Файл: Соколов Ю.Н. Основы единой теории лопастных машин (насосов, вентиляторов, воздуходувок) [учеб. пособие для студентов втузов].pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.06.2024
Просмотров: 126
Скачиваний: 1
энергии, затрачиваемой на его вращение 3 ) . Существен ную роль в центробежных машинах, играет работа цент робежных сил, перемещаемых в радиальном направле нии. Этим определяется и само название лопастных ма шин данного типа.
О с е в ы е |
м а ш и н ы отличаются от |
центробежных |
тем, что движение элементарных струек |
потока здесь |
|
протекает в основном по цилиндрическим |
поверхностям, |
|
соосиым валу |
машины. Работа центробежных сил при |
этом проявляться не может, а силовое взаимодействие лопастей рабочего колеса с потоком обеспечивается лишь за счет сил, действующих на обтекаемые им лопасти ра
бочего |
колеса, — известных |
из |
|
|||||||
аэродинамики |
подъемных |
сил |
|
|||||||
Жуковского |
и |
сил |
лобового |
|
||||||
сопротивления. |
|
|
|
|
|
|
|
|||
На |
рис. |
О—2 |
приводится |
|
||||||
схема |
простейшей |
осевой |
ма |
|
||||||
шины, пропеллерного (осевопх) |
|
|||||||||
насоса |
в |
вертикальном |
испол |
|
||||||
нении. Здесь |
1-—вал |
машины, |
|
|||||||
2 — втулка |
рабочего |
колеса, |
|
|||||||
3—его |
|
лопасти, |
|
4 — лопатки |
|
|||||
спрямляющего |
|
(раскручиваю |
|
|||||||
щего поток, выходящий с рабо |
|
|||||||||
чего колеса) |
|
аппарата. |
Кор |
|
||||||
пусом |
осевой |
машины |
служит |
|
||||||
обычно патрубок |
5, внутри |
ко |
|
|||||||
торого |
вращается |
рабочее |
ко |
|
||||||
лесо. На |
схеме |
рис. О—2 |
для |
Рис. 0—2 |
||||||
вывода вала |
за поток этот кор |
пус загнут в колено.
При вращении вала и рабочего колеса осевой маши ны создается движение потока вдоль его оси (на схеме рис. 2—-вверх). Простейшим объяснением причин такого движения может служить схема работы винта и гайки. Если вращать ходовой винт, удерживая его от осевого перемещения, а гайку удерживать от вращения, она, как известно, будет перемещаться вдоль оси винта. Анало гичные явления создаются и в осевой машине, если за
3 ) |
Разумеется, что часть этой энергии расходуется на внут |
ренние |
(гидравлические) и механические потери машины. |
винт здесь считать рабочее колесо, а за гайку — поток жидкости (или газа).
Как и центробежная, осевая машина будет переме щать ту жидкость (или тот газ), в среде которой враща ется рабочее колесо, преодолевая при этом большее давление с нагнетательной стороны за счет подводимой к потоку энергии. Рабочие колеса осевых насосов обычно
опускают |
под |
уровень жидкости в приемном резервуаре |
||||
(рис. 0—2). |
|
|
|
|
|
|
Все изложенное выше определяет отсутствие принци |
||||||
пиальных |
различий в рабочем процессе центробежных |
|||||
и осевых |
машин, машин, перемещающих |
несжимаемую |
||||
жидкость |
или |
газ, |
т. е. всех машин |
лопастного |
типа. |
|
Поэтому |
и теория |
рабочего процесса |
всех |
этих |
машин |
должна и может быть единой. Частные же особенности отдельных типов лопастных машин, как, например, отме ченное выше проявление работы центробежных сил или сжимаемость рабочего тела в газовых машинах, следует рассматривать, исходя из отмеченных общих законов с учетом специфических условий их применения в каж дом конкретном случае.
К сожалению, такой подход к рассмотрению рабочих
процессов лопастных машин с позиций их е д и н о й |
те |
о р и и не является общепринятым. Это объясняется, |
ви |
димо, лишь тем, что изучение рабочих процессов, проте кающих в каждом из отдельных типов лопастных машин ( в центробежных, а затем и в осевых насосах, в венти ляторах, в центробежных и в осевых компрессорах),про текало раздельно, по мере развития конструктивных форы и внедрения в производство каждого из этих ти пов. Теперь же, когда развитие теоретической базы каждого типа лопастных машин со всей очевидностью убеждает в ее единстве, нет смысла разделять эту теорию и излагать ее отдельно для каждого из отмеченных выше типов лопастных машин. Этого принципа, т. е. изложения единой теории всех типов лопастных машин, вне зави симости от их различий по назначению и по роду рабоче го тела, будем придерживаться їв дальнейшем.
Отмеченное выше раздельное развитие теории рабо чего процесса отдельных типов лопастных машин приве ло и к несоответствию — по существу лишь случайному — укоренившейся по каждому типу терминологии, обозна-
ченмй, а в некоторых случаях н специальных понятий. Уже отмечалось, что осевые вентиляторы и компрессоры так и принято называть осевыми, а осевые насосы неред- "ко называют пропеллерными. По существу, единое поня тие об удельной быстроходности в теории лопастных насосов определяется их коэффициентом быстроходности ns, а в вентиляторах — удельным числом оборотов пу (§ I V - 7 ) .
Имеются и другие расхождения в терминологии и специальных понятиях, установившихся по разным ти пам лопастных машин. Это будем особо отмечать в даль нейшем. Здесь же следует лишь остановиться на одном из важнейших понятий лопастных машин, на понятии о их «напоре», различие в понимании которого в лите ратуре о насосах и о вентиляторах при сохранившемся до последнего времени едином обозначении этой величи ны одинаковым символом Н может приводить к серьез ным ошибкам и недоразумениям.
В насосах под напором Н понимают удельную энер гию, переданную потоку и измеренную высотой столба лерекачиваемой жидкости. В сохранившейся до послед
него времени |
технической |
системе |
единиц |
измерений |
||||
МКГСС |
результаты измерения удельной энергии (отне |
|||||||
сенной |
к весовой |
единице |
жидкости |
и |
выраженной |
|||
в килограммометрах — м |
• кгс/кгс) и соответствующей ей |
|||||||
высоты, |
столба |
жидкости' |
оказывались |
численно одина |
||||
ковыми. |
.Этим объясняется широкое распространение |
|||||||
понятия |
«напор» |
Н с размерностью |
м • кгс/кгс — м и |
определенное удобство его применения. В современной системе единиц измерений СИ такого численного равен
ства между |
высотой |
столба |
жидкости и |
ее |
удельной |
|||||||
энергией |
не |
существует, так |
как |
последнюю относят |
не |
|||||||
к весовой единице, а к единице массы. Сохраняя |
здесь |
|||||||||||
символ Н |
м |
для |
высоты |
столба |
жидкости, |
удельную |
||||||
энергию |
следует |
определить |
как |
е = gH |
м • м}сек2 |
= |
||||||
= |
дж/кг, |
где g = |
9,81 |
м/сек2 |
— ускорение |
земного |
тяго |
|||||
тения. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В литературе |
о вентиляторах под «напором» Я еще |
||||||||||
не |
так |
давно |
понималась |
принципиально |
иная |
|||||||
величина — повышение |
давления, |
создаваемое |
вентиля |
|||||||||
тором Ар = |
pgH', |
где Н'м |
— высота столба |
подаваемого |
||||||||
вентилятором воздуха, |
а р кг/м3 — его плотность. В |
тех- |
шіческой системе МКГСС Ар измерялось в кгс]м2 |
или |
|||||||
численно равной этой величине высотой водяного |
столба |
|||||||
в мм (1 кгс/м2 |
= 1 мм |
вод. ст.). В системе СИ давление |
||||||
измеряют, как |
известно, |
в HJM2 или в |
барах (1 |
бар |
— ' |
|||
= |
10 5 /фг 2 ), |
причем |
1 |
кгс]м2=\ |
мм вод. |
ст. = |
||
= |
9,81 |
н/м2. |
|
|
|
|
|
|
|
За |
последние годы |
по |
предложению Ц А П І |
вместо |
неудачного термина «напор» в теории вентиляторов и других воздуходувных машин установилось наименова ние «давление» при прежнем определении этой величины
как pgH', но с сохранением |
за ней символа Я. В техни |
|||||||
ческой |
системе единиц измерения |
[Я] = |
кгс/м2 — |
|||||
- - |
мм |
вод. ст., а в |
системе |
СИ |
размерность |
этой вели |
||
чины должна быть |
[Я] си |
= к/ж2 = 0,102 |
мм вод. ст. |
|||||
|
С целью сохранения единства в основной терминоло |
|||||||
гии |
для лопастных |
машин |
всех |
типов |
и |
во |
избежание |
возможных недоразумений будем в дальнейшем строго различать следующие понятия и придерживаться для каждого из них одинаковых наименований и обозначе
ний вне |
зависимости от типа |
машин (насос, вентилятор, |
|
газодувка, компрессор) и |
от |
установившейся для каж |
|
дого из |
них терминологии |
и |
символики. Ориентируясь |
на действующую систему единиц измерений СИ, следует
принять |
такие определения. |
|
|
|
|
||
1. Повышение давления, развиваемое |
машиной, |
||||||
|
Л/? |
= |
pgH |
HJM2. |
|
|
|
2. Удельная энергия, |
передаваемая |
потоку жидкости |
|||||
или газа |
в машине, |
|
|
|
|
|
|
|
|
., |
н. м |
дж |
|
|
|
|
e = gH |
кг |
= |
кг |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
3. Высота напора |
или просто |
напор, |
развиваемый |
||||
машиной |
(преимущественно |
лишь |
для |
насосов), |
еАр
И- — = — м, S 9S
столба жидкости, подаваемой машиной.
Г Л А В А I
ОБЩИЕ УСЛОВИЯ РАБОТЫ МАШИН, ПЕРЕДАЮЩИХ ЭНЕРГИЮ ПОТОКУ ж и д к о с т и ИЛИ ГАЗА
Общность основного процесса — процесса передачи энергии потоку жидкости или газа, отмеченная выше, определяет целесообразность рассмотрения прежде всего и некоторых общих условий работы, свойственных всем
типам машин интересующей нас |
группы, |
в том числе |
н машин лопастных. Эти общие |
условия |
определяются, |
в первую очередь, количеством переданной потоку энер гии, вне зависимости от способа ее передачи. Такая задача и рассматривается ниже.
§ I—1. Полезная и затраченная энергия, общий к. п. д. машины и потребляемая ею мощность
Полезной энергией, созданной машиной, следует, очевидно, считать разницу энергий потока после выхода из машины и до входа в нее, т. е. разницу энергий, несо мых потоком в нагнетательном и во всасывающем пат рубках машины. В единицах удельной (отнесенной к одному кг массы, протекающей через машины жидко сти или газа) энергии обозначим это символикой
е — ек — ен докIкг.
Чтобы передать энергию потоку, необходимо затра тить энергию на работу машины. Практически последняя передается машине в виде механической энергии, затра чиваемой на вращение ее вала. По аналогии с машина ми-двигателями эту энергию на валу машины будем обозначать символом ее , хотя ее здесь и нельзя считать «эффективной».
Очевидно, что во всех случаях работы машин, пере дающих энергию потоку,
ее>е,
так как разница этих .энергий
ве Є — Єпот
расходуется на механические и внутренние потери, неиз бежно связанные с работой машины любого типа.
Степень совершенства или энергетическую экономич ность машины следует при этом определять ее о б щ и м к о э ф ф и ц и е н т о м п о л е з н о г о д е й с т в и я к. п. д.
t j = — = l-J2SL-. |
( 1 - 1 ) |
От соответствующих видов удельной энергии можно переходить и к мощностям, т. е. энергии, развиваемой в единицу времени N дж/сек = вт. Для этого, как оче видно, удельную энергию следует умножить на массовый расход подаваемой машиной жидкости или газа, на ее массовую производительность
m = р Q кг\сек,
где Q мг]сек— объемный расход или объемная произво дительность машины. Поскольку в уравнении (I—1) при переходе к мощности массовый расход m войдет мно жителем в оба члена числителя и в знаменатель правой части, это уравнение можно переписать в единицах мощности
., = ^ - = 1 - ^ 1 . |
( І - Ґ ) |
Индексация символов N здесь соответствует применяв |
|
шейся выше для удельных энергий. |
|
Равенство (I—1') позволяет определить |
п о т р е б л я |
е м у ю н а в а л у м а ш и н ы м о щ н о с т ь по у р а в- н е н и ю
|
Л', = Nj-n =pQe:-ri |
em, |
(1-2) |
где по-прежнему е — полезная удельная |
энергия, пере |
||
данная потоку |
дж/кг, Q — объемная |
производительность |
|
машины м3/сек, |
а р — плотность жидкости |
или газа. Для |
|
последнего р следует оценивать при |
тех |
же физических |