Файл: Соколов Ю.Н. Основы единой теории лопастных машин (насосов, вентиляторов, воздуходувок) [учеб. пособие для студентов втузов].pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2024

Просмотров: 96

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

нормальными значениями соответствующих величин пуо или ns0 . Это обеспечит работу машины при заданных условиях на режиме, близком к оптимальному. Если же этим пренебречь, вероятна работа выбранного типа

машины

при

заданных

 

условиях

на режиме,

далеком

от отптимального т. е. с пониженным

ее к. п. д.

 

 

 

Для

ориентации

 

приводим

средние

числовые зна­

чения пуо

и ns0

 

для современных

типов

насосов

и

вен­

тиляторов.

 

 

 

 

/ г м

н а с о с о в :

 

 

 

 

 

 

многоступенчатые центробежные

(на все

 

 

 

 

 

ступени)

 

.

 

 

 

.

 

.

_ .

 

 

 

 

< 4 0 ;

 

 

центробежные

тихоходного

типа .

 

 

40—

80;

центробежные

нормального

типа .

 

 

80—

150;

центробежные — быстроходные

 

 

 

 

150— 300;

диагональные

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

300— 600;

осевые

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

600— 1200.

п v o в е н т и л я т о р о в:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

одноступенчатые

центробежные

 

 

 

 

30--

80;

с меридиональным

ускорением

коле­

 

 

 

 

 

сом диагонального

 

типа)

 

. . .

 

 

75--

82;

двухступенчатые

осевые

и

встречного

 

 

 

 

 

вращения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

65--

80;

одноступенчатые

осевые

 

 

. .

 

 

 

 

95--130;

Д л я в о з д у х о д у в о к ,

как

правило,

пу0 < 40.

 

Необходимо

отметить,

что высокая

быстроходность

типа лопастной машины (по величинам пуо

или

nso,

отнюдь

не

означает,

что действительное число ее обо­

ротов должно

быть

большим.

Наоборот,

при

необхо­

димости иметь большие Д/7 при

малых

Q даже

самые

тихоходные

типы

машин

могут

работать

с

большим

действительным

числом

 

оборотов, как

это

следует

из

уравнений,

определяющих

пу

или ns. Когда же

машина

должна

развивать

весьма

большие

Q

при малых

Д/?

и наиболее быстроходный тип может

оказаться'

недо­

статочно быстроходным,

 

что вынуждает иметь

умерен-

н ые действительные

числа

оборотов.

 

 

 

 

 

Понятие об удельной быстроходности типа

лопаст­

ной машины объясняет и то практически

важное

об­

стоятельство,

что

при

небольшой

производительности.;

приходится

прибегать

к

многоступенчатым

машинамі

при меньших

Д/7, чем в

крупных

машинах. При нре--


дельно малой величине пуо или ns0 одноступенчатой машины и при практически осуществимом максималь­ ном значении действительного числа ее оборотов мак­ симально достигаемая величина _/> будет тем мень­ ше, чем меньше Q, как это определяют соответствую­ щие зависимости.

§ IV—8. Безразмерные параметры и характеристики лопастных машин

Понятие

об

однотипных

или

подобных

лопастных

машинах

и

соответствующие

законы

подобия

делают

целесообразным

вместо размерных

величин

Ар

н]м2

{кгсім2)

и

Q

мг]сек {л]сек, м3/мин и т. п.),

определяю­

щих условия

работы

машины,

оперировать

соответст­

вующими

им безразмерными

параметрами:

 

 

 

к о э ф ф и ц и е н т о м

д а в л е н и я

(или напора)

 

 

 

 

 

• 7 / = і Ц ;

 

 

 

 

(IV—17)

к о э ф ф и ц и е н т о м

р а с х о д а

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Q = - £ - .

 

 

 

 

( I V ~ 1 8 )

 

 

 

 

 

Fu

 

 

 

 

 

 

На основе

законов

подобия

при

допущении

о

неза­

висимости гидравлического к.п.д. от размеров машины,

согласно уравнениям (IV —\1)

и (IV—18),

следует,

что:

а) эти безразмерные величины при сходственных ре­

жимах работы должны быть

численно

равными

для

всех однотипных (геометрически подобных) машин дан­ ной группы, вне зависимости от действительных их раз­ меров;

б) при работе же каждой из таких машин на пере­ менных режимах, но с неизменным числом оборотов, когда и и = const безразмерные величины Н п Q, по их определению (IV—17) и (IV—18) будут изменяться пропорционально действительным Ар и Q соответственно.

Безразмерные величины Н и Q, таким образом, ста­ новятся у н и в е р с а л ь н ы м и параметрами, определя-


Рис. IV—9

ющими возможности всей группы однотипных машин при работе каждой из них на конкретном и на всех дру­

гих режимах ее

эксплуатации.

 

Практически

это

определяется

соответствующими

б е з р а з м е р н ы м и

х а р а к т е р и с т и к а м и однотип-

ныхмашин — их характеристиками

в виде зависимостей

Я (Q) в отличие от обычных или индивидуальных харак­ теристик Ар (Q). На рис. IV—9 а и б схемы таких харак­ теристик сопоставляются.

Основным преимуществом безразмерной характери­ стики следует считать ее универсальность л о ) , т. е. при­ годность для всех подобных машин данного типа. Мож­

но считать, что это обеспечено

подбором

такого

масшта­

ба построения характеристик

каждой

из

 

подобных

машин, который в соответствии с (IV—17)

и

(IV—18)

обеспечивает «наложение» одной на другую.

 

 

На безразмерные характеристики обычно

наносят и

зависимость т] (Q). При допущении о независимости от размеров подобной машины ее полного к.п.д. г\, орди­ наты кривых т) (Q) и т| (Q) на сходственных режимах будут, очевидно, одинаковыми. Сходственным режимам всех однотипных машин будут соответствовать и сходст­ венные точки индивидуальных и безразмерных характе­ ристик, например, точки О, соответствующие оптималь­

ным режимам.

 

 

 

_

 

При определении

безразмерных

параметров

Я и

Q,

как и при

переходе

от индивидуальной характеристики

какой-либо

машины к безразмерной — универсальной,

за

скорость и

в уравнениях

(IV—17)

и (IV—18)

принци­

пиально можно принимать любую характерную скорость в любых сходственных точках потоков, протекающих

через подобные машины. То же относится и к характер­

ной площади F, за которую можно принимать произве­

дение любых двух сходственных линейных размеров.

Принято, однако, как правило, за характерную

скорость

и принимать окружную скорость на наружном

радиусе

рабочего колеса и/?, а за

характерную площадь — F =

= nR2 — площадь круга

того же радиуса.

*°) Следует учитывать, что «универсальной» характеристикой лопастной машины иногда называют и совокупность характеристик при разных числах оборотов или при разных установках регулирую­ щего направляющего аппарата.



П р а к т и ч е с к о е п р и м е и е и и е безразмерных характеристик лопастных машин определяется возмож­ ностью обобщения результатов исследований их моде­ лей и весьма простого расчета основных размеров кон­

кретной

 

машины, базирующегося

па наличии безразмер­

ной

характеристики

серии машин

выбранного типа.

 

П р и о б р а б о т к е р е з у л ь т а т о в

м о д е л ь н ы х

и с п ы т а н и й ,

получив

характеристику

модели

в

виде

зависимости

д р и (QM )i

координаты отдельных точек

кри­

вой

пересчитывают

по

(IV17)

и

(IV —18)

на

соответ­

ствующие им

безразмерные коэффициенты

И и Q,

ис­

пользуя

 

известные

размеры

модели

и

определяя

по

ним

иы

и F„. По ряду

 

полученных так спаренных

зна­

чений-

Я и

Q

строится

кривая Н(Q)

безразмерной

ха­

рактеристики. Для

построения

кривой Yj (Q), в

предпо­

ложении

о

независимости ч] от

размеров

машины,

до­

статочно

лишь

снять с кривой vj(QM )

соответствующие

отдельным

QM

значения

i\ и для

каждого

QM

подсчи­

тать

Q =

-О*- .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

и

F

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Полученные

зависимости

Н (Q)

и

т) (Q)

определяют

безразмерную

характеристику всей серии машин одно­

типных,

 

с моделью

данного типа — «модельную»

их

без­

размерную

характеристику.

 

 

 

 

 

 

 

 

Д л я р а с ч е т а о с н о в н ы х р а з м е р о в м а ш и -

и ы,

удовлетворяющих

заданным Ар,

Q и л, при

извест­

ной

плотности

жидкости

или

газа

р прежде' всего необ­

ходимо отыскать «образцовую» безразмерную характе­ ристику, т. е., по-существу, выбрать наиболее подходя­ щий тип машины. Это выполняется с помощью оценки

необходимой величины пуо

 

(или nso)

на основе задания

" У з ад

=

Л

hp

3/4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

или

0

с с

 

Q1 '2

 

 

 

 

 

ьр

3/4

р

Из всей совокупности известных машин соответству­ ющей группы (вентиляторов или насосов и т. п.) следует

14. З а к а з 4543,

209