Файл: Соловьев Е.М. Судовые энергетические установки, вспомогательные и промысловые механизмы учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2024

Просмотров: 84

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

на котором посажен подвижный блок из шестерен 8 и 10. Блок мо­ жет перемещаться по шлицевому валику при помощи вильчатого рычага и рукоятки 9. Соединительная муфта электродвигателя од­

новременно служит шкивом для

электромагнитного тормоза 7.

На

промежуточном валу 15

жестко

закреплены шестерни 12 и

14

и приводная шестерня 13.

 

 

 

Пуск лебедки в ход производится включением электродвигателя. Одновременно ток поступает на электромагнитный тормоз, растор­ маживающий вал двигателя.

Лебедка обеспечивает два режима работы. При зацеплении ше­ стерен 8 и 14 будет обеспечиваться меньшая скорость, но большая грузоподъемность, а при зацеплении шестерен 10 и 12 грузоподъем­ ность уменьшится, но скорость подъема груза возрастет. Переклю­ чение скоростей можно осуществлять только при остановленной ле­ бедке и отсутствии груза на гаке. Ленточный тормоз 5 служит для притормаживания грузового барабана во время работы лебедки. Электромагнитный тормоз 7 предотвращает обратное проворачива­ ние лебедки в случае обесточивания электродвигателя.

Многие транспортные и производственные рефрижераторы вме­ сто грузовых лебедок оборудованы грузовыми п о в о р о т н ы м и к р а н а м и , которые имеют ряд преимуществ. При наличии кранов повышается производительность труда, появляется возможность принимать и опускать груз в любую точку трюма, обеспечивается быстрая готовность к действию.

Поворотные грузовые краны получили свое название в связи с тем, что они могут поворачиваться вокруг своей оси. В частности, отечественные краны выполняются на угол поворота от 220 до 420° или на неограниченный угол поворота.

Современные поворотные грузовые краны — электро- и гидро­ приводные и оборудованы обычно тремя механизмами: поворота крана, изменения вылета стрелы и подъема груза. Вылет стрелы достигает 12—16 м, грузоподъемность 10—60 кН (1—6 т).

Схема механизмов электрического грузового поворотного крана, применяемого на некоторых производственно-транспортных рефри­ жераторах, показана на рис. 81. На литой фундаментной плите 11, крепящейся к набору корпуса, неподвижно установлен баллер 2. Вокруг баллера может вращаться на катках 7 поворотная плат­ форма 14. На поворотной платформе с помощью пальцев 12 шар­ нирно закреплены стрела 13 с постоянным вылетом, механизм подъема груза, механизм поворота и кабина 3. Так как стрела имеет постоянный вылет, который определяется двумя оттяж­ ками 1, механизм изменения вылета отсутствует.

Механизм подъема конструктивно представляет собой обыкно­ венную односкоростную электрическую лебедку с электродвигате­ лем 4, вращение которого передается через вал 15, червяк 17 и чер­ вячную шестерню 16 грузовому валу 19, лежащему в подшипниках кронштейнов. На вал 19 жестко насажен барабан 18 с намотанным концом грузового шкентеля 20. Второй конец шкентеля через на­ правляющие и грузовые блоки прикреплен к грузовому гаку.

146


Механизм поворота обслуживается электродвигателем 5, вра­ щение от которого через червяк 6, червячное колесо 8 и вал 9 пере­ дается цилиндрической шестерне 10. Шестерня находится в зацеп­ лении с круговым зубчатым венцом фундаментной плиты и при вращении, обкатываясь вокруг него, поворачивает платформу. Ме­ ханизм поворота снабжен педальным тормозом.

Управление краном осуществляется двумя контроллерами, ус­ тановленными на посту управления, размещенном в кабине.

Рис. 81. Схема механизмов электрического грузового поворот­ ного крана.

Основное назначение ш л ю п о ч н ы х л е б е д о к — быстрый и безопасный спуск и подъем шлюпок. Спускаются шлюпки под дей­ ствием собственного веса на тормозе, подъем производится на при­ воде.

Для обслуживания шлюпок весом до 5 кН (0,5 т) обычно при­ меняют ручные лебедки, для подъема более тяжелых шлюпок — электроприводные лебедки с запасным ручным приводом.

По конструктивному исполнению шлюпочные лебедки подразде­ ляются на одно- и двухбарабанные, одинарные и сдвоенные. Оди­ нарные лебедки обслуживают одну шлюпку, сдвоенные —две. Передачи в лебедках — зубчатые цилиндрические и червячные.

На рис. 82 дана кинематическая схема электрической двухбара­ банной шлюпочной лебедки.

Вращение от электродвигателя 7 через соединительную муфту передается червяку 3, который вращает червячное колесо 2 и нахо­ дящиеся на одном валу с ним барабаны 1 с намотанным шкентелем

147

Рис. 82. Кинематическая схема электрической шлюпочной лебедки.

талей шлюпочного устройства. Соединительная муфта одновре­ менно является шкивом ленточного тормоза 5. При подъеме шлюп­ ки, когда электродвигатель работает, соленоид 4 удерживает ленту тормоза 5 в отжатом состоянии. Если по каким-либо причинам цепь обесточится, действие соленоида прекратится, груз 6 опустится и затянет ленту тормоза, барабаны остановятся.

Обслуживание механизмов грузовых устройств и правила их ос­ видетельствования. Приготовление к действию любого грузоподъем­ ного механизма начинается с внешнего осмотра, цель которого — проверка узлов и деталей механизма и вы­

явление возможных неисправностей.

Если внешний осмотр подтвердил ис­ правность механизма, производится подго­ товка его привода к действию.

Приготовленные к действию привод и механизм проверяют в работе на холостом ходу. При этом обращают внимание на правильность укладки тросов на бараба­ нах, исправность действия тормозных уст­ ройств, рычагов управления и переключения.

Во время работы грузовых лебедок или кранов вахтенный механик обязан осматри­ вать работающий механизм не менее двух раз за вахту.

Частота вращения электрической лебед­ ки регулируется плавным поворотом руко­ ятки контроллера. При выполнении ревер­ са контроллер устанавливают в нулевое

положение и плавно переводят в другую сторону лишь после оста­ новки механизма. Опускают груз только при включенном электро­ двигателе. Если питание энергией внезапно прекратится, груз опу­ скают на электротормозе путем его растормаживания вручную. Ленточный тормоз на грузовом барабане используется при неис­ правном электротормозе. По окончании грузовых операций меха­ низм останавливают, муфты сцепления устанавливают в нейтраль­ ное положение и ленточный тормоз ослабляют.

Во время работы механизмов запрещается чистить и обтирать движущиеся части, крепить гайки, выбирать слабину, замерять за­ зоры и выполнять другие ремонтные работы, которые могут при­ вести к несчастным случаям.

Запрещается пользоваться лебедками, если неисправны детали движения, расстроено парораспределение, неисправно тормоз­ ное устройство, сильно изношены зубья шестерен или имеются тре­ щины в ответственных деталях.

Судовые грузоподъемные механизмы и устройства в процессе эксплуатации подвергают периодическому освидетельствованию ин­ спекций Регистра СССР: один раз в четыре года (полное освиде­ тельствование). В промежутках между ежегодными освидетельство­ ваниями инспекцией Регистра судовая администрация должна не

148


реже одного раза в три месяца осматривать грузоподъемные меха­ низмы и их детали. Результаты осмотра заносят в вахтенный жур­ нал. В случае поломки механизма или отдельных его деталей про­ изводят внеочередное освидетельствование грузоподъемных меха­ низмов. О допуске механизма к эксплуатации инспектор Регистра делает пометки в соответствующих документах.

При ежегодных освидетельствованиях производится внешний осмотр механизма и основных деталей устройства: грузовой стрелы, ее съемных деталей (грузового гака, блоков и др.) и несъемных деталей. Опробование лебедки или крана осуществляется при рабо­ чей нагрузке, причем проверяют действие переключающих уст­ ройств, передаточных механизмов, тормозов, тросоукладчиков, стопорных устройств и концевых выключателей.

Полное освидетельствование, помимо тщательного осмотра грузовой лебедки (крана) и всех деталей грузового снаряжения, включает также испытание под нагрузкой.

Статическое испытание состоит в подвешивании к гаку на 30 мин пробной нагрузки, превышающей рабочую на 25% для

стрел грузоподъемностью до 196 кН

(20 т). К стрелам-тяжелове­

сам грузоподъемностью 196—490 кН

(20—50 т)

подвешивают до­

бавочный груз весом 49 кН (5 т) и

проверяют

грузовое устрой­

ство путем подъема и опускания этого груза, а также поворота стрелы на оба борта. Кроме того, проверяют возможность пово­ рачивания стрелы, для чего подвешивают к гаку у нока стрелы груз, на 10% превышающий максимальную нагрузку, и повора­ чивают стрелу с грузом из диаметральной плоскости на правый и левый борта судна до отказа. Испытание проводят при расчет­ ном угле наклона стрелы к горизонту не более 15° (для стрел гру­ зоподъемностью Ю ти более — 25°).

Грузовые механизмы считают пригодными к эксплуатации, если в период испытания и при последующем освидетельствовании не будет обнаружено отклонений от спецификационных характеристик. Лебедки и краны с гидравлическим приводом испытывают на мак­ симально возможную нагрузку, которая может превышать рабочую нагрузку не более чем на 25%. Максимальная безопасная рабочая нагрузка четко наносится буквами на видном месте поверхности кранов, грузовых стрел, погрузочно-разгрузочных механизмов и де­ талей грузовых устройств.

Буксирные лебедки. На морских буксирных, спасательных су­ дах и ледоколах устанавливают специальные буксирные лебедки, предназначенные для выбирания буксирного троса и изменения длины его вытравленной части. Особенность этих лебедок состоит в том, что они снабжены автоматическим устройством для травле­ ния буксира при увеличении его натяжения и для выбирания — при ослаблении. Приводной электродвигатель имеет электрическую ап­ паратуру, которая с помощью контакторной системы вызывает со­ ответствующее изменение вращающего момента электродвигателя при изменении натяжения буксирного троса. Такой автомат ослаб­ ляет рывки буксира в свежую погоду, предотвращая его обрыв.

149



На судах, оборудованных буксирными лебедками, буксир кре­ пится не за гак, а за барабан буксирной лебедки. Емкость барабана буксирной лебедки обычно рассчитана на выбирание около 80% длины всего буксирного троса. Для ровной укладки троса на бара­ бан лебедку снабжают автоматическим тросоукладчиком.

 

Современные

буксирные

лебед- .

 

ки — электрические или с гидроприво­

 

дом

паровые

лебедки

применяют

 

редко.

 

 

 

 

 

 

 

На рис. 83 показана кинематиче­

 

ская схема электрической

буксирной

 

лебедки. Электродвигатель 12 посред­

 

ством двойной зубчатой передачи, со­

 

стоящей из шестерен 10, 9 я 1, 2, при­

 

водит во вращение барабан 8, на ко­

 

торый наматывается буксирный трос.

 

На валу барабана насажена кониче­

 

ская шестерня 3, которая через кони­

 

ческую шестерню 4 и червячную пе­

 

редачу 5 приводит во вращение резь­

 

бовой валик 6 тросоукладчика. Во

 

время

работы

лебедки

каретка

7,

Рис. 83. Кинематическая схема

между

роликами

которой проходит

электрической буксирной ле­

буксирный трос,

попеременно

переме-

бедки.

-тцается вправо

и

влево,

от

одного

 

конца

барабана

к

другому.

С

по­

мощью конической 3, 4 и червячной 5 передач скорость переме­ щения каретки 7 согласована со скоростью вращения, и витки троса будут ложиться на барабан ровно и вплотную один к дру­ гому.

Лебедка снабжена ленточным тормозом 11. Управление электро­ двигателем производится при помощи контроллера.

§ 21. Промысловые механизмы

Назначение и классификация промысловых механизмов. Про­ мысловые механизмы рыбодобывающих судов служат для замета, выборки орудий лова, подъема на палубу улова и промыслового вооружения, а также для механизации вспомогательных процессов.

По назначению промысловые механизмы можно разбить на три основные группы;

— механизмы, предназначенные для тяги (выборки) канатов к тросов (сюда относятся траловые, сейнеровые, неводные лебедки и дрифтерные шпили);

— механизмы, предназначенные для непосредственной выборки орудий лова, а именно: сетевыборочные машины, силовые блоки, неводовыборочные машины;

— вспомогательное оборудование, предназначенное для меха­ низации различных вспомогательных процессов всех видов лова

150