращая его обрыв.
149
На судах, оборудованных буксирными лебедками, буксир кре пится не за гак, а за барабан буксирной лебедки. Емкость барабана буксирной лебедки обычно рассчитана на выбирание около 80% длины всего буксирного троса. Для ровной укладки троса на бара бан лебедку снабжают автоматическим тросоукладчиком.
|
Современные |
буксирные |
лебед- . |
||||
|
ки — электрические или с гидроприво |
||||||
|
дом |
паровые |
лебедки |
применяют |
|||
|
редко. |
|
|
|
|
|
|
|
На рис. 83 показана кинематиче |
||||||
|
ская схема электрической |
буксирной |
|||||
|
лебедки. Электродвигатель 12 посред |
||||||
|
ством двойной зубчатой передачи, со |
||||||
|
стоящей из шестерен 10, 9 я 1, 2, при |
||||||
|
водит во вращение барабан 8, на ко |
||||||
|
торый наматывается буксирный трос. |
||||||
|
На валу барабана насажена кониче |
||||||
|
ская шестерня 3, которая через кони |
||||||
|
ческую шестерню 4 и червячную пе |
||||||
|
редачу 5 приводит во вращение резь |
||||||
|
бовой валик 6 тросоукладчика. Во |
||||||
|
время |
работы |
лебедки |
каретка |
7, |
||
Рис. 83. Кинематическая схема |
между |
роликами |
которой проходит |
||||
электрической буксирной ле |
буксирный трос, |
попеременно |
переме- |
||||
бедки. |
-тцается вправо |
и |
влево, |
от |
одного |
||
|
конца |
барабана |
к |
другому. |
С |
по |
мощью конической 3, 4 и червячной 5 передач скорость переме щения каретки 7 согласована со скоростью вращения, и витки троса будут ложиться на барабан ровно и вплотную один к дру гому.
Лебедка снабжена ленточным тормозом 11. Управление электро двигателем производится при помощи контроллера.
§ 21. Промысловые механизмы
Назначение и классификация промысловых механизмов. Про мысловые механизмы рыбодобывающих судов служат для замета, выборки орудий лова, подъема на палубу улова и промыслового вооружения, а также для механизации вспомогательных процессов.
По назначению промысловые механизмы можно разбить на три основные группы;
— механизмы, предназначенные для тяги (выборки) канатов к тросов (сюда относятся траловые, сейнеровые, неводные лебедки и дрифтерные шпили);
— механизмы, предназначенные для непосредственной выборки орудий лова, а именно: сетевыборочные машины, силовые блоки, неводовыборочные машины;
— вспомогательное оборудование, предназначенное для меха низации различных вспомогательных процессов всех видов лова
150