Файл: Соколов Ю.Н. Основы единой теории лопастных машин (насосов, вентиляторов, воздуходувок) [учеб. пособие для студентов втузов].pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.06.2024
Просмотров: 96
Скачиваний: 1
нормальными значениями соответствующих величин пуо или ns0 . Это обеспечит работу машины при заданных условиях на режиме, близком к оптимальному. Если же этим пренебречь, вероятна работа выбранного типа
машины |
при |
заданных |
|
условиях |
на режиме, |
далеком |
||||||||||||
от отптимального т. е. с пониженным |
ее к. п. д. |
|
|
|
||||||||||||||
Для |
ориентации |
|
приводим |
средние |
числовые зна |
|||||||||||||
чения пуо |
и ns0 |
|
для современных |
типов |
насосов |
и |
вен |
|||||||||||
тиляторов. |
|
|
|
|
/ г м |
н а с о с о в : |
|
|
|
|
|
|
||||||
многоступенчатые центробежные |
(на все |
|
|
|
|
|
||||||||||||
ступени) |
|
. |
|
|
|
. |
|
. |
_ . |
|
|
|
|
< 4 0 ; |
|
|
||
центробежные |
тихоходного |
типа . |
|
|
40— |
80; |
||||||||||||
центробежные |
нормального |
типа . |
|
|
80— |
150; |
||||||||||||
центробежные — быстроходные |
|
|
|
|
150— 300; |
|||||||||||||
диагональные |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
300— 600; |
|||||
осевые |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
600— 1200. |
|||
п v o в е н т и л я т о р о в: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
одноступенчатые |
центробежные |
|
|
|
|
30-- |
80; |
|||||||||||
с меридиональным |
ускорением |
(с |
коле |
|
|
|
|
|
||||||||||
сом диагонального |
|
типа) |
|
. . . |
|
|
75-- |
82; |
||||||||||
двухступенчатые |
осевые |
и |
встречного |
|
|
|
|
|
||||||||||
вращения |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
65-- |
80; |
|||
одноступенчатые |
осевые |
|
|
. . |
|
|
|
|
95--130; |
|||||||||
Д л я в о з д у х о д у в о к , |
как |
правило, |
пу0 < 40. |
|
||||||||||||||
Необходимо |
отметить, |
что высокая |
быстроходность |
|||||||||||||||
типа лопастной машины (по величинам пуо |
или |
nso, |
||||||||||||||||
отнюдь |
не |
означает, |
что действительное число ее обо |
|||||||||||||||
ротов должно |
быть |
большим. |
Наоборот, |
при |
необхо |
|||||||||||||
димости иметь большие Д/7 при |
малых |
Q даже |
самые |
|||||||||||||||
тихоходные |
типы |
машин |
могут |
работать |
с |
большим |
||||||||||||
действительным |
числом |
|
оборотов, как |
это |
следует |
из |
||||||||||||
уравнений, |
определяющих |
пу |
или ns. Когда же |
машина |
||||||||||||||
должна |
развивать |
весьма |
большие |
Q |
при малых |
Д/? |
||||||||||||
и наиболее быстроходный тип может |
оказаться' |
недо |
||||||||||||||||
статочно быстроходным, |
|
что вынуждает иметь |
умерен- |
|||||||||||||||
н ые действительные |
числа |
оборотов. |
|
|
|
|
|
|||||||||||
Понятие об удельной быстроходности типа |
лопаст |
|||||||||||||||||
ной машины объясняет и то практически |
важное |
об |
||||||||||||||||
стоятельство, |
что |
при |
небольшой |
производительности.; |
||||||||||||||
приходится |
прибегать |
к |
многоступенчатым |
машинамі |
||||||||||||||
при меньших |
Д/7, чем в |
крупных |
машинах. При нре-- |
дельно малой величине пуо или ns0 одноступенчатой машины и при практически осуществимом максималь ном значении действительного числа ее оборотов мак симально достигаемая величина _/> будет тем мень ше, чем меньше Q, как это определяют соответствую щие зависимости.
§ IV—8. Безразмерные параметры и характеристики лопастных машин
Понятие |
об |
однотипных |
или |
подобных |
лопастных |
||||||
машинах |
и |
соответствующие |
законы |
подобия |
делают |
||||||
целесообразным |
вместо размерных |
величин |
Ар |
н]м2 |
|||||||
{кгсім2) |
и |
Q |
мг]сек {л]сек, м3/мин и т. п.), |
определяю |
|||||||
щих условия |
работы |
машины, |
оперировать |
соответст |
|||||||
вующими |
им безразмерными |
параметрами: |
|
|
|
||||||
к о э ф ф и ц и е н т о м |
д а в л е н и я |
(или напора) |
|
||||||||
|
|
|
|
• 7 / = і Ц ; |
|
|
|
|
(IV—17) |
||
к о э ф ф и ц и е н т о м |
р а с х о д а |
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
Q = - £ - . |
|
|
|
|
( I V ~ 1 8 ) |
||
|
|
|
|
|
Fu |
|
|
|
|
|
|
На основе |
законов |
подобия |
при |
допущении |
о |
неза |
висимости гидравлического к.п.д. от размеров машины,
согласно уравнениям (IV —\1) |
и (IV—18), |
следует, |
что: |
а) эти безразмерные величины при сходственных ре |
|||
жимах работы должны быть |
численно |
равными |
для |
всех однотипных (геометрически подобных) машин дан ной группы, вне зависимости от действительных их раз меров;
б) при работе же каждой из таких машин на пере менных режимах, но с неизменным числом оборотов, когда и и = const безразмерные величины Н п Q, по их определению (IV—17) и (IV—18) будут изменяться пропорционально действительным Ар и Q соответственно.
Безразмерные величины Н и Q, таким образом, ста новятся у н и в е р с а л ь н ы м и параметрами, определя-
Рис. IV—9
ющими возможности всей группы однотипных машин при работе каждой из них на конкретном и на всех дру
гих режимах ее |
эксплуатации. |
|
|
Практически |
это |
определяется |
соответствующими |
б е з р а з м е р н ы м и |
х а р а к т е р и с т и к а м и однотип- |
||
ныхмашин — их характеристиками |
в виде зависимостей |
Я (Q) в отличие от обычных или индивидуальных харак теристик Ар (Q). На рис. IV—9 а и б схемы таких харак теристик сопоставляются.
Основным преимуществом безразмерной характери стики следует считать ее универсальность л о ) , т. е. при годность для всех подобных машин данного типа. Мож
но считать, что это обеспечено |
подбором |
такого |
масшта |
|
ба построения характеристик |
каждой |
из |
|
подобных |
машин, который в соответствии с (IV—17) |
и |
(IV—18) |
||
обеспечивает «наложение» одной на другую. |
|
|
||
На безразмерные характеристики обычно |
наносят и |
зависимость т] (Q). При допущении о независимости от размеров подобной машины ее полного к.п.д. г\, орди наты кривых т) (Q) и т| (Q) на сходственных режимах будут, очевидно, одинаковыми. Сходственным режимам всех однотипных машин будут соответствовать и сходст венные точки индивидуальных и безразмерных характе ристик, например, точки О, соответствующие оптималь
ным режимам. |
|
|
|
_ |
|
|
При определении |
безразмерных |
параметров |
Я и |
Q, |
||
как и при |
переходе |
от индивидуальной характеристики |
||||
какой-либо |
машины к безразмерной — универсальной, |
за |
||||
скорость и |
в уравнениях |
(IV—17) |
и (IV—18) |
принци |
пиально можно принимать любую характерную скорость в любых сходственных точках потоков, протекающих
через подобные машины. То же относится и к характер |
|
ной площади F, за которую можно принимать произве |
|
дение любых двух сходственных линейных размеров. |
|
Принято, однако, как правило, за характерную |
скорость |
и принимать окружную скорость на наружном |
радиусе |
рабочего колеса и/?, а за |
характерную площадь — F = |
= nR2 — площадь круга |
того же радиуса. |
*°) Следует учитывать, что «универсальной» характеристикой лопастной машины иногда называют и совокупность характеристик при разных числах оборотов или при разных установках регулирую щего направляющего аппарата.
П р а к т и ч е с к о е п р и м е и е и и е безразмерных характеристик лопастных машин определяется возмож ностью обобщения результатов исследований их моде лей и весьма простого расчета основных размеров кон
кретной |
|
машины, базирующегося |
па наличии безразмер |
|||||||||||||
ной |
характеристики |
серии машин |
выбранного типа. |
|
||||||||||||
П р и о б р а б о т к е р е з у л ь т а т о в |
м о д е л ь н ы х |
|||||||||||||||
и с п ы т а н и й , |
получив |
характеристику |
модели |
в |
виде |
|||||||||||
зависимости |
д р и (QM )i |
координаты отдельных точек |
кри |
|||||||||||||
вой |
пересчитывают |
по |
(IV—17) |
и |
(IV —18) |
на |
соответ |
|||||||||
ствующие им |
безразмерные коэффициенты |
И и Q, |
ис |
|||||||||||||
пользуя |
|
известные |
размеры |
модели |
и |
определяя |
по |
|||||||||
ним |
иы |
и F„. По ряду |
|
полученных так спаренных |
зна |
|||||||||||
чений- |
Я и |
Q |
строится |
кривая Н(Q) |
безразмерной |
ха |
||||||||||
рактеристики. Для |
построения |
кривой Yj (Q), в |
предпо |
|||||||||||||
ложении |
о |
независимости ч] от |
размеров |
машины, |
до |
|||||||||||
статочно |
лишь |
снять с кривой vj(QM ) |
соответствующие |
|||||||||||||
отдельным |
QM |
значения |
i\ и для |
каждого |
QM |
подсчи |
||||||||||
тать |
Q = |
-О*- . |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
и |
F |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Полученные |
зависимости |
Н (Q) |
и |
т) (Q) |
определяют |
|||||||||||
безразмерную |
характеристику всей серии машин одно |
|||||||||||||||
типных, |
|
с моделью |
данного типа — «модельную» |
их |
без |
|||||||||||
размерную |
характеристику. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
Д л я р а с ч е т а о с н о в н ы х р а з м е р о в м а ш и - |
||||||||||||||||
и ы, |
удовлетворяющих |
заданным Ар, |
Q и л, при |
извест |
||||||||||||
ной |
плотности |
жидкости |
или |
газа |
р прежде' всего необ |
ходимо отыскать «образцовую» безразмерную характе ристику, т. е., по-существу, выбрать наиболее подходя щий тип машины. Это выполняется с помощью оценки
необходимой величины пуо |
|
(или nso) |
на основе задания |
||
" У з ад |
= |
Л |
hp |
3/4 |
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
или |
0 |
с с |
|
Q1 '2 |
|
|
|
|
|
ьр |
3/4 |
р
Из всей совокупности известных машин соответству ющей группы (вентиляторов или насосов и т. п.) следует
14. З а к а з 4543, |
209 |