Файл: Соколов Ю.Н. Основы единой теории лопастных машин (насосов, вентиляторов, воздуходувок) [учеб. пособие для студентов втузов].pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2024

Просмотров: 126

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

энергии, затрачиваемой на его вращение 3 ) . Существен­ ную роль в центробежных машинах, играет работа цент­ робежных сил, перемещаемых в радиальном направле­ нии. Этим определяется и само название лопастных ма­ шин данного типа.

О с е в ы е

м а ш и н ы отличаются от

центробежных

тем, что движение элементарных струек

потока здесь

протекает в основном по цилиндрическим

поверхностям,

соосиым валу

машины. Работа центробежных сил при

этом проявляться не может, а силовое взаимодействие лопастей рабочего колеса с потоком обеспечивается лишь за счет сил, действующих на обтекаемые им лопасти ра­

бочего

колеса, — известных

из

 

аэродинамики

подъемных

сил

 

Жуковского

и

сил

лобового

 

сопротивления.

 

 

 

 

 

 

 

На

рис.

О—2

приводится

 

схема

простейшей

осевой

ма­

 

шины, пропеллерного (осевопх)

 

насоса

в

вертикальном

испол­

 

нении. Здесь

1-—вал

машины,

 

2 — втулка

рабочего

колеса,

 

3—его

 

лопасти,

 

4 — лопатки

 

спрямляющего

 

(раскручиваю­

 

щего поток, выходящий с рабо­

 

чего колеса)

 

аппарата.

Кор­

 

пусом

осевой

машины

служит

 

обычно патрубок

5, внутри

ко­

 

торого

вращается

рабочее

ко­

 

лесо. На

схеме

рис. О—2

для

Рис. 0—2

вывода вала

за поток этот кор­

пус загнут в колено.

При вращении вала и рабочего колеса осевой маши­ ны создается движение потока вдоль его оси (на схеме рис. 2—-вверх). Простейшим объяснением причин такого движения может служить схема работы винта и гайки. Если вращать ходовой винт, удерживая его от осевого перемещения, а гайку удерживать от вращения, она, как известно, будет перемещаться вдоль оси винта. Анало­ гичные явления создаются и в осевой машине, если за

3 )

Разумеется, что часть этой энергии расходуется на внут­

ренние

(гидравлические) и механические потери машины.


винт здесь считать рабочее колесо, а за гайку — поток жидкости (или газа).

Как и центробежная, осевая машина будет переме­ щать ту жидкость (или тот газ), в среде которой враща­ ется рабочее колесо, преодолевая при этом большее давление с нагнетательной стороны за счет подводимой к потоку энергии. Рабочие колеса осевых насосов обычно

опускают

под

уровень жидкости в приемном резервуаре

(рис. 0—2).

 

 

 

 

 

Все изложенное выше определяет отсутствие принци­

пиальных

различий в рабочем процессе центробежных

и осевых

машин, машин, перемещающих

несжимаемую

жидкость

или

газ,

т. е. всех машин

лопастного

типа.

Поэтому

и теория

рабочего процесса

всех

этих

машин

должна и может быть единой. Частные же особенности отдельных типов лопастных машин, как, например, отме­ ченное выше проявление работы центробежных сил или сжимаемость рабочего тела в газовых машинах, следует рассматривать, исходя из отмеченных общих законов с учетом специфических условий их применения в каж­ дом конкретном случае.

К сожалению, такой подход к рассмотрению рабочих

процессов лопастных машин с позиций их е д и н о й

те ­

о р и и не является общепринятым. Это объясняется,

ви­

димо, лишь тем, что изучение рабочих процессов, проте­ кающих в каждом из отдельных типов лопастных машин ( в центробежных, а затем и в осевых насосах, в венти­ ляторах, в центробежных и в осевых компрессорах),про­ текало раздельно, по мере развития конструктивных форы и внедрения в производство каждого из этих ти­ пов. Теперь же, когда развитие теоретической базы каждого типа лопастных машин со всей очевидностью убеждает в ее единстве, нет смысла разделять эту теорию и излагать ее отдельно для каждого из отмеченных выше типов лопастных машин. Этого принципа, т. е. изложения единой теории всех типов лопастных машин, вне зави­ симости от их различий по назначению и по роду рабоче­ го тела, будем придерживаться їв дальнейшем.

Отмеченное выше раздельное развитие теории рабо­ чего процесса отдельных типов лопастных машин приве­ ло и к несоответствию — по существу лишь случайному — укоренившейся по каждому типу терминологии, обозна-


ченмй, а в некоторых случаях н специальных понятий. Уже отмечалось, что осевые вентиляторы и компрессоры так и принято называть осевыми, а осевые насосы неред- "ко называют пропеллерными. По существу, единое поня­ тие об удельной быстроходности в теории лопастных насосов определяется их коэффициентом быстроходности ns, а в вентиляторах — удельным числом оборотов пу (§ I V - 7 ) .

Имеются и другие расхождения в терминологии и специальных понятиях, установившихся по разным ти­ пам лопастных машин. Это будем особо отмечать в даль­ нейшем. Здесь же следует лишь остановиться на одном из важнейших понятий лопастных машин, на понятии о их «напоре», различие в понимании которого в лите­ ратуре о насосах и о вентиляторах при сохранившемся до последнего времени едином обозначении этой величи­ ны одинаковым символом Н может приводить к серьез­ ным ошибкам и недоразумениям.

В насосах под напором Н понимают удельную энер­ гию, переданную потоку и измеренную высотой столба лерекачиваемой жидкости. В сохранившейся до послед­

него времени

технической

системе

единиц

измерений

МКГСС

результаты измерения удельной энергии (отне­

сенной

к весовой

единице

жидкости

и

выраженной

в килограммометрах — м

• кгс/кгс) и соответствующей ей

высоты,

столба

жидкости'

оказывались

численно одина­

ковыми.

.Этим объясняется широкое распространение

понятия

«напор»

Н с размерностью

м • кгс/кгс — м и

определенное удобство его применения. В современной системе единиц измерений СИ такого численного равен­

ства между

высотой

столба

жидкости и

ее

удельной

энергией

не

существует, так

как

последнюю относят

не

к весовой единице, а к единице массы. Сохраняя

здесь

символ Н

м

для

высоты

столба

жидкости,

удельную

энергию

следует

определить

как

е = gH

м • м}сек2

=

=

дж/кг,

где g =

9,81

м/сек2

— ускорение

земного

тяго­

тения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В литературе

о вентиляторах под «напором» Я еще

не

так

давно

понималась

принципиально

иная

величина — повышение

давления,

создаваемое

вентиля­

тором Ар =

pgH',

где Н'м

— высота столба

подаваемого

вентилятором воздуха,

а р кг/м3 его плотность. В

тех-


шіческой системе МКГСС Ар измерялось в кгс]м2

или

численно равной этой величине высотой водяного

столба

в мм (1 кгс/м2

= 1 мм

вод. ст.). В системе СИ давление

измеряют, как

известно,

в HJM2 или в

барах (1

бар

— '

=

10 5 /фг 2 ),

причем

1

кгс]м2=\

мм вод.

ст. =

=

9,81

н/м2.

 

 

 

 

 

 

 

За

последние годы

по

предложению Ц А П І

вместо

неудачного термина «напор» в теории вентиляторов и других воздуходувных машин установилось наименова­ ние «давление» при прежнем определении этой величины

как pgH', но с сохранением

за ней символа Я. В техни­

ческой

системе единиц измерения

[Я] =

кгс/м2

- -

мм

вод. ст., а в

системе

СИ

размерность

этой вели­

чины должна быть

[Я] си

= к/ж2 = 0,102

мм вод. ст.

 

С целью сохранения единства в основной терминоло­

гии

для лопастных

машин

всех

типов

и

во

избежание

возможных недоразумений будем в дальнейшем строго различать следующие понятия и придерживаться для каждого из них одинаковых наименований и обозначе­

ний вне

зависимости от типа

машин (насос, вентилятор,

газодувка, компрессор) и

от

установившейся для каж­

дого из

них терминологии

и

символики. Ориентируясь

на действующую систему единиц измерений СИ, следует

принять

такие определения.

 

 

 

 

1. Повышение давления, развиваемое

машиной,

 

Л/?

=

pgH

HJM2.

 

 

2. Удельная энергия,

передаваемая

потоку жидкости

или газа

в машине,

 

 

 

 

 

 

 

 

.,

н. м

дж

 

 

 

e = gH

кг

=

кг

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Высота напора

или просто

напор,

развиваемый

машиной

(преимущественно

лишь

для

насосов),

еАр

И- — = — м, S 9S

столба жидкости, подаваемой машиной.


Г Л А В А I

ОБЩИЕ УСЛОВИЯ РАБОТЫ МАШИН, ПЕРЕДАЮЩИХ ЭНЕРГИЮ ПОТОКУ ж и д к о с т и ИЛИ ГАЗА

Общность основного процесса — процесса передачи энергии потоку жидкости или газа, отмеченная выше, определяет целесообразность рассмотрения прежде всего и некоторых общих условий работы, свойственных всем

типам машин интересующей нас

группы,

в том числе

н машин лопастных. Эти общие

условия

определяются,

в первую очередь, количеством переданной потоку энер­ гии, вне зависимости от способа ее передачи. Такая задача и рассматривается ниже.

§ I—1. Полезная и затраченная энергия, общий к. п. д. машины и потребляемая ею мощность

Полезной энергией, созданной машиной, следует, очевидно, считать разницу энергий потока после выхода из машины и до входа в нее, т. е. разницу энергий, несо­ мых потоком в нагнетательном и во всасывающем пат­ рубках машины. В единицах удельной (отнесенной к одному кг массы, протекающей через машины жидко­ сти или газа) энергии обозначим это символикой

е — ек — ен докIкг.

Чтобы передать энергию потоку, необходимо затра­ тить энергию на работу машины. Практически последняя передается машине в виде механической энергии, затра­ чиваемой на вращение ее вала. По аналогии с машина­ ми-двигателями эту энергию на валу машины будем обозначать символом ее , хотя ее здесь и нельзя считать «эффективной».

Очевидно, что во всех случаях работы машин, пере­ дающих энергию потоку,

ее>е,

так как разница этих .энергий

ве Є — Єпот

расходуется на механические и внутренние потери, неиз­ бежно связанные с работой машины любого типа.

Степень совершенства или энергетическую экономич­ ность машины следует при этом определять ее о б щ и м к о э ф ф и ц и е н т о м п о л е з н о г о д е й с т в и я к. п. д.

t j = — = l-J2SL-.

( 1 - 1 )

От соответствующих видов удельной энергии можно переходить и к мощностям, т. е. энергии, развиваемой в единицу времени N дж/сек = вт. Для этого, как оче­ видно, удельную энергию следует умножить на массовый расход подаваемой машиной жидкости или газа, на ее массовую производительность

m = р Q кг\сек,

где Q мг]сек— объемный расход или объемная произво­ дительность машины. Поскольку в уравнении (I—1) при переходе к мощности массовый расход m войдет мно­ жителем в оба члена числителя и в знаменатель правой части, это уравнение можно переписать в единицах мощности

., = ^ - = 1 - ^ 1 .

( І - Ґ )

Индексация символов N здесь соответствует применяв­

шейся выше для удельных энергий.

 

Равенство (I—1') позволяет определить

п о т р е б л я ­

е м у ю н а в а л у м а ш и н ы м о щ н о с т ь по у р а в- н е н и ю

 

Л', = Nj-n =pQe:-ri

em,

(1-2)

где по-прежнему е — полезная удельная

энергия, пере­

данная потоку

дж/кг, Q — объемная

производительность

машины м3/сек,

а р — плотность жидкости

или газа. Для

последнего р следует оценивать при

тех

же физических