Файл: Соколов Ю.Н. Основы единой теории лопастных машин (насосов, вентиляторов, воздуходувок) [учеб. пособие для студентов втузов].pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2024

Просмотров: 127

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ных ап это недопустимо. В таком случае надо сначала получить отрезок характеристики машины при изменен­

ном числе оборотов путем

пересчета

ряда произволь­

ных точек, а затем отыскать

Q2 и Лр2

по точке 3" пере­

сечения действительной характеристики сети с получен­

ной таким

образом

новой

характеристикой

машины.

П р и

и з м е н е н и и п л о т и о с т и

ж ид к о с ти

(газа) в

машине,

работающей

на неизменном числе

оборотов,

а „ = 1 и,

следовательно,

 

 

 

Ар"

 

 

 

 

 

г т = * Р ;

Civ—Ир)

 

 

%

= 1

;

(IV—12Р )

 

 

N"

= «р,

(IV-13p)

 

 

т. е. производительность

остается неизменной,

а

повы­

шение

полного давления

и мощность машины

изменяют­

ся пропорционально

плотности,

перемещаемой

ею

жид­

кости или

газа.

 

 

 

 

 

 

Для

определения

условий

сохранения режима по

(IV—10)

в этом случае получаем

 

 

 

 

 

 

к"

'

 

 

 

 

 

 

 

— =

ар.

 

 

 

 

 

 

к'

 

 

 

 

Полученные зависимости, таким образом, здесь спра­ ведливы для случая, когда параметр к в уравнении квад­ ратичной характеристике сети

Ар = KQ*

изменяется пропорционально плотности жидкости или газа (рис. IV—7).

В данном случае это значит, что сама сеть осталась

неизменной, так

как

гидравлические сопротивления

в сети, выраженные

в единицах давления

 

 

с 2

 

Apw

= (ЕС) р -± ,

также изменяются пропорционально плотности, квадрату скорости или расхода Q, протекающей по трубопроводам жидкости (газа),

192


Уравнением

( I V — H p ) , в

частности,

определяется

общеизвестная

необходимость

заливки

центробежного

водяного насоса перед его пуском. Пока в корпусе на­ соса воздух, плотность которого примерно в 800 раз меньше плотности воды, он будет развивать перепад давлений также в 800 раз меньше нормального. Этого

Ар

Ар'

ОQ-Q*

Рис. IV—7

обычно недостаточно, чтобы поднять столб.жидкости на высоту всасывания — подсосать из приемного колодца.

Уравнение (IV,—lip) необходимо применять, подби­ рая также вентилятор для работы его в качестве дымо­ соса — на горячем газе с пониженной плотностью. Уравнение (IV—13р) следует учитывать при подборе

приводного

двигателя

к

дымососу, имея

в

виду, что

в случае его

работы

на

холодном воздухе

повышен­

ной плотностью), нагрузка двигателя будет соответст­ венно повышена (если при этом не прикрывается шибер).

§ IV—6. Метод подобия при оценке к. п. д. лопастных

машин

Применение законов подобия, установленных выше, без упрощающих допущений о. неизменности их к. п. д., требует анализа возможных изменений числовых зна­ чений к. п. д. лопастных машин.

13. Заказ -1543,

193

у/0б
у/1 | С х .

Рассмотрим этот вопрос, имея в виду возможность и других его применений. Основной задачей при этом должно быть изучение влияния на к.п.д. машины, чис­ ла Re и масштабного эффекта.

Полный к . п . д . машины т/ = vjr г 1 0 б т/м с х на оптималь­ ном режиме, как показывает опыт, изменяется с изме­ нением размеров и числа оборотов машины, но прояв­ ление этих факторов по разному отражается на состав­ ляющих коэффициентах — гидравлическом т/г, объемном

и механическом Г и д р а в л и ч е с к и й к. п. д. на оптимальном режи­

ме работы машины определяется в основном сопротив­ лениями трения в ее проточных каналах, так как влия­ ние так называемых «ударных» потерь на оптимальном режиме незначительно. Так как в проточных каналах машин, передающих энергию потоку, преобладает диффузорное течение, способствующее усиленной турбулизацин потока, режимы течения здесь следует считать турбулентными с квадратичной зависимостью сопротив­ лений от скоростей и расходов и с проявлением влияния относительной шероховатости стенок3 8 ).

Учитывая это и оценивая коэффициент гидравличе­ ских сопротивлений в квадратичной зоне по формуле Никурадзе

^l , 7 4 + 2 l g ^ - ° j

А.А. Ломакин [17] определяет гидравлический к . п . д . насоса следующим уравнением

у/г = 1 — — = 1 — const >. —

= 1 — const X =

еу

т

 

= 1 - ;

C 0 " S t

(IV-14)

 

1,74+2 lg

^

3 8 ) В гидравлических турбинах, например, где протекают в основ­ ном конфузорные течения, существенное знамение, могут иметь и иеквадратичные режимы.


так как

величину

, где v — характерная

скорость

 

2ет

на

подобных

режимах

можно

в проточных каналах,

считать

постоянной. Надо

полагать,

что зависимость

(IV14) должна быть применимой и для газовых ма­

шин— вентиляторов

и воздуходувок при

незначитель­

ном проявлении

сжимаемости.

 

Считая,

что

абсолютная шероховатость Д стенок

каналов на

модели

и в натуре одинакова,

относительную

 

 

_

д

 

шероховатость Д =

•—' в условиях геометрического по-

 

 

 

го

 

подобия можно считать обратно пропорциональной ха­

рактерным линейным размерам

D модели и

натуры.

В связи с этим формула

(IV—14)

приобретает

обобщен­

ный вид

 

 

 

- ,, г = = 1

d

,

(IV - 14')

где А и В некоторые постоянные коэффициенты, оцени­ ваемые на основе масштабных серий опытов. Зависи­ мость (IV—14') определяет принципиальное влияние масштабного эффекта (абсолютного значения характер­ ного размера D , за который обычно принимают наруж­ ный диаметр рабочего колеса) на гидравлический к.п.д.

лопастной машины

и может быть используема для обоб­

щений результатов

экспериментальных

исследований.

О б ъ е м н ы й

к. п. д. лопастных машин определяется

в зависимости

от утечек по формуле

(I.II52)

•г, Q

6~Q + Qyr'

а утечки в общем случае должны оцениваться по ( I I I 5 3 )

2 ^

Сопоставляя на этой основе относительную величину утечек на модели и >в натуре, получим

1/2

ІЗ»,

195


Коэффициенты расхода ц определяются отношения­ ми линейных размеров в уплотнениях и коэффициентами их сопротивлений. Первые в условиях геометрического подобия одинаковы, а вторые при больших Re, также неизменны, а при малых Re, типичных для уплотнений, можно принять неизменными приблизительно. Поэтому можно считать, что ! V h - M ~ 1 -

Отношение площадей проходных сечений в уплот­ нениях при геометрическом подобии / н / / м = aj, а отно­ шение перепадов давления в уплотнениях можно счи­ тать пропорциональным полным повышениям давления, создаваемым машинами. В связи с этим по (IV—7')

АРу.« _

д А і _

_

=

=

оСр

а; ! .

Учитывая отмеченное, относительную величину уте­ чек в натуре п на модели выражаем через константы подобия

^ у т - н = 1 • <ха (ap as а'п) '/'2 а.\п = аЗ а„ ар,

а при моделировании на той же жидкости, когда cu = 1,

V V T . I I

і

Ц/ут.м

Тем же при неизменной плотности будет, как извест­ но по (IV—8), и отношение пронзводительностей подоб­ ных машин на сходственных режимах

— — a d a „ , Ум

т. е. утечки в рассматриваемых условиях пропорцио­ нальны производительностям подобных машин.

ПОЭТОМУ, ПереПИСаВ формулу, О п р е д е л я ю щ у ю Г| об в

виде

•Чоб Q нетрудно убедиться, что

"Іоб.м j

"'їоб.н

ИЛИ

 

"Чоо= T7O6.HI

(IV—15)

т. е. объемные к. п. д. подобных лопастных машин, рабо­

тающих на

сходственных реоюимах и одинаковой

жидко­

сти, можно

считать

одинаковыми.

 

М е х а и и ч е с к и й

к. п. д. легко поддается

анализу

лишь в части потерь дискового трения. Момент диско­ вого трения определяется по формуле (III 54)

Отношение соответствующих мощностей поэтому для

натуры и модели, считая, что cfn

=• cfM, будет

^тр.д.и

ш н -/Итр.д.н

„г, „а.

== ар aj а.„,

 

Л'тр.д.м

WM

-Мтр.д.м

 

 

 

It

 

TzDll

учитывая,

что ш =

— ,

а

и =

.

У

 

г

 

60

 

Так как

потребляемые

в

натуре

и на модели мощ­

ности, согласно (IV—9'), находятся в том же отношении

между дисковым

трением

и

потребляемой

лопастной

машиной мощностью существует

пропорциональность.

Но такой пропорциональности нельзя установить для

собственно механических

потерь

машины — на трение

в сальниках и

подшипниках,

так

как здесь

действуют

иные факторы, не гидродинамического, а механического порядка. Поэтому и гидродинамические закономерности в изменении к. п. д. лопастных машин справедливы лишь для гидравлического, объемного, внутреннего механиче­ ского

£к ^тр.д

"Ihicx —

ек

и внутреннего

К]; =д 7]Г • 7Jo6 • 7fcMex, но не для полного механического

е е (^тр.д ~f~ ^мех)


и tfe для полного к. п. д. машины в целом

Определять закономерность изменения последних в связи с отмеченным приходится непосредственным эк­

спериментом

(без возможности обобщений полученных

результатов)

на базе теории г и д р о д и н а м и ч е с к о г о

подобия.

 

§ IV—7. Удельное число оборотов и коэффициент быстроходности лопастных машин

Условия работы и соответствующий им тип лопаст­ ной машины, определяются тремя величинами: полным повышением давления Ар, которое должна создавать машина, ее производительностью Q и числом оборотов п в минуту. Все это, разумеется, должно соответствовать какому-то определенному режиму работы машины, на­ пример,— оптимальному. При проектировании машины или при подборе наиболее подходящего из числа выпол­ ненных образцов приходится учитывать необходимые числовые значения всех трех величин Ар, Q, п. Естест­ венно, что это создает определенные трудности и неудоб­ ства.

В связи с отмеченным становится целесообразным отыскать такую величину, которая определялась бы все­ ми тремя отмеченными выше Ар, Q, п в некоторой и< комбинации и в то же время однозначно определяла соответствующий им тип машины. Такой величиной может служить любая из тех же трех Ар, Q, п, если две другие условиться во всех случаях приводить к вполне определенным их числовым значениям, сохраняя суще­ ствующую между ними взаимосвязь.

К таким определенным (удельным) значениям в те­ ории лопастных машин принято приводить Ар и Q, а число оборотов машины, соответствующее этим удель­ ным значениям Арул и Qya , называют удельным числом оборотов машины данного типа. Взаимосвязь между Ар, Q и п, сохраняемая в процессе такого приведения, определяется неизменностью типа (геометрическое по­ добие) и режима работы (кинематическое подобие) машины, что было детально рассмотрено в предыдущих