Файл: Соколов Ю.Н. Основы единой теории лопастных машин (насосов, вентиляторов, воздуходувок) [учеб. пособие для студентов втузов].pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.06.2024
Просмотров: 127
Скачиваний: 1
ных ап это недопустимо. В таком случае надо сначала получить отрезок характеристики машины при изменен
ном числе оборотов путем |
пересчета |
ряда произволь |
ных точек, а затем отыскать |
Q2 и Лр2 |
по точке 3" пере |
сечения действительной характеристики сети с получен
ной таким |
образом |
новой |
характеристикой |
машины. |
|
П р и |
и з м е н е н и и п л о т и о с т и |
ж ид к о с ти |
|||
(газа) в |
машине, |
работающей |
на неизменном числе |
||
оборотов, |
а „ = 1 и, |
следовательно, |
|
||
|
|
Ар" |
|
|
|
|
|
г т = * Р ; |
Civ—Ир) |
||
|
|
% |
= 1 |
; |
(IV—12Р ) |
|
|
N" |
= «р, |
(IV-13p) |
|
|
|
— |
т. е. производительность |
остается неизменной, |
а |
повы |
|||||
шение |
полного давления |
и мощность машины |
изменяют |
|||||
ся пропорционально |
плотности, |
перемещаемой |
ею |
жид |
||||
кости или |
газа. |
|
|
|
|
|
|
|
Для |
определения |
условий |
сохранения режима по |
|||||
(IV—10) |
в этом случае получаем |
|
|
|||||
|
|
|
|
к" |
' |
|
|
|
|
|
|
|
— = |
ар. |
|
|
|
|
|
|
|
к' |
|
|
|
|
Полученные зависимости, таким образом, здесь спра ведливы для случая, когда параметр к в уравнении квад ратичной характеристике сети
Ар = KQ*
изменяется пропорционально плотности жидкости или газа (рис. IV—7).
В данном случае это значит, что сама сеть осталась
неизменной, так |
как |
гидравлические сопротивления |
в сети, выраженные |
в единицах давления |
|
|
|
с 2 |
|
Apw |
= (ЕС) р -± , |
также изменяются пропорционально плотности, квадрату скорости или расхода Q, протекающей по трубопроводам жидкости (газа),
192
Уравнением |
( I V — H p ) , в |
частности, |
определяется |
общеизвестная |
необходимость |
заливки |
центробежного |
водяного насоса перед его пуском. Пока в корпусе на соса воздух, плотность которого примерно в 800 раз меньше плотности воды, он будет развивать перепад давлений также в 800 раз меньше нормального. Этого
Ар
Ар'
ОQ-Q*
Рис. IV—7
обычно недостаточно, чтобы поднять столб.жидкости на высоту всасывания — подсосать из приемного колодца.
Уравнение (IV,—lip) необходимо применять, подби рая также вентилятор для работы его в качестве дымо соса — на горячем газе с пониженной плотностью. Уравнение (IV—13р) следует учитывать при подборе
приводного |
двигателя |
к |
дымососу, имея |
в |
виду, что |
в случае его |
работы |
на |
холодном воздухе |
(с |
повышен |
ной плотностью), нагрузка двигателя будет соответст венно повышена (если при этом не прикрывается шибер).
§ IV—6. Метод подобия при оценке к. п. д. лопастных
машин
Применение законов подобия, установленных выше, без упрощающих допущений о. неизменности их к. п. д., требует анализа возможных изменений числовых зна чений к. п. д. лопастных машин.
13. Заказ -1543, |
193 |
Рассмотрим этот вопрос, имея в виду возможность и других его применений. Основной задачей при этом должно быть изучение влияния на к.п.д. машины, чис ла Re и масштабного эффекта.
Полный к . п . д . машины т/ = vjr г 1 0 б т/м с х на оптималь ном режиме, как показывает опыт, изменяется с изме нением размеров и числа оборотов машины, но прояв ление этих факторов по разному отражается на состав ляющих коэффициентах — гидравлическом т/г, объемном
и механическом Г и д р а в л и ч е с к и й к. п. д. на оптимальном режи
ме работы машины определяется в основном сопротив лениями трения в ее проточных каналах, так как влия ние так называемых «ударных» потерь на оптимальном режиме незначительно. Так как в проточных каналах машин, передающих энергию потоку, преобладает диффузорное течение, способствующее усиленной турбулизацин потока, режимы течения здесь следует считать турбулентными с квадратичной зависимостью сопротив лений от скоростей и расходов и с проявлением влияния относительной шероховатости стенок3 8 ).
Учитывая это и оценивая коэффициент гидравличе ских сопротивлений в квадратичной зоне по формуле Никурадзе
^l , 7 4 + 2 l g ^ - ° j
А.А. Ломакин [17] определяет гидравлический к . п . д . насоса следующим уравнением
у/г = 1 — — = 1 — const >. — |
= 1 — const X = |
|
еу |
2ет |
|
= 1 - ; |
C 0 " S t |
(IV-14) |
|
1,74+2 lg |
^ |
3 8 ) В гидравлических турбинах, например, где протекают в основ ном конфузорные течения, существенное знамение, могут иметь и иеквадратичные режимы.
так как |
величину |
, где v — характерная |
скорость |
||
|
2ет |
на |
подобных |
режимах |
можно |
в проточных каналах, |
|||||
считать |
постоянной. Надо |
полагать, |
что зависимость |
(IV—14) должна быть применимой и для газовых ма
шин— вентиляторов |
и воздуходувок при |
незначитель |
||
ном проявлении |
сжимаемости. |
|
||
Считая, |
что |
абсолютная шероховатость Д стенок |
||
каналов на |
модели |
и в натуре одинакова, |
относительную |
|
|
|
_ |
д |
|
шероховатость Д = |
•—' в условиях геометрического по- |
|||
|
|
|
го |
|
подобия можно считать обратно пропорциональной ха
рактерным линейным размерам |
D модели и |
натуры. |
|
В связи с этим формула |
(IV—14) |
приобретает |
обобщен |
ный вид |
|
|
|
- ,, г = = 1 |
d |
, |
(IV - 14') |
где А и В некоторые постоянные коэффициенты, оцени ваемые на основе масштабных серий опытов. Зависи мость (IV—14') определяет принципиальное влияние масштабного эффекта (абсолютного значения характер ного размера D , за который обычно принимают наруж ный диаметр рабочего колеса) на гидравлический к.п.д.
лопастной машины |
и может быть используема для обоб |
||
щений результатов |
экспериментальных |
исследований. |
|
О б ъ е м н ы й |
к. п. д. лопастных машин определяется |
||
в зависимости |
от утечек по формуле |
(I.II—52) |
•г, Q
*°6~Q + Qyr'
а утечки в общем случае должны оцениваться по ( I I I —5 3 )
2 ^
Сопоставляя на этой основе относительную величину утечек на модели и >в натуре, получим
1/2
ІЗ», |
195 |
Коэффициенты расхода ц определяются отношения ми линейных размеров в уплотнениях и коэффициентами их сопротивлений. Первые в условиях геометрического подобия одинаковы, а вторые при больших Re, также неизменны, а при малых Re, типичных для уплотнений, можно принять неизменными приблизительно. Поэтому можно считать, что ! V h - M ~ 1 -
Отношение площадей проходных сечений в уплот нениях при геометрическом подобии / н / / м = aj, а отно шение перепадов давления в уплотнениях можно счи тать пропорциональным полным повышениям давления, создаваемым машинами. В связи с этим по (IV—7')
АРу.« _ |
д А і _ |
_ |
= |
— |
= |
оСр |
а; ! . |
Учитывая отмеченное, относительную величину уте чек в натуре п на модели выражаем через константы подобия
^ у т - н = 1 • <ха (ap as а'п) '/'2 а.\п = аЗ а„ ар,
а при моделировании на той же жидкости, когда cu = 1,
V V T . I I |
і |
Ц/ут.м
Тем же при неизменной плотности будет, как извест но по (IV—8), и отношение пронзводительностей подоб ных машин на сходственных режимах
— — a d a „ , Ум
т. е. утечки в рассматриваемых условиях пропорцио нальны производительностям подобных машин.
ПОЭТОМУ, ПереПИСаВ формулу, О п р е д е л я ю щ у ю Г| об в
виде
•Чоб Q нетрудно убедиться, что
"Іоб.м j
"'їоб.н
ИЛИ |
|
"Чоо.м = T7O6.HI |
(IV—15) |
т. е. объемные к. п. д. подобных лопастных машин, рабо
тающих на |
сходственных реоюимах и одинаковой |
жидко |
|
сти, можно |
считать |
одинаковыми. |
|
М е х а и и ч е с к и й |
к. п. д. легко поддается |
анализу |
лишь в части потерь дискового трения. Момент диско вого трения определяется по формуле (III —54)
Отношение соответствующих мощностей поэтому для
натуры и модели, считая, что cfn |
=• cfM, будет |
|
^тр.д.и |
ш н -/Итр.д.н |
„г, „а. |
== ар aj а.„,
|
Л'тр.д.м |
WM |
-Мтр.д.м |
|
|
|
|
It |
|
TzDll |
|
учитывая, |
что ш = |
— , |
а |
и = |
. |
У |
|
г |
|
60 |
|
Так как |
потребляемые |
в |
натуре |
и на модели мощ |
ности, согласно (IV—9'), находятся в том же отношении
между дисковым |
трением |
и |
потребляемой |
лопастной |
|
машиной мощностью существует |
пропорциональность. |
||||
Но такой пропорциональности нельзя установить для |
|||||
собственно механических |
потерь |
машины — на трение |
|||
в сальниках и |
подшипниках, |
так |
как здесь |
действуют |
иные факторы, не гидродинамического, а механического порядка. Поэтому и гидродинамические закономерности в изменении к. п. д. лопастных машин справедливы лишь для гидравлического, объемного, внутреннего механиче ского
£к ^тр.д
"Ihicx —
ек
и внутреннего
К]; =д 7]Г • 7Jo6 • 7fcMex, но не для полного механического
е е (^тр.д ~f~ ^мех)
и tfe для полного к. п. д. машины в целом
Определять закономерность изменения последних в связи с отмеченным приходится непосредственным эк
спериментом |
(без возможности обобщений полученных |
результатов) |
на базе теории г и д р о д и н а м и ч е с к о г о |
подобия. |
|
§ IV—7. Удельное число оборотов и коэффициент быстроходности лопастных машин
Условия работы и соответствующий им тип лопаст ной машины, определяются тремя величинами: полным повышением давления Ар, которое должна создавать машина, ее производительностью Q и числом оборотов п в минуту. Все это, разумеется, должно соответствовать какому-то определенному режиму работы машины, на пример,— оптимальному. При проектировании машины или при подборе наиболее подходящего из числа выпол ненных образцов приходится учитывать необходимые числовые значения всех трех величин Ар, Q, п. Естест венно, что это создает определенные трудности и неудоб ства.
В связи с отмеченным становится целесообразным отыскать такую величину, которая определялась бы все ми тремя отмеченными выше Ар, Q, п в некоторой и< комбинации и в то же время однозначно определяла соответствующий им тип машины. Такой величиной может служить любая из тех же трех Ар, Q, п, если две другие условиться во всех случаях приводить к вполне определенным их числовым значениям, сохраняя суще ствующую между ними взаимосвязь.
К таким определенным (удельным) значениям в те ории лопастных машин принято приводить Ар и Q, а число оборотов машины, соответствующее этим удель ным значениям Арул и Qya , называют удельным числом оборотов машины данного типа. Взаимосвязь между Ар, Q и п, сохраняемая в процессе такого приведения, определяется неизменностью типа (геометрическое по добие) и режима работы (кинематическое подобие) машины, что было детально рассмотрено в предыдущих